ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ КОНТРОЛЯ ОБЩЕСТВА ЗА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Сегодня контроль общества за государственной властью становится как никогда ранее актуальной проблемой и в практическом, и в теоретическом плане. Развитие человечества ведет ко все большей специализации, дифференциации труда и знаний.80 Одновременно
79 См. подр.: Брэбан Г. Французское административное право. М., 1988. С. 373-382.
80 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
(й.^ -^--ггЕГ уйеа&,.,<- |
• , — •~.1—-'»,,, '.•-'..^ов".-, "-^«—в- • —
Телефоны Ассоциации
(812) 275 88 48 (812) 275 88 49 (812) 275 88 50 (812) 327 35 02 (812) 273 15 33 (812) 273 69 98
Международные телефоны
(7.502) 201 55 24 (7.502) 201 50 25
факс/модем
(812) 327 35 01
Адрес
191028, Санкт-Петербург, Моховая ул., д. 15
Ассоциация "Юридический центр" Научно-консультационный отдел Юридический центр — Пресс Юридический центр — Адвокат Юридический центр — Аудит Юридический центр — Сервис Информационно-регистрационный отде/ Отдел переводов |
jurcenter@hotmail.com jurcenter® mail. ru consultspb@mail.ru izclat@liotmail.com izdatspb@mail.ru advokatspb@hotmail.com advokatspb@ mail. ru auditspb@hotmail.com auditspb@mail.ru servspb@hotmail.com servspb@mail.ru leto987@hotmail.com inforegspb@mail.ru oleg_kaspm@hotmail.com translatespb@ mail. ru |
Правовые основы взаимосвязи...
возникают новые, глобальные проблемы, встающие сегодня перед человечеством. Они требуют таких специальных знаний, которыми большинство населения не обладает. С другой стороны, сам процесс управления требует структуризации, иерархичности организации. Так, наилучших успехов на выборах достигнет та партия, в которой лучше распределены роли, четкая организационная структура, жесткая дисциплина. А это с неизбежностью, как доказали в начале XX в. М. Я. Острогорский и Р. Михельс, ведет к развитию олигархических тенденций — власть сосредоточивается в руках узкой олигархической группы элиты.81
В современном обществе существуют различные виды контроля за органами государственной власти. В соответствии с критерием времени можно выделить предварительный и последующий (ретроспективный) контроль. К первому виду относятся предварительное обсуждение, согласование принимаемого решения, утверждение решения, без которого оно не может вступить в силу, деятельность Конституционного Совета во Франции и некоторые другие. Второй вид контроля — это реакция на уже принятое решение и его неблагоприятные последствия. В случае, когда такие последствия являются противоправными, важнейшим средством реагирования выступает ретроспективная (или негативная) ответственность. По субъекту контроля можно выделить следующие виды: политический контроль (со стороны высших органов государственной власти, например, парламента); судебный контроль; административный контроль (со стороны органов исполнительной власти или административной юстиции); общественный контроль (средства массовой информации, общественное мнение). К отдельным самостоятельным видам можно отнести также прокурорский надзор и надзор омбудсмена (правозащитника).
Заявленная проблема требует определить субъект ответственности, ее результат (форму реализации) и государственный орган, обеспечивающий ее осуществление. Субъект ответственности может быть как индивидуальный (например, должностное лицо государственного органа), так и коллективный (сам государственный орган или государство в целом); результат ответственности (или форма ее
81 Острогорский М. Я. Демократия и политические партии. М., 1997; Michels R. Zur Soziologie des Parteiwesens in der modem Demokratie. В., 1970.
93ак.3616
240 Гражданское общество: истоки и современность
реализации) — наказание и восстановление нарушенного права, общая и частная превенция; государственный орган, к компетенции которого целесообразно отнести привлечение к ответственности — судебный или вышестоящий административный.
