СРЕДНЕВЕКОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМА
Происхождение
Изначально словом universitas называли любые сообщества связанных взаимной присягой, корпоративный вид объединения людей, для которого характерны были горизонтальные связи, — в отличие от тех, что основывались на вертикальных отношениях господства и подчинения. Universitas была и вся городская коммуна, и иные корпорации как в ее составе, так и вне ее пределов. Однако с течением времени термин «У.» закрепился за корпорациями преподавателей и учеников. Например, «У. магистров и студентов города Парижа». Иное название объединений наставников и студентов — studium generale, всеобщая (высшая) школа. Keep. XIII в. можно говорить о формировании системы У.ов Европы.
У.ы были учебными корпорациями. Они обладали властью присваивать ученые степени, главной из которых была licentia ubique docendi - право «преподавать повсюду ». Именно это и отличало «всеобщую» школу от школ «местных» (studia particularia). Степень, присужденная У.ом, по идее в обязательном порядке признавалась во всем христианском мире. Гарантом этого выступала власть, выдавшая У.у документ об основании и правах. Не признать полноценность университетской ученой степени значило бросить вызов этой власти. Такой властью было прежде всего папство. Привилегии У.ам могли выдавать и императоры и короли (в особенности те из них, кто считал себя «императором в своем королевстве», — французские), но У. становился полноправным studium generale лишь после обретения им папской грамоты. Встречались, однако, и нарушения принципа универсальности степеней, на страже которого стояла университетская власть. Поэтому европейские У.ы выступали неизменными сторонниками сохранения европейского единства. Средневековые У.ы обладали значительной независимостью от церковных и светских властей. Сами университетские деятели оценивали себя необычайно высоко. У. называли «рекой, питающей мир», «хранителем ключей от христианства », «стражем на башне христианского мира», «старшей дочерью короля». И неважно, насколько заслуженны были эти эпитеты. Раз произнесенные, метафоры делали свое дело, повышая значение У.ов в средневековой культуре и системе образования.
Сами У.ы желали происходить от легендарных королей. Говорили, что Парижский У. основал Карл Великий, Кембриджский - король Артур, а Оксфордский — король Альфред. В настоящее время У.ы, претендующие на звание древнейших, не осмеливаются начинать отсчет своей истории ранее XII столетия. Но и эти претензии зачастую необоснованны, если вести университетскую историю с года выдачи того или иного документа, который свидетельствовал бы о существовании соответствующей корпорации. И все же
У.ы по праву считаются порождением XII в., столь значимого для всех сторон жизни средневековья. Даже современникам, что случается не часто, были очевидны произошедшие тогда сдвиги. Все больше людей стремилось овладеть знаниями. Древние монастырские центры учености уступили место школам в епископских городах при кафедральных соборах.
Шартрская школа была одной из лучших. В ее стенах стремились сочетать владение логикой с умением наслаждаться красотой языка древних авторов и с интересом к законам мировой гармонии, определявшим строение микрокосма и макрокосма, человека и вселенной. Руководителю этой школы Бер- нару Шартрскому приписываются знаменитые слова: «Мы карлики на плечах гигантов - им мы обязаны тем, что можем видеть дальше их». Здесь, в Шартре находили своих первых читателей переводы книг греческих и арабских ученых, выполненные в Испании и на Сицилии. Не менее популярной в нач. XII в. была епископальная школа города Лана, где преподавали теологию. Набирала славу и Парижская соборная школа, известная своим интересом к изучению логики.
Всем школьным делом в епископстве обычно ведал канцлер, назначаемый из числа местных каноников. Помимо схоластика, главы соборной школы, ему подчинялись все, кто желал преподавать на территории диоцеза и испрашивал у канцлера разрешение на преподавание. Таких школ было особенно много в Италии (Павия, Равенна, Болонья), где внимание уделялось преимущественно риторике, искусству красноречия, и особенно умению толковать римское и каноническое право. Салерно, а позже Монпелье прославились преподаванием медицины.
Именно в этот период в школах формируется особый научно-педагогический метод — схоластика. Применение законов формальной логики давало возможность согласовывать противоречивые мнения авторитетов, ставить и разрешать важные проблемы теологии, права, медицины. Новая «школьная наука» схоластика вызывала много критики, но за ней было будущее. Не случайно римские папы Александр III и Иннокентий III, с чьими именами связывают расцвет папской власти в Европе, получили образование в этих новых школах Парижа и Болоньи.
Лекции знаменитых магистров, таких, как Абеляр в Париже или Ирнерий в Болонье, привлекали сотни учеников. Многие из них открывали затем свои школы. Иоанн Солсберийский в 30-40-х гг. XII в. сменил одиннадцать школ в Париже, где изучал логику, грамматику, математику, астрономию и теологию. Любопытно, что в перерывах между посещением магистров он сам обзаводился учениками. Плата за обучение давала преподавателям определенную независимость. Но и вызывала осуждение - ведь знание есть дар божий, торговать им означало продавать то, что тебе не принадлежит. Похожие обвинения выдвигались и против ростовщичества, т. е. торговли временем, за которое сумма долга увеличивается на определенный процент. Как враги, так и друзья новых школ и новой учености связывали это явление с городской жизнью. Бежать из города, этого нового Вавилона, в пустыни призывал парижских школяров Бернар Клер- воский. Торговля знаниями, погоня за опасными новшествами - таковы были традиционные нарекания в адрес образовательных нововведений.
