ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА
1.1. ПРЕДМЕТ
Политология — совокупность наук о политике — огромном по форме и содержанию массиве реальных и потенциальных проявлений политической сферы (субъекты, ситуации, институты, процессы), их составе, строении,назначении, роли, происхождении, распрос гранении, прогрессе, взаимном влиянии, действии. Политология устанавливает общие и частные зависимости (закономерности), присущие политической сфере во всех ее модусах и атрибутах. Своими корнями истоки политологии уходят в глубокую древность и связаны с выработкой, систематизацией первых сведений о природе, характере, свойствах политической реальности (социально-политические фрагменты философских учений) как таковых. В самостоятельную, организационно оформленную отрасль обществознания (в виде цикла политических наук) политология выделилась в конце XIX—начале XX столетия (усилиями таких социологов и правоведов, как П. Редкий, В. Парето, Э. Дюркгейм, Г. Моска, Р. Михельс, А. и М. Веберы, Б. Кистяковский, П. Новгородцев, Б. Вышеславцев, Е. Трубецкой, И. Ильин и др.)- Качественный скачок в ее развитии отмечен второй половиной XX в., обусловлен упрочением дисциплинарной структуры политической науки, сцепленного с ней сообщества ученых. Последнее идейно стимулировано творческим преодолением двух неадекватных конкурирующих подходов (препятствующих поисковой консолидации специализированных изысканий) — географического направления, редуцирующего политический субстрат к натуроморфной основе, и социально-исторического направления, выражающего существо политических явлений в качественном
Раздел I
Политология как наука
языке обществоведческих умозрений. Ни редукционизм, ни отрешенное конструирование в моделировании многомерной политшю-социалььой реальности состоятельными не являются. Возникает необходимость нахождения адекватной семантической основы, поставляющей надежные начала концептуализации явлений политосферы. Говоря кратко, подобной основой выступает количественно детализируемая система взглядов, осуществляющая симбиоз натуралистических, исторических, цивиллзационных, этнокультурных, идеократических определений. В истоках такой линии — мальтузианство, исключающее качественную созерцательность, и модели классиков геополитики, вводящие в политологические рассмотрения хорологические зависимости. В познании и понимании политосферы, ее настоящего и будущего перед политологией как наукой стоит троякая задача. Политология эффективизирует политическую деятельность, в чем проявляется ее эвристическая нормативная функция. Политология самопроявляется как критика реальности вместе со способами ее трансформации; эта катарсическая функция связана с аналитикой статики и динамики политосферы, методов ее преобразования в диапазоне от утопии до науки. Политология имеет аксиологическую функцию — целеориентирует политические инициативы посредством соотнесения практики со значимыми идеалами. Изучая сущностные феномены политосферы, закономерности ее становления, проявления, изменения, приемы ее организации и оптимизации, механизмы обмирщения проектов, воплощения ценностей, политология соотносит добытые знания с национальными, региональными, глобальными целями, перспективами цивилизации.
Комплексный и компетентный подход к проблемам политосферы, связанный с непредвзятой рефлексией социально-политического материала, сказывается в оценке природы институтов, социогенеза, государственности, гражданственности, в моделировании возможностей на пути обретения совершенства общественного устроения. В каком направлении эволюционирует политосфера? Получить ответ на вопрос возможно, лишь обращаясь к идее гуманитарно-оправданной социальности, изменяющейся по вектору воплощения оптимумов социального устроения. Подрыв их недопустим. Осознание этого: 1) кладет пределы социальной технике, формируя ограничивающее понятие того, что могут и чего не могут политическая мысль и политическое дело; 2) определяет средства достижения политических целей, материализации политических проектов, программ, планов.
Глубокая политология — гуманистическое знание, синтезирует научность и высокую человечность. С этим связаны ее особенности как науки. Структурно она включает корпус констативов, субстактивов (система фактов, законов, принципов) плюс корпус перформативов, императивов
(система запретов, ограничений). В недрах самого знания, таким образом, просматривается блок истины и ценностей, что в отличие от прочих социально-гуманитарных дисциплин позволяет политологии изначально накладывать вето на некие инициативы. Ни одна отрасль интеллекта не наводнена таким количеством околонаучных элементов, как политология: здесь каждый готов чувствовать себя знатоком, специалистом в некоей удаленной инстанции. Между тем политосфера — крайне сложный, деликатный объект, профессионально разбираться в котором —труд и призвание.
Рассмотренная по фарватеру политология, будучи ассоциативной системой знания, вбирает в себя следующие рефлективные дисциплины:
философия политики — занята осмыслением, логическим воссозданием конвекционных процессов в социуме с позиций отслеживания рационально декларируемых и объективируемых интересов;
политическая география, — выделяя относительно однородные участки политических ландшафтов, проводит политоморфологическое районирование, фиксирует причины варьирования (интенции, интенсивность) политических процессов в зависимости от территориальных локалов (политопов);
геополитика — синтезирует рельеф и ценности, просматривает связи пространственных конфигураций с реальной политической активностью, устанавливает корреляции пространства с национально-государственными параметрами, расценивает протяжение через призму его сращенности с духом (что в совокупности задает театр самоосуществления народа);
хронополитика — анализирует закономерные последовательности в динамике политоморфологических рельефов— формы, периоды, циклы, цепи, волны активизации и пассивизации обмена политической деятельностью, воспроизводства, перемещения политического вещества, кратократических движений, стремлений и т. п.;
глобалистика и футурология,— изучая принципиальные мегатенден-ции современного мира, намечают оптимумы существования в эру риска: кинетика жизни, характер потребления, трансферт и рецепция технологий, индикация устойчивого развития, перспективы рода и т. д.;
политическая социология — исследует модусы взаимовлияния политики и общественной среды: институционализация, социализация, операцио-нализация, инструментализация политических продуктов в контексте социального вовлечения (феномены лидерства, элитизма, риска, малых групп, консенсуса, конфликта, принятия решений и т. д.);
этнополитология— выявляет отношение этнических общностей к политической реальности, реконструирует влияние этнических факторов (культура, конфессия, традиция) на политическую практику;Раздел I
сравнительная политология — устанавливает причины сходства и различия политических структур, сопоставимых по порядку, функциям, морфологии, производит таксонирование политических явлений, процессов (национальное — интернациональное; локальное — глобальное; региональное — цивилизационное);
прикладная политология —техника проведения, обмирщения политических решений: экспертиза, обсчет, нейтрализация, катализация, деформация практических действий.
Было бы серьезным искажением истины утверждать, будто названные дисциплины одинаково глубоко и совершенно развиты. К несчастью, это не так. Многие из них находятся в анаэробном или совершенно зачаточном состоянии. В итоге страдают наука, не получающая соответствующего концептуального оснащения практика.
1.2. МЕТОД
Метод как инструктивная канва деятельности, техника исканий в рамках политологии однородностью, единообразностью не отличается. Прошлые формы, настоящие типы и уровни реализуемой активности накладывают неизбежный отпечаток на характер инициатив, приемов, процедур, составляющих богатство политологического инструментария. Проекция различных факторов на способ отправления познания, получения результатов позволяет обосабливать в целостных актах исследований специфические составляющие.
