Февральская революция. Свержение монархии.
Ситуация в России в отношении экономических условий не была хуже, чем у стран противников – Германии и Австро-Венгрии, также как и Российскую империю раздирали межнациональные противоречия Австро-Венгрию, но именно в России наблюдалось сочетание проблем (кризисов) в различных сферах, которые вели страну на путь неизбежных внутренних конфликтов. Так, в ходе войны обнаруживалось стремление царя к восстановлению полноты самодержавного правление, что вызывало в условиях того времени широкое общественное недовольство и недоверие к правительству. Характерно, что в начале декабря 1916 г. даже Государственный Совет выступил против «закулисного влияния» старца Григория Распутина на царя и решения верховной власти. Затем события быстро шли по пути обострения: были высланы из столицы 4 великих князя, выражавших несогласие с политикой самодержца, были известны планы царя распустить Думу, а также передать распределение военных заказов российской промышленности от военно-промышленных комитетов (объединений предпринимателей) в ведение бюрократического органа – Особого комитета. Центральный комитет военно-промышленных комитетов (ЦК ВПК) был тесно связан с думской аппозицией, и выражал недовольство планами правительства. Возник замысел свержения царя (задержать его и прудить отречься от престола). Одновременно активизировались рабочее движение в Петрограде. Известно, что рабочая группа в ЦК ВПК (состояла из 10 меньшевиков) поддерживала забастовки, однако в наибольшей степени беспокойство петроградцев вызывала продовольственная ситуация в столице. Зима 1917 г. была суровой и снежной, в итоге 5700 вагонов с хлебом застряли из-за снежных заносов, в феврале из 450 вагонов, необходимых для продовольствия ежедневно, подавалось в Петроград лишь 116. Французский посол Морис Палеолог так писал о возникшей ситуации: «Петроград терпит недостаток в хлебе и дровах, народ страдает». Тогда же петроградский градоначальник и командующий Петроградским военным округом заверяли царя в благополучии положения города.
В начале 1917 г. в Петрограде бастовало свыше 200 тыс. рабочих. Прежде всего недовольство рабочих вызывали экономические трудности. Правительство же, по сути, не прилагало особых усилий для нормализации ситуации. Последнее тем более было опасно, что в Петрограде сосредоточилось 160 тыс. солдат-запасников из второй очереди призыва, и эти солдаты были вынуждены ютиться в казармах, рассчитанных всего на 20 тыс. чел. Уже осенью 1916 г. солдаты петроградского гарнизона проявляли неподчинение властям при разгоне рабочих демонстраций. Все это, конечно, были тревожными знаками, но власти игнорировали проблему. Показательно, что 22 февраля (7 марта) власти посчитав принятые меры для «успокоения столицы» достаточными (в конце января была арестована рабочая группа ЦК ВПК), царь Николай ІІ выехал в Могилев, в Ставку главкома армии, и проявлял, конечно, опасную самоуверенность.
17 февраля (2 марта) в Петрограде на Путиловском заводе по причине продуктового дефицита началась забастовка рабочих. В ответ владельцы крупнейшего столичного завода объявили локаут (прекращение работы предприятия) и свыше 36 тыс. рабочих было выброшено на улицу. Это вызвало забастовки солидарности на других предприятиях. 21 февраля (6 марта) в городе прокатилась волна погромов булочных. 23 февраля (8 марта) работницы Петрограда вышли на демонстрацию с требованиями хлеба и прекращения войны. 24 февраля (9 марта) массовые забастовки на столичных заводах переросли во всеобщую политическую стачку, охватившую 305 тыс. человек, – под лозунгами «Долой самодержавие!», «Долой войну!», «Хлеба!». На следующий день забастовки (305 тыс. чел.) охватили центр города. Лозунги стали более радикальными: «Долой царя!», «Долой правительство!», «Хлеб, мир, свобода!», «Да здравствует республика!». В ответ царь потребовал решительных мер по пресечению «беспорядков», и петроградская полиция провела масштабные аресты наиболее видных функционеров социалистических партий. Однако волнения среди горожан лишь возросли, так как развивались преимущественно стихийно. Уже 26-го в городе начались перестрелки и проявлялось нежелание солдат стрелять в рабочих.
