Третий уровень технического знания - научно-техническое знание. 6 страница
Важным направлением современного этапа научно-технической революции является комплексная автоматизация производственных процессов. Причем ее рассматривают ныне не в узкотехническом аспекте, как замену труда человека работой машины, а как создание человеко-машинных систем, которые включаются в человеческую деятельность. Если на предыдущих этапах развития научно-технической революции автоматизировались отдельные трудовые процессы людей или отдельные технологические участки, то теперь речь идет о комплексной автоматизации, представляющей собой гибкие автоматизированные производства (ГАП). Государственный стандарт определяет ГАП как совокупность или отдельную единицу технологического оборудования и систем обеспечения его функционирования в автоматическом режиме, которая обладает свойством автоматизированной переналадки при производстве изделий произвольной номенклатуры в установленных пределах их характеристик.
История появления ГАП восходит к 50-м годам, когда в серийном производстве жесткая автоматизация обнаружила уязвимые места - большая нагрузка на человека-оператора, невозможность быстрой переоснастки оборудования для выпуска новой продукции. Выпускаются станки с программным управлением (СПУ), которые связаны между собой, с роботами и ЭВМ в составе единого машинного центра. СПУ, роботы и ЭВМ создали начальные звенья ГАП. Для кардинального решения проблемы вводятся система автоматического проектирования (САПР). Это позволило интегрировать все технологические звенья вместе с контрольными программирующими устройствами в систему ГАП.
ГАП представляет собой автоматизированный производственный участок, состоящий из трех частей - перенастраивающегося производственного оборудования, автоматической системы планирования и управления производством и автоматической системы проектирования, конструирования, разработки и изготовления новой продукции. ГАП создает оптимальные условия для полной ликвидации тяжелых и непривлекательных видов труда, экономит труд, делает его привлекательным для человека. Функционирование ГАП включает в себя роботов.
Историческая роль робототехники заключается в создании условий для перехода к полной автоматизации - качественно новому технологическому способу производства. Гибкие производственные системы помимо роботов опираются на использование САПР, ЭВМ, СПУ, контрольные программирующие устройства. Создается система компьютеризированного производства - способ соединения компьютеров с производством. Она обеспечивает компьютеризированное конструирование, групповую технологию, автоматизацию вспомогательных процессов, компьютеризацию производственных операций, функционирование роботов. Такая система позволяет использовать ЭВМ на всех стадиях производства и в качестве главного компонента включается в сеть управления отдельных станков, их групп и всего предприятия.
Современный этап научно-технической революции предполагает ускоренное развитие атомной энергетики, совершенствование АЭС, улучшение использования природного урана, разработку реакторов на быстрых нейронах. Практическое применение управляемых реакций термоядерного синтеза по мнению специалистов станет возможным на рубеже 21 века. Сейчас имеется научное основание для сооружения технологического термоядерного реактора. Эта работа началась под руководством международного агентства по атомной энергии. Однако по мере развития атомной энергетики все чаще и острее становится проблема обеспечения безопасности и экологичности атомных энергоблоков. Чернобыльская авария показала какой вред и неисчислимые беды приносит их аварийность.
Перспективным является непосредственное преобразование атомной и тепловой энергии в электрическую с помощью магнитогидродинамических генераторов (МГД-генераторов), солнечных батарей, термогенраторов, топливных элементов. Прямое преобразование тепла в электричество позволяет создать простые и вместе с тем надежные ядерные и электрические установки.
Новые материалы и технологии их производства и обработки будут разрабатываться на основе создания новых компазиционных, керамических, износостойких и полупроводниковых материалов, пластических масс, создания технологий с применением высоких давлений, вакуума, импульсных воздействий и энергии взрыва. Создается новый "набор" материалов, их качественное и количественное увеличение. Дело в том, что под воздействием современного этапа научно-технической революции в "наборе" используемых материалов происходят существенные изменения, а количество потребляемого материала достигает огромных размеров. Поэтому, хотя в перспективе новая волна научно-технической революции движется по линии создания материалосберегающей техники и технологии, ныне производство полимеров растет высокими темпами, получает быстрое развитие порошковая металлургия и вторичная обработка сырья.
Вообще для современного этапа научно-технической революции характерно ускоряющееся развитие способов создания принципиально новых материалов, не встречающихся в природе. Сформировалась новая отрасль науки и техники - экспериментальная минералогия, позволяющая создавать вещества с заданными свойствами.
