Сеньориальная монархия во Франции IX–XIII вв.

Процесс феодализации во Франции привел к разрушению государственного единства, распылению политической власти в обществе, когда феодальная иерархия заменила собой прежние государственные институты. Государственно-правовой порядок уступил место частноправовому. Теперь уже не было ни государственной налоговой системы, ни государственной военной службы, ни государственного суда. Все стало частным, сеньориальным. Франция оказалась раздроблена более, чем другие страны, она представляла собой настоящий конгломерат феодальных владений. Предполагают, что в X в., в период наивысшего раздробления, в стране насчитывалось не менее 10 тысяч феодов. Однако над мелкими владениями господствовали крупные владения, менее сильные сеньоры были подчинены более могущественным, обычно носившим титулы герцогов и графов. Таких крупных сеньорий, по подсчетам историка Ф. Гизо, к концу X в. во Франции сложилось 55.
В дальнейшем идет процесс их внутренней консолидации, каждая из них превращается, по сути, в самостоятельное государство. Этот процесс завершился в XII в., когда крупных сеньорий осталось около 40. Каждый сеньор, правивший в них, прибавлял к своему титулу наименование данной области (герцог Бургундский, граф Прованский, граф Анжу и т.д.). Таким путем складываются провинции, сохранившие свое значение и после объединения страны королями. В результате государство во Франции приобрело черты сеньориальной монархии. Сеньориальная монархия – это форма государства, основанная на системе вассально-ленных отношений. Она предполагает разделение государственной власти между монархом и его вассалами, установление частноправового порядка управления и суда, раздробление страны на отдельные сеньории. Особое положение среди сеньоров Франции занимал сам король.

Королевская власть при сеньориальной монархии. Формально король считался верховным собственником земли во Франции. Фактически же под его контролем находилась лишь земля, входившая в состав королевского домена. Королевский домéн – территория, в отношении которой король лично осуществлял свои сеньориальные права. Домен не составлял единой территории, к нему принадлежали разрозненные владения, например, часть города или отдельно стоящая башня.
В отношении разных частей домена монарх пользовался разными правами. В отношении одних ему принадлежал весь комплекс сеньориальных прав, в отношении других только право суда, которое обычно было определяющим при отнесении той или иной территории к домену. При первых королях новой династии Капетингов (987–1328), сменившей Каролингов во Франции, домен монарха был небольшим. Он обымал пространство между реками Сеной и Луарой (между Парижем и Орлеаном). Король не был самым крупным землевладельцем. Поэтому династия, основанная выборным королем Гуго Капетом, испытывала сильную конкуренцию со стороны других могущественных сеньоров королевства. Чтобы не потерять власть, Капетинги проводили избрание и помазание на царство своих преемников еще при жизни правящего короля. Это позволило сохранить династию на престоле, а позднее утвердить и наследственный принцип передачи власти. Со времени Капетингов церемония помазания стала проводиться в Реймсе священным елеем, которым был помазан при крещении Хлодвиг I. Только такая церемония сообщала монарху необходимые сакральные права. Как и Каролинги, Капетинги долгое время не имели постоянной резиденции и разъезжали по стране, эксплуатируя свое право постоя. Только при Филиппе II Августе (1180–1223) столицей королевства становится Париж.

Время от времени, без особого порядка короли созывали собрания под названием Генеральная курия (или Королевская курия – Curia Regis). На это собрание приглашались вассалы короля и епископы одной какой-то области или со всего королевства, в курии присутствовали министериалы монарха. Курия не была в полной мере представительным собранием высших сословий: право ее созыва принадлежало исключительно королю, он и определял ее состав. В эпоху сеньориальной монархии Генеральная курия являлась высшим административным и судебным органом королевства.

