Сословия и сословное представительство во Франции XIV–XV вв.
Уже в XI в. во Франции стало складываться представление о трехзвенной структуре общества. Оно было впервые четко выражено в поэме епископа Адальберона Ланского, посвященной королю Роберту II (датируется примерно 1025–1030 гг.). Там было сказано: «Дом Господний... триедин: одни молятся, другие сражаются, третьи трудятся». Это представление затем воплотилось в создании трех основных сословий страны: духовенства, дворянства и третьего сословия (трудящихся). В реальной жизни могли существовать и более дробные социальные группы. Но в эпоху объединения страны и разрушения старых вассальных (иерархических) отношений горизонтальные связи начинают доминировать над вертикальными. Происходит внутренняя консолидация и юридическое оформление трех крупных сословий.
Духовенство.Оно было самым организованным и сплоченным сословием. В нем действовала жесткая дисциплина, соблюдалась строгая субординация. Духовенство состояло из трех групп:
1) высшее – прелаты (архиепископы, епископы, аббаты и приоры, настоятели небольших обителей);
2) среднее – каноники (члены совета епископа) и дьяконы (помощники епископа при богослужении);
3) низшее – кюре (приходские священники).
Особое положение в составе духовенства занимало монашество. Юридически монахи находились в состоянии гражданской смерти, ибо приносили особые обеты целомудрия, бедности и послушания, они не принадлежали самим себе, но целиком посвящали себя Господу.
Духовенство подчинялось собственной церковной юрисдикции. Оно было освобождено от военной службы, обладало правом на взимание десятины и принимало пожертвования в свою пользу. Впрочем, церковь не была избавлена от поборов в королевскую казну и обязана была делать регулярные взносы государству (с согласия папы римского). Таким образом, налоговый иммунитет церкви был сильно поколеблен правящей властью.
Дворянство.Второе сословие тоже считалось привилегированным сословием, «благо-родным». Главной обязанностью дворян была военная служба. Дворяне платят «налог кровью», поэтому от большинства других налогов они были освобождены. В частности, они не должны были платить персональную тáлью (основной прямой налог). Дворяне обладали правом на владение землей и правом передачи ее по наследству. Они могли судиться судом равных себе, а самые знатные титулованные особы – судом пэров Франции при Парижском парламенте. Особый статус дворян подчеркивался наличием символических обычаев, титулов, гербов, орденов и других знаков особого положения и почета. Со временем дворянское сословие превратилось в замкнутое и наследственное (хотя поначалу доступ в него был открыт и простолюдинам). В рыцари мог быть посвящен только сын рыцаря. Принятие в состав низшего рыцарства производилось в форме церемонии «рыцарского удара» (символического удара мечом). Право такого посвящения принадлежало любому рыцарю. Помимо наследственного дворянства в XIII в. появляется пожалованное дворянство, когда дворянские права закреплялись дарованной королевской грамотой (патенты на дворянство стали регистрироваться в Парижском парламенте). Постепенно сложилось и право на дворянское звание по службе. Оно являлось либо пожизненным, либо наследственным, если должность замещалась в двух поколениях или имела важное значение. В будущем из таких лиц составится целая сословная группа дворян мантии (gens de robe – «люди платья», робены), отличной от военного дворянства (gens d’épée – «люди шпаги»).
Третье сословие (tiers état).В его состав вошли горожане и свободные крестьяне. Оно оформилось позже двух привилегированных сословий – в XV в.
Горожане. Процесс сословного оформления в городской среде был связан с развитием во Франции коммунального движения. Под ним понималась борьба городов за освобождение от сеньориальной власти. (Коммуна – тайный союз горожан, созданный для такой борьбы и скрепленный взаимной клятвой.) В XI–XII вв. в ряде городов Северной Франции происходят коммунальные революции. Города обретают свободу и права, закрепляемые в «хартиях вольностей». Такие хартии выдавались сеньорами и подтверждались королем. Города-свободные коммуны полностью разрывали поземельные отношения с сеньорами (земля переходила во владение города
и горожан). Горожане наделялись личной свободой, что распространялось и на пришлое население: крепостной, проживший в городе один год и один день, становился свободным. Они обладали правом на выборное самоуправление и подлежали городской юрисдикции; могли принимать участие в городском ополчении – милиции. Однако не все города Франции получили статус вольных коммун. Главные центры королевского домена и крупных сеньорий коммунами не являлись (в том числе и Париж). Это так называемые города буржуазии. Они были подчинены королю или сеньору, но имели и собственное самоуправление. Жители таких городов, буржуа, наделялись имущественными правами и личной свободой, но помимо выборного совета были подвластны королевским или сеньориальным административным и судебным органам. На юге же Франции города сохранили свое самоуправление с римских времен. Там сложились города-республики, обладавшие независимостью от сеньориальной власти.