Пластмассы, металлоорганические соединения (металлы и полимеры), кристаллиты, сплавы с заранее заданными свойствами широко применяются в современном производстве удовлетворяя его жестким параметрам. Они заменяют естественные материалы, добыча которых подчас дороже стоимости изготовления искусственных материалов. Особое значение имеют жаропрочные и сверхпрочные материалы, композиционные материалы нового типа, создание предельно чистых веществ. На основе практического использования теории сверхпроводимости при гелиевой температуре создана сверхпроводящая керамика, микронная пленка, кабели, "супермагниты".
Необходимой частью современной техники становится применение органических продуктов и красителей. Растворы органических красителей применяются в лазерах, в печатающих устройствах для современных компьютеров, в жидкокристаллических материалах для индикаторов. В промышленности все большее применение получают металло-матричные композиты, обладающие высокой прочностью и износостойкостью, дисперсионно-упрочненные алюминий-радиевые сплавы, алюминиды, полиэфкретоны, титан и его сплавы.
Наконец, важным направлением современного этапа научно-технической революции является ускоряющееся развитие биотехнологии. Это новая и быстро прогрессирующая отрасль науки и производства основана на промышленном применении естественных и целенаправленно создаваемых живых систем (прежде всего микроорганизмов). они получают все большее применение в сельском хозяйстве, медицине, энергетике. Изучаются биологические процессы, связанные с обменом веществ, для создания технологии с использованием биологических процессов. Для развития биотехнологии характерна широкая автоматизация, применение микропроцессорной техники. Изучаются биологические процессы, связанные с обменом веществ, для создания технологии с использованием этих биологических процессов. Разработаны и совершенствуются биотехнологии получения новых биологически активных веществ и лекарств, средств защиты растений и регуляторов их роста, получения продукций, создания сельскохозяйственных гибридов, биоэнергетики. Глубоко изучаются механизмы хранения и передачи наследственной информации для их моделирования.
Практическое использование биологических процессов знаменует качественно новый этап в развитии общественного производства. Происходит превращение природных процессов в помышленные и их сочетание. Биотехнология является одним из соединительных звеньев современного этапа научно-технической революции с набирающей силу научно-технологической революцией.
Во временном отношении, как видно из предшествующего изложения, научно-техническая революция охватывает довольно длительный период времени. Трудно сказать сейчас, когда она окончится. Но учитывая нынешние темпы развития науки и техники можно сделать предположение, что для завершения научно-технической революции потребуется не так уж сравнительно много времени. Она, видимо, завершится с переходом от старого индустриального технологического базиса, к качественно новой информационной технологии с формированием компьютерных интегрированных производств, внедрением комплексных автоматизированных систем и технологий, суть которых составляет переход от механических к физическим, химическим и биотехническим процессам. Эти процессы будут сопровождаться не только созданием АСУ, овладением термоядерной энергией, но и комплексным применением достижений всех наук в целях гармоничного развития человека. Таким образом, за горизонтами современного этапа научно-технической революции вырисовываются контуры новой и более радикальной гуманитарной революции. Объектом этой революции будет сам человек, и ее ход будет подчинен гуманистическим идеалам человечества.
Качественно новый этап научно-технического прогресса делает еще только свои первые шаги, выступает еще в виде отдельных проявлений и намечающихся тенденций. Но сквозь них проглядывает основная черта современного этапа научно-технической революции - перерастание ее в научно-технологическую революцию.
Перерастание научно-технической революции в научно-технологическую революцию определяется осознанием ограниченности для человечества его жизнедеятельных ресурсов. От идеи господства над природой, на что нацелена современна техника и технология, люди переходят к идеи гармоничного развития с ней, на что ориентируется технология будущего. Формируется новый уровень более глубокого слияния науки с производством, проникновение науки во все сферы общественной жизни. Технология как наука о производственной деятельности использует науку не только для достижения конечного эффекта данного конкретного производства, но и для научного обоснования всех социальных, культурно-гуманистических решений и процессов, связанных с этим производством.
Вполне естественно, что такие решения опираются на большое количество самой разнообразной информации. Объем расчетно-вычислительной деятельности, ее качество резко возрастают. Здесь уже не пригодны прежние расчетные средства. Их заменяют ЭВМ, компьютерная наука, информатика. Последняя формируется на базе синтеза компьютерной техники и науки, кибернетики, АСУ.
Информатика - это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Под этим понятием объединяются ряд научных направлений, исследующих разные стороны одного и того же объекта - информации. В числе этих направлений можно назвать теоретическую информатику, кибернетику, программирование, искусственный интеллект, информационные системы, вычислительную технику.
