Тема 19. Уроки-беседы по истории изобразительного искусства и методика их проведения
· Задача курса истории изобразительного искусства как теоретического предмета в художественной школе.
· Варианты структур уроков-бесед в зависимости от содержания материалов бесед и особенностей класса.
· Художественное восприятие и методы его формирования у школьников.
Задачей курса истории изобразительного искусства как теоретического предмета в художественной школе является формирование мировоззрения, эстетического идеала, воспитание культуры чувств. Знакомство с мировой культурой, профессиональный подход к изложению специфически сложного материала даёт возможность учащимся на практике разбираться в предметах станковой и декоративной композиции.
Ученики приобретают умение видеть прекрасное и любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения, учатся направленно посещать выставки, музеи, галереи. В задачу курса введены сбор репродукций художественных произведений (альбомы), практические работы в различных техниках, по разным ключевым темам. У учащихся должны быть выработаны навыки анализа произведения (это обсуждения, собеседования, письменные работы).
Методика занятий направлена на решение основных задач - развития творческих способностей учащихся, их познавательной и эмоциональной активности, а также самостоятельного суждения ученика об увиденных произведениях. Исходя из опыта работы, считается необходимым перестановка отдельных тем в зависимости от возраста учащихся и их подготовленности, кругозора, знакомства с музеями, возможностей Интернета, поисков художественных произведений в музеях мира.
Рекомендуется следующая последовательность уроков:
· беседа об искусстве и объяснение темы сюжетного рисунка,
· выполнение рисунка на тему.
ПРИМЕР. Проводится беседа по картинам А.А.Пластова и К. Ф. Юона. Прежде всего, учитель сообщает ученикам, что на следующем уроке они будут выполнять рисунок на тему «Зимой на улице». Педагог обращает внимание учащихся на состояние погоды (пасмурный или солнечный зимний день), на смену цвета предметов, деревьев, неба, снега и т.д.; характеризует зиму с ее снежными сугробами, горками, снежными бабами, метелями и т. д. Рассказывает о зимних пейзажах, которые они часто видят.
После такого вступления педагог проводит беседу по репродукциям. Он показывает репродукции картин, задает ученикам вопросы. Вопросы к каждой из этих картин составляются с таким расчетом, чтобы в ответах детей прозвучало эмоциональное отношение к произведению. Задаются вопросы по цветовому решению, композиционному строю, состоянию погоды, передаче пространства в картине.
Далее учитель, учитывая качество ответов учащихся, продолжает рассказ о картинах, делая акцент на том, как художники стремились показать зиму, создать образ этого времени года. И каждый художник подметил в жизни разные моменты и скомпоновал (построил, расположил) их по-своему.
Так, Пластов в картине «Первый снег» хотел показать начало зимы. Чувство неожиданности и радости от первого снега художник выразил через переживания детей. Краски картины неярки, но светлы и радостны, цветовая гамма решена в белых, серых и коричневых тонах. Композиция произведения построена на принципе передачи естественных явлений и движений в жизни без всяких их изменений с использованием показа психологической характеристики персонажей. Несмотря на естественность композиции, художник большое значение придает выбору точки зрения для обозначения формата картины. Так в поэтической форме художник показал начало зимы.
Юон по-своему воспринял это же время года, своеобразно показав его в картинах. Юона называют певцом русской природы, русской зимы. Он любил изображать природу во всем ее многообразии, в красивом зимнем наряде, показывая в своих картинах разное состояние погоды, передавая различные настроения. Так, в картине «Русская зима» он изобразил пасмурный день зимой: недавно прошли большие снегопады, везде лежат огромные сугробы, дома и деревья оказались наряженными в снежные одежды. В другой картине - «Конец зимы. Полдень» мы видим совершенно иное состояние природы зимой. Это яркий, солнечный день, когда чувствуется приближение весны. Солнце светит ярко. Это хорошо подметил художник. На солнце снег изображен с теплыми оттенками розовых и желтых цветов. От домов, фигур людей, деревьев упали на снег длинные холодно-синие тени. Синева теней - это отражение цвета неба. В этой картине передано радостное, свежее чувство зимы, чистоты воздуха, прелести снега, освещенного ярким солнцем. Юон, как и Пластов, стремился к естественной композиции картины. При этом большое значение художник придавал расположению изображаемого в формате. Где-то художник показал больше плоскости земли, снега, меньше - неба, а где-то - наоборот.
