МАТЕРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО

Материя политического — социальность, межсубъектная ткань общения, стихия обмена деятельностью, человеческое взаимодействие, интеракция, вне и помимо которых применительно к вопросам политики ничего друго­го не существует. Власть выражает монополию насилия; политика — спо­соб его отправления с опорой на легальные (официальные) и нелегальные (формально-неправовые) средства. Результативная человеческая коммуни­кация как эффективный процесс во всей многогранности перипетий и ветв­лений — контрапункт политического.

Из данной мысли в качестве значимого удержим «результативность» и «эф­фективность». Согласно очевидным дистинкциям область возможных субъ­ективных реализаций распадается на практику и духовность. В последней обо­сабливается теоретический и практический разум. Теоретический разум: a) «theoreia» — отрешенно умственное созерцание бытия; б) «sophia»—тео-рийная мудрость. Практический разум: a) «phronesis» — практическое нра­воучение, телесно-психическая гигиена жизни; б) «eyboyleia»— практиче­ская рассудительность в понимании природы вещей, умение действовать целесообразно.

Природа политического

Политику Аристотель сближал с этикой, поставляющей нравственно доб­родетельных, рассудительно осмотрительных людей — граждан, субъектов общежительности. Такой подход, разумеется, — идеализация: этика занята внутренней, политика — внешней стороной оценки, выбора, проведения и преследования интереса, зачастую удаленного от дианоэтических доброде­телей. Независимо от этого, однако, уподобление политики этике в чем-то оправдано. Оправдано в аспекте осознания, что политика — синтетическая сфера, покоящаяся на «theoreia» и «sophia», но примыкающая к «phronesis» и «eyboyleia». Если не будет повиновения властям и закону, не будет полити­ки, надстраивающейся над добродетелью граждан, и политиков — носите­лей нравственно высоких начал, «бесстрастного разума», надзирающего за тем, чтобы властвующие властвовали и защищали от посягателей законные формы государственного быта. Выдворение этики из политики, следователь­но, разваливает государство как способ гарантийного общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством — порядком, лежа­щим в основании и распределении общезначимых функций власти3.

Посему политика — не «чистое», а заинтересованное (в идеале, этичное) миропредставление и миродействие на базе предвзятых принципов. Прибе­гая к классическому философскому слогу, можно сказать так: политика — разум в практическом измерении — оформляется на стыке силовых линий «ума», «побуждения», «воли», поставляющих законы созидания сущего, руководства самополагания. В отличие от «theoreia» и «sophia» политика технологична; в отличие от «phronesis» политика прагматична; в отличие от «eyboyleia» политика теоретична. Политика, следовательно, — практи­чески-духовная форма, крепящаяся на чистом, но обслуживающая практи­ческий разум; она не просто вырабатывает модели реальности, но подво­дит под них овеществление, согласованный modus vivendi (образ жизни) — баланс страсти и здравомыслия, порыва и мудрости, импульса и целесооб­разности.

Представитель семейства идей — ученый, художник, теолог, утопист, кри­тик— идеалист замкнут на умственные символы, конструкты. Материали­зующий способность к преобразовательному воздействию политик — реа­лист, движется в плоскости конкретных фигур действия. Кредо теоретика: основа мира — духовное сообщество людей (Д. Мак-Таггарт), консолиди­рующихся по причастности к творению образа мира. Кредо политика: ос­нова мира — прагматическое сообщество людей, консолидирующихся по причастности к творению облика мира; не воля к жизни — следствие мира, а мир — следствие воли к жизни (А. Шопенгауэр).

JCm.: Аристотель. Политика. СПб., 1865. С. 100, 217.

45Раздел II

Теоретическая сфера — теоретизм — характеризует деятельность в але-тической модальности. Практическая сфера — практицизм — характеризу­ет деятельность в утилитарной модальности. Практически-духовная сфера— политизм — характеризует деятельность в деонтической модальности. Впи­тывая черты теоретизма и утилитаризма, политизм означает способность производить перемещение первой сферы во вторую за счет социальных тех­нологий, трансформационных программ, вырабатываемых и разрабатывае­мых в створе пресуппозиций—исходных допущений (ценносги, интенции), принимаемых как жизненная рама толкований и полаганий. Акцент данного обстоятельства влечет трактовку политизма, практически-духовной сферы в целом в терминах самодостаточности. Политика—суверенное образование, поддерживается особой логикой выработки, хранения, закрепления и пере­дачи наследия, не является относительно практической сферы чем-то побоч­ным, производным, обусловливаемым. Исходно-жизненная рама политиче­ских акций—изначальные пред-видения, пред-смыслы, пред-понимания—■ имплицируются социогенетически: не материальное производство, а среда, социальное взаимодействие, сцепленная с ним традиция, воспитывающая, а потому решающая судьбу, — их источник. Последнее отменяет базисный фундаментализм (экономизм) как объяснительную платформу политики.

