К. Маркс о власти, обращенной к человеку
Общепризнан вклад К. Маркса и Ф. Энгельса в развитие социологической науки.
Практически нет ни одной серьезной работы по теоретической социологии, в которой
не упоминались бы эти имена (позитивно или критически). Все сколько-нибудь
авторитетные учебники по социологии имеют специальный раздел, посвященный
марксистской социальной теории, справедливо называют самого К. Маркса классиком
социологии.
Мировая социологическая мысль оценивает творческое наследие Маркса и
Энгельса прежде всего в контексте социокультурных и научных ценностей того
времени, когда они жили. Тем не менее, многие их идеи находят свою
востребованность сегодня во многих социологических парадигмах. Некоторые
социологи прямо считают себя их последователями, а свою теорию именуют
<неомарксистской>.
Отношение российских обществоведов к творчеству Маркса неоднозначно.
Некоторые склонны отождествлять распад социалистической системы и крах
Советского Союза с <кризисом марксизма>, <крахом> самой теории, не замечая ныне
растущий интерес мировой социологической мысли к трудам Маркса и Энгельса.
Другие пытаются, так или иначе, сохранить приверженность марксизму, но в его
советской - <марксистско-ленинской> - версии. Иногда верность марксизму
парадоксальным образом сочетается с идеями соборности, возрождения христианства в
современной России. В лучшем случае предлагается отделить Маркса-ученого от
Маркса-политика.
Сказанное делает задачу интерпретации теории Маркса и Энгельса в целостном
виде весьма сложной. Есть ещё ряд обстоятельств, которые должны быть нами
изначально приняты во внимание.
Ещё при жизни Маркса и Энгельса возникли различные версии марксистской
теории, т.е. образовалось множество <марксизмов>, подчас весьма далеких от того,
что обосновали её создатели. Поэтому неправомерно отождествлять марксистскую
теорию с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д., представители
которых использовали авторитет и отдельно взятые положения работ Маркса и
Энгельса как идейное средство легитимировать политические деяния самого разного
толка и к тому же в совсем иных социокультурных реалиях.
Кроме того, в рамках академической социологии предпринимались попытки
осовременить теоретический и методологический инструментарий их теории,
результатом чего стало появление неомарксистской социологической парадигмы.
Словом, есть марксистская теория и множество постмарксистских течений, школ,
которые трактуют ее по-разному.
Наконец, сама марксистская теория имеет сложный, междисциплинарный
характер. В ней соединены философия, экономия, культурология и собственно
социология. У Маркса и Энгельса нет специфически социологических работ. Более того,
они не употребляли сам термин социология, ввиду того, что он напрямую
ассоциировался с О. Контом, эволюционистские воззрения которого были для них
категорически неприемлемыми. <Я занимаю решительно враждебную позицию по
отношению к контизму>1, - отмечал К. Маркс.
Тем не менее, социологи всего мира ценят Маркса и Энгельса за то, что они
создали оригинальную теорию - диалектико-материалистическую социологическую,
позволяющую анализировать общество, его структуры, функции в контексте динамики
ментальности больших социальных групп, их взаимодействия и борьбы. Её
методологический инструментарий весьма эффективен для интерпретации
общественных конфликтов и противоречий, путей их разрешения. К ней до сих пор
обращаются и потому, что она имеет гуманистическую направленность.
Научно-биографические сведения:
Карл Маркс (Marx) -основоположник диалектико-материалистической
социологии, согласно которой структуры общества, сознание и поведение живущих в
нём людей анализируются через призму материальных условий их жизни, через
противоречия и конфликты в существующем способе производства, ибо эти факторы, а
не субъективные мотивы, желания, идеи людей в конечном счете определяют, с точки
зрения данной теории, характер социальных фактов.
Маркс родился 5 мая 1818 года в семье адвоката. Учился в Боннском и
Берлинском университетах. В 1841 г. получил докторскую степень на философском
факультете Иенского университета, по окончании которого занимается
публицистической деятельностью, практически существуя на гонорары за публикации.
В 1843 г. Маркс женится на Женни фон Вестфален, которая была вынуждена разделить
с ним все экономические и эмиграционные тяготы. Из-за его политического
радикализма под давлением властей семья покидает Пруссию, затем Францию и
Бельгию, найдя, наконец, в 1849 г. прибежище в Англии. Здесь Маркс жил и работал до
самой смерти, наступившей 14 марта 1883 г.
К Марксу, его научной и политической деятельности, как в мире, так и у нас,
относятся по-разному. Западные исследователи большое внимание уделяют проблемам
отчуждения, затронутым в таких работах как <Экономико-философские рукописи 1944
года>, <К Критике гегелевской философии права>, <Немецкая идеология> -
последнюю, как и многие другие, Маркс написал в соавторстве со своим идейным
единомышленником Ф. Энгельсом. Советские обществоведы прежде всего
рассматривали Маркса и Энгельса как создателей <науки о всеобщих законах развития
природы, общества и мышления>, имеющей универсальное значение, пригодной для
всех времен и народов, а между тем канонизировали отдельные положения их работ,
особенно относящиеся к анализу революционных процессов в Европе в конце 40-х г.
XIX века. Практически не учитывалось то весьма важное обстоятельство, что с
переходом европейских стран от революционного к эволюционному периоду развития
воззрения Маркса и Энгельса становились другими. После поражения европейской
революции 1848 года, Маркс отставляет политическую деятельность и в течение
пятнадцати лет (до создания <Интернационала> в 1964 году) всецело занимается
наукой. С позиций своего диалектико-материалистического метода он анализирует
новые реалии развития капиталистического общества. Однако для читателя,
воспитанного на трудах советского обществоведения, Маркс так и остался прежде
всего автором <Манифеста коммунистической партии> (1848). Такие его
произведения, как <Гражданская война во Франции> (1871), второй и особенно третий
том <Капитала> (1885 и 1894), произведения последних лет жизни, в которых сам
Маркс дезавуирует многие положения своих ранних работ, отмечая в них и <наивные
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. - Т.33. - С. 189
иллюзии>, и <почти детский энтузиазм>2, оказались не востребованными в полном
объеме их новаций.
Среди других его произведений отметим: <Восемнадцатое брюмера Луи
Бонапарта>, <Гражданская война во Франции>, <Критика Готской программы> и др.
Фридрих Энгельс (Engels) родился 28 ноября 1820 года в семье
промышленника и был одним из всесторонне образованных людей своего времени.
Маркс и Энгельс одними из первых стали применять эмпирические
социологические исследования в своих теоретических трудах. Примеры использования
конкретно-эмпирических данных можно найти в работах "Положение рабочего класса
в Англии", "К жилищному вопросу" и др. Непреходящая значимость этих работ -
обоснование принципов сбора социологической информации при изучении постоянно
эволюционирующей реальности.
Другие работы Энгельса: <Происхождение семьи, частной собственности и
государства>, <Диалектика природы>, <Крестьянская война в Германии> и др.
Вместе Маркс и Энгельс занимались и политической деятельностью: в 1847 г.
создают "Союз коммунистов", а в 1864 - <Интернационал>.
Умер Ф. Энгельс 5 августа 1895 года.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 670;