Лингвистические теории.
Вербальный язык стал важным изобретением человека. Благодаря ему интеллект, присущий животным, превратился в разум и обеспечил становление и развитие культуры. Хотя человек многое делает, он далеко не все осознает и понимает. Все люди являются носителями и практиками языка, но абсолютное большинство не имеет теории языка. Все говорят прозой, но как и мольеровский Журдэн не дают этому отчета. Как раз этим занимается лингвистика как комплекс научных дисциплин, изучающих язык.
3.1. Союз мировоззрения и лингвистики: учения о языке.Самой древней считается грамматика Панини (IV в. до н.э.). Неграмотный и гениальный индус в устной форме дал достаточно полное описание санскрита. Позднее, спустя века, оно было записано и подверглось многочисленным комментариям.
В Древнем Китае иероглифы исключили грамматику. Уже в V в. до н.э. здесь появились толкования сложных иероглифов из древних текстов. В них была сформулирована проблема отношения языка к реальности. В III в. до н.э. возникло учение об исправлении имен, основанное на представлении о соответствии/несоответствии иероглифа (имени) особенностям индивида. Правильный подбор имени обеспечивает счастливую жизнь, ошибка ведет к конфликтам. Сю Шэнь (I в.) выделил составные части иероглифа в виде графики и фонетики (звуковые тона), заложив представление о структуре корнеслога. К XI в. были составлены фонетические таблицы, а к XVIII в. возник словарь из 47035 иероглифов и 2 тыс. вариантов.
В Древней Греции языкознание развивалось в лоне философии. Школа софистов поставила вопрос: «чему соответствует язык: природным вещам или социальным установлениям?» Также можно выделить первую классификацию частей речи Аристотеля и его определения имени и глагола. Школа стоиков это развила, введя понятие падежа. В дальнейшем основные понятия грамматики сформировались в Александрийской школе (II в. до н.э.- III в.). Древнеримские ученые занимались приспособлением греческих схем к латыни. В итоге сложились грамматика Доната и Присциана (IV в.)
В средневековой Европе единым языком культуры была латынь. Школа модистов (XIII-XIV вв.) сконструировала спекулятивную схему, где латинская грамматика оказалась между внешним миром и мышлением. Поскольку первое получило в ходе творения глубину, язык должен не только описывать, но и объяснять. Модисты не только теоретизировали, они начали создавать терминологию синтаксиса, которую завершил француз П. де ла Раме (1515 - 1572). Ему же принадлежит современная система членов предложения (подлежащее – сказуемое – дополнение).
Грамматика Пор-Рояля. Она стала одной из лингвистических вершин. Ее авторы – французы Антуан Арно (1612 - 1694) и Клод Лансло (1615 - 1695) – весьма чутко восприняли перспективные замыслы своих предшественников и творчески их развили, опираясь на силы кружка единомышленников. Авторы стремились к учебным целям, но их увлек научный поиск, завершившийся созданием объяснительной теории. Исходили они из рационализма модистов и Р. Декарта. Язык является универсальным средством анализа мышления, ибо его операции выражены грамматическими конструкциями. Как базисные части грамматики слова являются звуками и одновременно выражают мысли. Последние дифференцируются на представление, суждение и умозаключение. В свою очередь представление распадается на имена, местоимения и артикли; суждение – на глаголы, отглагольные части, союзы и междометия. Что касается умозаключений, то их система образует связный текст (речь). Арно и Ансло проследили взаимосвязь двух коренных уровней – логики и грамматики. Если первая представлена категориальным строем, то вторая делится на общую науку и частное искусство. Логика придает глубинные значения грамматике, а та выступает поверхностной (лексической, синтаксической и т.д.) структурой мысли. На этой взаимодополнительности и строится жизнь языка.
Гипотезы происхождения языка. В XVIII в. актуализировалась тема исторического развития языка. Философов и ученых явно не удовлетворяла библейская история о вавилонской башне. Каким же образом люди научились говорить? Мыслители выдвигали самые различные версии появления языка: из звукоподражаний, из непроизвольных выкриков, из «коллективного договора» (Ж.-Ж. Руссо). Наиболее связный проект предложил французский философ Э. Кондильяк (1714 - 1780). Он считал, что исходными стали жестовые знаки, которые поначалу лишь дополнялись звуками. Затем звуковые знаки вышли на первое место и развивались от спонтанных выкриков до контролируемых артикуляций. На поздней стадии звуковая речь получила письменную запись.
3.2. Становление научной лингвистики. Многие идеи философов были весьма интересными, пронизывались духом историзма, но их объединял один недостаток – умозрительная спекулятивность, игнорирующая изучение фактов. Преодолеть его помогло открытие европейцами санскрита (У. Джонс, 1786). Это дало начало этапу сравнительного сопоставления европейских языков с древним языком Индии. Сходство санскрита с греческим и другими языками Европы было очевидным и Джонс выдвинул гипотезу о нем как праязыке. Только в середине XIX в. она была опровергнута.