Проводя линию самостоятельности надстройки (духовные, практически-духовные формы), причины чего усматривая в совершенной капитально­сти феномена обмена деятельностью, социального взаимодействия, равно­сильно детерминирующего как материальную, так и духовную формации, резюмируя, уточним: политика — специфическая практически-духовная форма; сосредоточена на балансировании, регуляции, оптимизации, кана­лизации интересов, фундирующих известные виды человеческой активно­сти; развивается на собственной основе — автономных традициях воздей­ствия и влияния; коренится в природе человека как группового существа, исключающего неполитические формы совместного проживания; овеще­ствляется в упорядочении (координации и субординации) социальных взаи­модействий посредством взаимоучета интересов.

Финализация — преимущественная и предпочтительная ориентация дея­тельности на базовые, фундаментальные основоположения, ценности. Для искусства — это художественные идеалы, для теологии — высшие типы ре­альности, для утопии—совершенные экзистенциальные состояния, для нау­ки — обоснованная истина. Аналогичные принципиальные аксиологиче­ские начала обнаруживаются и у политики. Как утверждалось выше, это — интересы.

Напрямую политика не связана ни с истиной, ни с идеалом; главный объ­ект ее устремлений — субъективные (сообразно уровням субъективности)

Природа политического

интересы. (Еще Аристотель подчеркивал существенность последних для политики, указывая, что политические формы социальности проистекают из «разных людей»; из «людей одинаковых» государство не образуется — из них возникает семья4.) Определяя политику как социально значимый род занятий по контролированию межиндивидного обмена деятельностью, эф-фективизации субъективных связей согласно заявляемым интересам, соста­вим краткий вадемекум политического.

Предпосылки: а) естественное социальное взаимодействие с обусловли­вающим напряжения активным конкурирующим влиянием — элементы соперничества и сотрудничества, состязательности и союзничества; б) ра­циональность социального взаимодействия, поддающегося оптимизации; в) неограниченность потребностей в оптимизации при ограниченности средств, механизмов, ресурсов оптимизации социального взаимодействия. К политике применимы идеи теории не трудовой, а предельной стоимости. В качестве центральной предпосылки выступает фактор ограниченности используемых ресурсов. Политика есть особый тип творческой активности по созиданию нематериальных связей — гуманитарное зодчество, создаю­щее шансы, обеспечивающее возможности. Но возможность осмыслена при нехватке. Если объем ресурсов безграничен, они равноценны, полити­ческая (как, впрочем, и экономическая) деятельность обессмысливается: упраздняется проблема обеспечения возможностей, учета затрат, поиска оптимального.

Цель — поддержание (стабилизация) или нарушение (дестабилизация) динамического равновесия субъективных интересов на базе диалога.

Задачи политики как коммуникативного комплекса — избирательные различающиеся ответы, реакции на поступающие извне вызовы, стимулы. Средства — интеракционизм, взаимодействие мотивационных систем, уча­стие и соучастие, диалогика, достигающая (подрывающая) взаимобаланса через давление, уступки коммуницирующих сторон, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу.

Основное внимание политики фокусируется на кооперации, взаимооб­мене, контакте через влияние с налаживанием адаптации, уравниванием активов и пассивов (дружба, сотрудничество, взаимоподдержка) либо их обструкции (диктат, ущемление, преследование, преобладание).

Ресурсы — совокупность используемых в регуляции межиндивидного взаимодействия, социальной адаптации средств, источников, возможностей. Политические ресурсы подразделяются на материальные — силовой, ин­дустриальный потенциал; людские — человеческий (демографический)

Аристотель. Политика. С. 39.

47Раздел II

фактор; геополитические — реально контролируемые жизненные простран­ства; моральные — множество ценностей, обеспечивающих концентрацию влияния в руках властвующих, господствующих элит; пропагандистские — идеологический надзор, индустрия public relations, осуществляющая про­мывание мозгов, обработку масс: поскольку влиять на народ, электорат, толпу силой становится крайне невыгодно, трудно, приходится все более полагаться на пропаганду (Хомски). Политическая деятельность, как прави­ло, протекает в цейтноте — ресурсном и временном.