По гносеологическому основанию допустимо вычленять стандартные методы эмпирического и теоретического уровня: описание — объяснение, констатация—концептуализация, регистрация—теоретизация и т. д. с традиционным оснащением: сходство — различие, анализ — синтез, индукция — дедукция, фиксация—рефлексия, наблюдение—моделирование, классификация —типологизация и т. д.
По историческому основанию оправданно дифференцировать методы незрелой (архаичной) и зрелой фазы научности. Первое множество — в основном качественные дедуктивно-умозрительные, спекулятивные подходы; второе — подходы количественно детализируемые, эмпирически опробуемые (корреляционный, регрессионный, факторный анализ, историко-срав-нительные оценки, анкетирование, интервьюирование, зондаж, опросы). По предметному основанию возможно различать методы социологические, антропологические, психологические, математические, культурологические, стимулирующие становление пограничных, сопредельных, комплексных форм знания.
Политология как наука
1.3. МЕТОДОЛОГИЯ
Отработанной методологии политологии пока (!) не сложилось. Причины этого многообразны и глубоки, но в итоге проистекают из общей плачевной ситуации в методологии обществознания. Корни последней, в свою очередь, таятся в некогда повсеместно произведенной идеологизации социального поиска, которая, исключая полноценную самореализацию гуманитариев-профессионалов, стимулировала либо беспросветную апологетику (как в сознательном варианте убого-искреннего кретинизма — «классики-де все уже сделали», так и в варианте тривиального аналитического хамелеонства— некритического подлаживания исследований под извивы конъюнктурной «державной мысли»), либо анемию творчества, идущую от реалистического понимания собственного бессилья, невозможности в такой обстановке предаваться серьезной разработческой деятельности. Как бы там ни было, налицо отсутствие развернутой рефлективной доктрины социального действия, включающей наряду с прочим особую философию политики. Сказанное справедливо, но не исчерпывающе.
Непредвзятый взгляд на характер вершения социально-политических исследований, оценка отдельных актов, процедур, поисковой деятельности тех, кто профессионально делает здесь теорию, выступает от ее имени, порождают глубокую неудовлетворенность: эвристическое оснащение, типы интеллектуальных инициатив, сама их направленность, род притязаний весьма прозаичны и элементарны. Основания данного положения дел уже не внешние (идеологический прессинг), а внутренние, вызванные своеобразной местечковостью познавательных предприятий, порожденных неведением, непониманием или неприятием капитальных, эпистемологических завоеваний, накопленных Наукой. В чем преимущественность творческих забот практикующих социально-политических исследователей? Говоря односложно — в фактофиксаторстве, регистрации и непосредственном сопоставлении проявлений общественно-политической реальности. Удовлетвориться этим, однако, никак нельзя, поскольку эмпирическое делопроизводство еще не наука. Не предполагая рассмотрения в универсально-необходимом, теоретико-аподиктическом плане, оно не поставляет способа постижения картины в целом.
Скажем: почему «senatores optimi viri», a «senatus mala bestia» («сенаторы хорошие люди», а «сенат — плохой зверь»)? как погашается возрастающий фактор риска в современной политике? что такое логика больших геополитических пространств, и в какой мере ею можно руководствоваться в практических действиях? возможно ли, отвергая мир как что-то догматически навязанное и критически непроверенное, желать политически
Раздел I
воссоздавать его из себя, своего духа, воли, чувства (Н. Бердяев)? так ли глупы люди, что их насильно надо вести к счастью (В. Белинский)? как фактически это делать? надо ли для политических дел иметь отдельное лицо или группу лиц, распоряжающихся и повелевающих при общем повиновении остальных (А. Богданов)? оправдано ли проведение реформ с несправедливостями (Э. Берк)? отвергаемы ли правильные принципы на том основании, что они нарушаемы (Т. Пейн)? государственно ли ставить политические задачи, не обеспечивая в полном объеме их достижения (П. Столыпин)? творима ли политика без любви к ближнему? чему доверять в правлении — словам, делам, силе? Вопросы, вопросы... Поиск ответов на них в эмпирическом ареале мысли попросту невозможен. Творческий эмпиризм обрекает на концептуальный и деятельностный хвостизм, что, подразумевая колоссальную значимость политического фактора как средства творения, трансформации реальности, недопустимо.
Политика не lesedrama—не драма отстраненного чтения, а драма заинтересованного участия, действия. От изощренного кознетворства до просвещенного правления как призвание и профессия она выступает инструментом обеспечения значимых тенденций развития согласно персональным и групповым интересам. Эмпирический ярус, с которым совпадает фаза наличной социально-политической мысли, соответсгвует политико-аналитическим констатациям с использованием ресурсов «графии»: искусство оперативной оценки, уценки и переоценки политической реальности посредством применения факторного анализа, идентифицирующего в повседневности специфические приемы социальной ингибиции, фасцинации, инициации, манипуляции и т. п. Теоретический ярус, относительно имеющихся исследований представляющий область желаемого, соответствует собственно философии политики как фундаментальной дисциплине — «ло-гии», изучающей явления с позиций взаимообусловленности в чистом, идеализированном виде. Выскажемся пространнее. Политика—такой продукт социального общения, обмена деятельностью, куда взаимные предоставления и получения встроены под углом зрения выделенных интересов. Ориентированная на применение к общественным субъектам (уровням субъективного) неодинаковых масштабов, в отличие от права, по самой природе своей она состоит в измерении феноменов жизни разными мерами. В принципе не являясь производной от экономики, наряду с иными формами общественного сознания политика опосредует социальное взаимодействие; последнее позволяет квалифицировать ее как качественно выделенное образование социокультуры, реализующееся на собственной основе. Тема-тизацияспособов рефлексии этого вызванного характером групповой интеракции словесного наименования «политика» заставляет оценить некогда
Политология как наука
популярный, но, по-нашему, непродуктивный подход, толкующий политику в терминах деривата способа производства, подвергнуть критике сцепленную с ним (подходом) поисковую стратегию.
Издержки классики (формациоиности). Будучи абстрагирован от западноевропейской реальности, формационный подход с позиций оценки и фактологии, и логического и систематического значения понятий, очевидно, во многом несовершенен. В ракурсе «вширь» он плохо ложится на ситуацию скандинавской, славянской, сибирской культур, равно как не затрагивает вершения истории в ближне-и дальневосточном, среднеазиатском и некоторых других регионах. В ракурсе «вглубь» он отвлекается от концептуализации характерных проявлений общественных отношений, таких, как статус властного фактора в человеческой жизни, роль торговли, рынка в становлении вторичных и третичных формационных признаков, природа «третьего мира» и т. д. Иными словами, ограниченный эмпирически и тео-ретико-модельно, он не является всеохватывающе-всеобъемлющим.
Данная констатация тем не менее не подрывает эпистемологическое реноме рассматриваемой конструкции. Следует иметь в виду, что универсальных в некоем доскональном смысле систем в науке попросту не бывает; кроме того, как теперь ясно, финитность ифальсифицируемость не однозначно негативные свойства теории — как таковые они включаются в сбалансированное представление научности. Таким образом, формацион-ная схема предстает консгрукцией добропорядочной: теоретически воссоздавая определенные слои действительности, она удовлетворяет самым придирчивым требованиям науки, выгодно отличается от псевдонаучных мистических, субъективистских и т. д. толкований исторического процесса. Это одна сторона дела.