Принципиально важная проблема юридической ответственности — ее основание. Основание ответственности государственной власти — это свойства действия (акта) органа государственной власти или государственного служащего, непосредственно влияющие на форму (вид) ответственности. Если действие, нарушающее законодательство, выходит за рамки служебной компетенции государственного служащего, - это будет основанием индивидуальной ответственности (уголовной, дисциплинарной или гражданско-правовой). Это классическая теория ответственности, восходящая к III в. до н. э. (закон Аквилы), согласно которой человек несет ответственность за свои действия и должен возместить причиненный им ущерб. Однако по мере того как все больше расширялось вмешательство органов государственной власти в дела общества, по мере того как государство из персонифицированного лица превращалось в анонимный институт, — становилось очевидным, что классическая теория ответственности (индивидуальная ответственность конкретного лица) перестает быть адекватной изменившимся условиям. Это связано в том числе с тем, что в условиях бюрократизации государственной власти весьма проблематично установить конкретного субъекта, виновного в нарушении законодательства. Действительно, кто должен нести ответственность: разработчик акта (распоряжения), лицо, его подписавшее, или непосредственный исполнитель. Все это обусловило формирование в конце XIX в. практики (и теории) ответственности коллективной — ответственности государства. Государство стало брать на себя бремя ответственности (риска) за действия государственных органов и государственных служащих.
Наиболее сложной проблемой является разграничение личной и коллективной ответственности, т. е. ответственности государственного служащего и государственного органа. Проблема усугубляется тем, что государственный орган (и само государство) действует посредством конкретных чиновников. Общий ответ представляется следующим. В отношении государственного органа и государственных служащих (в отличие от граждан) действует принцип «разреше-
Правовые основы взаимосвязи... 241
но только то, что прямо предписано».82 Поэтому в принципе любое отклонение от должностной инструкции может быть квалифицировано как противоправное действие (хотя, безусловно, должны учитываться и другие обстоятельства, прежде всего — причиненный ущерб). Именно здесь и коренится отличие личной ответственности государственных служащих от коллективной ответственности государственной службы. Когда чиновник нарушает возложенные на него обязанности, переформулированные «негативно» в запретительных нормах права, — то это его личная, персональная вина, и отвечает он сам, лично. Когда действия чиновника согласуются с его функциональными обязанностями, но тем не менее причиняется ущерб (например, непредвиденные обстоятельства, действие третьих сил и т. п.), — это вина службы государственного органа, государства в целом (государственный орган, по определению, как и государственный служащий, действует от имени и по поручению государства, и не может, точнее — не должен, иметь личных интересов, отличающихся от интересов государства). В таком случае ответственность несет государство. Если речь идет, например, о материальной ответственности, оно возмещает из бюджета (казны) причиненный материальный ущерб.
Как отмечалось выше, с конца XIX в. формируется так называемая «абсолютная» ответственность (в том числе государства), которая не зависит от вины и даже причинной связи между действиями субъекта и последствиями. Как владелец источника повышенной опасности возмещает ущерб пострадавшему (а не сам водитель, конечно, при определенных условиях), так и государство берет на себя ответственность за действия своих должностных лиц (точнее — обязанность возмещать ущерб, причиненный их действиями). Все эти случаи — и когда вообще нет вины государственного чиновника (например, при стечении обстоятельств), либо когда она есть, но это относится к случаям государственного «страхования» (по причине того, что из «кармана» государственного служащего невозможно возместить ущерб при экологическом бедствии, катастрофе и т. п. случаях), — такие ситуации правильнее именовать не ответственностью государства, а обязательством по возмещению причиненного
82 Матузов Н. И. Еще раз о принципе «не запрещено законом дозволено»// Правоведение. 1999.№3.
242 Гражданское общество: истоки и современность
ущерба. Отличие касается не содержания действий, поскольку возмещение ущерба присутствует и при ответственности, и при обязательстве, а основания поступка: в первом случае непременно должно быть правонарушение (все элементы состава), а во втором — специально предусмотренные ситуации «благотворительности» со стороны государства (например, аварии на атомных электростанциях, землетрясения и тому подобные случаи, специально предусмотренные в международно-правовых конвенциях и законодательстве).