Что касается ЭВМ, то они из вспомогательных устройств превращаются в один из ведущих факторов процесса производства и управления. Этим обстоятельством вызвана компьютерная революция - появление ЭВМ новых поколений, ведущих многоканальную параллельную обработку информации. Одновременно появляются роботы, обладающие автономией и способностью воспринимать и выдавать информацию на естественном языке.
Возвращаясь к современному этапу научно-технической революции, отметим его характерные черты. Он протекает на основе глубокого использования достижений фундаментальной науки, выступает в качестве главного фактор интенсификации всей экономики, концентрирует внимание на массовом тиражировании наукоемких видов продукции и предполагает активизацию человеческой деятельности.
В этой главе мы выяснили природу человеческого знания, особено технического знания, рассмотрели технические науки как специфическую форму технического знания, историю и логику взаимосвязи навуки с техникой. Эту взаимосвязь можно сравнить с двумя поездами - пассажирским (техника) и скорым (наука). Первый из них отправился в путь раньше второго, но второй имеет большую скорость движения. В процессе движения этих поездов вначале техника шла впереди науки, затем они двигались как бы параллельно, а ныне наука идет впереди техники. Но пути движение этих поездов пролегли через широкие социальные просторы. Техника всегда развивалась в социальной среде, и связь общества с техникой воздействовала на ее развитие и функционирование. Техника всегда выступала как социальный феномен.
Литература.
1.Томсон Дж. Предвидимое будущее.М.,1958.
2. Нейсбат Дж., Эбедин И. Перестройка корпораций // США-ЭПИ, 1987, № 1.
3. Новая технократическая волна на Западе. М.,1986.
4. Философия техники в ФРГ. М., 1989.
5. Ясперс К. Смысл и предназначение истории. М., 1991.
6. Вахтомин Н.К. Генезис научного знания . М., 1973.
7. Антология мировой философии, т. 1. М., 1969.
8. Бэкон Ф. Новый органон// Бэкон Ф. Соч. в 2-х томах, т.2. М., 1972.
9. Антология мировой философии, т.2. М., 1970.
10. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1953.
11. Шеллинг Ф. Система транцендентального идеализма // Шеллинг.Ф.
Собр. соч. в 2-х томах,т.1. М., 1987.
12. Крымский С.В. Научное знание и принципы его трансформации.
Киев, 1974.
13. Славин А.В. Проблема возникновения нового знания. М., 1976.
14. Плеханов Г.В. Избр. произведения в 3-х томах, т. 3. М., 1957.
15. Поппер К. Открытое общество и его враги, т.2. М., 1992.
16. Крылов А.Н. Воспоминания и очерки. М., 1956.
17. Доливо-добровольский М.О. Избр. труды М., 1948.
18. Проблемы НТР, вып. 2. ЛГУ. 1974.
19. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Л.,1988.
20. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
21. Основы научных исследований. М., 1989.
22. Планк М. Происхождение и влияние научных идей. М., 1975.
23. Взаимосвязь технических и общественных наук. Л., 1972.
24. Негодаев И.А. Наука и техника как социальные явления. РГУ. 1973.
25. Степин В.С. , Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники.
М.,1995.
26. Тимирязев К.А. Наука и демократия. М., 1967.
27. Осипов Г.В. Техника и общественный прогресс. М., 1959.
28. Блюменберг Х. Жизненный мир и технизация с точки зрения феномено-
логии // Вопр. философии, 1993, № 10.
29. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т. 26, ч.1.
30. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.
31. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.
32. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
33. Проблемы социальной истории науки и техники. М., 1996.
Глава 4.
Техника как социальный
феномен.
В предыдущем изложении техника рассматривалась как особого рода деятельность, средство этой деятельности и как практически реализованное человеческое знание. Но в каком бы аспекте мы не рассматривали технику, она существует в обществе и для общества, имеет общественную природу, является элементом общественной системы. Конечно, важнейшим элементом этой системы является сам человек, поскольку именно он приводит в движение все остальные общественные факторы, в том числе и технику. Но техника - наиболее подвижный, революционный элемент общественной системы. Развитие общества начинается с тех изменений, которые происходят в ее техническом базисе и которые через сложную социальную ткань в конечном счете определяют развитие всех остальных общественных явлений. Поэтому анализ техники как социального феномена представляет по своей сути главную задачу философии техники. Каково же соотношение технического и общественного прогресса, воздействие техники, с одной стороны, на культуру общества а, с другой - на природную среду? Об этом и пойдет речь.
