ГЕНЕЗИС ИДЕИ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
Еще в большей степени задержалось развитие гражданского общества (идея и практика) в Восточной Европе, России, странах СНГ. Для нас, естественно, наибольший интерес представляет отечественная история гражданского общества. На этот счет существуют различные точки зрения. Одни видят основания российского гражданского общества в крестьянской общине, православной идеологии и, соответственно, требуют восстановления соборности, об-щинности и других, на их взгляд, позитивных и присущих только славянам черт дооктябрьского прошлого; другие считают, что гражданского общества в пространствах Российской империи и СССР не существовало и его нужно (или не нужно, если стоять на классовых позициях) создавать впервые. Правда, и здесь нет единства: то ли нужно опираться на опыт Запада, воспринимая «готовые» идеи и институты, или отказаться от этого, демонстрируя самобытность и опираясь на традиции с учетом российских условий. Возвращаясь к высказанному в начале главы предположению, что идеал гражданского общества в различных пластах истории имел свои особенности, рассмотрим эти особенности применительно к России.
Так, к 70-м годам XIX в., когда в пореформенной России стали складываться условия для зарождения гражданского общества, на Западе (Северная и Западная Европа, США) уже имелись определенные представления о гражданском обществе (вовсе не присущие всему обществу, например, идеал гражданского общества не соответствовал целям последователей К. Маркса). Эти представления базировались на условиях и тенденциях эволюции западного общества и включали развитие различных форм частной собственности, договорные отношения, влиятельное общественное мнение, дальнейшее развитие автономий и свободы личности, возможность свободных ассоциаций людей.
Даже если представить, что либеральные взгляды в будущее векторно совпадали в России и Европе, хотя это далеко не так — в российской общественной мысли либералы-«почвенники» дистан-цировались от либералов-западников, то условия зарождения гражданского общества были явно различными. Во-первых, это территория России, ее протяженность. Особенностью США также была огромная территория, но ее завоевание проводилось свободными людьми, еще более укреплявшими менталитет своей свободы, инди-
48_________Гражданское общество: истоки и современность
видуализма, культа оружия, и на которой устанавливалось федеративное штатное устройство с развитыми элементами самодеятельности. Во-вторых, в России существовало государственное централизованное начало, усиливавшееся от центра к периферии, где губернатор «больше, чем государь». Так, петровская модернизация России, как и любая «догоняющая» модернизация, отличалась усилением государственного начала, но не только в политической (централизация власти, усиление унитарности государства, губернское деление, замена патриаршества Синодом, «закрепощение» привилегированных сословий обязательной службой), айв экономической жизни — государственные мануфактуры и казенные добывающие и обрабатывающие предприятия, сохранение крепостной зависимости крестьян. В-третьих, неразвитость рынка в условиях господства крестьянской общины и подавляющей доли крестьян в составе населения и, соответственно, недостаточное развитие частной собственности, стимулов сельскохозяйственного труда, предпринимательства. Даже с отменой крепостного права при несомненном оживлении хозяйственной жизни община продолжала сковывать инициативу подавляющего большинства населения. В-четвертых, общинность и реформы, задумывавшиеся сверху, укрепляли многовековую традицию россиян (вероятно, идущую от татаро-монгольского периода) склоняться перед властью, с большей готовностью исполнять приказы, чем проявлять инициативу. Бунты, как справедливо отмечает Б. Н. Миронов, были не против верховной власти, а против ее агентов17.
Эти российские особенности следует, видимо, сопоставлять с цивилизованными и упущенными альтернативами, в том числе с возможностями формирования гражданского общества. На наш взгляд, эти возможности относились в большей степени к XX в., чем веку XIX, в котором был проделан путь, вполне адекватный ситуации пореформенной России — об этом чуть ниже. А уже с 17 октября 1905 г. появилась принципиальная возможность для России стать конституционной монархией — в ряду десятка европейских монархий, но эта альтернатива не реализовалась до первой мировой войны, кризис которой привел к полному крушению самодержавия. Реформы П. А. Столыпина заложили возможность «размывания» общины, препятствовавшей становлению гражданского общества, но и им не суждено было быть доведенными до конца. Несмотря на
17 Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи... С. 287.
Гражданское общество: история становления и развития 49
условия войны, всплеском общественной активности, порожденным освобождением от самодержавия, плюрализмом политики ознаменовалась февральская революция 1917г. Однако уже с января-марта 1918 г. одним из результатов Октябрьского переворота стала фактическая монополия большевистской партии в политической жизни, а затем и советского государства во всех сферах общественного бытия. Этатизм и идея классового противоборства полностью вытеснили идею гражданского общества, а формализация общественной жизни (ассоциаций граждан) и отсутствие гарантий личных прав и свобод привели не только к уничтожению элементов гражданского общества, но и почвы их возможного зарождения. Только церковь, и то с многочисленными оговорками, могла считаться реальным осколком гражданского общества.