Традиционно различают следующие виды ответственности государства (обязательства по возмещению ущерба). Первый вид ответственности государства — политическая ответственность. Можно выделить следующие ее разновидности, имеющие юридическое значение, в которых и проявляется ее содержание. Во-первых, это ответственность высших органов государственной власти перед Конституционным Судом (другим органом конституционной юстиции) за издание неконституционных актов. Реализуется эта ответственность в отмене (признании недействительным) акта соответствующего государственного органа и восстановлении тем самым нарушенного права. Во-вторых, это ответственность главы государства при совершении им тяжкого преступления, нарушении Конституции и присяги (в законодательстве разных стран эти условия могут быть несколько отличными). В таком случае возбуждается процедура импичмента, и глава государства может быть смещен со своего поста и затем как физическое лицо привлечен к соответствующему виду юридической ответственности. В-третьих, к мерам юридической ответственности, относящимся к политической сфере, относят роспуск парламента, отставку правительства и других высших должностных лиц государства. Если в двух предыдущих случаях можно (с некоторыми оговорками) вести речь о правонарушении как основании такой ответственности, то при роспуске парламента и отставке правительства правонарушение инициирует эти действия очень редко (особенно в отношении парламента). Но, с другой стороны, последствия этих действий мало чем отличаются от дисциплинарной ответственности (увольнение с должности). В-четвертых, к политической, но не юридической ответственности можно отнести такие действия, имеющие нравственную составляющую, как публичное извинение, добровольная отставка и т. п.
Правовые основы взаимосвязи... 243
Имущественная (гражданско-правовая) ответственность наступает в строго определенных законом (или судебной практикой) случаях и выражается в возмещении материального ущерба из государственного бюджета или специальных централизованных фондов. Такая ответственность наступает независимо от вины конкретного причинителя. В действиях последнего вины может не быть вовсе, либо она может присутствовать — и тогда государство, возместив ущерб, может предъявить иск в порядке регресса к этому лицу. Примерами такой ответственности выступают: ответственность за увечье на государственном предприятии, при несчастном случае в результате проведения горных работ, за вред, связанный с использованием ядерной энергии, при действии источника повышенной
S3
опасности и т. п.
Административная ответственность государства — это ответственность государства за риск, связанный с деятельностью администрации — органов исполнительной власти. Основанием такой ответственности является административный проступок. Это противоправные действия (или документ — юридический акт), совершенные тем не менее в соответствии с компетенцией государственного служащего; либо такие случаи, когда государство берет на себя бремя ответственности и за виновные действия своих служащих (в таком случае к виновному чиновнику применяются меры дисциплинарной или даже уголовной ответственности). Реализуется административная ответственность в отмене неправомерных административных актов органом административной юстиции (точнее — признание их недействительными) и восстановлении тем самым нарушенного права. Такая отмена служит основанием для возмещения материального и морального ущерба.
Необходимо отметить, что проблема ответственности государства в юридической отечественной литературе еще не получила должного внимания и ждет своих исследователей.
83 Варкалло В. Об ответственности по гражданскому праву. М., 1978. С. 215-216. м Речь идет об административной ответственности на Западе и в дореволюционной
России.
85 Бойцова Л. В. 1) Ответственность государства за ущерб, причиненный гражданам в сфере правосудия: генезис, сущность, тенденции развития // Автореф. докт. дис. М., 1995; 2) Ответственность государства за ущерб, причиненный гражданам — публично-правовая или частноправовая? // Правоведение. 1993. № 1; Бойцова В. В.,
244 Гражданское общество: истоки и современность
Все вышеизложенное, как представляется, свидетельствует о том, что в современной России (как, впрочем, и в остальном мире) пока можно говорить лишь о предпосылках формирования гражданского общества, но отнюдь не о его фактическом существовании как в социологическом, так и политико-правовом аспектах.
