ОТ ВЛАСТИ АВТОРИТЕТА К АВТОРИТЕТУ ВЛАСТИ
Исторически и логически первой формой общественной жизни является род. Имея общего предка, род выступает носителем кровнородственных связей. Он обеспечил переходный период от «биологической популяции» особей прачеловека к социальной общности людей, от эндогамии к экзогамии.
В своем становлении род прошел две стадии — эпоху материнского и эпоху отцовского развития, формируя мифологическое мировоззрение людей и культуру страха в границах ойкумены.
Если в эпоху матриархата социальной ячейкой выступает весь Род в чистоте своих кровнородственных отношений, то в эпоху патриархата социальной ячейкой общества становится патриархальная семья. Семьи, как экономически суверенные общности людей, образуют общину, точнее сообщество, где люди связаны территориальной целостностью, принадлежностью к одному тотему, единому пантеону богов; солидарностью, за которой стояли единство мотивов и действий, общность интересов и ответственности.'
Регламент этого общества обеспечивался властью авторитета. Проводником власти авторитета являлась первобытная нравственность и нравственные отношения равных людей.
Община явилась условием становления обычного права, которое обеспечивалось общественным мнением и волей власти авторитета, особой культурой страха перед непреодолимыми силами Природы. Характерной чертой обычного (естественного) права был ориентир
' ФрейзерДж. Золотая ветвь. М., 1983; Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
Онтологические основания гражданского общества
на «горизонтальные» общественные отношения. Право уже воспринимается как определенная система возможных прав и обязательств, но эта система еще далека от инверсии в правовую норму закона, регламентирующего определенный вид общественных отношений, и
обеспеченного санкциями авторитета власти.
Несмотря на некоторую привлекательность общины, в силу
преобладания отношений координации над отношениями субординации, общину вряд ли можно рассматривать в качестве идеального сообщества. И прежде всего потому, что в ней отсутствовала личность. Свобода и личные интересы индивида приносились в жертву благополучию общины. В условиях, когда «часть» не принимается во внимание, «целое» не может реализовать свой потенциал.
И тем не менее развитие общины продолжалось. Оно шло по двум направлениям, либо за счет количественного роста моноэтнической общности, либо за счет союза отдельных общин.
Если к этому добавить специфику ойкумены (органического единства конкретных природных условий и конкретного человеческого фактора), то многообразие исторических форм сообщества людей следует принять как естественную данность. В этом многообразии традиционно выделяют азиатский, античный, германский и
славянский типы общин.
Азиатский тип рассматривается как инверсия рода в общину в
условиях перехода от кочевого к оседлому образу жизни. В основе этого типа лежала общая собственность на землю, широкое применение коллективного труда при создании ирригационных систем и
дорог, организация защиты от внешнего врага.
В отличие от азиатского типа античная община представляла
собой сообщество свободных людей, ориентированное на активное использование труда рабов. Но главное отличие заключалось в том, что общинник, сохраняя свое членство в общине, становился частным собственником обрабатываемого надела земли.
Германская община (марка) — более позднее образование, где
доминирует частная собственность на землю, но сообщество продолжают объединять традиции и обычаи свободной организации
землевладельцев.
Имеет свою специфику и славянский тип общины, которая
представляла собой организацию местного самоуправления совладельцев земли. Регламентом славянской общины являлся нравствен-
Гражданское общество: истоки и современность
ный закон. Она предпочитала путь мира, а не насилия, ориентируясь на естественное право и власть авторитета. Ее потенциал был столь впечатляющим, что один из видных славянофилов К. С. Аксаков (1817-1860) полагал, будто русский народ по своей природе не «государственен».2
Но власть авторитета и в далеком вчера, и в конце XIX в. демонстрирует ограниченность своих возможностей преодолевать противоречие между частью и целым. Община по мере своего развития все более проявляет неспособность обеспечивать оптимальный регламент отношений в границах конкретного сообщества людей, неравных по своей природе. И хотя община рождает ностальгию о времени «Золотого века», она уступает место той социальной структуре общества, где бал правит уже не власть авторитета, а авторитет власти.
Авторитет власти заявляет о себе через становление института государства и оформление политической системы, способной мобилизовать население конкретного сообщества на решение задач, выходящих за пределы возможностей индивида или его семьи.
Первой моделью государства будущей новоевропейской цивилизации выступает древнегреческий полис, в котором общество и государство предстают как единое целое. Ориентируясь на древнегреческий полис, Платон выводит необходимость идеального государства. Только идеальное государство может обеспечить гармонию между индивидуальной добродетелью и общественной справедливостью. Но иллюзия идеального государства рассеивается при более пристальном изучении платоновской модели, где место человека занимает его общественная функция; где нет семьи и частной собственности как социальных факторов индивидуализации и самовыражения человека; где людей не лечат, ибо жизнь беспрестанного умирания никчемна; где нет искусства, ибо польза от него сомнительна и т. д.3
«Образец совершенного государства» подвергает критике Аристотель. Ученик Платона усомнился, что целое может быть счастливо, если хоть какая-то его часть не чувствует себя таковой. По Ари-
2 Аксаков К. С. Записки о внутреннем состоянии России // Ранние славянофилы. М.,
1910.
