Цам же. С. 51.4 Тамже.
р».
Правовые основы взаимосвязи... 197
Основное назначение этих субъектов, которые многими теоретиками признаются элементами гражданского общества, не просто оказание воздействия на государственную власть и подчинение ей, но выработка, причем в полном объеме, политического курса. Другими словами, основная идея сторонников теории гражданского общества от Ж.-Ж. Руссо и до Ю. Хабермаса состоит ни много ни мало в том, что именно свободные ассоциации, представляющие общество (в идеале — любой желающий) определяют с помощью процедур дискурса направление развития общества (и не просто стратегию, но и конкретные детали). При этом на долю государства, которое не отвергается, но объем которого достаточно сужается, остается лишь выполнение (проведение) этого курса.
Очевидно, сегодня можно вести речь о генезисе идеи гражданского общества, а не о ее осуществлении. К модели гражданского общества гораздо ближе полисное устройство античности, при котором наиболее важные решения принимались эклессией (народным собранием), все должностные лица избирались и были подотчетны народу (свободным гражданам), но при этом индивид был тотально подчинен политическому целому — полису.5 То, что сегодня политику определяют не народные массы, а весьма ограниченные группы лиц, понимали (и доказывали неизбежность этого) сторонники эли-тизма в начале XX в. — Г. Моска, В. Парето, М. Вебер и др. В конце XX в. к аналогичным выводам пришел крупнейший американский политолог Р. Даль. Он достаточно убедительно показал, что сегодня не существует чисто демократических политических режимов, а в лучшем случае можно говорить о наличии полиархии, при которой народ не управляет, а лишь имеет некоторые возможности контролировать государственную власть.
Таким образом, развитие западного общества приводит к его обособлению от государства и формированию идеи гражданского общества, в котором свободные ассоциации вырабатывают и кон
5 Поэтому субъективных прав там фактически не было, а существовали одни обязанности, так как правомочия всегда предполагают возможность отказаться от них, а в условиях, когда от каждого зависела судьба социума — это непозволительная роскошь.
6 Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии. 1994. № 3;
см. также: Ковлер А. И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века. М., 1997.
198 Гражданское общество: истоки и современность
тролируют политический курс. Однако эта концепция не только далека от своего воплощения на практике, но и утопична, по крайней мере, в современных условиях.
Такое категоричное заявление нуждается в аргументации. Во-первых, с общим ростом образования увеличивается количество лиц, некомпетентных во многих жизненно важных сферах управления. Это парадоксальное следствие продолжающейся дифференциации знания (и образования). А чем больше узких специалистов, — тем меньше остальное население разбирается в этой проблеме. Во-вторых, усложнение мирового социума как такового (вследствие роста техники, населения и т. д.) и его отношений с внешней средой во второй половине XX в. привело к осознанию хрупкости нашего мира, пределов его экспоненциального развития и возможности самоуничтожения. Отсюда вытекают дополнительные требования к принятию управленческих решений. Эти решения должны быть очень осторожными, взвешенными, дабы они не привели к необратимым последствиям. Понятно, что их должны принимать специалисты (непременно под контролем общества). Таким образом, «кухарка» сегодня не может управлять государством, хотя может и должна контролировать процесс управления. Специалисты должны иметь кредит доверия на принятие решений в критических ситуациях. При этом надо отдавать себе отчет в том, что такие решения не всегда оптимальны, но всегда связаны с большим риском. Все это, в свою очередь, подтверждает высказанный ранее тезис о том, что население сегодня не в состоянии самостоятельно вырабатывать эффективный политический курс, а значит, заявления о существовании реального гражданского общества несколько преувеличены.
И тем не менее не будем отбрасывать те позитивные тенденции, которые можно обнаружить в концепции гражданского общества. Во-первых, — это развитие инициативы населения в области выработки политики. Сегодня активность народных масс является социальным заказом (точнее — политическими ожиданиями, обращенными к государству). Во-вторых, эта доктрина акцентирует внимание на чрезвычайно актуальной проблеме разграничения и одновременно единства (т. е. диалектического сосуществования, диалога) отношений общества и государства. В-третьих, она призывает к совершенствованию правового регулирования (опосредова-ния) отношений общество — государство. В-четвертых, это мало
Правовые основы взаимосвязи...
разработанная, но одна из наиболее животрепещущих сегодня проблем — контроль общества за государственной властью и ответственность государства. Перспективы гражданского общества — это концептуальная разработка указанных вопросов и технологии ее претворения в практической жизни.