Эффективность—характеристика на основе экстремальных принципов: умение достигать максимальных результатов соответственно поставленным (субъективным) целям, запросам, потребностям с минимумом потерь, за­трат, наращиванием отдачи, достижением выгод при неусилении конкурен­тов, соперников, антагонистов. Успех в политике—нарушающая естествен­ное понятие сохранения прибыль «из ничего».

Мобильность — политическая драматургия и ее реквизит: быстрое реа­гирование через маневрирование, сдерживание, лавирование, активное воздействие, разрядку расточительных противостояний, конфликтов или, напротив, их инспирацию.

Интенционапыюсть. Политика движется в силовом поле стратегем cui bono, cui prodest, cuique suum (кому полезно, кому выгодно, каждому свое). Подобная ангажированность вызывает предвзятость отношений к класси-ческижизненным вопросам: «что?» — вычленение проблемных ситуаций; «зачем?» — стратегическая и тактико-техническая квалификация интересов, способов их обслуживания; «как?» — алгоритм реагирования с ориенти­рованными программами действий.

Негомологичность — закон эпизодичности: политические хронотопы однократны, недублируемы. Понимание этого требует отказаться от повто­ряемости «наитий прошлого» (Т. Манн), поощряющих усилия в пользу дей-ствования по «кальке истории». Опыт учит, что в каждую эпоху (у каждого народа) «оказываются такие особые обстоятельства, каждая эпоха оказыва­ется таким индивидуальным состоянием, что в эту эпоху необходимо и воз­можно принимать лишь такие решения, которые вытекают из самого этого состояния»5.

Энтропийностъ. Ресурсы, идущие на освоение (покрытие) политических прецедентов, по фактору времени не равнодостойны. Объективен закон затратности, по которому затраты на овладение внешне сходными (стандарт­ными) явлениями со временем возрастают. Затраты и результаты затрат — качественные параметры — выражают правило политической энтропии,

Природа политического

5 Гегель Г. В. Ф. Соч. М., Т. V111. С. 7—8.

фиксирующей естественную деградацию морального и материального потенциалов агентов политической жизни. Постоянно увеличивающаяся ус­пешность (доходность, оптимальность), связанная с триумфом конкретно­го лица, в политике невозможна: на всякого Голиафа находится Давид, при­нимающий тиару, трон, прочие «тонкие властительные связи» (В. Брюсов). Оттого стабильность в политике — не бессменность, а легитимность смен. Инструменталыюстъ. Будучи единицей операциональной, политика об­служивает внешние цели; практически и фактически у политики нет внут­ренних целей, кроме причастности к политике. Исходные приоритеты, конеч­ные цели при занятии политикой согласуются с финализацией, в персональном преломлении располагаются на ценностной шкале: а) своекорыстие — «след мой в мире есть» (И. Бунин)—архетип политика с преобладанием в структу­ре личности комплекса «анимус» в атрофии когнитивной эмпатии, децен-трации; б) престиж страны (нации, государства) — Петр I, Ш. де Голль; в) фи­лантропия—М.Ганди.

Билатеральность — двусторонняя симметрия, делящая политосферу на официально властвующую и оппозиционную половины. Всякой солидной большой политике есть опирающаяся на самостийную идеологию и техно­логию альтернатива. В последней эффективность (позитивные корректиров­ки, компенсации курсов вследствие критики) и неэффективность (связываю­щая социальную энергию, вносящая раскол, разжигающая затратные конфронтации, инсуррекции фронда) политики. Фактор мощной контрпо­литики — симптом кризиса властвующих институтов.

Предельные точки. В текучей, как ртуть, реальности политического обна­руживается незыблемое, по ходу разнообразных пертурбаций воспроизво­димое. Представление о нем возникает в опоре на маржинализм — приме­нение к политике идей теории пределов. Распределение отклонений частоты политических эффектов в независимых испытаниях не произвольное, а зако­номерно укладывается в интервал «благо — зло», «успех — катастрофа». Названные параметры — точки накопления, к которым переменные поли­тических изменений неограниченно приближаются как к постоянным зна­чениям. В одном случае пределом последовательности политических акций будет конструкция, в другом — деструкция.

