Поисковые и реализованные крупные общественные объекты с 1991 г. по 2000 г.
С начала этого периода в обстановке тотальной коммерциализации строительной отрасли разработка, в том числе на конкурсной основе, и реализация прогрессивных идей и работ по долгосрочному развитию Москвы стала наталкиваться на большие трудности.
По воле заинтересованных в быстром обогащении властных и бизнес структур стало осуществляться прямое или завуалированное замедление, отсрочка и сворачивание крупных, прогрессивных и перспективных работ. В итоге, с 1992 года, научная деятельность центральных и московских проектных институтов стала прекрашаться или обслуживать интересы столичного строительного бизнеса.
В сфере московской проектной практики того времени нередко происходили существенные и быстрые изменения даже первоначальных, уже утвержденных, градостроительных замыслов и решений. Так случилось с проектом комплексной реконструкции-реставрации исторического района «Остоженка» («Золотой мили»), снесенного волной спекуляции и наживы в строительстве. Вместо открытой и доступной исторической зоны в самом центре Москвы (в нескольких сотнях метров от Кремля!) москвичи получили закрытый, охраняемый и безлюдный «заповедник» для нуворишей.
В период с 1991 по 2000 год поиски прогрессивных идей и интересных альтернативных предложений в градостроительном устройстве существующих центральных, срединных и новых районов застройки Москвы стали единичными и практически нереализуемыми.
В результате проводимых властью реформ в эти годы произошла масштабная деиндустриализация Москвы. Доля населения, занятого в московской промышленности, сократилась с 22,3 % до 13,4 %. Кризис переходного периода подкосил многие производства, НПО и НИИ. Это позволило обеспечить вывод ряда промышленных предприятий из центральной и срединной зон города. Началась реконструкция существующих и реновация бывших промзон.
В этот период одной из первых была выведена с Якиманской набережной текстильная фабрика «Красный текстильщик», корпуса которой перестроили под офисы, а на месте образца конструктивизма - клуба «Красный текстильщик» (филиал кинотеатра «Иллюзион») возвели бизнес-центр с элитной автостоянкой, рестораном и спортзалами (М. Посохин и др., 1998 г.). Тогда же на Софийской набережной ликвидировали промзону с цехами литейного производства завода «Красный факел» и напротив Кремля (!?!) появился огромный, заросший бурьяном пустырь с котлованом.
К концу XX столетия некоторые промышленные зоны оказались в состоянии полной деградации и запустения. К примеру, старые, заброшенные корпуса завода «Динамо» на Симоновской набережной Москвы-реки разрушились и заросли кустами и деревьями так, что стали напоминать поглощенные джунглями древние города Индии из рассказов Р. Киплинга.
Активная реализация «новой градостроительной политики», положенной в основу разработки положений и решений нового Генплана развития Москвы до 2020 года («Генплана необходимостей»), стала наносить непоправимый ущерб архитектурному наследию и облику центра города. Реконструкция кварталов «Остоженки» (А. Скокан, Р. Баишев и др. 1994 г.), «Сретенки» (Б. Тхор, Г. Борисова и др., 1994 г.) превратилась в «золотую жилу» для предприимчивых заказчиков-застройщиков и народившихся спекулянтов рынка недвижимости. Удивительно-аллегорическое обустройство Мемориала Победы на Поклонной горе (Ю. Лужков, А. Полянский, Л. Вавакин, З. Церетели и др., 1995 г.) и по купечески безудержная подземно-надземная реконструкция Манежной площади (М. Посохин, Д. Лукаев, З. Церетели и др., 1997 г.) дали примеры обескураживающей трансформации крупных градостроительных пространств под знаменем безвкусицы и китча. Везде получилось что-то вроде «российского Диснейленда», резко снижающего величие и представительный характер этих общественных объектов и рождающего вопиющий контраст с уникальным и многозначным историческим контекстом времени, события и места.
Срединная зона Москвы также, по воле городской власти, отметилась в этот период началом проектирования и реализации, внушительных и неоднозначных по своему решению и воздействию на столичный облик, объектов общественного назначения. У руководства города стало все больше проявляться желание повлиять на судьбу Москвы и оставить долгий след в градостроительной истории столицы. На Краснопресненской набережной началась реализация очень дорогого проекта ММДЦ «Москва-Сити» (Б.Тхор, С. Гусарев, Г. Сирота и др., 1995 г.) – колоссального комплекса из супервысотных зданий. Другой крупный объект – Российский культурный центр «Красные холмы» (Ю. Гнедовский, В. Красильников, Д. Солопов и др., 2000 г.) на берегу Москвы реки получился почему-то и внушительным и неприступным как крепость.
В дорожном строительстве в начале периода произошел провал и было введено в строй лишь 5,0 км магистральных улиц. Но потом начались лихорадочные попытки наверстать упущенное: вводом в строй 10,2 км магистралей и реконструкцией 113,3 км; разворачиванием «эпопеи колец» - обновления МКАД и запуска первых участков ТТК. Правда, МКАД очень быстро опять оказалась переполненной, как и другие магистрали столицы. В 1995-1996 годах открылась новая линия метро от «Чкаловской» до «Марьино», но затем темпы метростроя резко упали и до 2000 года удалось проложить лишь 6,3 км путей с тремя станциями.
В итоге транспортные пробки не уменьшились, а пассажиропотоки сильно увеличились, однако, полный паралич транспорта был все же отсрочен на некоторое время.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 554;