Прежде чем вести речь о правовом регулировании применительно к гражданскому обществу — в определенном смысле к виртуальной реальности, о которой можно размышлять лишь гипотетически, как о тенденции — необходимо хотя бы в общих чертах рассмотреть проблему правового регулирования как таковую. В большинстве случаев в отечественной теории права правовое регулирование рассматривается сквозь призму процесса управления. При этом явно или неявно сторонники темы «Механизм правового регулирования» исходят из того, что право — разновидность средств управления. Право в таком случае предстает как внешний регулятор поведения, наделенный, ко всему прочему, принудительной силой. Схема рассуждений позитивистски ориентированных сторонников социальной (правовой) инженерии, среди которых почетное место занимает американский юрист социолог Р. Паунд, выглядит следующим образом. В любом обществе всегда существует огромное количество нерешенных проблем. Одна из них актуализируется и осознается государственной властью как не терпящая отлагательства. Как же ее решить? По мнению социологического инструментализма, с помощью юридических средств. Тем самым проблема переходит в «правовое поле», как модно нынче говорить, и облекается в соответствующую юридическую форму (например, закрепляется в конституции как очередное право человека, в организационные и процессуальные нормы, в соответствии с которыми создается новый государственный орган и учреждаются процедуры его взаимоотношений с населением; в уголовном кодексе как новый вид запрета и санкции при распространении какого-либо ранее не встречавшегося общественно опасного деяния). Таким образом, проблема трансформируется в норму права. Последняя, в свою очередь, осуществляется либо в правоотношениях, либо вне правоотношений (в формах соблюдения, исполнения или использования права, которые могут протекать и вне правоотношений). Конечная стадия — новое состояние правопорядка, в котором, как предпола-
200 Гражданское общество: истоки и современность
гается «социальными инженерами», исходная проблема будет решена.
Такой подход к правовому регулированию, как представляется, сопряжен с несколькими свойственными юридическому позитивизму заблуждениями. Во-первых, авторы этой точки зрения исходят из того, что проблему открывает государственная власть и она же переводит ее в норму права. Во-вторых, что такая внешняя по отношению к населению норма права сама собой реализуется в правоотношениях. При этом предполагается, что граждане четко знают требуемое (запрещенное, рекомендованное) нормой права поведение, осознают, что правомерное поведение гораздо более выгодно, чем противоправное (рационально калькулируя возможные последствия — наказание), и сознательно выбирают именно такой способ поведения. Третье заблуждение, более общего порядка, состоит в вере, не подкрепленной никакими опытными данными, о возможности изменить социальный мир юридическими средствами.
Гораздо более реалистичными представляются несколько иные ответы на вопросы, поставленные выше. Прежде всего, выработка (институционализация) правовых норм — действительных регуляторов поведения человека, а не принятие законов, многие из которых остаются на бумаге, зависит в гораздо большей степени от населения, чем от органов государственной власти. Как это происходит, будет показано ниже. Заблуждение о знании законодательства населением развеял еще в начале XX в. австрийский юрист Е. Эрлих. Изучая на территории Буковины (входившей в то время в состав Австро-Венгрии) сельскохозяйственные договоры, брачные контракты, ведя опрос населения о действенности норм австрийского ГК (одного из совершенных в техническом смысле на тот период), он пришел к выводу, что лишь около трети предписаний закона применяется в практической жизни.7 Эта же тенденция подтверждается и более поздними исследованиями, например, в криминологии. Так, оказывается, что большинство преступников при совершении общественно опасных деяний не задумываются о грозящем им наказании, а значит, рационально не анализируют возможные последствия своего
7 Ehrlich E. Grundlegung der Soziologie des Rechts. Mtinchen; Leipzig, 1913. S. 297.
Правовые основы взаимосвязи... 201
поведения.8 Известный норвежский криминолог И. Анденес в этой связи недвусмысленно заявляет, что измерить угрозу наказания невозможно, поэтому вычислить влияние знания уголовного законодательства (в данном случае) на поведение индивида не представляется возможным.9
В общем и целом рациональность права, как и рациональность (разумность, осознанность) практических действий весьма ограничена. Это доказывается в том числе пределами научного разума.10 Поэтому можно согласиться с Л. И. Спиридоновым, что человечество до сих пор развивается методом проб и ошибок, так как единственный способ формирования социальных институтов (и правовых в том числе) — естественно-историческое развитие, осуществляемое объективно, независимо от сознания отдельных индивидов.