Другая заключается в том, что в логике и методологии познавательной деятельности принято именовать внутренним совершенством научно-теоретических построений. Взращенный в лоне европейской культуры, формационный подход имеет солидную ретроспективу. Семантические корни формационных представлений образуют обширные пласты и элементы предшествующих идеально-типических построений:
__противостоящая провиденциализму светская философия истории
(Ж. Боден, Ф. Бэкон, Т. Гоббс);
— идея циклов и ритмов (инвариантов) в историческом движении человечества (Д. Вико);
— понятие возможности общих законов истории (И. Гердер);
— принципы телеологического описания — модель внеисторической истории: теистический вариант (Августин), рационалистический вариант (В. Гегель);
11Раздел I
— опирающаяся на категории единства истории, законосообразности событий, естественной необходимости идея исторического прогресса (М. Кон-дорсе);
— культура спекулятивного теоретизирования — схематизация всемирно-исторического развития как способ подгонки эмпирической конкретики под абстрактные модели.
Наряду с сильными формационная конструкция наследует и воспроизводит слабые стороны своих первоисточников:
1. Формационный подход дегуманистичен. Задуманный в пике субъективистским теоретизациям человеческой жизнедеятельности, формационный подход оформлялся на волне сциентизации исторического познания. Цель привнести науку в историю в качестве средства обслуживала пятичлен-ная модель исторического процесса, крепящаяся на выделении общесоциологических критериев повторяемости. Идея внедрения в безбрежный массив переменных инвариантов (абстракции «способа производства», «производительных сил», «производственных отношений» и т. д.) сама по себе перспективна и с позиций генерации добропорядочных теоретизаций единственно возможна. Однако как таковая единосущно она не позволяет задать адекватную канву поиска.
Бесконтрольное и монопольное использование макро-социологических понятий (каковыми выступают базовые концепты формационного подхода) делает формационную схему фундаментом не конкретно-исторических, а отрешенных социально-экономических описаний. Если принять во внимание также, что исходно формационный подход упрочался в культуре в противовес расчеловечивающим историю провиденциалистским и объективно идеалистическим спекуляциям, становится ясно, что капитальная интенция дать принципы концептуализации исторических деяний исторически самоутверждающегося человечества оказалась им нереализованной. Формационный подход оперирует гуманитарно пустыми генерализациями («строй», «собственность», «трудовой ресурс»), обделенными реально человеческим пафосом. Насколько же подобное духовное основание способно фундировать историю, изучающую прошлое человечества во всей его объемности и многообразии?
2. Формационный подход схематичен. Проецируемая на все и всякие типы социумов пятичленная модель исторического процесса проявляет то, что теоретики Франкфуртской школы именовали репрессивностью. Репрессивностью неполной, незавершенной теории, претендующей на далеко идущие экстраполяции, охват событий in toto. Суть в том, что конечно же не все и не любые формы человеческого общежития соответствуют признакам, вводимым и вытекающим из природы формационных представлений:
Политология как наука
а) имеют место случаи нетипические, никак не укладывающиеся в пятичлен-ку — «азиатский способ производства», «античная формация»; б) есть масса примеров отсутствия обязательности постадийного прохождения народами именно пяти фаз мировой истории — стабильность традиционных обществ (вопреки формационному престабилированному динамизму), ори-енталистских структур и т. д.
3. Формационный подход не отвечает эпистемологически значимому критерию гомогенности. Постулат о примате базиса над надстройкой не проводится в теории последовательно, монистично. «Досадными», однако не рядовыми девиациями общих мест теории выступают: а) соответствующие концептуальные изъятия для дихотомии «базис — надстройка» в случае переходного периода; б) ничем не оправданная, искусственная пролиферация понятий, характеризующих, казалось бы, одно и то же. Такова пара «античная формация» и «рабовладельческий способ производства». Поскольку производительным базисом античности выступал труд не рабов, а свободных крестьян и ремесленников, ситуация античности прямо «выпадала» из ячеек формационных представлений.
4. Формационный подход эсхатологичен. Любая ступень общественной истории лишена самодостаточности: она — лишь веха на пути к последующему. Изображение, предполагающее оценку настоящего через призму будущего, во всех отношениях несовершенно. Во-первых, оно односторонне; во-вторых, как правило, оно смещает акценты, утрачивает перспективу; в-третьих, оно перекрывает возможности непредвзятого анализа объективных альтернатив. Нечто подобное и произошло с формационным подходом, который (рассматривая тот же капитализм с позиций его замены коммунизмом и игнорируя его внутренние, крайне солидные потенции саморазвития) достаточно некритично обозначил весьма элементарный контур движения человечества от бесклассовости (первобытный примитивизм) к классовости и вновь бесклассовости (отголоски гегелевской триадичности) как итогу прогресса, выходу из предыстории и вступлению в подлинную историю (в данном наращивании потенциала свободы сквозь межформа-ционное движение, разумеется, прослеживается секуляризованная версия христианского хилиазма, остроумно называемая четвертым источником марксизма) и столь же некритично однозначно поставил на пролетариат и его футурологические ресурсы (идея всемирной революции), якобы достаточные для вековечного освобождения человечества.
5. Формационный подход спрямляет, сглаживает историю. Фигурирующие в формационной схеме идеализации не просто выхолощены в гуманитарном смысле, равным образом они освобождены от жизненно конкретных деталей, случайностей. Классическая дилемма «предопределение —
13Раздел I
свобода воли» решается здесь в пользу экономически истолкованного предопределения. Последнее и методологически, и фактически некорректно. Скажем: было ли сараевское убийство, серьезно повлиявшее на ход последующих событий; были ли иные злокозненные акты (и даже подсолнечное масло булгаковской Аннушки), изменившие течение жизни?.. Не неотвратимо, но пуля находит адресата, постное масло делает много шума. На фоне этих прецедентов трудно избавиться от мысли, что в истории все подтасовано. Подобные мысли питают формационный подход, навевая суждение: «если бы не Гаврила Принцип, нашелся б другой, но ... не избежать» и т. д. На это, однако, можно возразить указанием на многочисленность иных пуль, иных типов и агентов причинения, никаких социальных трансформаций не вызвавших.
История не развертывание экономической, базисной необходимости. В ней есть человек, «эгоистическое» лицо и сцепленный с ним простор действия. Но есть интегральный (не формационный) эффект самоорганизации больших сложных систем. История и реализуется как синтез проявляющихся более или менее спонтанно возможностей, как статистическое резюмирование альтернатив. К примеру, российская монархия пыталась ассимилировать парламентаризм; большевизм же как псевдопарламентаризм ассимилировал цезаризм и самодержавность (наблюдение М. Волошина) — история российских культов личностей и безличностей.
