Функционалистская теория аномии

Понятие аномии

В работе <Социальная теория и социальная структура> Р. Мертон

поставил задачу <понять, каким образом социальная структура побуждает

некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению>.

По Мертону, среди множества элементов социальной структуры можно

выделять два особенно важных, которые определяют её суть. <Первый состоит

из определенных культурой целей, намерений и интересов, выступающих в

качестве законных целей всего общества или же для его отдельных слоев>10.

Второй элемент - <определяет, регулирует и контролирует приемлемые

способы достижения этих целей: В любом случае выбор средств достижения

культурных целей ограничивается институализированными нормами>11.

Разбалансированность между культурными целями и

институциональными средствами их достижения приводит к состоянию

аномии. Аномия - это ценностно-нормативный вакуум, безнормие, которое

означает, что ценностные регуляторы поведения резко ослаблены,

фрагментированы и рассогласованы. Мертон считал аномию производным

результатом от деформированного состояния социальной структуры,

побуждающей членов общества к отклоняющемуся, девиантному поведению.

Типологизация способов адаптации индивидов в условиях аномии

Р. Мертон предложил анализ состояния социальной структуры через

призму двух взаимосвязанных переменных: 1) какие существуют цели,

определяемые культурой и 2) каковы законные, институциональные

средства достижения этих целей. Противоречия между целями и средствами,

их характер и острота, влияют на то, принимают ли люди общественные цели

и используют ли они нормативные или незаконные средства для их

достижения.

Так, в принципе может быть ситуация, когда большинство людей

достигает желаемого участия в общественной жизни, используя

институциональные средства. В таком случае структура находится в

устойчивом равновесии, обладает достаточной стабильностью. Однако в

реальной жизни, как правило, имеет место большая или меньшая

разбалансированность отношений между целями и средствами, что

способствует возникновению различных способов адаптации индивидов к

социальным условиям.

Учитывая различное отношение индивидов к общественным целям и

средствам, Р. Мертон выделил пять типов наиболее характерного поведения

- конформность, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж.

9 См.: Там же. - С. 413-418

10 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социс, 1992, № 2. - С. 118-119

11 Там же. - С. 119

Формы

Приспособления

Определяемые

Культурой цели

Институализиро-

Ванные средства

Конформность + +

Инновация + -

Ритуализм - +

Ретритизм - -

Мятеж + - + -

В таблице <+> обозначает <принятие, <-> - <отвержение>, <+ -> -

<отвержение господствующих ценностей и замена их новыми>12.

Конформность

По Мертону, этот тип приспособления индивидов к социальным

условиям распространен, когда степень стабильности общества высока.

Имеет место соответствие поведенческих моделей как культурным целям,

так и институционализированным средствам.

В России сегодня дело обстоит иначе. Лишь сравнительно небольшая

часть населения способна принять одобряемые культурой демократические и

рыночные цели. При этом речь идет не о том, чтобы декларировать их

принятие. Важно, чтобы на поведенческом уровне люди использовали

институциональные средства их достижения. В российском обществе пока не

сложились механизмы, посредством которых выполнялась бы эта функция -

необходимо соответствующее распределение ролей, новый иерархический

порядок ценностей с акцентом на значимость собственно демократических

ценностей, адекватное социальное разделение труда, ритуалы и церемонии

демократического толка (см. шестую заповедь).

Инновация

<Эта форма приспособления вызывается значительным

акцентированием цели-успеха и заключается в использовании

институционально запрещаемых, но часто бывающих эффективными средств

достижения богатства и власти, или хотя бы их подобия>13.

Данный тип поведения, предполагающий сильное эмоциональное

восприятие цели, вызывает установку на готовность рисковать, вырабатывая

инновационные методы достижения цели. Он весьма характерен для

современной России и конкретно проявляется в использовании, хотя и

эффективных, но институционально запрещаемых средств достижения

богатств и власти. Распространено взяточничество, злоупотребления

служебным положением, имеет место коррупция.

Дело не только в том, что далеко не все факты правонарушений

выявляются правоохранительными органами. Куда большую проблему

представляют латентные функции непоследовательной борьбы властей с

преступностью и девиантным поведением (см. третью заповедь), что важно

для понимания характера и динамики социальной структуры. У многих

россиян возникает снисходительное отношение к преступным и

12 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социс, 1992, № 3. - С. 105

13 Там же. - С. 105

безнравственным практикам. Виноваты ли в этом только люди? Отнюдь нет.