Таким образом, правовое регулирование как разновидность внешне-рационального процесса не выдерживает критики. Гораздо более адекватной представляется модель, опирающаяся на ранее высказанные общетеоретические установки, конкретизируемые с точки зрения современной социальной феноменологии. Правовое регулирование (шире — правопорядок как предпосылка, сам процесс правового воздействия на общественные отношения и результат такого воздействия) с этих позиций начинается с элементарного акта экс-тернализации— проявления активности человека как такового. В результате производится изменение в окружающем мире, а внешняя активность человека объективируется в какой-либо форме. Таким образом, продукт человеческой активности отрывается от своего создателя и может стать общезначимым всеобщим достоянием. И экстернализация, и объективация могут быть юридически значимыми, если отвечают критерию общезначимости и общобязательности, т. е. объективно служат целостности социума.
8 Зелинский А. Ф. Рецидив преступлений (структура, связи, прогнозирование). Харьков, 1980. С. 44; Ной И. С. Сущность и функции уголовного наказания в Советском государстве. Саратов, 1973. С. 153.
9 Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений. М., 1979. С. 142 и др.
10 Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994; Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986 и др. работы постпозитивистов. " Спиридонов Л. И. Социология уголовного права. М., 1986. С. 84. 12 По этому вопросу мы придерживаемся позиции Л. И. Спиридонова. См.: Спири-доновЛ. И. 1) Социальное развитие и право. Л., 1973; 2) Теория государства и права. Курс лекций. СПб., 1995.
Гражданское общество: истоки и современность
В большинстве случаев экстернализация и, соответственно, объективация, протекают в форме традиции, когда воспроизводится какой-либо образец поведения (в данном случае — правового поведения, т. е. воспроизводится, транслируется норма права). Однако достаточно часто встречается и такая форма, как инновация, когда либо от субъекта исходит предложение по изменению существующего положения дел, либо он сам (в допускаемых рамках) совершает действия, не согласующиеся с общепринятыми, т. е. демонстрирует новый способ поведения. При определенных условиях это нововведение может стать новой нормой права. Рассмотрим подробнее механизм нормогенеза.
Прежде всего, необходимо выяснить, кто является субъектом инновации. Проблема заключается в том, что в принципе это может быть любой человек, но не факт, что его предложение действительно станет новой нормой права. Даже если таким субъектом будет глава государства, это не означает, что большинство населения «с радостью» воспримет его инновационный указ и сразу бросится его исполнять (соблюдать, использовать). Очень часто многие разумные (по мнению представителей государственной власти) проекты остаются нереализованными вследствие нежелания населения (обвиняемого в косности и тому подобных «пороках»)им следовать.
Как автор проекта, так и (как ни парадоксально это прозвучит) реципиент, т. е. адресат — широкие народные массы. Поэтому нор-могенез включает в себя две стадии или два уровня. Первая стадия — выработка, условно говоря, «проекта закона» — предложения нового варианта поведения. Причем такое предложение может исходить как «сверху», так и «снизу», как от представителей государственной власти (вместе с рабочей группой, в которую входят эксперты-ученые или практики) при внесении законопроекта в законодательный орган государственной власти, так и от референтной группы (личности), не связанной с государственной властью, когда «вдруг» появляется новый способ поведения. Внесение инновационного проекта «сверху» гораздо более привычно и само по себе достаточно подробно разработано в литературе.13 Гораздо менее
13 Проблема скорее в том, насколько проект отвечает реалиям объективной ситуации социума и, следовательно, насколько он будет действенным, о чем пойдет речь ниже.
Правовые основы взаимосвязи... 203
исследован механизм формирования инновации «снизу». Действительно, как возникает новый обычай, новый способ поведения? В качестве аналогии можно задать вопрос: как возникает новое словоупотребление?
Во втором случае ведущую роль играет неформальная элита или референтная группа для широких слоев населения страны («творческое меньшинство» — по терминологии М. М. Ковалевского). Именно эти «социально значимые другие», которые при определенных условиях могут стать «обобщенным другим», т. е. представлять собой позицию не какой-либо малой группы (субкультуры), но всего данного сообщества,14 именно они постоянно продуцируют инновации, которые, если будут восприняты населением, превращаются в новые формы поведения людей, обретают статус привычного способа поведения, стереотипа.