6. Формационный подход как семантическая конструкция узок. Упор на экономическое измерение социальной жизни — чрезвычайно сильная и ограниченная идейная платформа. Возникают трудно разрешимые сомнения в справедливости того, что в произвольных точках (и на Западе, и на Востоке) многомерного исторического пространства (и в Старое, и в Новое время) социально-экономические факторы (и лишь они) преимущественно обусловливают стиль общественного общежития. Фундирование истории экономикой (в чем сказывается и проявляется формационно-экономический редукционизм) — прием из разряда несостоятельных, потому что:
— идея определяющего начала на интервал «всегда—везде» в гносеологическом аспекте фиктивная. В действительности наблюдается взаимодействие многих начал, в зависимости от обстоятельств проявляющихся разнородно. Отсюда адекватной представляется гетерогенная схема исторических описаний с приматом — применительно к условиям — различных факторов;
— априорное ранжирование социально-исторических параметров по принципу «базисное первично, надстроечное вторично», в сущности, произвольно. Отношения координации и субординации определений исторического бытия подвижны; их упорядочение осуществляется локально, зачастую в обход канонических предписаний—властный фактор в политарных
Политология как наука
формациях, эмоционально-волевой компонент в ситуациях межнациональной розни и т. д. В данных и аналогичных им эпизодах истории во главе угла оказывается сугубо надстроечный и, надо сказать, малорациональный или даже иррациональный элемент, имплицирующий, вопреки базисным детерминациям, и способ обработки людьми друг друга, и производство (воспроизводство) социальной жизни в целом.
7. Формационный подход допускает структурную изоляцию генетически связанных социально-исторических таксонов. Он намечает вертикальный (диахрония социумов) и обходит стороной горизонтальный (синхрония социумов) срезы существования общественных организмов, без чего картина исторической жизни оказывается и усеченной, и неточной. Отвлечение от межформационного взаимодействия нерезонансно прогрессирующих обществ, ведущее к изоляционизму в трактовке способа функционирования формаций, не правомерно. На это указывают и факты, свидетельствующие, что мы погружены в стихию межформационного взаимодействия, когда:
— одни социально-исторические общности подпитывают другие (античное общество цивилизованного Запада — варварство восточных стран; оппозиция «Север — Юг» в современности);
— происходит взаимодействие региональных и мировых политико-экономических систем (оппозиция «Запад—Восток»; поворот к конвергенции).
В качестве итогового оценочного суждения примем такое. Формационный подход как антисубъективистская интеллектуальная традиция сыграл положительную роль в методологии социального познания, однако эвристически самоисчерпался; в настоящий момент не оказывает плодотворного воздействия на гуманитарные искания, генерализацию исторической фактуры.
Адекватная концептуализация исторического процесса, социальности должна крепиться на иной регулятивной основе, возникающей как своеобразная рефлексивная апологетика человека, его реальной активности в сообществе людей. Социальность — материя гуманитарная, и эпистемологический арсенал работающего социофилософа поэтому логично обогатить:
— слоем антропологических описаний, реконструирующих внутреннюю и внешнюю инициацию людей (аппарат герменевтики, исторической поэтики, культурологии). Уместно исходить из того, что люди сами создают себе жизненную среду, безмятежную или взрывоопасную. И делают это под влиянием как базисных, так и надстроечных причин. Ментально (идеологически, религиозно, этически) инспирированные идеи, накладьшаясь на людские страсти, способны возбуждать энергию народа, влечь социальные катаклизмы. Страсти эти могут зреть в нас под действием материальных условий
15Раздел I
жизни, не только личных обстоятельств и перипетий частной судьбы, но и исходя из объективной логики, характерологии производительной деятельности. И одно, и другое возможно. А коли так, нет никаких резонов пренебрегать заведомо состоятельными возможностями.
Формированию теоретического мира в случае отправления от «духовности» способствует использование не обезличенных концептов («строй», «уклад», «класс»), а категории гуманитарной тождественности человечества, под которой понимается кристаллизованная в адаптации система рациональной кооперации людей, завязанная на общезначимые средства коммуникации и интеракции (язык, типологические принципы экзистенциального самоутверждения в виде морально-правовой, производственной, нормативной регуляции самопроявлений — очередное измерение ФСК — фундаментальных социальных констант);
— системным видением подпадающей под рефлексию социально-исторической онтологии. Человеческий социум — комплексное, разветвленное образование, схватываемое не частичными, выпячивающими те или иные определения описаниями, а целостной дифференцированной картиной — унитарной, хотя и многоотсечной. С методологической точки зрения подходящим содержательным основанием философии истории выступает по этой причине не формационный редукционизм, а холизм. От бинарной, субординирующей факторы человеческой жизни логики пора отказаться, ибо понятие несамостоятельной производной от базиса надстройки — дезориентирующая химера. Базис, сколь капитальными свойствами его ни наделять, непосредственно сам может вытекать из надстройки (взять то же соотношение политики и экономики в затянувшуюся эпоху диктатуры пролетариата).
С последним надо считаться, а значит, отходить от прямолинейного сведения (выведения) надстроечных показателей к базисным (из базисных). Надстройка самодостаточна и способна играть роль системообусловливающе-го, системогенерирующего фактора. Таким образом, дихотомическое мышление на ниве социофилософии нетерпимо. Следует оставить и базисный фундаментализм, и надстроечный редукционизм. В философии истории нет места априори первичным и вторичным структурам — здесь могут быть лишь целостные рассмотрения однопорядковых равноправных определений с запретом перевода «всего и вся» из мира континуальных гуманитарных величин в мир дискретных величин исторического материализма (оттого и не оставляющего шанса истории людей в обществе);
— понятием специфической детерминации исторического процесса, которую вполне точно можно именовать гуманитарной детерминацией. Социум — динамический гомеостаз с комплексом не номогенетических, а
Политология как наука
преимущественно тихогенетических связей. Личность, исходящая из своих потребностей и побуждений, привлекает для их удовлетворения кажущиеся ей приемлемыми средства. Так проявляется свобода воли, свобода персонального выбора, которая, однако, не сродни произволу. Дело в том, что чсловек-1ражданин не безотносителен к режиму бытия социума. Социум — целое, индивид — его часть. Принципы функционирования целого стати-стичны, складываются как некий порядок из хаоса посредством макросоцио-логического подытоживания персональных усилий, организующихся по законам вхождения частей в целое. Последнее блокирует произвол, эксцессы, инстинкт, неконтролируемые слепые деструкции.
Понимание этого дает содержательный ресурс для обновления эвристических основ социальной философии, откуда во всяком случае правильно удалить парадигму обезличения. Пружина исторического развития — не цель, не мировой разум, не классовая борьба; она — в приемах гармонического самосогласования активности свободно действующих гуманитарных существ. Внутренний механизм движения истории — в самой истории, в шлифующихся веками правилах ее строения и устройства.
Говоря об этих правилах, нельзя не вспомнить об ориентированных на безусловное и непреходящее гуманитарных константах — социальных, моральных абсолютах (образы оптимальной жизни — цивильность, демократизм, персональная автономия, независимость, всесилие права; этико-гуманисти-ческие идеалы достойного существования — альтруизм, человеколюбие, взаимопомощь).
Новая философия истории разрушает эсхатологизм (телеологизм, провиденциализм, милениаризм, узкоклассовый коммунизм): выступая универсально цивилизационной внеэтнической, внеклассовой идеологией самостановления гуманитарное™, она не имеет исторических рамок, ибо в деле совершенствования жизни с позиций приближения и приобщения к социокультурным и морально-этическим абсолютам «нет надежды конца и уяснения» (Л. Толстой).