Идея гражданского общества, как известно, возникла на Западе. Этому способствовало становление индивидуализма, свободы личности, формального равенства, характеризующих обменный тип общественных отношений, начинающий господствовать в Западной Европе в эпоху Нового времени. Именно там раньше и «по-другому» (в сравнении с остальными цивилизациями) происходит институционализация государства, его обособление от общества и складывание политически активной части населения (общественности), считающей себя способной формировать политический курс и нести за него ответственность (при выдвижении на государственные должности и проведении соответствующего политического курса в практическую плоскость). Однако эти тенденции далеки от того, чтобы предстать в виде гражданского общества, соответствующего его замыслу.
Иначе развивается конституция (устройство) общества в России и других регионах мира. Можно долго дискутировать по поводу «особой судьбы России», но нельзя отрицать интуитивно ощущаемое каждым различие культур (в том числе политико-правовых) России и Запада. Это различие касается, прежде всего, приоритета коллективно-государственных и индивидуалистических ценностей, патерналистского и инструментального отношения к государству, а также содержательного и формального правопонимания. Интересно, что если сравнивать естественно-правовую доктрину на Западе и в России (например, у таких ее представителей, как В. С. Соловьев, П. И. Новгородцев, Е. Н. Трубецкой), то бросается в глаза трактовка естественного права как субъективных прав человека, данных ему от рождения, в западных концепциях, и естественное право как мораль,
Бойцова Л. В. Интерпретация принципа ответственности государства за ущерб, причиненный гражданам, в практике Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 4; Честное И. Л. Краткий очерк основ теории государства. Гл. 5.
Правовые основы взаимосвязи...
нравственный идеал, относящийся ко всем и каждому, у российских представителей этой же теории. Неприятие формально писаного правопонимания в России вылилось в изобличение неправового, нигилистического характера русского менталитета со стороны не только западных русистов, но и отечественных западников, которым принадлежит крылатая фраза: «В России правит не закон, а люди».86 Такие обвинения представляются беспочвенными по причине как раз иного типа политико-правовой культуры, в контексте которой действует принцип лингвистической относительности (непереводимости) Э.Сэпира и Б.Уорфа, когда одно и то же понятие имеет разное содержание и разный смысл в зависимости от типа культуры. Поэтому любое понятие, даже относящееся к таким фундаментальным, как личность, право, государство, гражданское общество должно быть «деконструировано» с точки зрения конкретного контекста.
Известный историк Б. Н. Миронов в фундаментальном труде «Социальная история России» считает, что в XVII в. в России существовала так называемая общественность — отдельные самостоятельные личности, конфессиональные группы вроде старообрядцев со своим особым мнением, но они были нелегитимными, маргинальными и не признавались обществом за выразителей их интересов, а государством — за системную оппозицию. С духовенством, служилыми людьми и посадскими, однако, верховная власть считалась, их представители приглашались на земские соборы, они выступали с корпоративными требованиями. Но при этом все они занимали подчиненное и зависимое положение по отношению к верховной власти.
Элементы гражданского общества, под которыми Б. Н. Миронов понимает те социальные группы населения, общественные и сословные организации и институты, которые образовывали обособленную, самостоятельную идейно-общественную силу, в той или иной степени оппозиционную государству, но в то же время легитимную, т. е. признаваемую государством и всем обществом, и которые оказывали влияние на официальную власть, не существовали, по его мнению, и во времена Петра I, и вплоть до Екатерины II. Говорить
Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. С. 35-41; Wittfogel К.. A. Oriental Despotism: A Comparative Study of Total Power. New Haven; L., 1964. P. 173-182.