Как видим, и в первом и во втором случае принципиально важную роль играет вторая стадия (или уровень) нормогенеза. В данном случае инновационный проект «перемещается» от элиты (как формальной — в первом случае, так и неформальной — во втором) к населению. Эта стадия может быть названа легитимацией. Она представляет собой не просто интериоризацию внешнего стимула во внутренний мотив (сознание) населения, но предполагает включение индивидов в ту или иную практику, т. е. интериоризацию в деятель-ностном смысле, когда образец поведения начинает использоваться в качестве естественной данности.
Заявленная проблема достаточно слабо изучена в социологии и социальной психологии и остается практически без внимания в юриспруденции несмотря на ее принципиальную важность. Действительно, прояснение механизмов легитимации может помочь в ответе на практический вопрос, какие законы (и при каких условиях) будут эффективны, т. е. реализованы на практике, а какие нет.
Основная трудность, как представляется, в том, что легитим-ность права, принятие новой правовой нормы населением не имеет однозначной корреляционной связи с ее результативностью. Тем более, что конечный результат отдельной нормы (да и права в целом) невозможно просчитать по причине того, что правовое воздействие на общественные отношения невозможно отделить от эконо-
14 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. Frankfurt am Main, 1973. S. 193 und an.
204 Гражданское общество: истоки и современность
мических, социальных, демографических, политических и иных факторов. Напомним в этой связи известный тезис К. Маркса, вытекающий из философии права Гегеля: право — момент, сторона общества, который можно вычленить лишь аналитически.15 Поэтому восприятие населением какой-либо новой идеи или правила поведения носит в гораздо большей степени интуитивный, мифологический, нежели рациональный характер.16 Конечный результат заранее предсказать невозможно, поэтому легитимация права обусловлена историческим прошлым нации (например, нельзя отрицать некоторого влияния архетипов коллективного бессознательного, т. е. восприятия права на подсознательном уровне в форме легенд, мифов, сказок и т. п.), политической конъюнктурой ситуации, «зрительским эффектом», представленным механизмом внешнего влияния, уровнем манипулируемости общественным сознанием. Все это преломляется вместе с другими — экономическими, экологическими и т. п. факторами в интегративный показатель состояния общества, который в конечном счете и детерминирует выбор новой нормы права.
По сути, рассмотренный выше механизм нормогенеза представляет собой источник права: предпосылку, сам процесс и результат селективной функции культуры.
Подводя промежуточный итог вышеизложенному, можно констатировать, что правовое регулирование возможно как «сверху», так и «снизу». Оно включает в себя деятельность и элиты, и народных масс. И, наконец, процесс правового регулирования предполагает две стадии: разработку инновационного проекта и его легитимацию.
А теперь необходимо рассмотреть специфику правового регулирования в гражданском обществе. Напомним еще раз, что последнее — это идеализированная модель общества, в которой активность
15 Этот принципиально важный вопрос требует отдельного рассмотрения и не входит в проблематику настоящей работы. Данная мысль является одним из основных положений социологии права Л.И.Спиридонова. См.: Орехов В. В., Спиридонов Л. И. Социология и правоведение // Человек и общество. Вып. 5. Л., 1969; Спиридонов Л. И. Социальное развитие и право. Л., 1973; Денисов Ю. А., Спиридонов Л. И. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. Л., 1987.
16 Кассирер Э. Техника политических мифов // Октябрь. 1993. № 7; Манифестация:
производство политического события // Вопросы социологии. 1992. № 2; Карл Густав Юнг о современных мифах. Сборник трудов. М., 1994.