1. Главная проблема философии
техники.
Развитие и функционирование техники - не самоцель. Техническая деятельность, материализуя в процессе проектирования, конструирования и функционирования артефактов знания, имеет свой целью решение определенных практических задач, удовлетворение потребностей людей, общества. Вполне естественно поэтому, что, изучая технику, философия первостепенное значение предает выяснению диалектики взаимосвязи техники и общества, что позволяет людям в какой-то степени ставить под контроль и даже управлять этим процессом. Исследование взаимосвязи технического и общественного прогресса - главная задача философии техники.
То воздействие, которое оказывает техника на развитие общества, было замечено давно. Но особую остроту этот вопрос приобрел с тех пор, когда возникает крупное машинное производство и начинается бурный научно-технический прогресс в индустриальном обществе, разрушивший патриархальный уклад жизни с его весьма медленными темпами развития общества. Паровоз и синематограф, телеграф и трамвай, крупные машины и радио заставили изменить образ жизни и мыслей миллионов людей. Как-то сразу обнаружилось, что люди живут в технизированном мире, что создаваемая их руками техника влияет не только на их быт, повседневную жизнь, но и на моральные ценности, межличностные общения людей и даже на искусство, политику , отношения между социальными группами и государствами.
Когда стали исследовать влияние техники на жизнь людей и оценивать это влияние, то мнения оказались далеко не однозначными. Одни восторгались и гордились техническими успехами своего времени, технические новшества у них вселяли чувство оптимизма, уверенность в том, что покоряя природу при помощи техники можно полностью удовлетворить все человеческие запросы и ликвидировать все социальные неприятности. У других, напротив, возникло чувство пессимизма, стрха перед техническим демоном, опасение за то, что человек будет порабощен машиной, эра роботов сменит эру человека. Так возникло две тенденции в понимании взаимотношения техники и общества - технократизм и антитехнократизм с их многочисленными разновидностями, то набирающими силу, то ослабляющимися в различное историческое время.
В философии проблема взаимосвязи техники и общества приобретает актуальность с началом 20 века, особенно после первой мировой войны, которая продемонстрировала всю разрушительную силу техники. Пессимизм и оптимизм в решении этого вопроса в зависимости от социальных условий сменяют друг друга.
В 20-х годах этого века особую популярность имели работы немецкого социолога О.Шпенглера, такие как "Закат Европы", "Человек и техника" и другие. Выступая сторонником строго детерминированного техникой однонаправленного развития общества, О.Шпенглер рассматривал историю человечества с первых его шагов как путь, направленный к цивилизации при посредстве техники. Ныне, утверждал он, цивилизация уже достигнута, но она стала царством машин и этот искусственно созданный технический мир вытесняет и отравляет естественный. Машинная техника теперь быстро движется к своему завершению, симптомами чего являются коллониальная политика, эксплуатация труда, войны, депрессия, безработица и настроения разочарования от техники, которая восстала против своего творца - человека. "Властелин мира стал рабом машины, - заключает О.Шпенглер. - Она вовлекает его, нас, притом всех без исключения, помимо нашего сознания и воли в свой бег; в этой бешенной упряжке победитель мира будет загнан насмерть" ( цит. по:1,45).