246 Гражданское общество: истоки и современность
же о зарождении гражданского общества вместе с интеллигенцией и общественным мнением, независимым от официальной точки зрения, которое власти признавали и учитывали, можно не ранее последней трети XVIII в. 7
Можно согласиться с тем, что предпосылки (или тенденции) гражданского общества имели и имеют место в России.88 Но при этом необходимо помнить о специфике российского общества, российской государственности и их взаимоотношений. Непонимание такой специфики демонстрирует американский политолог Ф. Старр. Он увидел гражданское общество в 80-е годы в СССР в теневой экономике и неформальных объединениях граждан, которые не охватывались государственным контролем.89 Вполне независимыми от государственной власти были община на Руси, на Востоке (в условиях Восточной деспотии), или германская марка. Однако говорить о гражданском обществе в тот период по меньшей мере некорректно. Независимость от контроля государства еще не означает наличие возможности влиять на него, т. е. формировать политику (кстати, такое влияние — весьма косвенное и ограниченное — можно обнаружить и там, ибо любая власть опирается, прежде всего, на мнение подвластных). Поэтому гораздо более верным представляется утверждение авторитетного лингвиста Ю. С. Степанова, который пишет: «В настоящее время выражение гражданское общество в общем русском употреблении полностью уступило место выражению цивилизованное общество, — причина чего, по-видимому, чисто концептуальная русская: сравнительно слабая выработанность системы прав личности, с одной стороны, и стремление ставить этические нормы выше юридических, с другой».90
87 Миронов Б. И. Социальная история России периода империи (XVIII — нач. XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Т. 2. СПб., 1999. С. 261-261.
88 Справедливо высказывание В. Калашникова о том, что «теперь можно громко ругать власть, но нельзя на нее влиять» (Калашников В. Цена президентства, или с каким знаком Ельцин войдет в историю // СПб-ведомости, 2000. 20 янв. С. 5.
89 Starr F. Soviet Union: A Civil Society // Foreign Policy. 1988. № 70. P. 35-36.
90 Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997. С. 545.
Правовые основы взаимосвязи... 247
Таким образом, применительно к российской действительности можно говорить о некоторых тенденциях, которые, возможно, приведут к формированию гражданского общества (собственно говоря, такие тенденции можно обнаружить в любом обществе, причем на любом этапе исторического развития), но оно, безусловно, будет отличаться своими культурно-цивилизационными особенностями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях переходного периода, когда старые ценностные ориентиры уже не работают, а новые еще не сложились, обращение к проблеме гражданского общества и актуально, и своевременно.
Проведенное исследование свидетельствует о том, что в мире идет процесс становления принципов гражданского общества и правового государства, идет поиск оптимальных форм их осуществления. Пока что можно говорить о значительных возможностях идеи гражданского общества в обеспечении оптимального регламента общественных отношений.
В своем становлении человечество демонстрирует естественную смену парадигм общественного развития. На смену власти авторитета приходит авторитет власти. Государство как авторитет власти по своей сути инструмент, регламентирующий общественное развитие. Но будучи относительно самостоятельным образованием, государство стремится к инверсии из системы обеспечения в систему самообеспечения, о чем наглядно свидетельствует превращение бюрократии в бюрократизм и отчуждение людей от власти.
Длительный период государство обеспечивает регламент всех сфер общественной жизни, но, как правило, предполагает исключение, так и институт государства допускает формы внегосударствен-ной деятельности, в основе которых преимущественно лежат отношения собственности. Пристальное внимание к анализу этих форм привело к тому, что в работах мыслителей Нового времени появляется термин «гражданское общество», оформляется его идея с ориентиром на обеспечение для каждого человека индивидуальной свободы и самоценности.
Заключение |
Первоначально идея гражданского общества выполнила свое предназначение в качестве средства идеологического обеспечения буржуазных революций, и в последующее время интерес к ней заметно ослабел. Спустя 150 лет эта идея обретает второе рождение, но не как средство разрушения, а как инструмент конструктивного решения проблемы перспективы человечества.