Классика и неклассика. Дух преобразований нашего времени, обеспеченный столь капитальными явлениями, как крушение тоталитарной системы, деидеологизация, высвобождение научного поиска из тисков цензуры, к несчастью, не захватил обществознания. Несмотря на предпринимаемые решительные обновленческие шаги, инновационные акции, его внутри- и метатеоретический потенциал так и остается нереформированным. Причина тому не атония мысли, а отсутствие стратегического понимания того, что не устраивает, в каких направлениях и как порывать с традицией. Не будем стопорить изложение подтверждающими мысль, примерами внутренней
2 Зак. 3993
Ll:^.::Раздел I
ущербности циркулирующих у нас обществоведческих конструкций. Таких примеров множество. Важнее, что параллельно и скорее всего независимо от примеров растет и упрочивается ощущение общей неадекватности некогда введенных в наукооборот построений. Поскольку ощущение по своей сути не поставляет твердых оснований справедливости убеждений, требуется иной способ их формирования, исходя из рационально-доказательных установок. Последнее очерчивает канву дальнейших рассуждений, выполненных в жанре метаисследований: анализ сосредоточивается на тех методологических допущениях, которые играют роль исходных идиом (концептуальный каркас, семантический остов) обществоведческих теорий.
Наш отправной тезис заключается в утверждении, что подспудная причина запустения и упадка наличного обществознания состоит в его классичности, под которой, по аналогии с естествознанием, понимается устойчивая ориентация интеллекта, пронизанная мотивами монизма, фундаментализма, элементаризма, редукционизма, линейности, динамичности и т. п. С начала XX в. — вследствие оформления релятивистской и квантовой физики, небулевых алгебр, неевклидовых геометрий, идеала аксиоматической конструкции фундаментальных теорий — в точных науках утвердилась нетрадиционная мыслительная культура, основанная на прямом разрушении данных принципов. Парадигму неклассики питают альтернативные императивы — интегратизм, холизм, полифундаментальность, дополнительность, нестационарность, синергизм и т. п. С сожалением констатируем, что до ассимиляции этих в полном смысле путеводных идей в обществознании не дошли. Избегая непродуктивных расчетов с прошлым в объяснении этого, сделаем ставку на положительную программу, единственно поставляющую шанс оптимизации ситуации.
Сообщающая уйму фактов поразительной долговечности догм история науки свидетельствует: преодоление предвзятостей, предрассудков идет в сочетании критики с разработкой новых взглядов. Последуем же по такому пути, совместив рефлексию базовых посылок классики с оконтуриванием концептуальньгх перспектив обществознания.
Монизм. У идеала монизма корни гносеологические: при переходе от архаичной многозначной (мифологическая фаза), и в частности двоичной (Гераклит, Пифагор), системы мира, упорядочивающей действительность в оппозициях-дихотомиях, кристаллизуется рациональная платформа непротиворечиво-гомогенного (тождество, простота, красота) толкования мира как единства многого. Акцентируя гносеогенность принципа монизма (преодолевающая бинарность и закладывающая базис европейского рационализма доктрина единого элеатов, индуцированная эпистемологическими аргументами), уместно констатировать произошедшую в дальнейшем его
Политология как наука
семантическую трансформацию: из теоретико-познавательного суждения о природе знания он превратился в суждение онтологическое, характеризующее существо мироздания, - основанием бытия является унитарное начало.
В такой редакции идеал монизма укореняется в классической культуре, инспирируя и античную программу архэ, и средневековое и новоевропейское учение о субстанции, и отталкивающийся от едино- и однородной реальности широко понятый традиционный естественнонаучный эволюционизм (биология, космология) и т. д. Не пускаясь в избыточные дискуссии об эвристичности принципа монизма на ниве иных наук, оценим его продуктивность в обществознании. Отвергая идею изначального разнообразия, выделяя гомогенные первоэлементы, монизм интерпретирует их в терминах константной производящей причины: мир — ветвящаяся древовидная структура, обусловленная первофундаментом. Задача Дознания трактуется как реконструкция «естественно» становящихся слоев бытия, все более удаляющихся от униполярного основания. Жестко детерминируемому онтологически базисной ячейкой бытия ряду вещей соответствует не менее строго дедуцируемый из базовых теоретических конструктов (аксиомы, постулаты) ряд идей... Вопрос, однако, в том, что брать за первоначала? Применительно к обществознанию вопрос сводится к обозначению отправного пункта теории. Если высшим и финальным объемом обществоведения является человек, его экзистенциальный рост, самодеятельность, то спрашивается: как концептуализировать такого рода реальности? Поскольку человек существо многомерное, функционирующее под влиянием чувства, сознания, бессознательного и, возможно, астрала, то при последовательно жестком, лобовом проведении монизма имеющий вкус к теории практикующий обществовед попадает в положение буриданова осла, решая, какой из возможностей отдать предпочтение. Рассматривая варианты и отбирая из них преимущественные, volens-nolens (волей-неволей) обществовед производит акт выбора. Такой акт влечет фундаментализацию оснований.
Фундаментализм. Обособление каких-то начал из числа равновозмож-ных не безобидный преференциальный шаг. Если точно квалифицировать эту познавательную процедуру, то перед нами — реализующий тактику абсолютов метод привилегированных систем отсчета: некая основа (бытийная, координатная) расценивается как выделенная, относительно чего прослеживаются перипетии наблюдаемого много- и разнообразия. Неудовлетворительность метода привилегированных систем проявляется в двух отношениях: безосновательности (из всех мысленно допустимых систем координат достаточно произвольно обосабливается единственная) и узости, одномерности изображаемой картины. Фундаментализация чувственного
19Раздел I
дает антропологизм; сознательного — логизм; бессознательного — прало-гизм; астрала — выпадающие из науки конструкции типа буддизма; социального — социологизм; сексуального — фрейдизм; психического — психологизм и т. д. Развертывание данных и подобных им теоретических линий, разумеется, допустимо, но в качестве крайне абстрактной и малоэффективной игры ума. Как явствует из опыта исследований, метод привилегированных систем отсчета, неоперациональный и спекулятивный сам по себе, усугубляет собственную порочность ничем не оправданным элемен-таризмом и редукционизмом.
Элемептаризм — схематический подход, нацеливающий на моделирование целого из комбинаций и модификаций генетически более основательных (фундаментализм) одно-единственных (монизм) частей, ответственных за последующее упорядочение, систематизацию целого. Если монизм и фундаментализм подводят к понятию единосущных основоположений, которые, пронизывая как бытие, так и мышление, обусловливают, оправдывают, объясняют все явления, то элементаризм их реифициру-ет, называя фактических исполнителей — гарантов единства мира и мысли. В неравнозначных по ориентации и оснащению системах обществознания за базовые принимаются разные элементы: в географическом направлении — географический фактор; в демографическом — демографический; в волюнтаристском — волевой; в историко-материалистическом — материально-производственный и т. д. Предпосылкой эпистемологического самообоснования элементаризма выступает редукционизм.