В связи с усилением королевского влияния во Франции с конца XIII в. часть городских привилегий и коммунальных свобод была ликвидирована. В результате произошло относительное выравнивание прав жителей разных городов в общефранцузском масштабе. Это способствовало оформлению горожан в единое сословие.
Крестьяне. В отличие от других слоев общества французское крестьянство долгое время продолжало оставаться разрозненным. Оно состояло из трех основных групп: сервов, вилланов и цензитариев. Сервы – крепостные крестьяне, лично несвободные держатели земли. Сервильный статус лица определялся обычно уплатой шеважа – поголовной подати, которая по размеру не была значительной. Кроме шеважа серв должен был платить сеньору талью (taille – зарубка на деревянной бирке об уплате; талья – «бирочная подать»), размеры которой не были точно фиксированы и зависели от усмотрения господина (в натуральной и денежной форме это были самые значительные выплаты). Кроме того, крестьянин отдавал сеньору часть своего урожая – шампар («снопов хлеба»)
и выполнял барщинные работы – корве. Действовали также баналитеты – монополии сеньора на средства производства, за пользование которыми крестьяне должны были делать определенные взносы (за использование винодельни сеньора, его мельницы и т.д.). При наследовании крестьянского имущества уплачивалась подать мэнморт (дословно «мертвая рука»). При заключении брака с лицом, не подчиненным данному господину, платился брачный побор – формарьяж. В отношении жены крестьянина сеньор обладал также «правом первой ночи» (ius primae noctis).
В отличие от серва вилланы и цензитарии были лично свободны и несли только поземельные повинности. Виллан платил денежный оброк – ценз, талью, шампар, выполнял некоторые барщинные работы. Но его повинности, как правило, были строго фиксированы и не являлись такими тяжелыми, как у серва. Так, барщина виллана не превышала 10 дней в году. Цензитарий тоже нес облегченные повинности: он платил лишь денежную ренту (ценз) за пользование господской землей.
Процесс освобождения крестьян от личной зависимости стал идти особенно интенсивно в эпоху крестовых походов: сеньоры старались получить средства на участие в военной экспедиции за счет выкупа крестьян. К XIV в. многие крестьяне во Франции получили личную свободу и были переведены на положение цензитариев. Это способствовало повышению правового статуса крестьян в обществе и их сословному оформлению. Хотя положение крестьян было отлично от положения горожан, общим было отсутствие широких прав. И те, и другие рассматривались как непривилегированные лица, которые своим трудом обеспечивают благополучие всего общества. Именно на них ложилось основное бремя тягот и государственных повинностей. Поэтому горожане и свободные крестьяне были включены в единое третье сословие.
Сословное представительство. Генеральные штаты.Задачи объединения страны побуждали королевскую власть искать широкую социальную опору для своей политики. Рост городов и влияния городских элит тоже вынуждал правительство считаться с их мнением и обращаться за советами к третьему сословию. В результате возникают собрания с участием представителей от трех сословий. Сначала в XII – XIII вв. их стали созывать на местном уровне – провинциальные штаты (штат, état – сословие) из представителей духовенства, дворянства и мэров городов. Они решали разные дела регионального уровня, но прежде всего вопрос об установлении единовременных сборов («помощей»). В общефранцузском масштабе такое собрание было созвано впервые в 1302 г. Поводом послужил конфликт французского короля Филиппа IV Красивого с папой римским Бонифацием VIII из-за введенных королем финансовых поборов с французской церкви. Папа делать такие взносы запретил. Конфликт затронул и более широкую проблему соотношения светской и духовной власти на территории Франции, королевского суверенитета в отношении римской курии. Чтобы заручиться поддержкой сословий, по предложению главного советника короля Пьера Флота 10 апреля 1302 г. в соборе Нотр-Дам (Париж) было проведено заседание штатов. На нем присутствовали представители духовной и светской знати, от городов севера Франции – мэры и эшевены (члены городских советов), от городов юга – консулы. Собрание поддержало политику короля в церковном вопросе. В будущем такие собрания сословных представителей, названные позднее «всеобщими сословиями» – Генеральными штатами (Etats Généraux), будут проводиться неоднократно. Собрание получит определенную структуру и порядок работы. Обычно каждое сословие на Генеральных штатах было представлено в особой палате (реже