Сравнительно-историческое языкознание.Центром компаративистики стали Германия и Дания, ибо здесь на рубеже VIII и XIX вв. возникли научные центры. В 1816 г. немецкий лингвист Франц Бопп (1791 - 1867) издал книгу, где четко сформулировал принципы сравнительно-исторического метода и применил их в анализе ряда индоевропейских языков. Он предложил сравнивать не целые слова, а их составные части: корни и окончания. Упор не на лексику, а на морфологию оказался перспективным. Датчанин Расмус Раск (1787 - 1832) разработал принцип регулярности соответствий и разграничил классы лексики. Слова, связанные с наукой, образованием и торговлей, чаще всего заимствуются и не подходят для сравнения. Зато имена родства, местоимения, числительные являются укорененными и отвечают целям компаративистики. Разграничение базовой и небазовой лексики оказалось ценной находкой.
Другой важной темой стало историческое развитие отдельных языков и их групп. Так, в «Немецкой грамматике» Якоба Гримма (1785-1863) описывалась история германских языков, начиная с весьма древних форм. Александр Христофорович Востоков (1781-1864) рассмотрел старославянскую письменность и раскрыл тайну двух особых букв (носовых гласных), звуковое значение которых было забыто.
Каждый язык развивается как целое, выражая собой дух народа. Классиком мирового языкознания стал немецкий исследователь Вильгельм фон Гумбольдт (1767 - 1835). Его интересовала природа человеческого языка как такового, и его исследование смыкалось с философской рефлексией. Ученый предложил схему из трех этапов развития, относящихся к любому языку. В первый период язык возникает во всей наивности, но при этом не по частям, а сразу целиком как единое и автономное целое. На втором этапе совершенствуется структура языка и этот процесс, как и первый, недоступен прямому изучению. На третьем этапе достигается «состояние стабильности», после чего принципиальные изменения языка невозможны. Все лингвисты застают языки в этом состоянии, которое различно у каждой этнической формы.
Язык далек от преднамеренных действий индивидов, он представляет собой стихийную и самостоятельную силу народов. Их национальный дух живет в языке как в непрерывной коллективной деятельности, которая господствует над всеми своими словесными продуктами. Языковая стихия определяет познавательное отношение людей к миру, формирует типы мышления. На всех уровнях – звуки, грамматика, лексика – языковые формы придают материи упорядоченную структуру. Такое творчество протекает непрерывно, через все поколения людей.
Таким образом, Гумбольдт придал языкознанию новую идейную динамику, предвосхитил ряд перспективных направлений.
Младограмматики: история языка протекает в индивидуальной психике.В середине XIX в. до немецкой науки дошло влияние французского позитивизма. Стратегия исследования фактов и изгнания философии сделала широкие обобщения в стиле Гумбольдта немодными. В этом русле сформировалась школа младограмматиков. Ее главой был Герман Пауль (1846 - 1921). В его основной книге «Принципы истории языка» (1880) заявлены ведущие идеи: отказ от слишком общих вопросов, эмпиризм и индуктивизм, индивидуальный психологизм и историзм. Здесь царит явное преувеличение индивидуального: сколько индивидов, столько и отдельных языков. Как следствие этого – уклон в психологизм, все звуки и письмена существуют в сознаниях людей (в «психических организмах»). Наряду с обычными сравнительно-историческими методами Пауль выделил интроспекцию, без которой трудно зафиксировать звуковые законы. Немецкие младограмматики повлияли на языковедов других стран. В России таковыми были Филипп Федорович Фортунатов (1848 - 1914), стажировавшийся в Германии, и Алексей Александрович Шахматов (1864 - 1920).
Основы российской лигвистической школы.Следует выделить двух русско-польских ученых – Николая Владиславовича Крушевского (1851 - 1887) и Ивана Александровича Бодуэна де Куртене (1845 - 1929), вышедших за рамки младограмматизма. Первый заявил об ограниченности историзма, уводящего в древность, нужно изучать современные языки, здесь существует обилие подлинных фактов. Сравнение не может быть главным методом лингвистики, важнее изучать язык как систему знаков (за четверть века до Ф. де Соссюра).
Синхрония языка: фонема и морфема. Бодуэн де Куртене был солидарен со своим казанским коллегой. Языкознанию требуется не историзм, а последовательный синхронизм, психологии нужна помощь социологии, только тогда индивидуальное будет дополнено социальным. Ученый подверг критике словоцентризм и ввел новые понятия фонемы и морфемы. Под фонемой понималась объективно существующая, устойчивая психическая единица, получаемая от произношения одного и того же звука. Данное разграничение звука и фонемы оказалось весьма перспективным. Такое же свойство обрела и морфема как любая самостоятельная часть слова – корень и всевозможные аффиксы. Главной заслугой ученого стала синхронная лингвистика с понятиями фонемы и морфемы.
3.3. Структурализм как основа классического языкознания. Смену лингвистических парадигм осуществилшвейцарский языковед Фердинанд де Соссюр (1857 - 1913). Из студенческих записей его лекций коллеги Ш. Балли и А. Сеше подготовили и издали «Курс общей лингвистики» (1916), принесший ученому посмертную славу.