Начиная с последней трети XVIII в., когда от крепостной зависимости первым освободилось дворянство (в 1762 г. — указ Петра III), затем к концу века духовенство и городское сословие, и вплоть до Октябрьской революции российское общество становилось субъектом управления. Крестьянство — самое многочисленное сословие последним освобождалось от крепостничества в его частновладельческих, государственных и корпоративных формах (с 1861 по 1906 гг.).
В XVIII—XIX вв. в России противостояли две альтернативы:
предсказанная Ж.-Ж. Руссо этатизация общества, господство общей воли над частным интересом18 и развитие гражданского общества через экономические формы, чему противостояли крепостное право и разложение дворянства. Дворянство в условиях огосударствления общественной жизни николаевской России, по мнению Б. Н. Чичерина, могло занять пустующее место организованной буржуазии, ставшей на Западе основой гражданского общества. В противном случае ее место заняла бы бюрократия, усиливавшая давление правительства на общество.19 Прогноз выдающегося русского юриста в значительной мере оправдался — дворянство оказалось не способным исполнить нетрадиционную для себя роль.
Роль катализатора экономической активности в форме относительно свободного предпринимательства в этих условиях должен был сыграть крестьянин, но это становилось возможным только после его освобождения от крепостной и корпоративной зависимости
18 Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. С. 307.
19 Чичерин Б. Н. Русское дворянство //Несколько современных вопросов. М., 1862.
50 Гражданское общество: истоки и современность
(соответственно с 1861 г. и со столыпинских реформ начала XX в.). Времени, отведенного историей на этот процесс, явно не хватило — его прервал Октябрьский переворот 1917 г. Однако, если на Западе процесс становления гражданского общества шел от экономики, частной собственности, то в России, при отмеченных трудностях развития предпринимательства, он шел через ассоциации индивидов в институте земства, к которым затем привлекался капитал. Сами же предприниматели до открытия Государственной Думы первого созыва не имели возможности создавать новые правовые рамки, решали свои проблемы с властью в частном порядке и не конституировали структур гражданского общества. К тому же, как считает А. Л. Андреев20, влияла русская православная традиция рассматривать богатство как средство достижения возвышенных целей (например, благотворительность, вложение средств в церковь и т. п.), в отличие от протестантизма, рассматривавшего хозяйственный успех мирян угодным Богу21.
Итак, можно сделать вывод, что этатистские тенденции возобладали в общественной жизни России XIX в., в особенности в его первой половине. Но победа не была полной — капитализм медленно входил в экономическую жизнь империи, к тому же она была пирровой, поскольку в условиях отставания экономических процессов от Запада неизбежно ослаблялась в сопоставлении с внешнеполитическими соперниками техническая база военной мощи России. Парусный флот, устаревшие артиллерия и стрелковое оружие, нехватка грамотных солдат привели к краху в Крымской войне. Перемены, во избежание худшего, стали необходимыми. Государству в его самодержавной форме пришлось идти на уступки общественности, предоставляя ей право участия в управлении.
Одной из важнейших национальных форм децентрализации власти стало земство. Издревле земство, земские соборы служили, по мнению многих, учреждениями самоуправления, однако это далеко не так. Действительно, земская реформа XVI в., проводившаяся при Иване IV, должна была отменить систему кормлений, заменив ее выборными общественными властями. Причина реформы была очевидна: наместники и волостели из слоя военно-служилых людей в этом столетии довольно часто привлекались к своему прямому де-
20 Андреев А. Л. Становление гражданского общества: российский вариант. С. 22.
21 Вебер М. Протестантский дух и этика капитализма // Избранные произведения. М.,1990.
Гражданское общество: история становления и развития 51
лу — внешние угрозы окраинам государства требовали новых военных походов. По мнению В. О. Ключевского, военные люди становились неисправными управителями, а становясь управителями, переставали быть исправными военными людьми2. А усложнение управления к тому же приводило к многочисленным злоупотреблениям кормленщиков и социальным напряжениям.