Определение конкретного приближения некоторой переменной в поли­тическом процессе к предельной точке (постоянному значению) произво­дится посредством отслеживания и интерпретации тенденций, вводящих понятие консолидированности элементов множества, где переменное при­нимает значения. Взяв наличную российскую действительность, возмож­но прийти к заключению о неоднозначности отношения к отечественной ситуации тех, кто любит Россию, желает ее видеть независимой и сильной.

4 Зак. 3993

49Раздел II

Совокупный «реформатор» мостит путь к благу монетаристскими спосо­бами упорядочения финансовой сферы, обуздания инфляции. Ассоцииро­ванный «контрреформатор» воспринимает эту социальную механику как зло. Условия трактовок происходящих в стране явлений и процессов заключе­ны в предпосылочных допущениях. Для одних радикален курс рубля относи­тельно иностранных валют; для других —- уровень жизни народа. Одни как индикатор избирают валютную динамику; другие — объем производства, доходов, потребления. Учитывая зависимость оценок от неформализуемых пред-смыслов, пред-пониманий, движения-тенденции в сторону точек нако­пления как пределов последовательности политических изменений устанав­ливаются контекстуально, содержательно. Аутентичное, квалифицированное толкование предпочтительности, рациональности тенденций-движений к точ­кам накопления в политических изменениях дают История, Время.

Седименты. Политосфера многогранна: рациональна и чувственна, соз­нательна и сверхсознательна. Но в ходе политического воздействия на ре­альность отслаивается, выпадает в осадок, откристаллизовывается некое рационально устойчивое. Это — седименты политики. Допуская значитель­ную свободу действия, политика не терпит откровенного импульса, безрас­судной анархии, узколобого произвола. Последнее — от подчиненности политики жизни: политика обслуживает жизнь, выступая по отношению к ней зависимым фактором.

Много ли живущим надо? И много, и мало. Главное — нужны ручательст­ва, так как лишь гарантийная жизнь желанна. Индивид оставляет потомство, личность — наследие. Им требуется уверенность в полноценном прожива­нии, участии в вершении «медленных трудов» в кругу семьи, дома; в интел­лектуальной, гражданской инициативе в приумножении культуры, общест­венном устроительстве. Дальновидная, осмотрительная политика по причине сказанного целеориентирована на высокие образцы — гуманитарные кон­станты, социальные абсолюты, фиксирующие предпосылки самореализации в материально-производительном, социальном и экзистенциальном сегмен­тах групповой жизни.

Производительность. Беря мир широко, в совокупности потенциальных перемен, политика снабжает практику технологиями достижения значимых целей, функционирует как производительный отсек социальной занятости. Мудрейшая философия политики потому — философия служения общест­венному целому.

Реперы — опорные точки здоровой политики — граждански ответствен­ные самодостаточные слои, которым при всяких общественных катаклизмах, возмущениях есть что терять. Здесь носители стабильности — собственни­ки, производители, обладатели позитивных инновационных возможностей.

Природа политического

Условия — многоукладный, динамичный, диверсифицированный базис; полиморфизм собственности; развитое предпринимательство; антибюро­кратическое стимулирующее законодательство; система кредитования со­циальной инициативы в виде высокой культуры, активности масс.

Модус —теории, принципы, страсти — забота мыслителей, миссионе­ров, идеологов, священников, поэтов. Забота политиков—воздействие на кон­кретный ход вещей. Факты, встроенные в жизненные технологии, без «пере­ходов в теорию и общую страсть» (В. Розанов) — модус политики. Теория поставляет видение жизни; политика — видение созидания жизни. В «искус­стве важнее не знать, а догадываться» (В. Мейерхольд); в науке — важнее знать; в политике — важнее знать или догадываться, как делать. В духовной сфере — «чем выше духом, тем ближе ко кресту»; в политике — чем ближе к жизни, тем основательней, достойней.

«Я жить не могу настоящим» (К. Бальмонт), — может сказать поэт, но не политик, в настоящее погруженный. Онтология «настоящего» сложна. В структуре происходящего всегда — шлейфы прошлого и завязывающе­гося будущего. Отправляясь не от отрешенных схем, а от реалий существо­вания, политик действует как: 1) актуалист—в тщательной диагностике про­исходящего; 2) моменталист—в создании объемных первых планов текущих дел по всему кругу горизонта с системой превентивных стимулирующих мер (профилактика); 3) презснтист — в акцептации элементов влияющего прошлого (ретенции); 4) футурист — в моделировании потенциального бытия посредством оперативных программ наличных преобразований (кон­структивная прогностика).

