Критика классического структурного функционализма
Мертон поставил под вопрос правомерность трех постулатов, широко
используемых социологами, работающими в рамках классического
структурного функционализма (Б.К. Малиновский, А.Р. Радклифф-Браун).
1. <Постулат функционального единства общества>. Из него следует,
что любая часть социальной системы функциональна для всей системы,
благодаря чему обеспечивается высокая степень интеграции всего общества.
По оценке Мертона, это может в основном быть справедливым в
отношении традиционных социальных систем, особенно ранних, дописьменных
обществ. Однако социолог высказал сомнение в правомерности
распространения постулата о <функциональном единстве> на сложные, сильно
дифференцированные современные общества. В качестве аргумента он
приводит пример религиозного плюрализма. В обществе, в котором существуют
разнообразные верования, религия имеет тенденцию скорее разделять, чем
объединять. Поэтому социолог считает, что ныне нужно вести речь о степени
функционального единства, а какова она - определяется конкретным
социологическим исследованием. <Степень интеграции является эмпирической
переменной, изменяющейся во времени в одном и том же обществе и
являющейся различной в разных обществах, - пишет он. - То, что все
человеческие общества должны иметь некоторую степень интеграции, есть
вопрос определения и постулируется нами в качестве истинного положения. Но
не все они имеют ту высокую степень интеграции, при которой каждая
культурно-стандартизированная деятельность или убеждение являются
функциональными для людей, живущих в нем>1.
2. Согласно <постулату универсальности функционализма>, все
стандартизированные социальные или культурные формы имеют позитивные
функции. Этот постулат предполагает, по существу, <полезность> любой
социальной практики.
По мнению Мертона, данное утверждение является не только
упрощенным, но может быть и неправильным. При функциональном анализе,
1 Мертон Р. Явные и латентные функции. В кн.: Американская социологическая мысль. Тексты.
М.: МГУ, 1994. - С. 388
считает он, следует исходить из посылки, что часть общества может быть
функциональна, дисфункциональна или нефункциональна. Отдельная структура
(игорный бизнес) может выполнять функции, но она же может вызвать
дисфункции отдельных частей, либо всей системы (рекреационной, культурно-
развлекальной).
Более того, социолог ратует за четкую регистрацию тех социальных
единств (индивидов или социальных групп), для которых конкретная
социальная структура является функциональной, дисфункциональной или
нефункциональной. Поэтому Мертон предлагает заменить постулат
универсальности функционализма на критерий, согласно которому
существующие культурные формы обладают целым набором функциональных
последствий. <Вопрос о том, являются ли последствия того или иного
культурного явления функциональными, решается не априорно, а в процессе
исследования>2, - заключает он.
3. <Постулат необходимости>. Его суть заключается в том, что в
обществе есть <универсалии> - социальные или культурные явления, которые
являются атрибутами, незаменимыми компонентами для существования
общества в целом.
Мертон подверг критике положение о существовании необходимых
<универсалий>, не без оснований указав на то, о чем собственно идет речь: о
существовании функциональных универсалий (условий выживания, сохранения
социального порядка) или же о незаменимости отдельных структур общества.
С первым положением Мертон соглашается, как и Парсонс, он считает, что
любая система чтобы существовать должна удовлетворять необходимые
(обязательные) функции. Однако категорически отрицает второе. По его
мнению, нет убедительных доказательств, какие из структур (назывались такие
институты, как семья или религия и др.), являются атрибутами всех
человеческих обществ.
Для замены постулата необходимости социолог предлагает концепцию
<функциональных эквивалентов> или <функциональных альтернатив>. Он
приводит пример того, что функциональной альтернативой религии может быть
идеология: <С этой точки зрения политическая идеология, такая, как, например,
коммунизм, может обеспечить функциональную альтернативу религии. Она
может отвечать тем же функциональным требованиям, что и религия>.
Вместе с классическим функционализмом Мертон не принял и
структурно-функционалистскую парадигму Парсонса. Не ввиду её
принципиальной ошибочности, а, главным образом, из-за несогласия с
предложенной стратегией изучения общества. Парсоновская теория, по
существу, представляла собой философскую систему, которую практически
невозможно было соединить с эмпирическим анализом.
Какой теоретико-методологический инструментарий предложил Мертон
взамен? Прежде всего, теорию среднего уровня и свою собственную стратегию
функционального анализа.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1667;