Редукционизм. По смыслу он конгениален монизму и фундаментализму, подводя к онтологической и эпистемологической моноцентричности. Оперативно же как стандартный прием редукционизм конгениален элемен-таризму — интенция на опредмечивание «подобия», «тождества», поиск и нахождение им объективных коррелятов. Суть в том, что оценочное суждение в ставке на некие «элементарные» факторы не может не опираться на известный априорный масштаб, формулу идентификации многого с единым. Их-то и поставляет редукционизм, которого не удалось избежать ни одной классической обществоведческой теории, начиная с исторического материализма (социально-экономический редукционизм) и кончая фрейдизмом (сексуально-психологический редукционизм) и анархизмом (властно-политический редукционизм). Монизм, фундаментализм, элементаризм и редукционизм — эпистемологические шиболеты классики. Каждый по отдельности и все вместе обусловливают определенный канон, рассчитанный на линеаризацию изучаемого предмета. Между тем объектная сфера обществознания не линеаризуема: классические допущения параметрической стабильности изменяющихся систем, независимости их свойств
Политология как паука
от происходящих в них процессов предельно сильны и неполноценны. Взять самоутверждающуюся в истории личность—деятельность ее не обнаруживает ни механических, ни термодинамических эквивалентов. Исторический конкретножизненный субъект — самоиндуктивен, предрасположен к самодействию, самопреобразованию, проистекающим из перманентных каталитических внутриперсональных процессов, варьирующих его гуманитарный рост (самовозвышение, самоотречение и т. п.). Где есть история, культура, творчество, где есть ведущий нерастительный образ жизни самосовершенствующийся, нестандартно поступающий человек, там есть самоорганизующая стихия неравновесных, избирательных целеориентированных структур, которые нигде и никак не проявляют себя классически.
Методология традиционного обществознания исторически формировалась как обобщение определенных социальных и эпистемических реалий; она рефлектировала их, задавала им корреляты в нормативном сознании. Ее потенциал определялся тактикой осмысления некогерентных, моноцен-тричных задетерминированных явлений. Однако ныне, в условиях осознания нелинейности, нестационарности, организмичности социально-гуманитарных процессов, при понимании поливариантности, ипостасности мира, взаимонаведенности образующих его исходных комплексов и систем, для концептуализации объектной сферы обществознания старого арсенала недостаточно. Требуется новая эвристика, предполагающая существенно неклассический взгляд на обществоведческую действительность. Детализируем опорные для нее регулятивы, предписания.
Плюрализм. Априорный отказ от изначального разнообразия никак и ничем не оправдан. Внутренне расслоенные гетерогенные обществоведческие объекты полиморфны и полиструктурны. Чтобы убедиться в этом, довольно возвратиться к проблеме начала в обществоведческой теории. Методология классического обществознания с очерченным выше характерным набором ценностей при решении вопроса внутренних пружин человеческой истории разыгрывает карты биологизации общества и социологизации животного царства. Легковесность подобных ходов очевидна. В качестве третьей якобы совершенной возможности предлагается трудовая теория антропогенеза, отправляющаяся от понятия животного труда и венчающаяся представлением полноценно человеческого производительного социума. Суть в том, однако, что и эта теория не преодолевает изъянов классики. Во-первых, сочетающее несочитаемое в себе понятие животного труда противоречиво. Во-вторых, оно не имеет фактуального наполнения. В-третьих, требует выяснения генетическая сторона дела: насколько фундаментализация труда состоятельна с позиций диахронии? Что есть труд'? В отличие от орудийной деятельности
21Раздел I
животных путем проб и ошибок он есть целесообразно организованная, спланированная, функционально упорядоченная коллективная деятельность, базирующаяся на ролевом разделении операций, взаимодействии, общении. Труд, следовательно, при ближайшем рассмотрении покоится на экстраполяции, антиципации, коммуникации, иных сходных явлениях, опирающихся на развитое сознание, язык, социальность. Возникает круг: сознание, язык, социальность выводятся из труда, тогда как сам труд конституируется сознанием, языком, социальностью. Что же объясняет классическая трудовая антропогенетическая теория? Вопрос риторический. Ресурс для преодоления круга поставляет плюральность. Сознание, социальность, язык, труд — косубстанциальны, складываются и должны воссоздаваться не по-стадийно, а вместе как суверенные элементы исходного разнообразия — при совмещении планов реконструкции становления человека как биосоциального существа.
Полиэкранность. Субстанциальная полифундаментальность реальности подрывает классический агрессивный монотеоретизм с идеалом одновоз-можной истины. М. Лютер мог говорить: я стою здесь и не могу иначе. Заявить подобное в наши дни не отважится, пожалуй, никто. Начать с того, что стоять можно как угодно; кроме того, можно вовсе не стоять. Никакой пред-начертанности ни в чем нет: реальная плюральность, поливариантность истории, жизни отражает их открытость для возможностей, заведомых дискриминаций относительно которых нет. Как отмечалось, с позиций генезиса проблему происхождения человека правильно обсуждать не в плоскости субординации элементов «большой четверки», а в плоскости их взаимокоординации. Аналогичное справедливо утверждать и касательно их статуса. К примеру, социальность — как ее теоретически осмыслить, категориально воспроизвести? Социальность многоотсечна. В стихии межиндивидной интеракции, коммуникации, развернутого обмена деятельностью обосабливаются отношения духовного, материального и сексуального производства и воспроизводства.
Претендующие на монополию одномерные классические обществоведческие теории обосабливают и гипертрофируют какие-либо из них (пси-xiuiDi him,iicnxoaiiiuiii ι him, сощюлоппм, исторический материализм, "экономизм,фрейдизм). Допустив сведение, классическая теория обрекает себя на бесплодное искусственное выведение одного отношения из другого. Полны натяжек и передержек историко-материалистическая доктрина первичности базиса и вторичности, производности надстройки (что же такое, скажем, мусульманский фундаментализм?), и фрейдистские общецивили-зационные, культурологические построения, и психоаналитические схемы природы человека, истоков и стимулов развития личности, власти и т. д.
Политология как наука
Между тем плюральность обществоведческой онтологиипредопределяет недопустимость ни расчленения целого на части, ни сведения его к ним. Духовная компонента общения ответственна за аккумуляцию и трансляцию идейно-ценностной формации; материальная—за конденсацию навыков переработки органического тела жизни, сексуальная — за культуру (табуацию) полового общения. И претендующая на глубину обществоведческая теория, фокусируясь в отдельных своих фрагментах на отдельных онтологических эпизодах, должна удерживать и выдерживать общую панораму событий, создаваемую на разных «сценических площадках» методом полиэкрана.
Ипостасность — интегративный и сущностно-дифференцированный план мира, вытесняет классический менталитет с догмами типа: сложное аддитивно, редуцируется к простому; целое и части не взаимообусловли-ваемы и др. В противовес этому принимается не отягощенная фундаменталистским дизайном схема многомерной реальности, где целое и часть самодостаточны: целое не агрегат разрозненных, недоношенных частей; часть не миниатюра целого. Целое и часть (система иподсистема) нераздельны и неслиянны; будучи ипостасями, обладают самостояньем, суверенностью; они единосущны, однопорядковы, не редуцируемы, но проникаемы друг в друга. Таковы, в частности, этнические культуры, которые (в качестве «частей») самоценны, невзирая на их погруженность в более широкие национальные, межнациональные или универсальные общечеловеческие системы культуры (целое).