2.2. ПОЛИТОСФЕРА

Политическая жизнь во всем ее богатстве, ветвлении по аналогии с био­сферой образует на планете некую оболочку — политосферу. Она структу­рирована — представлена сообществами различной степени организован­ности, сложности. «Политическое вещество» — конгломерация общностей разных типов, занимающих конкретное пространство (от географического до ценностного) и осуществляющих там характерный для них способ влия­ния. Сплошная политическая пленка Земли распадается на участки, уров­ни, фиксирующие вариации масштабов явлений, принципы их упорядочен­ности, взаимоотнесенности.

Глобальный срез — политосфера в целом, сплошной, но неоднородный континуум, состоящий из относительно автономных, отличающихся друг от

51Раздел II

друга ландшафтов — ареалов. Это наиболее крупные политохорологические единицы, фрагменты политико-цивилизационного пейзажа, сопоставимые с географическими сегментами мира — Север, Юг, Запад, Восток, Евразия и т. д. Более компактные таксономические структуры — политогенезы — участки политической поверхности, не рассеченные никакими из возмож­ных политоценотических (экономика, язык, культура, традиции, предрассуд­ки) границ. Политогенезы — средоточие политических популяций, являю­щихся ассоциациями лиц—носителей выделенных интересов. Политическая популяция — достаточно устойчивая институционально оформленная со­циальная общность, крепящаяся на отстаивании идентичных ценностей; она отделена от иных подобных общностей некоторой степенью давления, не­которой изоляцией. Изоляция — наличие барьеров в интересах, основной водораздел популяций. В отличие от биологии география в политике не изо­лирующий фактор. Имеются викарирующие структуры, обитающие в раз­ных областях, однако внутренне однородные, а потому составляющие одну популяцию (интернациональные единства по цветам политического спек­тра от белых через красных до коричневых и черных). Степень изоляции оп­ределяется мобильностью политических групп, радиусами их активности, полем значимых усилий, притязаний. Завершающее звено систематики — политические лица, далее неразложимые самодостаточные деятельностные комплексы.

На всех таксономических ярусах одни общности испытывают конкурирую­щее давление иных: завязываются альянсы, мезальянсы, отличные по проч­ности, универсальности. Внутренний динамизм политоценозов, политиче­ских общностей проявляется в нечеткости контуров политохорологических единиц, хотя не подрывает их дискретности. Флуктуируемость политических пространств зависит зачастую от случайного действия взаимопроникающих агентов культурного, конфессионального, этнического порядка, трансфор­мирующих границы политогенезов.

Совпадение границ ареала с границей политогенеза—редкость, которую исчерпывает едва ли не единственный пример Австралии. Поскольку поли­тический ареал — дифференцированное образование, взаимно однознач­ное соответствие между ним и политогенезом, как правило, не устанавли­вается (разделимость Ближнего Востока на суннитов и шиитов, на арабов и болотных арабов, уничтожаемых в Ираке и находящих убежище в полити­чески противостоящем ему Иране). Также «политогенез — популяция» сов­падают в простейших случаях государств-полисов; в подавляющем большин­стве ситуаций политогенез — агрегат, распадающийся на популяционные субъединицы.

Природа политического

2.3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УРОВНИ

Люди — существа коллективные, объединены в совокупности, сообще­ства— политические системы. Сообразно уровням субъективности вычле­няются элементарные структуры, соответствующие организации политиче­ского. Персональный и групповой уровень — микрополитика. Здесь радикальна естественная стихия заинтересованного обмена деятельностью, организуемая этикетом, традицией, наследуемым порядком общения, по­рождаемой ими самоочевидной регуляцией. Такова незатейливая гармони­зация интересов через сшибку и демпфирование эгоистических притязаний в нормальной рутинности повседневной жизни. Страновый, региональный, мировой уровни (макрополитика) — техника объемного социально-госу­дарственного призрения, к которой причастны специально подготовленные лица, носители навыков, ролей, частичных функций. Они наделены полно­мочиями, прерогативами, компетенциями интерсоциальных акций. В силу социальности человека к микрополитике приобщены все люди — лицедеи общественного процесса. В макрополитику вовлечены политические аген­ты — представители институтов. Для отправления политики на всех уровнях необходимы:

— лица — субъекты политических действий;

— механизмы — обычаи, традиции, нормы, законы, способы влияния на субъектов политических действий;

— институты — организации, стимулирующие, инициирующие, контро­лирующие, ревизующие, торпедирующие предприятия субъектов полити­ки в их связи с механизмами политических действий.

