Подвижное равновесие общества
Консенсус в отношении нормативного порядка является фундаментальным
интегративным принципом в обществе. Из общепризнанных норм и ценностей
вытекают общие цели, которые определяют направление движений в конкретных
ситуациях. Так, например, в западном обществе члены конкретного предприятия
разделяют цель эффективного производства на своей фирме, которая вытекает из
общего взгляда на экономическую продуктивность. Общая цель становится
побудительным мотивом для сотрудничества. Средствами воплощения целей в
конкретные действия являются роли. Любой современный социальный институт
предполагает наличие целой комбинации ролей. Между нормами и ролями имеет
место процесс взаимопроникновения: нормы стандартизируют и упорядочивают
ролевое поведение, делая его предсказуемым, что в итоге создает основу для
консенсуса и социального порядка.
Исходя из того, что консенсус является важнейшей общественной ценностью,
Парсонс усматривает главную задачу социологии в анализе институализации
образцов ценностных ориентаций в социальной системе. Когда ценности
институализированы и поведение индивидов структурировано сообразно им,
возникает состояние стабильного <социального равновесия>.
Консенсус и стабильность системы не означает, что она не способна к
изменениям. Напротив, Парсонс считал, что на практике ни одна социальная система
не находится в состоянии идеального равновесия, хотя определенная степень
равновесия необходима для жизнеспособности системы. Поэтому процесс
социального изменения Парсонс представляет как <подвижное равновесие>. Так, если
изменится взаимоотношение общества со своей средой, то это приведет к переменам в
социальной системе в целом. Процесс <подвижного равновесия> может затрагивать не
только части, но и все общество.
Отнюдь не случайно эволюцию общества и его подсистем Парсонс
анализирует в контексте упоминавшихся выше типовых переменных, что позволяет
интегрально рассмотреть изменения, происходящие в макро подсистемах общества и
изменения в характере ориентаций действий, осуществляемых индивидами на микро
уровне. Напомним эти переменные:
<Аффективность - аффективная нейтральность>.
<Диффузность - специфичность>.
<Партикуляризм - универсализм>.
<Аскрипция - достижение>.
<Ориентация на коллектив - ориентация на себя>.
Нетрудно видеть, что, по существу, эти типовые переменные построены вокруг
способов, с помощью которых люди решают самые жизненно важные вопросы: <Как
индивиды получают вознаграждение?> и <Следует ли членам общества самим искать
пути реализации своих интересов или же это сделают социальные группы, к которым
они принадлежат?>.
Согласно Парсонсу, выборы в пользу первых составляющих дилемм -
аффективности, диффузности, партикуляризма, аскрипции, ориентации на коллектив
- характерны для традиционных обществ, в то время как выборы в пользу
противоположных составляющих - аффективная нейтральность, специфичность,
универсализм, достижение, ориентация на себя - свойственны исторически более
высоким современным обществам. По его мнению, социальная эволюция обществ
предполагает движение ко все большему увеличению в действиях индивидов выборов
второго типа. Если же общество окажется не в состоянии двигаться в этом
направлении, то в нем начинается стагнация. Так, общество, в котором статусы в
основном предписаны, а также слишком сильны ориентации на коллектив
препятствует наиболее способным индивидам проявлять творческую инициативу и
выполнять важные социальные роли. Вместе с тем Парсонс допускал, что выборы в
пользу первых составляющих дилемм не исчезнут полностью даже в наиболее
развитых обществах (так, есть значительная возможность их сохранения в семье).
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 595;