Дух науки и интеллектуализированное поведение
Становление интеллектуализированного поведения Фрейд связывает с
утверждением духа науки в обществе. По его мнению, замена религиозных
мотивов на мотивы светские не приведет к умалению культурного поведения,
ибо люди науки, работники умственного труда сами большей частью являются
носителями культуры. Не восторжествует ли в таком случае поведение,
основанное на эмоциональных мотивах? Действительно, даже у современного
взрослого человека мотивы чисто рассудочные трудно справляются с
побуждениями страстей. Ребенок же вообще не может рациональной
умственной работой подавить первичные позывы: он должен обуздать их
актами вытеснения, за которыми, как правило, стоит мотив страха.
Большинство этих детских неврозов стихийно преодолевается по мере развития
ребенка. Считая религию "общечеловеческим неврозом", который отпадет в
процессе роста человеческой цивилизации, ученый полагает, что рациональное
обоснование запретов, заповедей и законов лучше религиозного в плане и
укрепления культурного фактора в человеческих отношениях, и в
совершенствовании окостенелых законов. "Люди поняли бы, - замечает Фрейд,
- что эти законы не столько для того, чтобы господствовать над ними, сколько
для того, чтобы служить их интересам; у них создалось бы к ним более
дружественное отношение, и они ставили бы себе целью не уничтожение их, а
только улучшение. На пути, ведущем к примирению с давлением культуры, это
было бы важным шагом вперед"27. Без религиозного влияния, конечно, человек
25 Там же. - С. 509
26 Там же. - С. 510
27 Там же. - С. 513
окажется в затруднительном положении. Он перестает быть объектом нежного
попечительства, благого предвидения и должен рассчитывать лишь на
собственные силы. "Он попадает в положение ребенка, покинувшего отчий дом,
где ему было так тепло и уютно. Но инфантилизм обречен на преодоление, не
так ли? Не может человек вечно оставаться ребенком, он должен, наконец,
выйти наружу, во "враждебную жизнь". Это можно назвать <воспитанием к
реальности>"28.
Фрейд верит в интеллектуализацию мышления и поведения людей, хотя
при этом отмечает объективные трудности данного процесса: "Мы можем
сколько угодно подчеркивать бессилие интеллекта по сравнению с властью
человеческих первичных позывов и быть при этом правыми. Однако слабости
этой присуща некая особенность: голос интеллекта тих, но он не успокаивается
до тех пор, пока его не услышат"29. Фрейд подчеркивает, что наука весьма
молода, но человеческий интеллект уже достаточно окреп, чтобы пользоваться
научным инструментарием для адекватного восприятия проблем мироздания.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 595;