Осуществление политики адресно, когерентно уровням субъективности.

Персональный уровень: а) человек как представитель Homo sapiens с аде­кватным пользованием и распоряжением врожденным и благоприобретен­ным (таланты, возможности, влечения); б) человек как обладатель гумани-тарности с подконтрольным поведением, проявлением. Персональный уровень — потенция политики; разговор о нем уместен в подчеркивании аутентичных аспектов судьбы, прав, свобод человеческой личности, являю­щейся стяжателем бесценного капитала: автономного строя существования, подчиненного реализации приватных целей — поддержанию психофизиче­ской целостности, этой высшей ценности индивида — сгустка активности, избирательности во взаимодействии со средой, вариативности в отношени­ях с действительностью; чувства собственности — базиса индивидуальной свободы; природной самодостаточности, инспирирующей самоутвержде­ние. Персональный уровень — альфа и омега политики, связанной с «делом

53Раздел 11

масс», но утрачивающей приоритет при соприкосновении с «делом лично­сти», лучше любого правительства знающей, что ей нужно.

Групповой уровень — по ряду признаков (ценностей) обосабливаемая из общественного целого совокупность людей, характеризующаяся относи­тельной устойчивостью бытия в пространстве и времени; способная к вос­произведению и трансформации, вследствие внешних и внутренних влия­ний, инициации; выступающая элементарной единицей политического процесса. Общностям (популяциям) присущи поведенческие черты, фор­мы, не проявляющиеся у индивидов: они становятся не в процессе индиви­дуальной жизни, а в коллективной взаимообработке, интеракции (умноже­ние слияния персональных энергий, сочетательные рефлексы, подражание, суггестия).

Политические группы типологизируются стандартными таксонами со­циально-психологической систематики, выделяющей: по количеству боль­шие, малые, микрогруппы; по статусу — формальные (официальные) и неформальные (неофициальные); по силе связей — безусловные (контакт­ные) и условные; по качеству — слаборазвитые (ассоциации, корпорации, диффузные группы) и высокоразвитые (коллективы); по значимости — ре­ферентные и членства.

С группового уровня проявляются основные черты политических систем:

— интенсивный обмен информацией, энергией, коммуникацией;

— наследственность — идентичное самовоспроизведение, редупликация, трансляция;

— изменчивость — мутации, реверсии;

— раздражимость — активность, реактивность;

— дискретность — атомарность, суверенность;

— устойчивость—диапазоны стабильности, стационарности дискрет­ных состояний, обеспечивающие самобытность.

На базе данных свойств вводится принцип существования политических комплексов, заключающийся в устойчивом неравновесии. Перефразируя Л. Бауэра, можно сказать: за счет своей энергии политические целеориен-тированные системы осуществляют работу против равновесия, извлекая вы­году, упрочаясь в зависимости от контекста.

Страновыйуровень — исторически обусловленная национально-госу­дарственная дифференцированность человечества, выражающая его поли-тохорологическую неоднородность. Иерархия ценностей настрановом уров­не имеет вид модифицируемой последовательности:

— национальные интересы, безопасность, целостность;

— гражданский мир, когда, говоря классическим философским слогом, «природа вещей, воля всех и закона пребывают в согласии» (И. Фихте);

Природа политического

— «доля народа, счастье его».

По обстоятельствам центрируются разные звенья одной цепи. В стадиях экспансии, обнажающих интенции глобализма, выходят имперские идеи: идея «единого Запада», патронируемого США, идея «единого человечества» (все­единство), напутствуемого Россией.

В стадиях державостроительства, обостряющих интерес к почве, пробу­ждается национальная идея: у североамериканцев — «США — самая силь­ная, справедливая мировая держава»; у израильтян — «евреи живут на сво­ей богатой, свободной земле»; у бриттов — «Альбион — центр Европы, колыбель традиций». У всякой великой страны — свои мощные объедини­тельные национальные идеи. Для России, переживающей «смутное время», период между разрушенными и невыработанными началами, подобной идеей может стать идея единой, процветающей Евразии, завещанной нам предками.