Как показывает исторический анализ исследуемой проблемы, она заявила о себе через человеческое измерение. В ипостаси подданного индивид оказывается отчужденным от власти. В ипостаси гражданина он стремится не только защитить, но и расширить правовое пространство своей частной жизни, компенсировать политическую зависимость через свою включенность в структурно организованные большие и малые социальные группы. Так оформляется гражданское общество эпохи модерна с ориентиром на снятие конфликтов цивилизованным способом, апеллируя к разуму и взаимному доверию, не доводя возникающие проблемные ситуации до вмешательства государства с его жесткими структурами.
В системе гражданского общества шло активное формирование ассоциаций предпринимателей, объединений трудящихся, оформление политических партий, становление независимой прессы, а главное, укрепление солидарности и справедливости.
В границах государства человек проходит по реестру существа пассивного и страдательного, ибо он, в первую очередь, объект внимания и манипулирования, заботы и наказания. В гражданском обществе человек заявляет о себе как существо автономное и суверенное. Он равный среди равных, ибо люди объединяются в сообщество исключительно по своей воле, и логично предположить, что они самостоятельно вырабатывают ценностные ориентиры, нормы и правила, которым и намерены следовать.
Таким образом, мера свободы, а стало быть и ответственного выбора в условиях гражданского общества на порядок выше, чем в системе «подданный—государство», хотя и в гражданском обществе есть своя «ахиллесова пята». В сообществе людей, как правило, бал правит простое большинство. Большинство — это сила, но далеко не всегда истина. Такой расклад сплошь и рядом ведет к недо-
250 Гражданское общество: истоки и современность
разумениям, амбициям, тяжбам, а в конечном итоге к ослаблению сообщества, где меньшинство оказывается заложниками большинства.
Пока люди организуют и создают свое сообщество, они располагают возможностями активно вмешиваться в свое творчество. Но как только цель обретает определенные формы своего бытия, результат творчества получает независимость от тех, кто его созидал, ибо в своем развитии он уже подчиняется своим законам.
Для большинства стран новоевропейской цивилизации возникла проблема пересмотра традиционных форм общественной жизни, в которых исчезает солидарное и справедливое «Мы». Такое положение косвенно свидетельствует об угасании того гражданского общества, которое складывалось в различных модификациях в Старом и Новом свете и которое затормозило свое развитие в Европе с победой «пещерного» капитализма, а в США с момента вступления Америки в первую мировую войну, когда государство, подменив гражданское общество, взяло на себя функцию не только контроля за финансовыми потоками в стране, но и функцию жесткого контроля за социальными отношениями, включая частную жизнь.
Только в малых социальных образованиях индивид находит то, чего не дает ему «большое» общество, а именно, возможность быть своим среди своих, идентифицируя себя и закрепляя свое положение символами своего сообщества.
Практика свидетельствует, что открытость малых социальных образований обусловливает непосредственное участие людей в самоуправлении, заставляетих добровольно брать ответственность за себя и других, обеспечивая устойчивость и прочность единства как общественного бытия, так и общественного сознания, реализуя самоценность человека, его свободу и независимость.
Обращение к проблеме гражданского общества это не попытка реанимировать одну из идей философии Просвещения, а ответ на развитие общества переходного периода, когда авторитету власти нужно противопоставить качественно иное состояние власти авторитета, обеспечив предпосылки естественного включения в ткань общественной жизни институтов гражданского общества. Только в этом случае можно блокировать ненависть и презрение к человече-
Заключение 251
ской жизни, преодолеть культ насилия и обеспечить обществу и человеку достойную перспективу.
Читающий эти строки несомненно задаст вопрос, а кто будет блокировать презрение к человеческой жизни, кто противопоставит насилию свободу в условиях, где правовые инновации, как правило, вносятся правящей элитой, легитимируются профессиональными политтехнологами, а не формируются внутри социума. Основанием этого вопроса является традиционное иждивенчество с ориентиром «за нас думают, за нас решают» и непонимание того, что гражданское общество можно инициировать сверху, но нельзя создать директивным указом. Не следует забывать, что и гражданское общество, и правовое государство являются закономерным результатом естественно-исторического развития, а не продуктом социального эксперимента. В разных странах гражданское общество и правовое государство будут принимать свои формы с учетом конкретной ойкумены и ее последующего развития. Однако все эти формы и модификации будут выражать общую сущностную основу и взаимосвязи, и взаимодействия.