Как и прочие средневековые корпорации, У.ы были созданы для поддержания мира между своими членами. Но также и для преодоления внешних конфликтов, например, с горожанами. Беспокойства от пришлых студентов и магистров проистекало немало, а защитить их было некому. Они заключали поэтому клятвенные союзы для взаимопомощи и совместных действий, например, угроз покинуть негостеприимный город, или для коллективных жалоб королю, папе или императору.
Так, в 1158 г. в ответ на просьбы болонских студентов император Фридрих Барбаросса взял их под свою защиту, передав под особую юрисдикцию местного епископа. В 1200 г. аналогичную грамоту выдал парижским магистрам и студентам король Филипп II Август. Оба У.а считают эти события датой своего основания. Однако для полноценного существования У.а, помимо того, требовалось освободиться из-под контроля местных церковных властей. В Париже эта проблема стояла острее, чем в других городских центрах. Канцлер собора Нотр- Дам брал высокую плату за выдачу «лицензий », требуя при этом от магистров вассальной присяги. Магистров возмущала легкость, с которой можно было купить «лицензию», не обладая достаточными знаниями. Как и объединенные в цеховые корпорации ремесленники, магистры боялись, что их станет слишком много и упадет престиж парижской науки. В ходе постоянной борьбы то с городскими властями, то с парижским епископом и его представителями «У. магистров и студентов » добился от папы своего признания. Новая корпорация, получившая печать, регулировала правила преподавания и получения степеней. В 1229 г. после очередного конфликта с горожанами, на сторону которых на сей раз встали королевские власти и канцлер, корпорация в полном составе покинула Париж. Магистры и студенты рассеялись по разным учебным центрам, в том числе - в землях английского короля, злейшего врага короля Франции. Конфликт был улажен в 1231 г. при посредничестве папы Григория IX, сокрушавшегося, что «засохла река знаний, орошающая райский сад всемирной церкви». Права университетской корпорации были закреплены папской буллой, в которой папа признавал право корпорации на самоуправление и полный контроль над присвоением степеней. Главное же - официально закреплялось право на «сецессию» (забастовку, уход в другой город) в случае нарушения университетских свобод.
Париж, Болонья, Оксфорд, Монпелье - редкие примеры спонтанного возникновения У.ов из старых образовательных центров. Многим прославленным школам XII в. так и не удалось стать У.ами - в упадок приходит преподавание в Салерно, Шартре, Лане. Подавляющее же большинство У.ов возникали не сами по себе, но в результате «сецессии» из соседнего центра (таким образом возникли У.ы в Виченце, Ареццо, Падуе, Кембридже, Анжере) или их учреждения церковными или светскими властями. Так, в 1229 г. возникает У. в Тулузе. В 1224 г. император Фридрих II создает У. в Неаполе. Кастильские короли основывают У. ы в Валенсии (1214 г.) и Саламан - ке (1220 г.), а Альфонс X Мудрый первым из европейских монархов посвятил образованию У.ов особое законодательство.
В следующем столетии У.ы продолжали распространяться по Европе. В 1348 г. император Карл IV основывает знаменитый Пражский У. Его примеру вскоре последовали многие германские правители - У.ы открываются в Вене, Гейдельберге, Эрфурте, Кельне. Столь бурный рост их числа в кон. XIV в. отчасти был результатом великой схизмы - противоборства пап и антипап. Области, не признававшие авиньонского папу и не желавшие посылать студентов в Парижили Орлеан, стремились основать свои У.ы. Римский папа охотно удовлетворял такие просьбы и стремился изыскать средства для содержания преподавателей. Ему нужны были помощники в борьбе с «антипапой». У.ы обычно основывались в традиционных центрах образованности (им предшествовали соборные или орденские школы). Власти, субсидирующие новую корпорацию, обычно приглашали опытного консультанта - ученого, имевшего опыт университетской деятельности. В большинстве случаев при этом уставы и программы Парижского У.а служили моделью. Не все У.ы приживались удачно. Эфемерным оказался У. в венгерском Пече. У.ам Вены и Кракова, основанным в 1364 г., пришлось ждать несколько десятков лет, прежде чем они действительно стали учебными центрами. XV в. называют веком упадка У.ов. Университетская среда перестала порождать выдающихся мыслителей масштаба Фомы Ак- винского, У.ы утрачивали свой универсальный характер, становясь лишь национальными, а то и локальными центрами. Их былая независимость от монархов становилась все более призрачной. Но теперь уже ни одно самостоятельное политическое образование не может обойтись без собственного У.а. Это хорошо видно на примере Франции, расколотой в то время на несколько частей. Герцог Бургундский открывает в своем новообразованном государстве сразу два У.а - в Доле (1422 г.) и в Лувене (1425 г.)..Дофин Карл, контролирующий земли к югу от Луары - У в Пуатье (1431 г.), а англичане, решившие сделать своим оплотом Нормандию, основывают У. в Кане (1432г.). Свои У.ы открываются в землях Ганзейского союза, в Дании, Швеции, Шотландии, Бретани, Пруссии.
К кон. XV в. основано уже 86 У.ов. Однако только в единичных случаях число студентов и магистров достигало нескольких тысяч (Париж, Болонья, Оксфорд, Саламанка). Население прочих У.ов измерялось сотнями, а то и десятками человек. Но несмотря на многочисленные различия (не только в количестве преподавателей и школяров), У.ы образовывали единую систему со схожими принципами организации, унифицированными требованиями и иерархией степеней, однотипными программами.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 753;