Царь, дав на земском соборе 1550 г. указание кормленщикам прекратить многочисленные административные тяжбы мировым порядком, по сути подготовил отмену кормлений. Уже в 1552 г., как отмечалось в летописях, «кормлениями государь пожаловал всю землю»23, т. е. земское самоуправление становилось повсеместным учреждением, сначала в виде опыта, а затем в виде закона 1555 г., не дошедшего до нас в подлинном виде. Существенно, что земский мир не обязывался, а получал право выкупить кормление служилых управителей и заменить своими выборными людьми. Такой откуп платился в казну, что означало для государства двойную выгоду:
материальную — получение откупа и улучшение управления. Кормленщики же взамен получали поместья, становившиеся основным средством содержания служилых людей. Итак, сущность земского самоуправления XVI в. заключалась не столько в самоуправлении, сколько в выполнении государственных приказных поручений, перелагавшихся с военно-служилых людей на местных выборных . Можно сделать вывод, что в таком виде земское самоуправление не служило и не могло служить исходной позицией становления гражданского общества в России. Однако, на наш взгляд, уже в этих условиях, немыслимых для становления и развития гражданского общества с точки зрения новой европейской философии, возникали черты общей ответственности, круговой поруки «мира», ставшей впоследствии особенностью российской внегородской жизни, ощущавшейся при любых политических условиях.
Земские соборы в XVI в. созывались в 1550, 1566, 1584 и 1598 гг. Эти «советы всея земли» (как их называли в памятниках XVII в.) были светским подобием «Освященных» соборов церкви, у которых они заимствовали само название «собора» и иерархический состав. Земские соборы собирались Иваном IV дважды «для выработки общего постановления по особо важным вопросам государст-
22 Ключевский В. О. Соч. в 9 т. М., 1987-1990. Т. 2. С. 339.
23 Там же. Т. 2. С. 341.
24 Там же. Т. 2. С. 345.
52 Гражданское общество: истоки и современность
венной жизни и для принятия членами собора ответственного кругового ручательства в исполнение соборного приговора»25, и эти соборы по своему составу, по регулярности, по исходившей «сверху» инициативе собрания никак не подходят под пример «всеземского» самоуправления. Однако замысел был, и движение шло по пути расширения представительства, а затем — в 1584 г. (подтверждение прав на державу Федора Иоановича) и в 1598 г. (избрание на царство Бориса Годунова) заключалось еще и в самостоятельном (без царской воли, по крайней мере) созыве, формулировании и принятии решений. Усилиями этих двух соборов определялся статус царя, зависимого от их решений. Царь от власти-собственности переходил к власти-должности. А народ трансформировался из «паствы» в носителя государственной воли. Роли настолько новые и необычные для русского общества, что они могли стать фактором зарождения «смуты».
В XVII в. земские соборы созывались чаще, но только пока нужны были новой династии Романовых в качестве опоры на общество, а общество, напротив, не смогло превратить соборы в постоянный представительный институт в силу собственной классовой разъединенности, закрепленной крестьянской крепостью и дворянским господством. В соборах, значимых только в глазах власти, нуждалось одно купечество. Земское представительство пало вследствие усиления централизации в управлении и государственного закрепощения сословий.26
Следующие страницы в историю земских учреждений вписаны в 60-х гг. XIX в., когда подъем демократического движения в России потребовал от Александра II смягчить политический кризис привлечением общества к местному управлению. И хотя земская и городская реформы остались незавершенными (самодержавие вышло из кризиса начала 60-х гг.), а затем и вовсе искаженными введением в 1889 г. Александром III института земских начальников. Они выглядят попытками в тех условиях реализовать невысказанную, но подразумевавшуюся идею формирования гражданского общества «по-русски». Возможность вообще говорить о гражданском обществе в связи с земством XIX в. появилась, поскольку в основу реформ их авторами — Н. А. Милютиным, С. С. Ланским были положены принципы выборности и бессословности. Проект реформ был в ходе
25 Там же. С. 366.
26 Там же. С. 199.
Гражданское общество: история становления и развития
обсуждения пересмотрен в пользу консерватизма, но в качестве закона — «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» (от 1 января 1864 г.) сыграл большую роль в активизации общественных сил и приближении конституционных перемен (правда, ограниченных Манифестом 17 октября 1905 г.).
По «Положению» избиратели делились на три разряда:
• уездных землевладельцев (имевших не менее 200 десятин земли; более мелких, но владевших не менее чем 10 десятинами и объединявшихся в группы с совокупной собственностью 200 десятин и более и избиравших своего представителя на съезд данной курии; обладателей другой недвижимости, стоимостью от 15 тыс. руб. или получателей годового дохода от 6 тыс. руб.) — в основном это были дворяне и торгово-промышленная буржуазия;
• горожан (владевших недвижимостью от 500 руб. в мелких городах и от 2 тыс. руб. — в крупных; имевших собственное дело с оборотом от 6 тыс. руб.) — это купцы всех гильдий, промышленники, городская буржуазия, дворяне и духовенство, обладавшие недвижимостью в городе.
