Первобытное общество
Исходное расселение гуманоидов в значительной степени определялось пределами развития живого, а именно влиянием экологических факторов, в том числе климатическими условиями, в границах их допустимого уровня (температурный предел) и условиями питания (концентрационный предел). Экосистема ассимилирует часть окружающей среды и превращают её в зарегулированную внутреннюю абиотическую среду, что позволяет демфировать изменчивость метеорологических и климатических факторов. Однако от значительных сезонных изменений экологических факторов такой способ защитить не может и растения защищаются соответствующими фенофазами жизненной активности.
Животные защищают свой организм от экологически неблагоприятных факторов морфофизиологическими средствами (соответствующий покров) и адаптивным поведением, основанном на адаптированным к среде обитания органах движения и психике, приобретают способность к научению и интеллектуальной деятельности. Эти средства получили у человека дальнейшее развитие. Человек для улучшения защиты организма изобрел одежду из шкур, развил технику строительства жилищ. Овладение огнем позволило организовать отапливаемое жилище и заложило основы создания искусственной среды обитания. Пищу, как и дикие предки, они добывали собирательством и охотой, т.е. жили за счёт паразитирования на природных ресурсах. Постепенно накапливались практические знания и опыт в увеличении объёма добываемой пищи за счёт совершенствования орудий и коллективных методов охоты.
Способы самоорганизации живого организма как целостного образования сформировались ещё на стадии предбиологической эволюции ЭОКС[72], у животных они дополнились биотически обусловленными формами полового разделения функций особей в сообществе, когда самцы поддерживают территориальную независимость стаи с достаточными ресурсами и добывают продукты охотой (доминирование и территориальность), а самки занимаются собирательством и обеспечивают выращивание потомства. Такое разделение ролей в сообществе животных формирует его первичную социальную структуру в форме пространственно-ролевой иерархии взаимодействующих особей и является биотически выгодным, т.к. позволяет сохранять эту структуру с минимальными потерями для сообщества в результате внутрипопуляционной конкуренции за ресурсы.
Социальное значение полового разделения социальных ролей усилилось с переходом к человеческому сообществу, что является следствием увеличения объёмов негенетически передаваемой информации (обучением), а именно: увеличение объёма головного мозга новорожденного младенца приводит к физиологическим изменениям самки, снижающим её индивидуальную адаптацию, возрастает длительность пребывания ребёнка с матерью до половой зрелости, что также усиливает значение полового разделения ролей и устойчивость соответствующей социальной группы и закрепляется в социальных институтах семьи и брака[73].
Негенетическая адаптация становится фактором, повышающим конкурентные возможности группы в овладении ресурсами местообитания и её выживаемость, что привело к внутрипопуляционному изменению ценностей. У первобытного человека сохраняются потребности в питании (потоки веществ) и стабильности условий местообитания, но высокие конкурентные преимущества негенетической адаптации превращают негенетическую информацию в существенную потребность человека, изменяют ценность особей в зависимости от их способности и реальных успехов в производстве и накоплении этой информации. В группе возрастает роль стариков и ценность физически ущербных детей, которые зачастую оказывались наиболее продуктивными в информационном плане в связи с биотической замещаемостью функций в организме. Биотический отбор наиболее морфофизиологически приспособленных особей («сила есть, ума не надо») сменяется социальным отбором сообщностей, достигающих наиболее высокой эффективности в производстве и накоплении негенетической (знаниевой) адаптационной информации.
С момента устойчивого закрепления использования огня для отопления жилища этому также способствовало то, что роль по поддержанию очага взяли на себя немощные члены сообщества. В совокупности всё это правело к усилению и закреплению роли моральных норм и соответствующих нравственных представлений. Присущее животным доминирование в стае наиболее сильного самца постепенно сменяется коллективным самоуправлением на основе совета старейшин, именно такая социальная структура передавалась из поколения в поколение в форме матрицы сознания древнего человека в процессе социализации индивида на основе ритуала (как механизма воспроизводства социальных процессов и социальных ролей) и мифов.
Окружающая природа противостояла человеку как враждебная активная сила, попытки понять источник этой активности разрешались формированием представлений о наличии духов у предметов природы. Познаваемые человеком природные активности и закономерности понимались как проявления воли этих духов, а создаваемые технологии – как способ пробудить духа к совершению нужных для человека действий.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 686;