<Если бы общественное сознание не принимало мошенников, их было бы

намного меньше>14, - отмечает Мертон. Добавляя при этом, что основная

причина подобной ситуации не столько в личных пороках, сколько в

<болезни> социальной структуры, которые сужает каналы

институциональных средств для достижения целей, свертывает возможности

обретения новых социальных статусов, необходимых для участия в

демократической жизни и вхождения в рыночные отношения.

Ритуализм

Этот тип приспособления, как отмечает Мертон, предполагает

понижение целей-успеха при возможности быстрой социальной

мобильности. Для общества такое поведение не оборачивается социальной

проблемой, ибо индивиды не нарушают институционально допустимых

средств достижения целей.

В России есть немало людей, для кого богатство, власть высокий

социальный статус и т.д. не стали стимулом для особой активности. Мотивы

понижения целей-успеха могут быть разные. Одни презрительно к богатству,

если оно не нажито трудовой деятельностью. Другие и в советское время и

ныне стремятся <не высовываться> - сказываются последствия того, что в

течение десятилетий смыслопроизводящие институты, официальная

пропаганда осуждали <карьеризм>. Безинициативный тип поведения при

почти следовании институциональным нормам стал распространяться среди

рабочих, инженеров, деятелей науки и культуры. Угроза безработицы и

увольнения, войдя в нашу жизнь, вопреки ожиданиям реформаторов сковала

стремления к продвижению вперед, вверх в общественной иерархии. Этим в

значительной степени объясняется сохранение и воспроизводство таких

культурных целей, которые могут обеспечить относительное благополучие

при следовании рутинному распорядку. Многие россияне живут по

принципу: <Не ставь высоких целей - не будет и разочарований>. Но новая

социальная структура с настойчивым упорством подталкивает этих людей к

новым целям. И тогда случается переход к другим типам приспособления, в

частности, к инновации. Творческая интеллигенция и специалисты высокой

квалификации, ощущая свою невостребованность, уходят в коммерческие

структуры, либо уезжают в западные страны.

Ретритизм

Этот тип поведения связан с отвержением и культурно одобряемых

целей, и институциональных средств. Обычно ретретисты представляют

собой людей, отверженных обществом. Это - бродяги, алкоголики,

наркоманы. Однако в обществе, находящимся в состоянии аномии, к ним

подчас примыкает и часть населения, пережившая всевозможные неудачи от

инновационного поведения. В итоге совершается бегство людей из общества.

В самых крайних случаях оно может принять форму самоубийства.

Ретритизм обычно связывают с игнорированием социальной

направленности реформ. В этом, несомненно, есть доля истины - многие

14 Там же. - С. 106

люди не смогли приспособиться к <шокотерапии>, иначе как с помощью

алкоголя и наркотиков. Глубинные же корни этого типа приспособления

уходят в смену социальных реалий, социокультурных ценностей и,

соответственно, социальных статусов и ролей. Процесс этот болезненный для

любого общества и, как правило, для смягчения его последствий

подключается государственный ресурс. У нас же государство до сих пор не

определились ни с декларацией приоритетных ценностей, которые

собирается поддерживать в долговременной перспективе, ни с программой

социальной помощи людям, которые в принципе могут адаптироваться к

новым ценностям и нормам.

Мятеж

Мятеж единственный тип приспособления, связанный со стремлением

изменить существующую социальную структуру. <Этот тип

приспособления, - пишет Р. Мертон, - выводит людей за пределы

окружающей социальной структуры и побуждает их создать новую, то есть

сильно видоизмененную социальную структуру. Это предполагает

отчуждение от господствующих целей и стандартов. Последние начинают

считаться чисто произвольными, а их претензия на законность и

приверженность индивидов - несостоятельной, поскольку и цели, и

стандарты вполне могли бы быть другими>15.

Мятеж, как реакция приспособления, возникает, когда существующая

социальная система препятствует достижению законных целей

определенным социальным слоям. По Мертону, мятежная адаптация

способствует производству мифов мятежа, консолидирующих недовольных

в революционные группы. Им противостоят консервативные мифы, функция

которых выражается в сокрытии источника массовых разочарований,

лежащего в социальной системе, переключение его либо на саму природу

вещей, присущих любой социальной системе, либо на индивидов-

неудачников.

Как мифы мятежа, так и мифы консерватизма направлены на

<монополизацию воображения>, заключает социолог.








Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1474;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.022 сек.