Эпоха древних царств
Коренные изменения в образе жизни наших предков произошли с изобретением скотоводства и, особенно, земледелия. Земледелие привело к существенно новым отношениям между человеком и природой. Человек перестал вести паразитический образ жизни за счет животных и растений, он теперь мог вырастить на небольшом участке столько же продуктов питания, сколько мог добыть с помощью охоты или собирательства на обширной территории. Занимаясь земледелием, он установил господство над живой природой благодаря познанию ее законов воспроизводства и тем самым повысил свою адаптацию, добился новой и еще большей независимости от внешних условий.
Переход к земледелию привел к самоорганизации нового типа общества, качественно отличному от предшествующих, в силу новых форм уже не только биотического, но и общественного разделения труда, повышению продуктивности земли и колоссального роста числа людей. Значительная часть населения теперь могла освобождаться от непосредственных сельскохозяйственных работ круглогодично или в определенные периоды. Наиболее продуктивным земледелие оказалось на плодородных территориях в заливных поймах великих рек, что, однако, требовало для ирригации больших территорий объединения в совместном физическом труде значительных масс людей, а также выделения специальных групп людей для управления совместным трудом и образующимися запасами продуктов, возрастает роль вооруженной охраны. В итоге власть формируется в качестве социального института и приобретает монополию на организацию социальных процессов производства и потребления, в том числе на применение силы. Первичная социальная структура, основанная на социальных поло-возростных ролях отдельных особей и совете старейшин, усложнилась. Потребность в производстве и накоплении негенетически передаваемых механизмов адаптации к природе (знаний и навыков), а также ценность знаний в социуме привели к дальнейшему обособлению и возрастанию роли храмовой элиты, которая монополизировала эту роль в обществе и сформировалась в качестве властного социального института. В совокупности всё это определило и характер власти в образующемся социуме - в форме деспотии древних царств.
Огромный размах работ, а также значительные количества материалов и служб, связанных с совместной деятельностью, вызвали качественное изменение, которое знаменует начало осознанной преднауки. В первую очередь, появилась потребность в геометрических расчётах (площадей земельных участков, объёмов строительства), записи количества продуктов и товаров. Это предполагает употребление измерения, вначале в простой удобной форме - корзины пшеницы, кувшины пива, куски ткани, а потом в целях сравнения товаров возникла необходимость в определенной стандартизации. Был принят ряд храмовых единиц измерения и постепенно, для пользы внешней торговли, частично приведен в соответствие с единицами разных городов.
В эпоху древних царств меняется представление людей об источниках активности в природе. Человек архаической культуры зависел от духов, но он не отвечал вместе с духами за жизнь и порядок на земле и на небе, активность принадлежала только духам. Люди эпохи древних царств верят в богов, но это уже настоящие боги, а не просто более могущественные духи эпохи архаической культуры. Активность разделилась: боги должны следить за исполнением раз и навсегда установленных законов, а человек поддерживает богов своими действиями. Совместное участие людей и богов в поддержании жизни и миропорядка в культуре древних царств было закреплено с помощью мифов и сакральных преданий. Боги не только движут природные стихии, но также отвечают за какие-то строго определенные области человеческой деятельности. Функция бога кирпичей именно в том, чтобы кирпичи быстро сохли и имели правильную форму. Функциональный смысл действий богов уже достаточно близок к естественному, это почти закон природы. Боги в отличие от душ и духов более антропоморфны, они очень похожи на людей.
Таким образом, изобретение скотоводства и земледелия, закрепление земледелия на плодородных территориях в долинах великих рек, а также соответствующая социальная организация ввели человека в сферу активного преобразования природы, позволили человечеству в эпоху древних царств повысить степень адаптации и отодвинуть границу кинетического предела развития живого за счёт обеспечения продуктами питания. Вместе с тем, в области термодинамического предела (по климатическим факторам) границы существования человечества принципиально не изменились. <…>
[9]
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 489;