Правовые основы взаимосвязи... 205
индивидов (общественности, по терминологии Ю. Хабермаса) превалирует над структурой. То есть это такое общество, которое в максимальной степени опирается на самодостаточность народных масс. Именно они вырабатывают политический курс, и именно они продуцируют все (по логике сторонников концепции гражданского общества) юридические инновации. Понятно и можно только приветствовать стремление сторонников теории гражданского общества преодолеть, «снять» сохраняющееся в современном обществе отчуждение населения от государства и права. Но насколько похвальна эта интеллектуальная посылка, настолько она и нереалистична. Следует вернуться к ранее высказанному тезису о том, что в условиях массового индустриального общества (а современное общество пока является именно таковым) объективно возрастает роль лидерства. Поэтому вместо тенденции демократизации наблюдается, скорее, противоположное, инверсионное движение к олигархичности современных политических режимов, ибо большинство населения и субъективно (вследствие апатии, политической пассивности), и объективно (вследствие отсутствия должного уровня специальных знаний и действующего сегодня механизма принятия политических решений) отстранено от управления делами государства. При этом, конечно, полностью игнорировать роль народных масс и их настроение не в состоянии ни один политик. Правда, желательное настроение (по крайней мере, на некоторое время) можно организовать с помощью современных технологий манипулирования общественным мнением.17 Это факт, и при характеристике современной политико-правовой ситуации (при любой ее оценке: как необходимой для выживания человеческой деятельности, так и «грязном занятии», недостойном «порядочного интеллигента») необходимо исходить именно из него. Возможно, ситуация изменится в постиндустриальном обществе, в которое вступают наиболее развитые страны (или регионы мира). В сегодняшних же условиях инновации в подавляющем большинстве случаев продуцируются государственной властью. Порой государство не может ждать, пока в обществе спонтанно возникнет новый обычай, дабы его санкционировать. Поэтому приходится брать ответственность на себя, используя при этом ме-
17 Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997.
206 Гражданское общество: истоки и современность
тод проб и ошибок из-за принципиальной непредсказуемости результата такой инновации (особенно на более или менее длительную перспективу). Таким образом, ожидать инициативное, основанное исключительно на активности общественности правовое регулирование — как это должно быть в гражданском обществе — пока не приходится.
Право выполняло, выполняет и будет выполнять важную функцию — обеспечение целостности социума нормированием поведения его членов. В этой ипостаси право опосредует взаимоотношение общества и государства. В перспективе при формировании гражданского общества право будет определять наиболее существенные аспекты (принципы) его устройства и тем самым основы взаимоопос-редования гражданского общества и государства. Такие принципы образуют конституцию общества.
Исследование соотношения общества и государства позволяет лучше представить эвристический потенциал гражданского общества и возможности его формирования.
Предпосылки государственности коренятся в обществе изначально. Можно сказать, что общество в своем истоке отягощено (чревато) государством. Это вытекает из объективной необходимости управления в любом человеческом коллективе. Управленческое начало в обществе развивается вместе с эволюцией социума и на определенном этапе институционализируется и обособляется от своего прародителя. Этот процесс протекает сложно и противоречиво. Общественное самоуправление локальных общин охотников-собирателей сменяется элементами централизованной власти в племени и союзе племен потестарного общества. В условиях городов-государств и аморфных Восточных деспотий (империй) можно говорить о постепенном становлении публичной государственной власти, однако даже в средневековый период феодальной Западной Европы суверенного государства как института авторитета власти еще не существовало.18
Современное государство возникает лишь в эпоху Нового времени, когда основу общественных отношений составляет товарное производство, когда оформляется фетишизация товара, денег и ка-
18 См. подр.: Честное И. Л. Природа и этапы развития государственности. Правоведение. 1998.№3.
Правовые основы взаимосвязи... 207
питала, когда господствующим типом общественных отношений становится обмен. Именно в это время в общественном устройстве впервые в истории закрепляются (по крайней мере, возникает и упрочивается) свобода личности, формальное равенство и высокая социальная мобильность. Все это приводит к разделению общества и государства, оформлению дистанций (демаркационной линии) между субъектом и объектом управления. Эта дифференциация обусловлена, с одной стороны, требованием самодостаточности и активности общественной сферы. Вмешательство государства с неизбежностью затрудняет функционирование саморегулирующихся механизмов общества. С другой стороны, возрастает объем и «качество» общих дел, которые не в состоянии решать отдельные индивиды. Это требует развития функций управления.
Отмеченные тенденции не заставили ждать своего воплощения в политико-правовой форме. Приблизительно в XV—XVI вв. возникает современное государство-нация, наделенное атрибутами публичной и суверенной государственной власти. Именно с этого пе-Ц риода складываются современные принципы взаимоотношения государства (государственной власти) и общества. Они воплощают парадоксальное единство представительства и одновременно отчуждения населения. Государство (государственная власть), с одной стороны, выступает политической организацией общества и обеспечивает его целостность, решая «общие дела» всего населения. Но, с другой стороны, чтобы обеспечить целостность, требуется отстранение (отчуждение) представителей государства от членов общества. В этом отграничении (несовпадении) проявляется суть публичности государственной власти.19 Если первая тенденция —
! представительство — достаточно очевидна, то вторая нуждается в
' более подробном рассмотрении.