В стадиях социального обихожения привлекает идея здорового, гаранти­рованного, благополучного бытия безотносительно к цвету флага на башне, обеспечивающего ненасильственное, рациональное, эффективное воспро­изводство существования на основе прогрессивного потребления, материа­лизации откристаллизованных в общественной динамике социальных кон­стант, гуманитарных абсолютов, жизненных инвариантов, универсалий (полнота самореализации в социальном и экзистенциальном измерении).

Для всех случаев справедлива необходимость симбиоза идеи и интереса: дабы не посрамлять себя, никакая идея не может отделяться от интереса. В противном случае — насилие, ритуальность, эфемерность политических действий, обреченных на крах. Политика всегда — баланс сил, уравниваю­щих преобразовательную экспансию и народную волю. Народ при его не­приятии политики поменять нельзя. По этой причине иллюзорен введенный В. Лениным закон революции, согласно которому она должна заходить даль­ше, чем возможно. Неверно—любая революция, реформа, политика должна заходить только туда, куда допускает народ.

Региональный уровень— ассоциации близлежащих национально-госу­дарственных формирований, однородных по экономико-географическим, национально-культурным, общественно-политическим параметрам. Регио­ны— полиэтнические, полидержавные ареалы, жизненные пространства существования консолидированных в национальные государства народов; представляют симбиозы хорологических (территории, акватории) и культур­ных черт. Они определяются как политопы — географически репродуктив­ные сферы, с размещенными на них транснациональными способами про­изводства и воспроизводства жизни. С точки зрения пространственной регионы обладают геоморфологическим, климатическим, гидрологическим

55Раздел II

единством. С точки зрения культурной они характеризуются индустриаль­ной, социальной, исторической, этнической, конфессиональной, менталь­ной общностью. Регионы, следовательно,—ландшафтные, а не трофические (таковыми для народов оказываются практически любые области мира) зоны. Мировой (планетарный) уровень — геосообщество в целом. Объектив­ный крах автаркии, активная межстрановая кооперация, интернационализа­ция хозяйства, логика общей борьбы за выживание трансформировали ста­тус исторической реальности. Главное в том, что мир замкнулся: «Возникло единство земного шара. Появились новые возможности и новые опасности. Все существующие проблемы стали мировыми проблемами, любая ситуа­ция — мировой ситуацией»6.

Идея общности человечества, разумеется, не нова. В глубине столетий она вызревала в рамках универсализации натурального тока вещей, верше­ния истории. Реальным фундаментом этих явлений оказывается человече­ская деятельность, интерпретируемая как ориентированная на социальные константы сам о созидающая субстанция, которая приобретает масштабы общемировых рангов. Но не в одном этом дело. Важно и понимание некой экзистенциальной общности людей, которые, как говорил Плутарх, естест­венно, рассматривают друг друга как сограждан, ибо жизнь одна, подобно тому, как мироздание одно, и каждый должен найти и занять в нем свое место. Ощутимый толчок формированию целостности человеческой истории, коо­перированию народов придало упрочение капитализма, вовлекшего (через рынок, буржуазный способ производства, индустриализм, утилитаризм, колониализм) в цивилизацию всех, даже варваров. Однако капиталистиче­ский вариант универсализации истории невозможно считать ни разумным, ни рациональным, ибо крепится он на условиях товарного производства, узаконивающего абстрактно всеобщий, практицистски манипуляторский тип деятельности и соответствующее ему безлично-вещное отношение к действительности. С этого момента лишь натиск и сила выступают фактора­ми консолидации человечества. Мы имеем в виду следующее.

Капиталистическая фаза общественного развития опирается в основном на два рычага социальной интеграции: покорение народов и технику. Экс­пансивность, конфронтация, противостояние, активная геополитика соглас­но принципу подчинения, принуждения слабого сильному отличает капи­тализм империалистической стадии. Как утверждал Т. Рузвельт, «двадцатый век предстает перед нами как век, в котором будут решаться судьбы многих наций. Если же мы будем стремиться лишь к пустому, праздному бытию и позорному миру, если мы будем уклоняться от борьбы, в которой люди

Jaspers К. Vom ursprang und zicl dcs Gcshichlc. Zurich, 1949. S. 163.

Природа политического

должны рисковать своей жизнью и всем, что им дорого, тогда более силь­ные народы обгонят нас и завоюют мировое господство»7. Насилие, агрес­сия, захват, триумф победителей и страданье побежденных — именно тот контекст, в котором человечество ощутило свою целостность.