Центральное управление королевским доменом осуществлялось ведомствами Дворца (Hôtel) и министериалами. По данным XIII в. Дворец состоял из шести ведомств: хлебного, винного, кухонного, плодового, конюшенного и так называемой палаты (chambre). Пять первых ведомств имели в основном придворное и хозяйственное значение, палата имела и определенное политическое. Здесь содержались драгоценности и одежда монарха, хранились королевские архивы. При палате состояли шамбелланы – камергеры. Самыми влиятельными среди министериалов Дворца были сенешал, коннетабль, бутикуларий и камерарий. Наиболее важной фигурой был сенешал. Он управлял Дворцом, командовал армией, обладал судебными полномочиями, ведал местным управлением домена. Опасаясь узурпации собственной власти сенешалами, короли перестали замещать эту должность. Первым это сделал Филипп II Август в 1191 г. В дальнейшем должность не была официально упразднена (она упоминается в документах даже в начале XIV в.), но оставалась без замещения. Коннетабль являлся начальником конницы, в подчинении у него находился маршал (или маршалы). Бутикуларий (бутейé) – кравчий, который отвечал за поставки вина к королевскому двору и ведал всеми виноградниками королевского домена. Камерарий (шамбриé) имел в своем попечении королевскую казну. Со временем наряду с этими главными министериалами стала выделяться еще одна должность – канцлера. Канцлер являлся хранителем королевской печати, в его ведении находилось королевское делопроизводство, составление актов и распоряжений монарха.
К канцлеру перешло руководство королевской юстицией после отмены назначений сенешалов. Впрочем, в отдельные периоды XIII – начала XIV вв. эта должность также оставалась без замещения, канцлера на время заменил хранитель печати, лицо меньшего ранга.

Местное управление в домене осуществлялось через особых должностных лиц, называемых превó. Должность прево появилась в XI в. и была наделена широкими полномочиями: прево осуществлял судопроизводство, собирал подати, созывал феодальное ополчение. В его подчинении находился особый округ – превотаж. Особенность данной должности в том, что она отдавалась на откуп. Сумма откупа соответствовала доходам от превотажа и устанавливалась на торгах. Откупщик-прево, стремясь затем восполнить внесенную сумму, мог эксплуатировать право взимания податей и других сборов в свою пользу. Полученные в результате доходы могли превосходить сумму откупа. Таким образом, прево был агентом королевской власти и одновременно преследовал свои частные интересы, не всегда совпадавшие с интересами короля.

Крупные сеньории Франции копировали в меньшем объеме устройство самого королевства. Сеньоры имели свои сеньориальные домены, передавая остальную часть владений вассалам.
В доменах управление осуществлялось посредством сеньориальных курий, личных слуг и прево подобно королевскому домену.

Юстиция. Средневековое правосудие требовало, чтобы все свободные лица были судимы судом равных себе, т.е. своих пэров (pair – «равный»). По этому принципу вассалов короля должны были судить другие вассалы, горожан – горожане, крестьян – крестьяне. На практике это правило соблюдалось часто только в отношении дворян. Сеньоры вмешивались в осуществление суда над горожанами и безраздельно судили своих крестьян. Для самих сеньоров был предусмотрен суд в Королевской курии. В 1216 г. впервые появился приговор Королевской курии, в котором значились шесть пэров Франции. Позже их число возросло до 12 человек (6 духовных и 6 светских, крупных епископов, герцогов и графов). В XIII в. они еще не занимали какого-то особого положения по сравнению с другими членами курии. Особый статус пэров Франции установится позднее. Высшие сеньоры королевства могли быть осуждены только с их участием. Феодальное судопроизводство допускало наличие разных уровней юрисдикции. Во Франции поэтому возникли высшая и низшая юстиция (haute justice и basse justice). Высшей юстиции принадлежало право взимания штрафа в 60 су и выше (су – счетная единица: 1 су = 12 серебряным денье). Это было главное отличие от низшей юстиции. Высшей юстиции также принадлежало право вынесения смертного приговора и одновременно конфискации имущества осужденного. Низшая юстиция тоже обладала таким правом, но только по делам о разбоях. Во Франции высшая юстиция необязательно находилась в руках крупных сеньоров. Как свидетельствовал видный юрист XIII в. Ф. де Бомануар, все вассалы графа Клермонского имели в своих землях право высшего суда. Так что четкого распределения судебных полномочий между сеньорами и вассалами не существовало. В целом суд не был отделен от администрации. Королевская курия в центре и прево на местах одновременно были и органами администрации, и органами суда. Аналогично им существовали органы управления и суда в крупных сеньориях (сеньориальные курии и прево).

