Структуры и социальные агенты
Но, конечно, особое внимание Маркс и Энгельс уделяли исследованию
общества, воздействию его структур на людей, а людей на общество. Идею
диалектического материализма в социологии при истолковании характера
взаимодействия общественных структур и социальных агентов (классов, социальных
групп, отдельных личностей) Маркс концентрированно изложил в работе <К критике
политической экономии (предисловие)>, опубликованной в 1859 г. <Общий результат, к
которому я пришел и который послужил затем руководящей нитью в моих дальнейших
исследования, - писал он, - может быть кратко сформулирован следующим образом. В
общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные,
необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения,
которые соответствуют определенной ступени развития их материальных
производительных сил>15. Этими словами Маркс подчеркивает материалистическую
составляющую своего метода - характер общественных отношений следует изучать по
объективным реалиям - состоянию производительных сил, научного и технического
знания, а не по интерпретации способа мышления, не потому, что люди думают сами о
себе, исходя из разного рода политических, идеологических или религиозных
представлений.
Вместе с тем, будучи диалектическим мыслителем, Маркс особый акцент делает
на взаимосвязях между структурами - экономическими, политическими,
юридическими, показывая характер влияния различных подсистем на общество в
целом и на общественное сознание, в особенности, соответственно, на поведение
социальных агентов. Далее он продолжает: <Совокупность этих производственных
отношений составляет экономическую структуру общества, реальных базис, на
котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому
соответствуют определенные формы общественного сознания и поведения. Способ
производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и
духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а,
наоборот, их общественное бытие определяет их сознание>16.
Пожалуй, никакое другое положение, как это, и в прошлом, и ныне
подвергается самой интенсивной критике - Маркс-де исходит из экономического
детерминизма, т.е. выводит тенденции возникновения определенных социальных
структур, политического и духовного развития всецело из тенденции развития
экономического, хотя в жизни сплошь и рядом можно наблюдать обратные связи:
указанные явления сами воздействуют на экономику.
Представляется, определенная абсолютизация экономического фактора у
Маркса имела место. Но это не означает, что он примитивно сводил действие всех
15 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. - Т. 13. - С. 6
16 Там же
факторов общественной жизни к одному - экономическому. Более того, из сути метода
Маркса следует, что они диалектически взаимодействуют, т.е. взаимно влияют друг на
друга.
Маркс, как известно, всячески открещивался от пресловутого экономического
детерминизма, заявляя, что нельзя так односторонне интерпретировать суть его метода.
А Энгельс, возражая против трактовок диалектического материализма как
экономического детерминизма, давал следующие пояснения: <Дело обстоит совсем не
так, что только экономическое положение является причиной, что только оно является
активным, а все остальное - лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на
основе экономической необходимости, в конечном счете, всегда прокладывающей себе
путь>17.
Переходя от общей идеи интерпретации материализма в социологии к
конкретному анализу капитализма, Маркс отмечает: <Буржуазные производственные
отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса
производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в
смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов;
но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают
вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому
буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого
общества18>.
Таким образом, на основе экономической необходимости складывается в
конечном счете сложная система взаимозависимых социальных, политических и
духовных структур, которая определяет характер общественного сознания, положение
социальных субъектов, их видение мира, их интересы, побуждая к тем или иным
действиям. Отсюда вытекает, что социолог, использующий инструментарий
диалектико-материалистической социологии, должен изучать ментальность людей, их
поведение с учетом характера общественными отношениями.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 608;