Первый и второй разряды прямо выбирали «гласных» в уездные
земские собрания.
• выборных от сельских обществ, участвовавших в многоступенчатых выборах: сельский сход — волостной сход — уездный съезд выборщиков — уездное земское собрание. Здесь могли избираться также местные дворяне и церковнослужители, не имевшие имущественного ценза первого разряда. Это обстоятельство приводило к преобладанию дворянского состава гласных, хотя по «Положению» число представителей первого разряда не должно было превышать суммы двух других, т. е. составлять не более 49%.
Земские собрания как распорядительные учреждения имели уездный и губернский уровни, количество гласных по различным уездам колебалось от 10 до 96, а по губерниям от 15 до 100. Гласные губернского собрания избирались на уездных собраниях. Гласные не получали вознаграждения за свою трехлетнюю деятельность. Земские собрания обычно созывались в декабре, но могли быть и внеочередными. Исполнительные земские управы избирались на тот же срок на соответствующих уровнях собраний — три члена уездной управы, семь членов — губернской. Члены управ работали постоян-
54 Гражданское общество: истоки и современность
но и получали жалованье. Во всех формах земщины преобладало поместное дворянство, причем, если в уездных собраниях их число в 1865-1867 гг. доходило до 42%, а в управах до 55,5%, то в губернских собраниях — до 74%, в управах — до 89,5%. По «Положению» председателями земских собраний становились уездные и губернские предводители дворянства, а председателей управ утверждали соответственно губернаторы и министр внутренних дел.
Земства вводились только в губерниях с преобладанием русского дворянства, т. е. выпадали национальные окраины, а также Сибирь, Архангельская, Астраханская и Оренбургская губернии, где почти не было дворянского землевладения. Из 78 губерний земства вводились только в 34, где предполагалось избрать 13 тыс. гласных (6200 от землевладельцев, 5200 от крестьян, 1600 от городов), реально были избраны — 11,5 тыс. гласных.
Земства существовали за счет сборов с населения: 1% брался с доходности земли, с земледелия и промыслов крестьян, с дохода торгово-промышленных заведений. Поскольку десятина крестьянской земли облагалась вдвое большим сбором, чем десятина дворянской, а крестьян было в гигантской пропорции больше, то основные земские сборы ложились на крестьян. Деятельность земских учреждений не имела политических функций, запрещены были даже взаимодействия земств, это было управление лишь в сфере хозяйства (прежде всего агрокультуры, продуктивности скота, ветеринарии), медицины, образования, страхования, статистики, почты, приютов, тюрем и т. п. Для проведения этой деятельности нанимался «третий элемент» земства (в дополнение к гласным и членам управ) — профессионалы, количество которых составляло около 85 тыс. чел.
Земства находились под неусыпным контролем центральной и местной властей, многие решения собраний и управ должны были утверждаться министром или губернатором, а с 1866 г. должностных лиц земских учреждений стало возможным отстранять за «неблагонадежность» 7.
Несмотря на ограниченность в правах, земства сыграли большую роль в просвещении огромной массы крестьянства, стали первыми учреждениями, где крестьянство получило право выбора (в сравнении с земскими учреждениями XVI—XVII вв.) и где, несмотря на запреты, складывалась либеральная оппозиция самодержавию.
27 Черных А. И. Гражданское общество в России. С. 75-77; История России XIX— начала XX в. / Под ред. В. А. Федорова. М., 1998.
Гражданское общество: история становления и развития 55
Как считает известный исследователь социальной истории дореволюционной России Б. Н. Миронов, реформы, размежевавшие коронное управление и общественное самоуправление, стали и фактом и фактором становления гражданского общества.28 Однако препятствием для развития гражданского общества оставалась община, которую требовалось преобразовать в организации всего общества, а человека-общинника убедить принять в них участие, преодолев патриархальные соседско-родственные связи. Реформа П. А. Столыпина, которую многие считают несостоявшейся, как раз и была попыткой движения в этом направлении, на наш взгляд, оправданно неспешной и, возможно, в силу этого достаточно глубокой. Безвременная смерть реформатора, война, революции не дали возможности завершить это движение.