Государственные реформы конца XII–XIII вв. В этот период во Франции произошли важные перемены. Население страны устало от феодальных войн и анархии. Против феодального произвола выступила основная часть жителей страны: духовенство, горожане, крестьяне. Они поддержали королевскую власть в борьбе за объединение Франции. Большую роль в укреплении монархии сыграли крестовые походы на Восток (в период 1096–1270 гг.). Они удалили из Франции массу голодного и неимущего населения, а также могущественных сеньоров, некоторые из них так и не вернулись обратно. Походы стали хорошим источником дохода для королевской казны. Наконец, они консолидировали французов в единую национальную силу. При Филиппе II Августе окрепшая королевская власть переходит в наступление на земли крупных феодалов. Королевский домен значительно расширяется на западе и юге страны. Это потребовало внести изменения в систему местного управления. Для установления контроля над деятельностью прево в 1190 г. был учрежден институт бальú. Первоначально так назывался советник Королевской курии, который направлялся монархом контролировать прево. Он наделялся и контрольными, и судебными функциями. Бальи каждый месяц должен был проводить судебное заседание для расссмотрения жалоб и взыскания штрафов в пользу короля. Он же следил за правильным сбором налогов. Обвиняя прево в нарушениях, бальи не мог своей властью отстранить его от должности без согласия короля, кроме важных случаев (например, измены или убийства). Бальи были подотчетны верховной власти и должны были регулярно приезжать в Париж для отчета перед курией (для этого проводилось три сессии курии ежегодно). Постепенно бальи превратился в постоянного местного чиновника, в подчинении которого находился особый округ – бальяж. С 30-х годов XIII в. бальяжи получают строго определенные границы и названия по местности. В состав бальяжа входило несколько превотажей, прево были подчинены власти бальи. В 1226 г. при сыне Филиппа II Людовике VIII аналогично бальи были введены должности сенешалов на юге Франции. Часть сенешалов была старого феодального типа: сенешал приносил оммаж королю за свое сенешальство как его вассал. Другие сенешалы являлись королевскими чиновниками, как и бальи. В отличие от последних они были более независимы от центра и не должны были регулярно ездить в столицу и отчитываться перед Королевской курией.

Внук Филиппа Августа Людовик IX (1226–1270), за свое благочестие канонизированный и получивший прозвище Святой, продолжил политику реформ. В его правление оформляются органы центральной власти. Из периодически созываемого собрания королевских вассалов, епископов и министериалов Королевская курия превратилась в постоянно действующее учреждение. Из нее постепенно выделились самостоятельные органы власти: Королевский совет, Парижский парламент и Счетная палата.

Королевский совет – постоянный совещательный орган при монархе, в котором обсуждались и принимались важные политические решения. Состав Совета не был точно определен. В него обычно входили высшие духовные и светские особы, должностные лица из королевского окружения.