3 Платон. Соч. В 4 т. М.,1994. Т. 3.
Онтологические основания гражданского общества
стотелю, государство — это особая форма общежития граждан, включенных во власть. Главным субъектом государства выступает гражданин (полисный человек), активно участвующий в суде и
управлении.
Государство есть продолжение семьи, в которой прослеживаются три вида отношений: мужа и жены; отца и детей; господина и раба, Господская власть и власть домохозяина подготовили первую форму государства как авторитета власти — патриархальную монархию. Аристотель полагал, что патриархальная монархия как особая форма правления наиболее оптимальна, если субъектом власти является добродетельный, рассудочный и мудрый человек. Он — бог среди людей, он — олицетворение закона. Все остальные формы правления противоестественны человеческой природе, ибо не учитывают природное неравенство людей, не принимают во внимание, что «цель человеческого общежития не в том, чтобы жить, а в том, чтобы жить счастливо», приумножая добродетель, красоту и мудрость.4
Средневековье с его парадигмой теоцентризма сместило акценты. Приоритетной становится не идея государства, как условия «гармонии между индивидуальной добродетелью и общественной справедливостью», а идея воздаяния с ориентиром на потусторонний мир рая или ада.
Но уже первоначальное накопление капитала и становление капиталистического способа производства с его ориентацией на рынок и фетишизацию товара, денег и капитала вновь актуализируют проблему государства. Эта проблема становится объектом пристального внимания со стороны Н. Макиавелли, Жана Бодена, Иоганна Альту-зия, Томаса Мора, Томаса Гоббса, Джона Локка. Позже проблема государства «прочно поселяется» в философии Просвещения и в немецкой классической философии с тем, чтобы найти свое развитие в
постклассической философии.
Все исследователи едины в выводе о том, что государство возникает в эпоху цивилизации, когда реальностью стало товарное производство, когда рынок включил региональные процессы разви-
' Аристотель. Соч. В 4 т. М.,1983. Т.4.
Гражданское общество: истоки и современность
тия в мировую историю, когда реальностью стало господство частной собственности на средства производства.5
Таким образом, государство — это то общественное явление, которое имеет свою социально-историческую природу, но возникает в период смены родоплеменных отношений отношениями обмена в условиях формирования семьи и частной собственности. Семья вызвала к жизни феномен частной собственности, а частная собственность обеспечила индивиду статус субъекта. Семьи объединялись в сообщество не по кровнородственному, а по территориальному признаку на основе рыночных отношений.
Территориальная общность рождала коллективные потребности, а стало быть и общие интересы: решение проблемы внешней защиты или нападения; принятие единых правил общежития; выполнение тех общественных работ, от которых зависит оптимальное существование сообщества, но которые не в состоянии осуществить отдельно взятый индивид или его семья (строительство дорог, ирригационных сооружений, поддержка порядка, санитарии и т. д.).
Объективная потребность в силе, способной решать этот открытый ряд задач человеческого общежития, вызвала к жизни публичную власть в форме государства.
Публичная власть принципиально отличается от власти авторитета или коллективной власти родового общества. Это уже особый слой людей, профессионально решающих задачи социального управления. Появление бюрократии ускорило процесс общественного разделения труда.
Публичная власть заявила о своей универсальности. Она распространяется на все население.
Публичная власть суверенна, ибо обладает не только верховенством внутри территориальной целостности конкретного сообщества, но и демонстрирует независимость в отношениях с другими государствами.
Публичная власть формирует органы социального управления и создает средства воздействия, которыми в обществе никто не располагает (армия, полиция, налоговые службы, суд, тюрьма).
5 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21.
Онтологические основания гражданского общества
В условиях осуществления публичной власти индивид обретает статус подданного с определенными правами и обязанностями. В своем становлении и развитии право превращается в нормы, регламентирующие общественные отношения и обеспечивающие этот регламент санкциями государственной власти. Что касается территории конкретного общества, то она объявляется нераздельной, неприкосновенной, неотчуждаемой.
Для осуществления общественных работ, организации социального управления публичная власть в оговоренных размерах и в определенные сроки принудительно взимает налоги с населения.
Все отмеченные признаки позволяют определить государство как особый институт общества, который возник вследствии сложившихся рыночных отношений и который характеризуется публичной властью, призванной решать общие дела, осуществляя свою
деятельность на налоги, собираемые с населения.
Государство возникло в силу причин, ставивших под сомнение перспективу развития общества. Более того, эти причины могли бы уничтожить общество. Среди внешних причин можно рассматривать экспансию со стороны других сообществ. Среди внутренних причин можно назвать раздоры по поводу отношений обмена, распределения и потребления, а также необходимость контроля и исключения кровнородственных браков, ведущих к деградации потомства.