В том же русле проводилась и городская реформа. Сословные органы городского самоуправления, существовавшие еще с 1785 г., заменялись всесословными на основе имущественного ценза. «Го-родовое положение» прошло долгое восьмилетнее обсуждение и было принято в июне 1870 г. Сначала в 509, затем в 621 городе, но в отличие от земского самоуправления по всей России, кроме Средней Азии, Польши и Финляндии, где действовало прежнее городское управление, путем бессословных выборов на 4 года создавались городские думы, из состава которых избирались исполнительные городские управы — городской голова, его «товарищ»-заместитель и несколько членов.
В отличие от земского самоуправления в городское не было доступа основной массе горожан: рабочим, служащим и интеллигенции, ибо согласно заимствованной прусской системе выборов имущественный ценз был связан с налогами с городских учреждений и недвижимости. Частные плательщики налогов (мужчины с 25 лет), разделенные в соответствии с суммами налогов на три класса, а также платившие в бюджет городские учреждения и общества, церкви и монастыри, получавшие по одному месту в Думе, представляли незначительную часть горожан, причем чем крупнее был город, тем меньше был удельный вес избирателей в составе населения. В городах с 5 тыс. жителей — это было 10,4%; от 20 до 50 тыс. жителей — уже 4%, в Москве — 3,4%, в Петербурге — лишь 1,9%. Велик был разрыв и между классами крупных, средних и мелких налогоплательщиков-избирателей — так, в Москве первый класс
28 Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи...Т. 2. С.287.
56 Гражданское общество: истоки и современность
был представлен в 8 раз большим числом гласных в Думу, чем второй, и в 40 раз, чем третий. Деятельность городского самоуправления также жестко контролировалась сверху и ограничивалась хозяйственной деятельностью. Впрочем, в силу низкого уровня участия вопрос о городском самоуправлении мы затрагиваем лишь для того, чтобы показать соответственно минимальные возможности горожан в формировании ассоциаций гражданского общества через систему самоуправления.
В сравнении с европейскими формами становления гражданского общества мы вновь должны подчеркнуть еще одну российскую особенность этого процесса — он шел не «снизу», в основном через экономические объединения граждан, а через предоставлявшиеся «сверху» возможности ассоциаций в самоуправлении: в сельской местности — большие, для дворянства, в городе минимальные (возможно, в этом кроется одна из причин повышенного интереса городской интеллигенции к земской профессиональной деятельности), это было «управляемое самоуправление», вряд ли подходившее под мерки европейской идеологии гражданского общества. Б. Миронов назвал эти особенности «асинхронностью и асимметрией» развития29 — вполне соответствующая характеристика.
И все же российское общество конца XIX — начала XX вв. стремилось к статусу «гражданского» — ограничения периода реформ Александра II и препятствия периода контрреформ Александра III оно пыталось «обойти» через самодеятельные организации (правда, также требовавшие «высочайшего соизволения»), такие, как благотворительные (помощь детям, беднякам, учащимся в получении профессии, исправительным колониям и приютам и т. п.; их число росло: от 1690 в 1897 г. до 45 тыс. в 1905 г.); общества и кассы взаимопомощи (особо подчеркнем — для городских трудящихся);
просветительские ( в губерниях, не охваченных земством, наблюдался рост от 135 в 1898 г. до 200 в 1905 г.); врачей и медицинских обществ (рост от 100 в 1890 г. до 130 в 1905 г.); профессиональные объединения ученых и творческих работников (около 180 в начале XX в.).
Завершая этот краткий очерк, отметим, что несмотря на замедленность, вызванную спецификой условий, в России шел процесс становления идеи гражданского общества и ее воплощения. Он был прерван революционными событиями 1917 г. и установлением ре-
' Там же. Т. 2. С. 289.
Гражданское общество: история становления и развития___5^7
жима, полностью вытеснившего теоретические и практические ростки гражданского общества. Возможности возрождения идеи и процесса становления гражданского общества были поставлены в зависимость от существования этого режима.
Эрозия коммунистических режимов в конце 80-90-х гг. уходящего XX в. привела к обновленному интересу к возможностям гражданского общества противостоять тоталитаризму, сначала у диссидентов, затем у политиков и теоретиков из числа разочаровавшихся марксистов: для одних — это был рецидив индивидуалистического и конституционного либерализма, для других — признание превосходства свободного рынка над централизованной плановой экономикой. Как эхо это отразилось и на Западе, где в большей или меньшей степени гражданское общество существовало (в элементах) несколько столетий, но понятие и идея крайне редко использовались средствами массовой информации или академическими политологами30. Популярность идеи гражданского общества в странах бывшего коммунистического мира способствовала ее общему ренессансу во всех странах либеральной демократии или движущихся в направлении ее достижения.
3 Shils Ed. Op. Cit. P. 327.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1437;