Язык - это социальная система абстрактных знаков, проявляющаяся в речи.Ф. де Соссюр предложил новые принципы, где разграничены язык и речь. Если речь есть внутреннее достояние индивидов, то язык существует вне их, образую объективную социальную реальность. Ученый дистанцировался от мнения Гумбольдта, заявив, что язык не есть деятельность, он – исторически сложившаяся структура. Она представлена системой особых знаков, выражающих понятия. Эти знаки родственны всем другим знакам: опознавательным меткам, военным сигналам, символическим обрядам и т.п., что составит предмет будущей науки – «семиологии» (семиотики). Языковой знак двойственен и состоит из означаемого (рациональное значение) и означающего (чувственное впечатление). Они дополняют друг друга как две стороны монеты.
Оппозиция синхронии и диахронии.Ученый разработал схему из двух осей: ось одновременности (синхрония), где располагаются сосуществующие во времени явления и ось последовательности (диахрония), где все происходит чередой исторических изменений. Отсюда вытекают два разных лингвистических направления. Хотя дососсюровское языкознание учитывало противопоставление синхрония/диахрония, однако делало это непоследовательно и путано. Швейцарский исследователь возвел оппозицию в строгий принцип.
Значимость как функциональное отношение одного знака к другим.Традиционное языкознание исходило из обособленных языковых единиц: предложений, слов, корней и звуков. Ф. де Соссюр предложил другой подход, центрированный на понятии «значимость». Речь идет о том, что любой элемент языка обретает значение в абстрактных функциональных взаимосвязях с другими элементами. Только в системе какого-то знакового целого его часть может иметь смысл. Возьмем игру в шахматы. Конь есть элемент этой игры и он значим постольку, поскольку для него есть совокупность правил и запретов, определяющих его ходы в отношении других фигур. То же и в языке. Означающие могут иметь самое различное чувственное содержание, но означаемые выражают чистые роли по отношению к другим означаемым. Языковая единица вне сети абстрактных отношений бессмысленна. Образцом значимости является отношение «означающее/означаемое».
Итак, вклад Ф. де Соссюра в лингвистику велик. Если ограничиться целостной перспективой, то ее можно назвать основами структурализма. «Система абстрактных знаков», «значимость как функциональное отношение знаковых элементов» стали идейным ядром нового подхода.
Глоссематика или копенгагенский (формальный) структурализм. Глава этого направления – датский лингвист Луи Ельмслев (1899 - 1965). Он развил идеи Ф. де Соссюра и довел их до логического завершения. В этом ему помогли установки неопозитивизма, где в центр исследования ставились формальные правила построения теории. Ельмслев поставил цель – построить самую общую теорию языка, исходя из требований математической логики. По большому счету их три: непротиворечивость, полнота и простота. Они позволяют сконструировать лингвистику независимо от языковой и речевой конкретики в виде особого исчисления. И все же такая теория «эмпирична», ибо она не привлекает априорные положения внелингвистического характера. «Означающее» Ельмслев заменил термином «план выражения», а «означаемое» – «планом содержания». Если для Соссюра единицы языка были знаками и только ими, то у него появились «незнаковые фигуры» – фонемы, корни и аффиксы. Если у первого оппозиция «означающее/означаемое» имела отношение к реальности, то у Ельмслева оно исчезло. Последовательная формализация устранила фонетику и семантику, сведя глоссематику к алгебраической игре, весьма далекой от реальной жизни языка.
Функциональный структурализм Пражского лингвистического кружка.Организатором школы стал чешский исследователь Вилем Матезиус (1882 - 1945), носителями идей стали русские эмигранты Николай Сергеевич Трубецкой (1890 - 1938) и Роман Осипович Якобсон (1896 - 1982). Здесь пересеклись идеи Ф. де Соссюра и И. А. Бодуэна де Куртене, дав новые побеги. Все члены кружка признавали, что главным достоинством последнего было введение понятия функции в лингвистику, а вклад Соссюра выразился в концепции языковой структуры. Эти два подхода они и были намерены развивать. В книге «Основы фонологии» Трубецкой четко разграничил фонетику и фонологию. Если первая изучает звуковую сторону речи, то вторая – все возможные комбинации различительных элементов и правила их соотношений. В фонологии вместо психологического был выдвинут функциональный критерий: участие или неучастие тех или иных признаков в смыслоразличении. Основной единицей фонологии была признана фонема, которая функционирует посредством звуковой оппозиции. Данный аспект и стал важнейшим вкладом Трубецкого.
Итак, до XVII в. становление языкознания было весьма медленным. В Новое время произошло ускорение и, начиная с рубежа XVIII – XIX в., смена и совершенствование теоретических гипотез приняли стремительный и непрерывный характер. Сложилось множество национальных школ, и вершинами классического языкознания стали Ф. де Соссюр, И. А. Бодуэн де Куртене, Н. С. Трубецкой и ряд других ученых.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 4759;