Несовпадение группы лиц, специально занимающихся управлением (а следовательно, и их статуса), с основной массой населения обусловлено, во-первых, необходимостью профессионального выполнения задач по управлению обществом. Это управление лишь тогда (по крайней мере, потенциально) станет эффективным, когда будет обеспечена организационно-техническая специализация по
19См. подр.: Честное И. Л. Краткий очерк основ теории государства. СПб., 1995. Гл.2.
8 Зак. 3616
208 Гражданское общество: истоки и современность
разделению труда. Во-вторых, это вытекает из требования объективности управления. Только возвышаясь над «схваткой» (конкурентной политической борьбой), можно принимать решения в интересах всех (конечно, в общем, потенциальном виде), а не в интересах какой-либо группы (класса, партии). В-третьих, только такая дифференциация, обеспеченная механизмом символической сакрализации государственной власти (очень часто в интересах властвующих, но по причине амбивалентности любого социального явления оборачивающаяся интересами и всех остальных), способна, пользуясь объективно существующим временным кредитом доверия со стороны населения, проводить более или менее широкомасштабные преобразования. Именно такой «отложенный спрос» при ощущении высокой политической активности, который не превращается в сиюминутное вмешательство в управленческие решения, отличает, по мнению американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы, культуру участия (participant), преобладающую в западном мире (преимущественно в англосаксонском).21
Две отмеченные тенденции — представительство и обособление — конкретизируются в функциях политической системы общества. Они же, как представляется, раскрывают диалогический характер взаимоотношения общества и государства. Диалог — это не просто коммуникационная ситуация обмена сигналами, как часто утверждается в семиотике, а взаимоопосредованность сторон целого, суть которой, с одной стороны, в том, что целое как раз и определяется спецификой отношений и взаимообусловленности (зачастую — взаимопереходом) сторон целого, а с другой стороны, в том, что бытие одной стороны возможно лишь благодаря бытию ее противоположности, а существование целого — той и другой. Все это проецируется на гносеологический уровень — познание одной стороны возможно лишь через изучение второй, и наоборот. При этом диалог предполагает продолжение этой стратегии в сферу взаимообуслов-
20 Необходимо отметить, что современная социология организаций в качестве критерия эффективности называет работу в команде и интеграцию специальных знаний, навыков и умения. Однако специализация в сфере управления как таковой сохраняет свою необходимость по меньшей мере как общая тенденция.
21 Almond G., Verba S. The Civic Culture. Princeton, 1963; Almond G., Verba S. (eds.) The Civic Culture Revisited. Boston, 1980.
Правовые основы взаимосвязи... 209
ленности одного целого с другим, а также с целым (системой) более высокого уровня.22
Итак, политическая система общества — это единство двух противоположных, но обусловливающих друг друга сторон (например, общества и государства). Через функции (они же стадии, этапы воспроизводства) политической системы раскрываются их взаимосвязь, взаимополагание и взаимообусловленность, и одновременно их несводимость, отчужденность и даже конфликтность друг с другом. Эти функции закрепляются в нормах публичного права, в первую очередь государственного права.
Первая функция — формирование государственной власти. Суть этой функции состоит в том, что члены общества тем или иным способом (сегодня — преимущественно с помощью системы выборов) занимают государственные посты. В этом проявляется идея представительства. Однако она не сводится только к выдвижению претендентов на портфели государственных чиновников. Логика представительства — это, прежде всего, формирование политического курса, соответствующего запросам общества, а персональный характер проводников курса (по идее) — вторичен.
После того как государственная власть сформирована, начинает осуществляться вторая функция политической системы — распределение государственной власти. В первом приближении — это «раздача портфелей» в новом правительстве, т. е. определение направлений деятельности и персонально ответственных за них государственных чиновников исходя из принятого политического курса. Однако за внешней видимостью политического торга скрываются более глубинные процессы. По сути, распределение власти — это уточнение (корректировка) политического курса. Политический курс неизбежно уточняется, даже если предполагать, что в политику идут только честные люди, по причине неполной и изменяющейся информации о положении дел в обществе. С другой стороны, распределение власти — это фактическое определение политических приоритетов относительно тех или иных проблем, сфер общества, регионов, а также лоббирующих групп. Поэтому и тут продолжается
22 Такую стратегию автор попытался реализовать применительно к праву в работе «Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности». СПб., 2000.