Первые государства возникают спонтанно, как правило, по инициативе тех людей, которые уяснили, что без волевого и организующего центра общество прекратит свое существование. Первоначально институт государства выполняет ограниченную военно-административную функцию, обеспечивая территориальную целостность страны и поддерживая административный порядок внутри страны. Олицетворяя авторитет власти, государство еще не выступает инструментом политики. Открытый ряд общественного сознания еще не пополнился формой политического сознания. Пройдет значительный период развития производительных сил общества и соответствующих им производственных отношений, когда экономические интересы малых и больших социальных групп, образующих социальную структуру, найдут свое отражение в форме политического сознания. Но даже заявив о себе как реальном факте, политическое сознание не скоро заявит о себе как «законодателе моды» общественного сознания. Это косвенное свидетельство того, что ин-
12 Гражданское общество: истоки и современность
статут государства продолжал свое становление и в условиях античного мира, и в условиях средневековья. И только с оформлением капиталистического способа производства и оформлением общественных отношений политика предстанет как концентрированное отражение и выражение экономики общества, фетишизации товара, денег и капитала.
Механизм взаимодействия экономики и политики имеет сложный и противоречивый характер. Экономическое господство требует своего завершения и закрепления через политику. Борьба за власть начинается с противостояния идей, а потом уже и людей. Консолидация людей в малые и большие социальные образования начинается с осознанияими своего объективного положения, своих коренных интересов и общих целей. Такое осознание зарождается в стихии повседневной действительности, но оформляясь в политическое сознание людей, превращается в общественную силу со всеми вытекающими последствиями борьбы за власть.
Политическое сознание по-разному проявляет себя на обыденном уровне и теоретическом. В первом случае оно возникает как естественное отражение условий быта и труда людей. В нем своеобразно и неповторимо сочетаются эмпирическое и рациональное, рассудочные формы и эмоции, представления сегодняшнего дня и сложившиеся традиции.
Отражая нужду и заботу человека, его повседневный опыт познания и самопознания, политическое, сознание на обыденном уровне выступает повседневным средством ориентации человека в его жизнедеятельности. Оно полно драматизма, ибо отражает реальность бытия в мире, особенно если это бытие напоминает «театр абсурда».
Обыденное политическое сознание нуждается в «поводыре» и обретает его в теоретическом сознании. Политическое сознание теоретического уровня критически анализирует содержание обыденного сознания, его стихийные взгляды и противоречивые представления, вычленяя из массового обыденного сознания повседневности оптимальные идеи решения назревших проблем, подводя под них теоретическую базу. В результате эти идеи обретают значимость и силу идеала.
Идеал, будучи важнейшим компонентом мировоззрения, формирует психологическую установку на определенное отношение i
Онтологические основания гражданского общества
повседневному бытию, замыкая цепь обыденного и теоретического сознания. Эта связь наиболее рельефно прослеживается на уровне общественной психологии и идеологии, взаимодействие которых является своеобразной «визитной карточкой» политического сознания, основанием доверия людей к собственному политическому
опыту.
Если носителем общественной психологии выступают люди
(малые или большие социальные группы), то субъектом идеологии являются специальные институты, в том числе институты государства, где на профессиональном уровне рассматривается проблема соотношения «стихийного» и «сознательного», систематизируется и обобщается информация эмпирического уровня, формируется механизм пропаганды, отрабатываются формы и методы распространения наработанных идей (идеалов) в массовом сознании общества, обеспечивается активность и направленность политического сознания, формируется политическая культура как компонент общей культуры. Наряду с политической культурой формируется и правовая культура.
С этого времени государство заявляет о себе как инструмент политики, а люди через свое политическое сознание осознают свою государственность, понимание того, что только через государство и с помощью государства они могут реализовать свои интересы. Кардинально изменяется соотношение функций государства в пользу внутренней функции, обеспечивающей регламент общества и гарантирующей безопасность жизни людей.
Традиционно сложились две точки зрения на сущность государства — одна либеральная, вторая консервативная. Суть первой заключается в том, что государство рассматривается как гарант жизнедеятельности человека, обеспечивающий возможности его свободы.
Суть второй сводится к рассмотрению государства как инструмента, направленного на ограничение произвола, защиту устоев общества.
Но и в первом и во втором случае прослеживается мысль об историчности государства. Возникнув в ответ на общественную потребность, рано или поздно институт государства должен исчезнуть, исчерпав потенциал своих возможностей осуществлять потребность быть посредником в отношениях между индивидом и обществом.
Гражданское общество: истоки и современность
Общество, которое перестало быть общиной, может существовать только в форме государственно организованного целого, где каждый индивид как часть целого чувствует и осознает себя государственным человеком, ибо верит и надеется, что государство — единственный социальный институт в мире рыночных отношений, противостоящий стихии спроса и предложений и гарантирующий меру правопорядка. Государство стоит или должно стоять выше частных интересов и амбиций, руководствуясь только идеей целостности общества, обеспечивая взаимосвязь и взаимодействие в системе «природа, общество, человек».
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 892;