Холизм — типично неклассический интеллектуальный подход, навевающий толкование действительности в терминах иерархии целостностей. Как мыслительная программа холизм действен при концептуализации сложных и сверхсложных явлений (феномены культурологии, этнополитологии, политической социологии и т. д.), где отсутствуют вездесущий вседетермини-рующий центр и производная от него периферия. В подобных случаях руководствуются соображениями: 1) кооперативной самоизменчивости — когерентная синхронизация изменений (процессы взрывного типа в ситуациях межнациональной розни); 2) гетерогенных вариабельных структур, каждая из которых представляет самонастраиваемый инвариант в вариантах (личность как «кооперативное образование» на перекрестке силовых линий «семьи», «школы», «эпохи» осмысливаетсяв кильватере идеи системности, взаимосвязанности коллективов, ответственных за итоговую форму).
Когерентность. В обществознании, как и в естествознании, когерентность означает синхронизированность различных и зачастую кажущихся несвязными событий, которые накладываются друг на друга и оттого усиливают или ослабляют размерность собственного тока. Говоря о когерентности, подчеркнем специфически коллективный, во многом несиловой и творческий
23Раздел I
характер детерминации социально-гуманитарных явлений, возникающих как результирующая объемных самоиндуцируемых кооперативных связей, дающих начало новым процессам. Это не классическая схема пересечения необ-ходимостей в объяснении исторических реалий, а модель самоформирования макроскопических масштабов истории из внутренней потенциальности. В разъяснение мысли спросим: какова причина первой мировой войны?
Адепт объективистской социологии будет напирать на особенности ран-неимпериалистического развития, сторонник субъективного метода — на сараевское убийство. Однако классический путь агрессивной монополии факторов, как отмечалось, в подобных случаях не проходит: пренебрежение одними причинами в угоду другим —дискредитировавший себя метод бытий-ственных абсолютов (привилегированных систем отсчета). Не продвигает и методологически отрешенный лозунг «учитывать всё», вследствие операциональной пустоты оказывающийся бессодержательно-декларативным. Выход обнаруживается в понимании присутствия в истории нелокальных несиловых системных связей, способных на коллективную самоиндукцию, резонансное самодействие. История не развертывание престабилированных проектов и не игра случая. В истории действует личность — партикулярный человек, не отделимый от контекста самоактивности. Но обнаруживаются и самосогласующие эффекты взаимодействия разнокалиберных систем. История и реализуется как синхронизация более или менее спонтанных автономных возможностей. Post factum (задним числом), разумеется, беспредметно обсуждать, что было бы, если... Но можно сказать: первая мировая война была вызвана наложением множества факторов, которые, взаимоусиливая друг друга, породили значительную, но вовсе не фатальную общецивилизацион-ную драму.
Синергизм. Свойства обществоведческих систем определяются не их частями, а их встроенностью в комплексы, где обеспечивается самосогласование общесоциологических и личностных компонент когерентных кооперативных процессов. Предметная среда обществознания не гомогенный унитарный мир, а гетерогенные плюральные миры монадного типа. Понимание этого накладывает ограничения на использование гуманитарно выхолощенных среднетипических, среднестатистических абстракций, обезличивающих концептов — усредненный субъект как элемент безжизненных производительных сил, трудовых ресурсов и т. п. Классические типажи субъективности (психологизм, социологизм), социальности (формационный подход), сексуальности (фрейдизм, психоаналитизм) возникают вследствие мощных идентифицирующих представлений (естественнонаучные их прообразы — однородность, изотропность), которым трудно найти оправдание.
Политология как наука
На каком-то витке рассуждений допускающий первоначальную тождественность, однородность классик-обществовед должен вводить некие диссиммет-ризующие основания, громоздя несыообразность на несообразность (отмеченная выше неоправданная пролиферация конструкций в формационном подходе). Неклассика порывает с идеологией однородных субъективных и социальных точек. По аналогии с обосабливаемыми в естествознании внутренними точками, которые приближены к центру элементарных частиц и участвуют в формировании их масс и зарядов, в обществознании выделяются точки, определяющие стадии и условия персонального и социального роста. Круг общения, близкие, наследие, традиции, национальные корни, святыни, способы их освоения, передачи и умножения — это фундаментальный этос, конституирующий самостоянье личностей и народов, всю потенциальность их экзистенциального утверждения. Следовательно, нужно вводить в теорию модель особых точек, образующих специфицированные ареалы индивидуализированной субъективности, социальности и т. д. Здесь можно сослаться на неклассическую идею объектов с вариабельной топологией (неплоские морфизмы), которая адекватно передает природу обществоведческих явлений, представляющих симбиоз процесса и условий его протекания, самообогащающееся единство перманентной перекачки внешнего во внутреннее и обратно.
Дополнительность. Многоярусные, полифундаментальные, вариабельные обществоведческие системы не концептуализируются с каких-то преимущественных позиций. Если отталкиваться от идеи способа производства, получим модель общественно-экономической формации; если исходить из соображений способа властной организации жизни, — модель общественно-политической формации; если руководствоваться требованием экологического императива, — модель общественно-экологической формации. Это — равноправные, дополнительные описания, легализующие соответствующие типы рассечения предметности со сцепленными с ними и автономными корпусами абстракций. Концептуальная дополнительность в обществознании — дериват иолиморфности, ипостасности, гетерогенности обществоведческой онтологии с атрибутивной ей вариабельностью, потенциальностью. Фиксация данного обстоятельства накладывает отпечаток на трактовку взаимоотношения различных исследовательских npoipaMM и подходов. Классическая точка зрения заключается в проведении гносеологического изоморфизма: единой и единственной сущности взаимосоответствует единая и единственная истина. С точки зрения неклассики подобная линия не глубока: различные истолкования систем «могут оказаться дополнительными, поскольку... связаны с одной и той же реальностью, но не сводятся к
25Раздел I
одному-единственному описанию. Неустранимая множественность точек зрения на одну и ту же реальность означает невозможность существования божественной точки зрения, с которой открывается «вид» на всю реальность»2.
Релятивизм. Внедряет и закрепляет в знании идею естественного предела значений абстракций и способов их применения. Как умонастроение релятивизм питается двумя источниками.
Первый — онтологический — связан с зависимостью объективных характеристик предметности от фактических условий протекания реальных процессов: в различных контекстах существования свойства вещей варьируются. Данное, с классической точки зрения необычайное, обстоятельство вновь и вновь оттеняет полифундаментальность, многослойность мира, имеющего вариабельную плюральную структуру. Так, самоутверждение субъектов в истории осуществляется в обобщенных единицах жизни — хронотопах— плотностях с меняющейся, в зависимости от интенций личности, топологией. (Для классики, акцентирующей воздействие мира на человека—каковы обстоятельства, таков и индивид,— такой ход запределен. Лишь неклассика способна учитывать субъективный фактор, допуская инверсию исходной формулы: каков человек, таков и мир.)
Второй источник — эпистемологический — заключается в дискриминации выделенных (привилегированных) систем отсчета. Привилегированная система отсчета—спекулятивная химера, возникающая за счет принятия всеобъемлюще-неизменных рамок событий в отвлечении от возможных обстоятельств, обратных воздействий, порядка и типа приближения. В противовес этому отстаивается линия зависимости аппарата науки (описания, понятия) от конкретных систем отсчета, связанных с определенными онтологическими интервалами, сообщающими операциональную и семантическую значимость используемым абстракциям. Тезису о релятивности знания в гносеологическом смысле требуется сообщать максимально широкое толкование. Знание не безотносительно, оно интенционально, привязано к приемам мыслительной и экспериментальной обработки действительности, процедурам идентификации объектов, правилам их интерпретации и т. д. Онтологическая и ментальная региональность знания в конечном счете и выражает то, что именуется относительностью к реальности и средствам познания (понятийная и опытная интервальность — изоморфная контекстам реальности адекватность, точность, строгость знания).
