Общественное сознание, сознание ложное, классовое сознание
По Марксу, сознание - высший уровень психической активности человека,
которая делает его социальным существом, отличным от животного. Сознание, будучи
многогранным явлением, изучается целым рядом наук - философией, психологией,
социологией, - каждая из которых вычленяет свой предмет исследования. Для
диалектико-материалистической социологии сознание интерес представляет прежде
всего в контексте противоречий материальной жизни. <:сознание надо объяснять из
противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между
общественными производительными силами и производственными отношениями>19.
Естественно, что противоречия материальной жизни порождают различные,
относительно самостоятельные формы сознания у людей, занимающих особое
положение в системе общественного производства. Одно дело духовная жизнь,
воззрения представителей социальной группы, обладающих доминированием по
отношению к средствам производства, имеющим реальный доступ к материальным и
культурным благам, и другое дело духовная жизнь тех, кому приходится ежедневно
думать о решение самых насущных проблем. Поэтому для социологов этого
направления особый интерес представляет изучение сознания различных классов,
социальных и этнических групп, равно как и характера общественного сознания в
целом (конфликтно ли оно или, напротив, толерантно).
17 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. - Т. 39. - С. 175
18 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. - Т. 13. - С. 7-8
19 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. - Т. 18. - С. 7
Но, ещё раз подчеркнем, будучи диалектиком, Маркса интересует развитие
общественного сознания в контексте изменений общественного бытия. Чтобы
показать динамику общественного сознания, Маркс вводит понятия ложного сознания
и классового сознания. По его мнению, все структуры капиталистического общества
функционируют таким образом, что они формируют как у буржуазии, так и у рабочего
класса ложное сознание. Это проявляется в том, что и те и другие имеют извращенное
представление о своей роли в жизни общества. Так, буржуазия как класс не
осведомлена о сущности противоречий капиталистического общества, о своем месте и
роли по отношению этих противоречий, о возможностях своего влияния на ход
общественного развития. У рабочего класса также есть иллюзии относительно своей
роли в обществе, но есть и перспективы их преодоления, которые обусловлены особым
местом класса в системе общественных отношений. В этой связи Маркс делает
различия между "классом в себе" (социальная группа, члены которой не осознают
своих классовых интересов) и "классом для себя" - (члены группы осознают своё
истинное социальное положение и потому стремятся к коллективным действиям в
целях отстаивания своих интересов). По Марксу, формирование классового сознания -
условие того, что конкретная социальная группа сможет оказывать реальное влияние на
формирование структур общества таким образом, что их функции будут более
приобретать гуманистический характер в отношении человека.
Социальные законы
Маркс и Энгельс свою задачу видели в открытии и обосновании социальных
законов - <внутренней и необходимой связи> между явлениями общественной жизни,
которые отражают исторический прогресс, поступательное развитие человеческой
цивилизации. По их мнению, законы носят объективный характер.
В работах "Немецкая идеология", "К критике политической экономии",
"Капитал" Маркс, как ему представлялось, обосновал закон человеческой истории,
согласно которому история человеческой цивилизации виделась как последовательная
прогрессивная смена низшей формации исторически более высокой формацией. При
этом им было выделено пять основных стадий: доклассовое общество (первобытный
коммунизм), рабовладельческое общество, феодализм, капитализм и бесклассовое
общество (коммунизм).
Маркс также полагал, что открыл закон соответствия производственных
отношений характеру и уровню развития производительных сил. По его мнению, этот
закон раскрывал суть механизма смены общественно-экономических формаций. <На
известной ступени своего развития, - пишет он, - материальные производительные
силы общества приходят в противоречие с существующими производственными
отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с
отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм
развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда
наступает эпоха социальной революции>20. В этом пассаже обратим внимание на три
принципиальных момента: 1) движущей силой истории выступает проявляющееся в
некоторые моменты развития противоречие между производительными силами и
производственными отношениями; 2) социальная революция - суть не политическая
случайность, а проявление исторической необходимости, она обусловлена
противоречиями материальной жизни; 3) прошлое, настоящее и будущее социальных
явлений находятся в диалектической взаимозависимости.
Марксом были также предприняты попытки обосновать закон углубляющейся
экономической дифференциации, согласно которому богатство концентрируется все у
20 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. - Т. 18. - С. 7
меньшего числа людей, ибо составляющие большинство населения средние слои и
особенно рабочий класс беднеют.
Обратим внимание на то, что положение об объективности социальных законов
в догматических версиях марксизма трактовалось как универсальность социальных
законов и неизбежность наступления отмеченных в них тенденций (осуществление
социалистической революции, торжество коммунизма). Большинство современных
социологов исходит из того, что социальные законы, какой бы степени общности они
не были, отражают временные тенденции, ограниченные культурным своеобразием
конкретного региона. Активная деятельность человека, получение нового знание очень
часто приводят к непредвиденным последствиям, которые вносят коррективы, подчас
существенные, в казалось бы незыблемые, устойчивые связи между социальными
явлениями.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 855;