Английское государство XI–XV вв.
В древности территорию Британских островов населяли кельтские племена. В I–V вв. н.э. Британия находилась под властью римлян. В V–VI вв. она была завоевана германскими племенами англов, саксов и ютов, образовавших здесь свои варварские королевства. К VII в. сложилось семь германских королевств (гептархия), которые в IX в. соединились в единое королевство Англию (при короле Экберте, в 829 г.). В это время Британские острова подвергались постоянным нападениям датских и норвежских викингов. Завоеватели стремились осесть на английской земле. Датчане (даны) образовали в северо-восточной части Англии свое государство – Danelaw («Область датского права»). В XI в. датская власть возобладала на всей территории страны: король Канут Датский (1017–1035) объединил под своим правлением датские и английские земли, но после его смерти вновь была восстановлена англосаксонская династия. В 1066 г. родственник англосаксонских монархов нормандский герцог Вильгельм Бастард захватил Англию и основал нормандскую династию королей (1066–1135). Его правление открыло новую эпоху в истории английского государства, которая характеризовалась быстрой феодализацией социальных и политических отношений.
Централизованная ленная монархия.После нормандского завоевания большая часть англосаксонской знати лишилась земельных владений, которые перешли к нормандцам. Но раздавая их нормандским баронам, Вильгельм Завоеватель провел широкое перераспределение земель. Феоды новых владельцев оказались разбросаны по разным графствам (административно-территориальным областям) и не составляли сплошной территории, что ослабляло силу владельцев. С другой стороны, монарх создал внушительный королевский земельный фонд, включив в него не только пахотные угодья, но и значительные лесные массивы (королевские заповедные леса), что должно было укрепить позиции короля. В 1085 г. была проведена перепись населения и земли в Англии. Ее результаты были сведены в 1086 г. в единую «Книгу Страшного суда» (Domesday book), названную так потому, что никто не мог уйти от переписи, как не уйдет от Страшного суда. Перепись позволила установить возможности для взимания налогов, прежде всего так называемых «датских денег» – прямого налога. Она также позволила четко разграничить владения короля и других феодалов. Условия феодального держания в Англии были установлены такие же, как во Франции, но в 1087 г. король заставил прямых своих вассалов и арьер-вассалов принести себе присягу в верности (Солсберийская присяга). Таким образом, в Англии не установился принцип континентального феодализма, по которому «вассал моего вассала – не мой вассал». Все феодалы страны оказались подчинены монарху, что позволило создать особую разновидность сеньориальной монархии – централизованную ленную монархию. Такая форма государства предполагала создание в стране единой административной и судебной системы.
При Генрихе I (1100–1135) был сформирован центральный аппарат управления и суда. Трижды в год король созывал собрания Большой королевской курии (Curia Regis). В ее составе преобладали крупные феодалы королевства, светская и духовная знать. Большая курия имела совещательное значение, а для непосредственного управления страной существовала Малая курия в составе ближайших советников короля, среди которых могли быть и незнатные лица. Малая курия могла выступать в роли судебного и финансового органа. Ее отделением была Палата шахматной доски, осуществлявшая прием и ревизию «датских денег» (счет денежных сумм производился на столе, покрытом разграфленным сукном, напоминавшим шахматную доску). Возглавлял Малую курию главный юстициарий, который замещал короля на время его отсутствия в Англии (если король уезжал в нормандские владения). От него зависели канцлер и казначей. Канцлер вел королевское делопроизводство, на эту должность обычно назначались духовные лица. Казначей ведал королевской казной, хранившейся в Винчестере. Нормандские короли во многом сохранили старое англосаксонское управление на местах. Страна, как и в старину, делилась на графства (shire) и сотни (hundred), где действовали органы самоуправления – собрания графств и сотен. Королевскими чиновниками в графстве являлись граф и шериф. Граф – это почетная должность и одновременно титул, передаваемый по наследству. В отличие от Франции граф не был держателем феода – графства, его владения не совпадали с территорией вверенного графства. Граф мог совмещать свою должность с должностью шерифа и в этом случае управлял графством от имени короля. Должность шерифа (англосакс. shirereeve – «управляющий графства») не была наследственной и могла продаваться. Шериф собирал налоги и сборы в пользу короля (в том числе «датские деньги»), участвовал в судопроизводстве, выступал в роли судебного исполнителя и полицейского. Его помощником в сотне был бейлиф.
Реформы Генриха II.В 1154 г. к власти в Англии пришла новая династия Плантагенетов, связанная родственными узами с нормандской династией и происходившая из Анжу (Франция). Первый король этой династии Генрих II (1154–1189) провел реформы, имевшие важные последствия для истории английского государства и права.
