Социальная революция
Маркс допускал разные формы классовой борьбы. Он не отрицал значимость
борьбы профсоюзной, но считал, что реформистская борьба, по крайней мере, в ранний
период развития капитализма, не решает проблему преодоления отчуждения
трудящихся от производственного процесса и политической власти. Кардинальное
решение проблемы он усматривал в социальной революции, которая разрешает
социальные противоречия путем уничтожения доминирования конкретного класса в
экономической и политической жизни, и постепенного эволюционное отмирание
пережитков ранее существовавших общественных отношений.
Обратим внимание на два принципиальных момента. Во-первых, диалектико-
материалистическая теория предполагает как революционное, контрреволюционное, так
и эволюционное развитие. Поэтому вполне естественны в истории каждого общества
периоды прогресса, регресса, застойного развития. Во-вторых, что более важно,
диалектика предполагает развитие самих противоречий и конфликтов. Поэтому
вполне естественно, что Маркс развивает и уточняет свои взгляды на социальную
революцию. Широко известны его слова: "революции - локомотивы истории"27 и не
востребованы мысли о том, что революционную борьбу трудно регулировать, что ее
конечные результаты зачастую оказываются непредвиденными, мало похожими на
декларировавшиеся революционерами цели. А Энгельс прямо указывал, что "во всякой
революции неизбежно делается множество глупостей"28.
Маркс и Энгельс не абсолютизировали средства разрешения противоречий, что
относится и к социальной революции. При изменении общественных реалий иным
24 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. - Т. 8. - С. 207
25 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. - Т. 23. - С.10-11
26 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. - Т. 25, ч.I. - С. 479-482; ч.II. - С. 458
27 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. - Т. 7. - С. 86
28 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. Т. 18. - С. 516
становится характер противоречий и, следовательно, возможные средства их
разрешения. Не удивительно, что в последние годы жизни они искали альтернативные
варианты, имеющие самое прямое отношение к социологическому анализу
возникающих новых реалий капиталистического строя. Так, в третьем томе <Капитала>
Маркс отмечает серьезные трансформации в частной собственности и в конечном счете
самого капиталистического общества. Приведем некоторые, на наш взгляд, наиболее
значимые выдержки: <Образование акционерных обществ. Благодаря этому:
:колоссальное расширение масштабов производства и возникновение предприятий,
которые были невозможны для отдельного капитала. Вместе с тем такие предприятия,
которые раньше были правительственными, становятся общественными. Капитал,
который сам по себе покоится на общественном способе производства и рабочей силы,
получает здесь непосредственную форму общественного капитала (капитала
непосредственно ассоциированных индивидуумов) в противоположность частному
капиталу, а его предприятия выступают как общественные предприятия в
противоположность частным предприятиям.
Это - упразднение капитала как частной собственности в рамках самого
капиталистического способа производства: Превращение действительно
функционирующего капиталиста в простого управляющего, распоряжающегося
чужими капиталами:>29. <Это, - говорится ниже, - упразднение капиталистического
способа производствами и потому само себя уничтожающее противоречие, которое
(прежде всего) представляется простым переходным пунктом к новой форме
производства>30.
Эти новые реалии капиталистического общества обусловили то, что в конце
жизни у Маркса и Энгельса изменяются оценочные суждения о социальных
революциях с однозначно восторженных до взвешенных и критических. Безусловно,
социология марксизма 70-80-х годов не сводится к революционному пролетарскому
мессианизму.
К этому следует добавить и то, что социальные изменения отнюдь не всегда
являются результатом противоречий и классовых конфликтов. Классовая борьба может
быть лишь частным случаем общественных преобразований.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 547;