210 Гражданское общество: истоки и современность
воздействие общества на государство, но, в отличие от этапа формирования государственной власти, другими способами.
Третья функция политической системы — осуществление государственной власти. Она выражается в принятии конкретных политических решений, направленных вовне (т. е. на общество, в отличие от внутренних решений на предыдущей стадии), и их реализации. Тем самым политика «возвращается» в общество. Именно тут происходит осуществление, «материализация» политики, именно тут она предстает в наглядной, зримой форме как власть, в том числе и принудительная, объективированная в деятельности государственных органов. Эта функция сопровождается контролем за исполнением решений и оперативной корректировкой политического курса.
Три обозначенные функции демонстрируют механизм воспроизводства политической системы общества и характер взаимоотношений общества и государства. При этом тенденция представительства, по логике концепции гражданского общества, должна усиливаться. Именно гражданское общество должно определять политический курс и быть представленным в органах государственной власти не эпизодически (например, в день выборов), а постоянно. Законодательная власть, а в законах, как известно, выражается политический курс, как предполагают сторонники идеи гражданского общества, находится исключительно в руках общественности, которая и определяет задачи государства, представленного, следовательно, исполнительной и судебной властями.
Итак, суть гражданского общества заключается политической активности широких слоев населения и превращении института государства в инструмент той цели, которую определяют организованные и неорганизованные народные массы. Собственно, к этому имеются и сейчас некоторые предпосылки. Такие политико-правовые институты, как демократические выборы, референдум (в том числе и инициативный), участие партий в политике, право петиций, иные формы непосредственной демократии, право законодательной инициативы и т.п. способствуют не просто контролю общества за органами государственной власти, но делают последние (в определенных пределах) зависимыми от политически активной общественности. Однако сегодня гораздо более явно выражена противоположная тенденция взаимоотношений общества и государства, что находит свое выражение в их взаимном отчуждении.
Правовые основы взаимосвязи... 211
Как показали французский социолог П. Бурдье и его последователи, в частности, П. Шампань, «именно действие механизма делегирования, будучи игнорированным и оставленным без внимания, оказалось первопричиной политического отчуждения».23 П. Бурдье утверждает, что, по внешней видимости, группа (партия, церковь и т. д.) продуцирует человека, выступающего вместо нее и от ее имени. Однако в действительности почти так же правомерно говорить, что представитель группы продуцирует группу. Ибо именно потому, что представитель существует и представляет, представляемая и символизируемая им группа существует, и в свою очередь обеспечивает своему представителю существование в качестве представителя группы.24 Именно государство, точнее— заинтересованные группы, например, юристы, создают видимость реального существования такой фикции, как государство, и придают этой видимости фактичность, заставляя население подчиняться этой фикции.
В данном случае идеи П. Бурдье находятся в русле марксистского и кассиреровского подхода расколдовывания «ложного (т. е. идеологического) сознания», хотя, по его мнению, К.Маркс, правильно определяя бюрократов как узурпаторов всеобщего, частных собственников государственных ресурсов, не принимал во внимание необходимость их самих подчиняться в них же объективированному всеобщему интересу.25
Таким образом, П. Бурдье предпринял еще одну попытку соединить онтологический индивидуализм и холизм. Он пишет, что «подчинение, которое мы выказываем государственным предписанием, нельзя понимать ни как механическое подчинение силе, ни как сознательное принятие порядка (во всех смыслах этого слова). Социальный мир изобилует призывами к порядку, которые выполняют только те, кто предрасположен их замечать, кто обнаруживает глу-
23 Бурдье П. Делегирование и политический фетишизм // Бурдье П. Социология политики. М., 1993. С. 235; см. также: Бурдье П. 1) Начала. М., 1994; 2) Дух государства: генезис и структура бюрократического поля // Поэтика и политика (сборник статей) / Под ред. Н. А. Шматко. М.—СПб., 1999; Шампань П. Делать мнение:
новая политическая игра. М., 1997. Эти идеи активно пропагандирует в нашей стране Ю. Л. Качанов. См.: Кочанов Ю. Л. 1) Опыты в поле политики. М., 1994; 2) Политическая топология: Структурирование политической действительности: М.,
1995.
24 Бурдье П. Делегирование... С. 234.
25 Бурдье П. Дух государства... С. 161.
212 Гражданское общество: истоки и современность
боко заложенные телесные диспозиции, однако при этом не выводит их на уровень сознания или расчета».26 Подчинение господствующему порядку осуществляется на уровне представления, неосознанного, телесного согласия с таким порядком. Но самое главное в размышлениях французского ученого — это то, что сам порядок воспроизводится субъектами.