депутаты заседали все вместе). Для участия в собрании высшие духовные лица и высшая светская знать (герцоги, графы) получали именные приглашения от короля. Они являлись лично или присылали своих представителей. Вплоть до собрания в 1484 г. среднее и низшее духовенство на штаты не приглашалось. Светская знать на собрании заседала вместе с королем, отдельно от остальных депутатов дворянства, которые были выборными. Третье сословие было представлено обычно верхушкой городов, членами городских администраций. В некоторых случаях выборность таких депутатов соблюдалась, в других – представители назначались королевскими чиновниками. Крестьяне впервые приняли участие в выборах при формировании штатов 1484 г., но их интересы представляли не крестьяне. Депутаты Генеральных штатов наделялись императивным мандатом – наказом избирателей, по которому депутаты должны затем перед ними отчитаться. Такая инструкция сковывала свободу депутатов, а королевская власть стремилась поставить содержание инструкций под свой контроль. Вопросы разбирались на штатах раздельно по палатам, где решение принималось простым большинством голосов. Далее общее решение принималось всеми тремя палатами, причем каждая палата имела только один голос, что давало явные преимущества двум привилегированным сословиям.
Строгой регулярности созыва Генеральных штатов не существовало, инициатива в этом принадлежала королю. Не были установлены точные квоты представительства от каждого сословия, выборы нередко подменялись назначением от правительства. Не существовало какого-то исполни-тельного органа штатов, который бы осуществлял работу между сессиями собрания. Отсутствовала система координации между Генеральными штатами и штатами на провинциальном уровне.
Генеральные штаты имели ограниченные функции: совещательные и финансовые. Хотя на их заседаниях могли обсуждаться проекты реформ и принятия новых законов, они не являлись законодательным органом. У них не было ни исполнительных, ни судебных полномочий. Важной функцией собрания было вотирование налогов. После того, как в 1439 г. был введен постоянный прямой налог – королевская талья, необходимость в его утверждении на штатах отпала, но введение дополнительных налогов требовало согласия сословного собрания. Правда, еще в середине XIV в. штаты пытались расширить свои полномочия. В 1356 г. король Жан II Добрый попал в плен к англичанам в битве при Пуатье. Регентские полномочия на время отсутствия монарха перешли к наследнику престола дофину Карлу. Генеральные штаты, созванные в 1356 г. и наполовину состоявшие из представителей городов, встали в оппозицию к королевскому правительству, терпевшему поражение в войне. Депутаты потребовали отставки членов Королевского совета и замены его на Совет штатов. В состав нового совета должно было войти 34 депутата: 11 от духовенства, 6 дворян и 17 горожан. Совет должен был ограничивать полномочия дофина в военной и кадровой сферах. Далее 3 марта 1357 г. дофин подписал Великий мартовский ордонанс, закрепивший новое положение Генеральных штатов в государстве. Они превращались в постоянный, регулярно созываемый орган власти. Штаты получали не только право назначения налогов, но также их сбора и расходования. Усиливалось воздействие штатов на центральную администрацию. Аппарат центральной власти должен был теперь формироваться из числа депутатов штатов. Внешняя политика тоже ставилась под контроль Генеральных штатов: без их согласия не мог быть заключен мирный договор с Англией. Эта попытка расширения полномочий штатов, однако, не получила продолжения. Привилегированные сословия не желали поддерживать радикальных требований оппозиции. Неудачная финансовая политика штатов привела к разрыву парижского собрания с провинциями: они отказывались присылать своих представителей в столицу. Дофин тоже не собирался подчиняться депутатам. Покинув Париж в результате городского мятежа в 1358 г., он получил финансовую поддержку от Штатов Лангдойля (штатов севера Франции) и, собрав войска, подавил оппозицию в столице. Великий мартовский ордонанс утратил свое значение. В дальнейшем роль Генеральных штатов в жизни государства была понижена. Со времени Карла V Мудрого (бывшего дофина) (1364–1380) короли стали изредка созывать собрания нотаблей («именитых людей») в качестве альтернативы Генеральным штатам. В них могли принимать участие лица всех трех сословий, но эти собрания не имели значения сословно-представительных. Они формировались по принципу назначения, а не выборности и носили сугубо совещательный характер.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1509;