Гражданское общество нельзя создавать искусственно там, где отсутствуют предпосылки реальной свободы индивида и ее адекватное восприятие. Оно должно созреть, реализовав свои предпосылки. И в этом процессе индивид — не объект манипулирования, а субъект социальной активности, реализующий свое отношение к миру через утверждение своей самоценности. Пока что приходится констатировать, что в условиях социально-культурного многообразия (мульти-культуризма) отсутствует возможность существования единой, гомогенной «всеобщей воли» с ориентиром на формирование гражданского общества, что делает этот проект утопичным. Поэтому сегодня можно говорить о реальном существовании лишь элементов гражданского общества даже применительно к развитым странам Запада. И в этих странах политико-правовые акты вырабатываются на базе исполнительной власти и проводятся в жизнь с помощью институтов представительной демократии, используя механизмы манипулирования общественным сознанием и выдавая эти акты за «волю народа».
Еще один вывод проведенного исследования заключается в том, что при всей кажущейся предпочтительности гражданского общест-
Гражданское общество: истоки и современность
ва по сравнению с государством нужно исходить не из абстрактных пожеланий сделать общественную жизнь человечной, а принимать во внимание законы истории и специфику развития конкретного общества.
Гражданское общество возникает там, где есть свобода рыночных отношений, где не декларируются , а осуществляются права и свободы человека, где созрели предпосылки гражданского компромисса и основания мировоззренческого плюрализма. Поэтому нет и не может быть единой модели гражданского общества. В каждом случае общее проявится в единичном, но конкретное будет продолжать демонстрацию своей особенности, уникальности и неповторимости. Пройдя свое становление, гражданское общество может стать смысловым центром регуляции общественных отношений, обеспечить решение глобальных проблем в развитии системы «природа — общество — человек», вывести эту систему в новое качество ко-эволюции в границах новой философской парадигмы антропо-космизма, где монолог уступает место диалогу, а приоритет паритету, где формируются предпосылки к гармонии общественной справедливости и индивидуальной добродетели, о которой мечтал античный мыслитель. Но это может стать реальностью только в следующем тысячелетии, где сущее будет отредактировано в пользу желаемого усилиями институтов гражданского общества и правового государства.
Условия России, где скачок от коллективной идеологии к частным интересам привел к общественному кризису, в котором предпринимательство, призванное создать основу гражданского общества, находится в зависимости от бюрократии и организованной преступности, оказались близкими по оценке ряда отечественных и зарубежных ученых к «новому феодализму».
Характерными чертами этого феодализма стали приоритет частных интересов над публичными, переплетение собственности и власти, преобладание личных связей, господство бартера, рост насилия, интриги и коррупция во властных структурах и т. д. Вне зависимости от пессимистических и оптимистических оценок ученых гражданское общество в России ожидает нелегкая судьба. Пока что можно говорить не о реалиях гражданского общества, а лишь о его
Заключение |
предпосылках. Очевидно одно, России вслед за другими цивилизованными странами предстоит пройти путь становления и гражданского общества, и правового государства. Без этого вряд ли возможно осуществление идеалов свободы и равенства. Разумеется, речь идет о достижении этих идеалов на том уровне, на который способна их вывести рыночная экономика с осуществленным правом частной собственности, воспроизводящим независимого гражданина (свободного экономического человека), гражданское общество, обеспечивающее социальные права, и правовое государство, гарантирующее политические права человека и гражданина. Без этого уровня принципиально невозможен процесс освобождения и раскрепощения человека. Возможны только игра воображения и очередная утопия.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 2483;