27 февраля (12 марта) 1917 г. всеобщая политическая стачка переросла в вооружённое восстание. На сторону революции перешла значительная часть армии (около 67 тыс. человек). Первым на сторону рабочих перешла учебная команда запасного батальона Волынского полка. Отрядами рабочих и солдат были захвачены все стратегические пункты столицы (мосты, вокзалы, тюрьмы, правительственные учреждения и т.п.), арсенал. Бюро ЦК РСДРП опубликовало манифест «Ко всем гражданам России», в котором призывало к созданию Временного революционного правительства, установлению демократической республики, 8-часового рабочего дня, конфискации помещичьих земель, прекращению империалистической войны. По инициативе освобожденных членов рабочей группы ЦК ВПК были проведены выборы в Советы рабочих депутатов города, которые, в свою очередь, – сформировали Петроградский совет рабочих депутатов (Петросовет), избравший Исполнительный комитет из 15 чел. во главе с Николаем Чхеидзе, лидером фракции меньшевиков в IV Государственной Думе. Кроме меньшевиков, в Петросовете были представлены эсеры и большевики. Уже 27-го толпа восставших рабочих и солдат требовало от Петросовета взять власть в городе и стране в свои руки.
К 28 февраля (13 марта) под контролем правительства остался только 1 изолированный район города (Васильевский остров), а также часть правительственных зданий и дворцов. Еще накануне вечером царь назначил главнокомандующим войсками Петроградского военного округа с чрезвычайными полномочиями ген. Николая Иванова и подчинил его решениям правительство. В Петроград для подавления восстания был направлена во главе с Ивановым карательная экспедиция (50 тыс. чел.). 1 (14) марта генерал Иванов во главе передовых частей своего корпуса (Георгиевский батальон) прибыл на станцию Вырица и остановился, так как имел предписание дожидаться прибытия царя. Между тем, еще 28-го февраля весь Петроград оказался в руках восставших. Уже вечером того же дня спешно собранный Временный комитет IV Государственной Думы объявил о переходе всей полноты власти в его руки. Ссылаясь на свое «легитимное положение» комитет провел переговоры с Петросоветом и добился от него поддержки в ответственный момент свержения старой власти. Во многом это было достигнуто путем включение в состав Временного комитета лидеров Исполкома Петросовета: Николая Чхеидзе и Александра Керенского, и принятие Временным комитетом ряда революционных требований Петросовета (свобода слова и собраний, политическая амнистия, подготовка Учредительного собрания на принципах всеобщего прямого голосования, замена полиции народной милицией, выборность местный органов власти, получение солдатами гражданских прав и сохранение петроградского гарнизона как гаранта революционных преобразований).
Временный комитет во главе с председателем IV Государственной Думы Михаилом Родзянко еще 28-го начал переговоры с самодержцем. Целью этих переговоров оказалось получение признания Временного комитета как нового правительства со стороны прежней власти. На переговорах Родзянко сгущал краски и, пугая царя анархией в стране и Петрограде, выдавал Временный комитет за силу, ориентированную на сохранение монархии в России. Показательно, что одновременно 1 (14) марта Временный комитет подписал соглашение с Петросоветом, и получил признание как Временное правительство, готовое продолжать войну, от Великобритании и Франции. В тот же день Николай ІІ узнал о революционном восстании в Кронштадте – главной военно-морской базы страны, Москве, Царском Селе, Гельсигфорсе (Хельсинки), Ревеле, а также о митингах в поддержку Петрограда в ряде городов страны. Молчаливое согласие с революционными событиями выражали также командующими фронтами, а в войсках ощущалось сильное брожение. В таких обстоятельствах, не зная еще о соглашении Временного комитета и Петросовета, царь в ночь на 2 марта издал манифест об учреждении «ответственного (перед общественностью) правительства», под которым по умолчанию понимался Временный комитет (Временной правительство). Однако, получив желаемое, Родзянко и его сторонники из думских деятелей стали настаивать на отречении самодержца от трона. Уже в полдень 2 марта царю поступили телеграммы от командующими всех фронтов, где те высказывались в пользу отречения царя от трона. К 15 часам царь уже принял решение об отречении в пользу сына Алексея, но затем в течении дня также решил отречься и за наследника. В конце дня, находясь в Пскове и будучи там фактически заблокированным, царь подписал манифест об отречении от престола в пользу младшего брата Михаила Александровича.
Великий князь Михаил вел переговоры с думской делегацией, чьи мнения расходились. Между тем, Родзянко заявил престоло-восприемнику, что в случае его воцарения в Петрограде будет новое восстание и никто не может гарантировать ему безопасности, наоборот – лидер кадетов Павел Милюков предлагал Михаилу воспринять власть и сосредоточить лояльные ему силы в Москве. Однако все осознали реальность гражданской войны в таком случае, поскольку Временное правительство не могло принять нового царя в силу соглашений с Петросоветом и под давлением масс революционного Петрограда. По сути, страна уже тогда стояла перед началом гражданской войны с неясным для старого режима итогом. Как следствие, 3 (17) марта великий князь Михаил издал манифест о непринятии им престола и призывом подчиняться Временному правительству вплоть до Учредительного собрания. Монархия в России рухнула.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1769;