Последняя работа А.Бергсона "Два источника морали и религии" также пронизана пессимистическими настроениями. Отмечая, что под воздействием научно-технического прогресса стал совершаться гигантскими шагами общественный прогресс, А.Бергсон с сожалением констатирует, что "дух изобретательства не всегда осуществляется на благо человечества. Он создал тьму новых потребностей; он не всегда в достаточной степени заботился о том, чтобы обеспечить большему числу людей, а если возможно, то всем, удовлетворение старых потребностей...Миллионы людей недоедают. И некоторые из них умирают с голоду"(2,332). Технические изобретения, по утверждению А.Бергсона, развили вкус к достатку и роскоши, жажде развлечений и это вызывает серьезное беспокойство за будущее человечества. Вместе с тем, А.Бергсон не теряет надежды на возможность общества поставить силы технического монстра себе на службу. Для многих людей, пишет он, обладание автомобилем является их высшим стремлением. Почему же не признать несравненную пользу, приносимую автомобилем - этим техническим чудом и не пожелать, чтобы он размножался и распространялся повсюду, где в нем нуждаются? "Человечество томится, наполовину раздавленное под тяжестью осуществленного им прогресса, - заканчивает свои рассуждения по этому поводу один из главных представителей философии жизни. - Оно не осознает еще в достаточной мере, что его будущее зависит от него самого. Ему самому предстоит решить прежде всего, хочет ли оно продолжать жить. Ему самому затем следует спросить себя, хочет ли оно только жить или же, кроме того, совершить усилие, необходимое для того, чтобы и на нашей непокорной планете осуществлялась главная функция Вселенной, этой машины для создания богов" (2,346). В этих утверждения А.Бергсона имеется известный отход от пессимистического понимания взаимоотношения технического и общественного прогресса. Постепенно под влиянием работ Т.Веблена и Ф.Тейлора в США зарождается движение технократов. Рассматривая технический фактор как доминирующую силу истории человечества, это движение видело в технике фактор, стимулирующий социальный прогресс. Техницистская, технократическая тенденция на Западе достигла своего апогея в 60-е года благодаря работам Ж.Фурастье, Р.Арона, У.Ростоу и др. Высказывая восторженный оптимизм эти авторы возлагали на новейшие достижения техники большие надежды по ликвидации существующих социальных конфликтов. В работах Г.Кана, А.Винера, Д.Бэла и др. возникают идеи об обществе "всеобщего благоденствия", "постиндустриальном обществе" и т.д. Дж.Гэлбрейт в своей книге "Новое индустриальное общество" стремится доказать, что движущей силой превращения индустриального общества в новое индустриальное общество является техника. При этом люди, обладающие техническими знаниями, опытом и способностями постепенно берут в свои руки власть, на предприятиях "власть переходит к техноструктуре и это ослабит противоречие между работодателями и наемными работниками" (3,327). В масштабах же всего общества в силу определенной инертности техноструктуры власть должны взять ученые.
Теорию "постиндустриального общества" сконструировал Д.Бэлл, который определил такие факторы перехода к постиндустриальному обществу как создание сферы экономических услуг, преобладающе положение технических специалистов и технического знания, возможность технологического роста и появление новой "интеллектуальной технологии".
З.Бзежинский в это же время выдвигает теорию "технотронного общества", где главенствующую роль будет играть новая вычислительная техника и электроника. Именно они коренным образом изменят положение человека в обществе и сведут на нет социальные конфликты.
Эта волна восторженно оптимизма в 70-е годы сменяется более осторожной позицией. Начинается поворот от прямолинейного технократического детерминизма к новотехнократическим взглядам, которые отмечают некоторые негативные и даже кризисные процессы, происходящие в обществе под воздействием научно-технического прогресса, и обращаются к рассмотрению широкого спектра социальных факторов. Неотехнократизм уже не приемлет безоговорочно прежнюю оценку социальных последствий достижений техники.
В работе "Другая революция" Ж.Эллюль пишет, что "техника - фактор порабощения человека"(4,148). Технические средства становятся самоцелью, дегуманизируя ценностные установки морали, политики, науки. Происходит техническая мутация общества. В противном случае дух техницизма захватит не только материальную, но и духовную жизнь человека. Уже сейчас, пишет Ж.Эллюль, дух техницизма не только овладел сознанием, но и проник даже в бессознательное, что является признаком формирования технократического общества.
Продолжая линию антитехнократизма Г.Маркузе выдвигает свою "критическую теорию индустриального общества", которую он с наибольшей полнотой изложил в своей известной книге "Одномерный человек". Он рассматривает современное общество как структуру, возникшую в результате тесного переплетения науки, техники, промышленности, общественных и индустриальных сил в их нерасчлененной слитности. Таким образом возникает индустриальное общество, в котором техника способствует созданию тоталитарной системы, базирующейся на мощном развитии производительных сил, стабилизирующих эту систему. Техника стала главным рычагом исторического развития. Но под влияние техники общество и человек с его сознанием становятся "одномерными", однонаправленными, эмоциональность приносится в жертву холодному рациональному расчету. Техника стандартизирует жизнь, стабилизирует общество и развитие общества прекращается. В горниле техники культура, политика, экономика сливаются в одну всеохватывающую и всепоглащщающую систему и чем больше она развертывается, тем больше стабилизируется. Выход из этого положения Г.Маркузе видит в переходе от "одномерного" рационального образа мыслей к "двухмерному", т.е. к революционному сознанию. Этот "великий отказ" от индустриального общества должен быть совершен безработными, студентами, национальными меньшинствами и призван рационально переориентировать развитие науки и техники.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 519;