Судебная реформа. Нововведения в судебной сфере заключались в создании центральных судебных органов, введении института разъездных судей и института присяжных. В 1178 г. в центре было образовано особое судебное ведомство, отличное от общих собраний Королевской курии. В его состав уже не входили крупные феодалы, заседавшие в королевском совете. Ведомство состояло из пяти опытных юристов (2 клириков и 3 мирян), которые осуществляли суд от имени короля. Постепенно на его основе возникнут два судебных органа: Суд королевской скамьи, рассматривавший дела в присутствии короля, и Суд общих тяжб, судивший без монаршей особы. Для усиления королевской юрисдикции на местах при Генрихе II был учрежден институт разъездных («странст-вующих») судей (практика их использования имела место и раньше, но с 1176 г. стала постоянной). Королевство было поделено на округа, которые объезжали королевские судьи (в 1176 г. – шесть округов). Такие судьи разбирали дела, заседая в собрании (курии) графства, которая благодаря их присутствию превращалась в королевскую курию. Прежде всего ведению судей подлежали дела по «тяжбам короны», в которых присутствовал интерес короля и всего государства.
Одновременно с учреждением разъездных судей в практику суда был введен институт присяжных. Он не являлся чисто английским изобретением. Уже франкские короли прибегали к помощи присяжных для изобличения преступников. Вильгельм Завоеватель тоже использовал их для составления «Книги Страшного суда»: в сотнях выбирались крестьяне, под присягой дававшие ответы на вопросы переписи. В судах эпохи Генриха II присяжные стали играть двоякую роль. По уголовным делам они выступали в качестве обвинителей (по 12 человек в каждой сотне и 4 –
в каждой деревне). Обвинительные присяжные под присягой должны были называть разъездным судьям и шерифу известных им преступников (убийц, разбойников, фальшивомонетчиков и поджигателей, их пособников и укрывателей в пределах сотни). Судьи и шериф производили по этим показаниям следствие и затем выносили приговор. По гражданским делам присяжные выступали в роли свидетелей и подтверждали тот или иной факт, важный для суда. Пока что судьями, выносящими окончательный вердикт, присяжные не являлись. Расследование дел через присяжных явилось новой судебной процедурой, к которой дозволялось прибегнуть каждому свободному жителю королевства. В связи с этим иск из сеньориального суда мог быть перенесен в королевский суд. Введение института разъездных судей и института присяжных осуществлялось путем издания особых королевских указов – ассиз. Наибольшее значение имели при этом Кларендонская ассиза 1166 г. и Нортгемптонская ассиза 1176 г.
Великая ассиза 1179 г. вводила ограничение сеньориального суда: если дело касалось свободного держания земли, нельзя было вынести решения об отнятии владения землей без королевского приказа.
Генрих II не только ограничил сеньориальную юрисдикцию, но и попытался вмешаться в юрисдикцию церкви. Кларендонские конституции (постановления) в 16 пунктах, изданные
в 1164 г., устанавливали подсудность клириков одновременно и королевскому, и церковному суду (это было связано с тем, что в церковных судах преступники приговаривались к слишком мягким наказаниям). Апелляция к папе без разрешения короля не допускалась. Издание Конституций вызвало конфликт с церковью: под давлением римского престола король вынужден был отказаться от принятых постановлений.
Военная и финансовая реформы. В военных целях Генрих II не желал ограничиваться только феодальным ополчением. Активная военная политика на континенте и Британских островах требовала использования наемников. Чтобы нанимать войска, король стал прибегать к сбору «щитовых денег», налога на рыцарские держания, который заменял натуральную военную повинность феодалов. Уплативший налог феодал освобождался от такой повинности. В 1181 г. была издана Ассиза о вооружении, призванная реорганизовать военное ополчение в Англии. Согласно ассизе, все свободные жители страны обязаны были иметь вооружение в соответствии со своим имущественным состоянием и принести присягу о сохранении его для службы королю. Имущественное состояние свободных лиц определялось разъездными судьями через присяжных. От действия закона освобождались только католическое духовенство и иудеи.
Великая хартия вольностей.Как и во Франции, в Англии постепенно оформляются сословия. Но сословная структура здесь была несколько иной и отражала специфику развития английского общества. В Англии не сложилось единого сословия духовенства. Высшее духовенство составило вместе со светскими феодалами (баронами) сословие пэров. Особое положение, отличное от баронов, в английском обществе занимали рыцари и фригольдеры (свободные держатели земли, крестьяне). Между ними не было жесткой грани, так как любой свободный держатель земли, имевший доход в размере £20 мог принять рыцарское звание. Замкнутой наследственной группой в составе английского дворянства были только бароны. Сложилось также особое сословие горожан.
В самом низу социальной лестницы находились зависимые держатели земли крепостные крестьяне – вилланы.