После анализа картин учитель дает краткие сведения о творчестве художников.
Оставшееся время учитель посвящает объяснению новой темы сюжетного рисунка «Зимой на улице». Объяснение темы тесно связывается с только что прошедшей беседой по картинам. Учитель рассказывает о различных возможных сюжетах данной темы, о том, как можно разнообразить варианты компоновки рисунков.
На следующем уроке дети выполняют рисунок на тему «Зимой на улице». Учитель напоминает учащимся, что они недавно рисовали с натуры фигуру человека и имеют навыки такой работы.
В таком же ключе можно проводить уроки в I классе и по другим темам. Результаты усвоения учебного материала от беседы к беседе становятся все более удовлетворительными.
Во II классе беседы об искусстве и уроки рисования проводятся примерно в таком же сочетании и таком же плане, как и в первом. Следует отметить, что второклассники по сравнению с учениками первых классов более логично и свободно могут вести рассказ о рассматриваемой или уже изученной картине. Это является результатом запаса знаний, умений и навыков, полученных на уроках русского языка, математики и особенно чтения.
В III классе также проводятся занятия на уроках изобразительного искусства в таком же плане, как и в первых двух. Разница в планировании уроков с первыми двумя классами заключается в том, что беседы об искусстве уже выделяются в самостоятельные уроки и количество рассматриваемых на них произведений несколько увеличивается (до пяти-шести). Так же как и в I - II классах, в III классе уроки-беседы об искусстве проводятся обязательно перед выполнением рисунков на темы.
В процессе каждой беседы ученики и учитель не только раскрывают идейно-сюжетное содержание произведений, но и выясняют художественные средства, с помощью которых авторы картин добиваются большой выразительности в создании художественных образов людей, природы, событий и явлений жизни прошлого и настоящего. При анализе произведений выясняется значение грамотного рисунка, интересной композиции в деле создания художественных образов. Большое внимание при этом уделяется изучению композиционного строя произведений, связи композиции с содержанием картины, с идейным замыслом художника. Готовясь к проведению бесед, учитель использует специальную литературу, посвященную жизни и творчеству художников.
В IV классе учитель проводит глубокий и всесторонний анализ произведений искусства.
Темы уроков-бесед учитель определяет в соответствии с учебной программой. В каждой беседе ставится задача раскрытия темы на примере анализа ряда произведений и сопоставления их между собой. Наряду с этой задачей есть и другая: преподнести произведения искусства в более разностороннем анализе, в котором выявились бы не только их идейное содержание, сюжет, но и художественные достоинства.
Спустя две-три недели после каждой беседы учитель проводит небольшие устные опросы, связанные с содержанием и художественными достоинствами изученных картин. Эти опросы позволяют выяснить качество усвоения и степень запоминания (сознательного запоминания) сведений учащимися по изученному материалу. В результате этих опросов выясняется, что учащиеся в какой-то мере овладели новой терминологией, их знания по искусству стали шире и глубже. Это выражается в том, что дети во время ответов раскрывают не только содержание картины или скульптуры, но и отличают художественные достоинства работ.
В конце учебного года в IV классе полезно провести урок, на котором ученики самостоятельно должны будут разобрать (проанализировать) несколько картин художников. Каждой группе учеников дается задание проанализировать одну картину. Затем через 20 минут ученики (по одному, по два от каждой группы) отвечают на заданные вопросы. Другие учащиеся дополняют ответы своих товарищей.
Такой опыт проведения бесед показывает, что в результате года обучения учащиеся IV класса в основном понимают сущность произведения изобразительного искусства, усваивают принципы его анализа и в основном успешно самостоятельно проводят анализ такого характера.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 2421;