Здесь поднимается фундаментальная проблема социологии, которая одновременно может быть названа «основным вопросом философии права» — как происходит формирование и функционирование социальных (в данном случае — политико-правовых) институтов. Эта проблема в отечественной юриспруденции рассматривалась одним из наиболее глубоких теоретиков права Л. И. Спиридоновым.27 Он убедительно показал на правовых примерах, что социальный институт формируется путем естественно-исторического развития, т. е. спонтанно, а не сознательно. И все индивиды, сталкивающиеся с ним, вынуждены играть по его правилам. То есть институт навязывает свою символико-методологическую волю (в том числе принудительно) всем его субъектам. В результате получается, как сказал И. Бродский в Нобелевской речи, что не поэт говорит языком, а язык говорит поэтом; то же самое и здесь: не государство служит обществу, а общество служит государству. Однако Л. И. Спиридонов подчеркивал, что так обстоит дело с устойчиво функционирующими институтами. На стадии же их возникновения ситуация несколько иная: тут отдельный индивид (или группа, которую можно назвать референтной) предшествует структуре, ибо порождает ее.
Можно ли в этой связи согласиться с авторитетным французским социологом, что индивиды, порождая новую структуру, действуют совершенно произвольно и этим актом удовлетворяют исключительно свои узколичные или корпоративные потребности? П. Бурдье показывает, как концентрация юридического капитала приводит к появлению автономного юридического поля в результате борьбы за специфические интересы сословия правоведов, ставкой в
26 Там же. С. 155.
27 Спиридонов Л. И. Социология уголовного права. М., 1986. С. 30-33, 84 и ел.
Правовые основы взаимосвязи... 213
которой было образование национальных государств на территории Европы (чему противостояла интегративная роль церкви).28
Попытаться разглядеть за историческим событием такого масштаба, как формирование национальных государств, своекорыстный интерес определенной социальной группы — занятие, бесспорно, заманчивое. Но можно ли утверждать, что именно эти групповые интересы и привели к такому результату? Может быть, вопрос следует поставить более обще: любую ли инновацию может навязать населению какая-либо социальная группа (будь она даже «трижды референтной»)? Из чтения текстов П. Бурдье складывается впечатление, что он бы ответил на этот вопрос положительно. Однако такой вывод представляется слишком категоричным. Тут упускаются из виду такие важные моменты, как соответствие инновации историческому опыту и архетипам народа, конкретной политической ситуации момента и др. Отнюдь не любое нововведение положительно воспринимается населением. Можно привести огромное количество примеров (из Новейшей истории — провал модернизаци-онных проектов МВФ в странах Латинской Америки и Африки), когда политико-правовая инновация оказывалась «на бумаге» из-за сопротивления населения.
Итак, радикализм П. Бурдье вряд ли можно считать адекватным реальному взаимоотношению общества и государства. Но также утопичными представляются и утверждения сторонников концепции гражданского общества, в соответствии с которой именно общественность вырабатывает политический курс. Реалистичным видится такое их взаимоотношение, при котором политическая стратегия преимущественно определяется государственной властью. Аргументы были приведены выше. К ним можно добавить еще один. Для подавляющего большинства населения (особенно в условиях стабильных демократических политических режимов) общий политический интерес остается имплицитным, аморфным, на уровне общих пожеланий позитивных тенденций. Именно политические организации и прежде всего государство через подконтрольные средства массовой информации переводят определенный образ социального мира в рефлексивно-артикулированную форму, т. е., по сути, навя-
28 Бурдье П. Дух государства... С. 144-147.
29 Рулан Н. Юридическая антропология. М., 1999. С. 205, 206 и ел.
214 Гражданское общество: истоки и современность
зывают свое видение политики, создавая при этом впечатление, что это представление самого народа.
Что же остается в таком случае обществу? Принимать (или отвергать) эту политику и воздействовать на нее с помощью механизмов общественного контроля, демонстрируя тем самым легитим-ность (или антилегитимность) государственной власти.
О легитимности применительно к правовым инновациям речь шла выше. Ее механизм в принципе ничем не отличается от легитимации политики. Этот механизм кроется в социально-психологических особенностях адаптации народа (на уровне хаби-туса — привычки) к воздействию символического капитала, концентрированного государственной властью.30
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 631;