Парижский парламент – высший королевский суд. (Слово «парламент» происходит от фр. parler – «говорить»; parlement – «говорение, беседа»). В XIII в. так стали обозначать судебные сессии Королевской курии, проводившиеся 3–4 раза в год. С 1260 г. заседания курии по судебным делам начали проходить отдельно от заседаний по финансовым вопросам. Это положило начало существованию Парижского парламента как самостоятельного судебного органа. В 1278 г. при Филиппе III был издан первый королевский ордонанс об организации парламента. Состав парламента включал в себя около 100 человек, в том числе президентов, советников, а также 12 пэров Франции, вершивших суд над знатными лицами. Кроме того, в работе суда принимали участие прокуроры, адвокаты, судебные исполнители и секретари. Первоначально прокуроры (или прокураторы) могли представлять не только интересы исключительно короля. Они могли быть представителями интересов частных лиц на суде, например, духовных или светских сеньоров либо даже целых коллективов – общин и коммун. В первой инстанции парламент мог рассматривать дела об «оскорблении величества» (lèse majesté), куда включались дела о посягательствах на прерогативы и интересы монарха и его чиновников (они рассматривались во время исполнения служебных обязанностей как «часть тела короля»); дела о так называемых «королевских случаях», к которым относились все дела, имевшие какую-либо значимость в общественной жизни (о фальшиво-монетничестве, поджогах, умыкании женщин и других преступлениях; перечень таких деяний не был точно фиксирован и постоянно расширялся). Вообще же во Франции действовала практика «удержанного правосудия» (justice retenue), основанная на том, что теоретически вся полнота власти принадлежала королю, а любая другая юрисдикция только делегирована монархом. Поэтому в принципе король мог принять к своему рассмотрению любое заинтересовавшее его дело, так что компетенция Парижского парламента не была четко определена. Парламент выступал и в качестве высшей апелляционной инстанции для всего королевства. В него могли обращаться с жалобами также с территорий, еще не присоединенных к королевскому домену. До Людовика IX средством кассации судебного решения были поединки с судьей: недовольная решением судьи сторона могла вызвать его на дуэль, поражение судьи в поединке автоматически отменяло его приговор. В 1258 г. Людовик Святой запретил судебные поединки во Франции, поэтому для обжалования судебного решения следовало обращаться в парламент короля. Король вообще стремился к ограничению судебной власти своих вассалов и желал подчинить их своей юрисдикции. В том же 1258 г.
в королевском домене была запрещена частная война между вассалами монарха, а вне пределов домена было установлено правило «40 дней короля». В течение этого срока феодалы должны были обратиться в королевский суд за разрешением возникшего спора. Если королевский суд за это время не сможет разрешить конфликт, по истечении его могла начаться война. Для соблюдения этого порядка во все регионы страны были направлены королевские судьи. В их исключительное ведение была передана «высшая юстиция» на местах.

Счетная палата (или Палата счетов) – финансовое ведомство. В его ведении находились сбор налоговых поступлений и контроль над расходованием бюджета, отчасти палате принадлежала и судебные полномочия в том, что касалось финансов королевской казны. Окончательно в самостоятельное ведомство Палата счетов оформилась позже, в 1320 г.

Чиновники, служившие в центральном аппарате власти, особенно в судебном, набирались из лиц, обучавшихся в университетах, где изучали римское право. Отсюда характерное их название легисты (от лат. leges – «законы»). Легисты часто происходили из среды простых горожан, своим возвышением они были обязаны только королю и преданно служили монарху.

Местное управление при Людовике IX не претерпело существенных изменений. В 1247 г. король учредил институт ревизоров (следователей). Они должны были объезжать территории государства и принимать жалобы на произвол местных чиновников. С 1254 г. такие ревизии были сделаны ежегодными. В качестве ревизоров действовали поначалу монахи-францисканцы, затем в помощь им стали назначаться советники Королевской курии. По результатам ревизий в 1254 и 1256 гг. были изданы законы, ограничившие власть местных должностных лиц. Отныне бальи и сенешалы не могли приобретать земли и жениться в своем округе, они не могли взимать налогов, не предусмотренных кутюмами, вымогать деньги или принимать подарки. При отставке с должности бальи должен был еще 50 дней оставаться на своем посту, чтобы пострадавшие могли взыскать с него убытки. После смерти Людовика IX ревизорская практика сохранилась, но сильно изменила свою направленность: главной целью самих ревизоров стало вымогательство денег.

При Людовике Святом была проведена также денежная реформа. Во Франции до этого не было единой денежной системы: все крупные сеньоры обладали правом чеканки своей монеты.
В 1262 г. был установлен новый принцип денежного обращения: «Монеты каждого сеньора обращаются только в его владениях. Монеты короля имеют хождение по всему королевству». Нововведение было дополнено выпуском полновесных золотых и серебряных королевских монет, которые стали охотно приниматься за пределами королевского домена. Так был сделан важный шаг к созданию единой денежной системы во Франции.

В целях ослабления власти феодалов король провел и военную реформу. Были организованы войска на основе найма и созданы отряды городской милиции на местах. Реформа придала бóльшую самостоятельность королевской власти в военной сфере, но роль феодального ополчения была по-прежнему велика.








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1780;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.