Наряду с отмеченным—распространение индустриализма. Благодаря тех­нико-технологическим завоеваниям «кончается мировая эпоха отдельных куль­тур и среди страшных кризисов начинается эпоха планетарного единства»8. Структура и перспективы этого единства вполне предсказуемы, очевидны. Это — тупики консьюмеризма на Севере и рост нищеты, неустроенности на Юге; аморализм, оскудение среды обитания, общая деградация биосферы.

Выводом из сказанного, говоря словами А. Тоффлера, может быть толь­ко то, что «не имеет значения, какой приговор выносится настоящему. Важ­но признание — индустриальная игра окончена»9. Невозвратимы времена, когда цивилизованность отождествлялась с индустриализованностью. Потреб­ление органического тела природы не безгранично: ресурсы ее исчерпае-мы, невосстановимы. Отсюда следует принятие иной стратегии жизнедея­тельности. Уточненный взгляд на мир крепится на признании, что взаимодействие фрагментов цивилизации не может строиться на диспропор­циях, неравномерности, перекосах, несбалансированности, дестабилизирую­щих условия жизни и порождающих многочисленные дисфункции. Важно при этом кроме всего прочего успеть, ибо негативные «изменения осуще­ствляются в столь высоком темпе, что нет времени реагировать на них»10.

В наши дни вопрос конституирования планетарной человеческой общ­ности не решается безотносительно к показателю «качества жизни», вбираю­щему информацию о ее гуманитарной значимости, удовлетворенности как индивидов, так и народов. Изменение аксиологических контуров сознания в данном случае определяется сдвигом ориентации с войны на мир, с проти­востояния на консенсус, с эгоизма на коммунитаризм, с фрагментации и эле-ментари-зации на холизм. Поскольку современный кризис приобретает чер­ты мегакризиса, захватывая весь мир, человечеству нужны гарантии. Гарантии продления рода, выживания. Их поставляет новый разумный под­ход к наметившимся реалиям, связанный с практическим следованием не­традиционной философии с социальным, демографическим и экологиче­ским императивами. «Мы должны научиться спрашивать себя не о том, — подчеркивается в Манифесте Рассела — Эйнштейна,— какие шаги надо

'Roosevelt Th. The Strenuous Life L., 1903. P. 20. ' Sedlmaur H. Vcrlasl dcr Millc. Salzburg, 1948. S. 235. ' Toffler A. Die Zukunftchancc. Munchen. 1980. S. 133. '° Naisbitt G. Megatrends. N. Y., 1982., P. 18.

57Раздел II

предпринять для достижения... победы лагеря, к которому принадлежим, ибо таких шагов больше не существует; мы должны задать себе следующий во­прос: какие шаги можно предпринять для предупреждения... борьбы, исход которой должен быть катастрофическим для всех ее участников»".

Если ранее проблема выживаемости осознавалась в терминах органи­ческой адаптации, вставала в плоскости наращивания преимуществ для ка­кого-либо народа, этноса, то теперь эта проблема может быть осмыслена лишь в ракурсе универсального типа человеческой солидарности: одна планета, одна судьба, одна история. Возникает, следовательно, не имевшая прообразов в прошлом новая социокультурная общность, репрезентирую­щая род Homo в целом. Чтобы делать историю, люди, как минимум, долж­ны иметь возможность жить. Понимание этого и конституирует центрост­ремительные надклассовые, надэтнические, надконфессиональные усилия человечества.

Акцент единства, универсальности, консолидированное™ стран и наро­дов для решения стоящих перед ними глобальных проблем, противостояния варварству индустриализма реализуется в створе новых философских идей, исходящих из примата гуманитарных ценностей. Период несинхронизиро-ванного доядерного, доглобального бытия человеческих общностей завер­шен. Наступила эпоха ядерно-глобального синхронизма. А это значит, что «есть предел взаимной отчужденности, недоверия и ненависти, за которым первый случайный выстрел может вызвать катастрофу. Так... было в 1914 г., но сейчас — впервые в истории — гибель грозит нам всем. Стереотипы вчерашнего дня не могут нас спасти. Национальная безопасность, нацио­нальный суверенитет — прекрасные вещи, так же как любовь к Родине, к своему народу. Но сегодня нужно что-то еще. Нужно пойти на риск дове­рия к людям, говорящим и думающим не по-вашему. Нужен дух диалога, нужна культура несогласия, споры без ненависти. Иначе невозможен нрав­ственный, а за ним и политический переход на глобальную точку зрения. Солидарность человечества выше всех частных принципов»12.








Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 635;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.044 сек.