В качестве специфической черты неклассики релятивизм, безусловно поддерживающий плюрализм, свободу выбора, действия (эквивалентные
Пригожий П.. Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. С. 288.
Политология как наука
обществоведческие описания согласно принятым в локальных системах отсчета способам типологизации предметной сферы), не может, однако, быть отождествлен с субъективизмом, вседозволенностью. Релятивизм не гносеологический анархизм, отрицание познавательных норм, объективных критериев правильности, состоятельности познания; он не исключает признание абсолютов. Перцеитуальные и концептуальные абсолюты входят в обществознание через предметные (общечеловеческие принципы обмена деятельностью, конституированные кристаллизованными в истории типами обработки людьми друг друга с опорой на цивилизованность) и познавательные (инструменталистские, верификационистские методики, структурные правила преобразования теоретических объектов и т. д.) универсалии.
Нелинейность. Чем регулируется естественный ток вещей? Согласно классике— жесткими динамическими зависимостями. Случайность, неопределенность, неоднозначность, как правило, исключаются из рассмотрения. Описание реальной изменчивости производится по канонической схеме: вводится своеобразный аппарат динамики (редукционистски толкуемая база развития) с фиксацией начальных условий для установленного момента времени. И это все, что используется для воссоздания поведения изменяющихся обществоведческих (социально-политических, исторических и т. д.) систем. Столь ограниченная модель, однако, вряд ли способна претендовать
на адекватность.
Серьезный положительный сдвиг связан с неклассической трактовкой объективного формообразования. Векторизованность, качественная изменчивость организации явлений не плод задетерминированности, предзаданности. В соответствии с неклассической идеей конструктивной роли случая становление новых форм происходит в неустойчивых к флуктуациям точках бифуркации, дающих начало очередным эволюционным рядам. Избирательные, чувствительные к собственной истории адаптационные механизмы порождения этих рядов носят нелинейный характер. Используя мысль Пригожина, можно сказать: в сильно неравновесных точках бифуркации сознательная материя не «слепа», она чутка к нюансам внешнего мира и учитывает их в своем функционировании. Здесь-то и возникают и проявляются когерентные, кооперативные, синергетические, принципиально нелинейные эффекты, связанные с авторегуляцией, самодействием на базе «присвоения» фрагментов мира, перевода внешнего во внутреннее с соответствующим его преобразованием. Адекватную канву понимания подобных эффектов поставляет образ топологически неплоских морфизмов.
Топосы. Классическое обществознание в соответствии с концептуальными ориентирами тогдашней науки трактовало мир достаточно механически:
27Раздел I
как совокупность материальных точек (атомарных индивидов), приводимых в связь внешними (силовыми) факторами. С топологической точки зрения этот подход фундируется идеей плоских морфизмов, соответственно организующих следующие друг за другом динамические состояния материальных объектов. Порядок подобной организации задается двумя допущениями: возможностью строгого выделения в процессе частей и целого и недеформированностью при отображениях их исходного статуса (часть остается частью, целое — целым, внешнее не переходит во внутреннее). Откуда вытекает принципиально линейный характер зависимостей, базирующихся на топологически плоских морфизмах. Коль скоро неклассика подвергает анализу явления, не распадающиеся на точечные обозримо-предсказуемые состояния, она принимает отличную от плоской модель движения материальных систем. Такова схема топосов — объектов с вариабельной топологией, где допускается «перемешивание» частей с целым, переход внешнего во внутреннее. Поскольку для описания поведения неклассических явлений апелляции к краевым условиям и аппарату динамики недостаточно, требуется учет типа строения, специфики изменения процесса применительно к случаю (точки бифуркации, ход онтогенеза, роль генома и т. д.) — производится индивидуализация (а не типизация) «отрезков» мировых линий, чему способствует образ локально (кванты событий) и глобально (события и их комплексы) неплоских морфизмов, варьирующих способы взаимоорганизации, взаимокомпоновки событий.
Диверсификация — рассеивающая предубеждения классики идея гносеологической толерантности, инспирирующая демонополизацию стратегий поиска. Важный компонент данной идеи — допущение варьируемости основоположений знания. Вообще говоря, понятие множественности, поли-морфности оснований утвердилось в науке со времен трезвого отношения к аксиоматике.
Аксиомы — не самоочевидные, не незыблемые, не неревизуемые постулаты, точно подарки, ниспосланные свыше, а принимаемые в локальных системах исходные недоказуемые принципы. Никакой предвечности, непреложности в началах науки нет. Аксиомы динамичны. Аксиоматичное в одних познавательных контурах оказывается гипотетичным, выводимым в других. Указанное обстоятельство легализует практику дивергентных описаний, создавая возможности: а) перекомпоновки начал знания (Евклидова и Гильбертова версии Евклидовой геометрии); б) развертывание альтернативных программ в концептуализации стандартной фактуры (Евклидова, Лобачевского, Риманова версии геометрии). Ничего подобного, к удивлению, не наблюдается в классическом обществознании, обиходящем ниву агрессивного монотеоретизма.
Политология как наука
Взять архитектонику «Капитала». Сколько чернил пролито в демонстрации единственности плана его строения. С последовательностью Катона Старшего, напоминающего о необходимости разрушения Карфагена, муссируется довод унитарности, универсальности, аподиктичности начал политэкономии капитализма. На наш взгляд, это не сданное в архив истории представление должно рассматриваться с большим скепсисом. На чем оно крепится? На не обогащающих мысль воспроизведениях следующего.
Политэкономию капитализма можно начинать лишь с «товара». Не подходит на роль кандидата в начала субъект социального процесса — «народонаселение»: оно разделено на классы; те в свою очередь экономически фундированы капиталом; капитал — наемным трудом, прибавочной стоимостью, т. е. товаром, что и определяет приоритетность последнего в качестве роли теоретического начала. В формационнои сетке допущений, где товарные отношения стимулируют содержание и общественную форму запрятанного в базис социального антагонизма, разрешающегося революционным взрывом, приводимые доводы не бессмысленны. Однако они девальвируются в принятии иных предпонимательных презумпций.
В трактовке экономики как инструмента рациональной организации материального воспроизводства, обеспечивающего народное благосостояние, оправдана радикализация национальных интересов. Принципиальным оказывается не классовая поляризация, а народонаселение и наращивание показателей его благосостояния. Высокий уровень жизни, его повышение, немыслимое вне ситуации гражданского мира, влечет безразличие к характеру собственности на средства производства, демпфирует воинственный закон капитала, вытекающие из него модели обнищания, социальной деградации, пролетарского бунта. Сама мысль о революции вызывает озноб перед будущим...
В современном понимании понятие «начало» богаче традиционного. Оно не «непреложное простейшее», а «вариантное глубокое», имеющее по-стулат
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 505;