Утрата Англией значительной части владений на континенте и ослабление королевской власти при короле Иоанне Безземельном (1199–1216) привели к росту политической активности светской знати (баронов). Желая добиться большей независимости от монарха, бароны вынудили Иоанна в 1215 г. приложить свои печати к документу, ограничившему его власть. Документ получил название Великой хартии вольностей (Magna Carta libertatum). Она не была первым таким актом: еще в 1100 г. Генрих I издал первую хартию вольностей, но Хартия Иоанна Безземельного предоставляла привилегии в более широком объеме. Великая хартия состояла из вступления и
63 статей. Определенной системы в расположении статей нет, они размещены в тексте достаточно хаотично. Хартия предоставила привилегии всем сословиям Англии, кроме зависимых крестьян.
В пользу баронов было представлено 30 статей, в пользу рыцарей и свободных крестьян – 7, только три отражали интересы горожан. Баронские статьи были направлены на защиту от злоупотреблений короля своими сюзеренными правами (правом на рельеф, опеку над вдовами вассалов и несовершеннолетними наследниками). Статьи 12 и 14 Хартии вводили ограничение прав короля на взимание «щитовых денег» «общим советом королевства». В совет должны были войти архиепископы, епископы, аббаты, графы и старшие бароны, их должны были созывать королевскими письмами с печатью. Кроме того, в совет призывались через шерифов и бейлифов все остальные прямые вассалы короля. Важное политическое значение имела и другая баронская статья – 61. Здесь говорилось об учреждении Комитета 25 баронов. Комитет призван был охранять баронские привилегии и в случае необходимости мог развязать войну против монарха: «принуждать и теснить Нас (короля. – М.К.) всеми способами, какими только могут», оставляя лишь персону короля и членов его семьи неприкосновенными до тех пор, пока нарушение не будет исправлено. Все это говорило о сильной деформации английского централизованного государства и усилении феодальной аристократии.
Особое значение в английском праве получила статья 39 Хартии, которая гласила, что «ни один свободный человек не будет арестован, или заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен... иначе, как по законному приговору равных его или по закону страны». Очевидно, что и в этой статье говорилось не обо всех свободных подданных короля, но лишь о тех, кто имели право на суд равных (пэров), т.е. прежде всего о баронах. Тем не менее в будущем она использовалась как важная гарантия неприкосновенности личности и ее прав. Текст Великой хартии неоднократно подвергался изменениям и изъятиям, но этот закон дожил до наших дней и поныне является неотъемлемой частью конституции Великобритании.
Сословное представительство. Парламент. Издание Великой хартии 1215 г. знаменовало превращение английской монархии в сословную. Следующим шагом на этом пути стало создание парламента с участием представителей сословий. Начиная с 1239 г., словом «парламент» стали обозначать Большой совет королевства (Magnum Consilium), куда входили представители знати. Но четверть века спустя так стали называть более широкое представительное собрание.
Неумеренные финансовые требования короля Генриха III (1216–1272) для осуществления внешнеполитических планов на континенте привели к новому всплеску недовольства баронов. Бароны в сильном негодовании собрали в Оксфорде «бешеный парламент» и вынудили короля утвердить Оксфордские провизии (1258 г.). В стране учреждался совет из 15 баронов, который держал под контролем монарха и назначал высших должностных лиц. Парламент (Большой совет) должен был теперь созываться регулярно. Положения Провизий были выгодны баронам, что вызвало недовольство со стороны других сословий: рыцарей и горожан. Рыцари добились принятия в 1259 г. Вестминстерских провизий, которые отвечали интересам более широких слоев населения
и вводили защиту свободных держателей земли от произвола феодалов и их манориальных судов. Шерифы в графствах были поставлены под контроль местных рыцарей, а при короле учреждались посты советников «из средних людей». Бароны, однако, не желали считаться с требованиями рыцарей. Противоречиями в стане оппозиции поспешил воспользоваться король: опираясь на поддержку папы римского, он отказался от данных прежде обещаний. Это спровоцировало гражданскую войну (1263–1267). Во время войны власть в королевстве была захвачена бароном Симоном де Монфором, опиравшимся на войска из рыцарей, горожан и крестьян-фригольдеров. Генрих III оказался в плену у Монфора, который объявил себя «протектором» королевства. Желая получить поддержку сословий, Монфор сначала в 1264 г. созывает парламент с участием пэров и рыцарей, а 20 января 1265 г. в Вестминстере первый парламент с участием пэров, рыцарей и горожан (по два депутата от графства и по два – от города). Это и стало началом английского парламента как органа сословного представительства. Хотя Монфор в дальнейшем не смог удержать власти и погиб в сражении в том же 1265 г., а Генрих III затем восстановил свою власть в королевстве, монарх не стал отказываться от нововведения и продолжил практику привлечения сословий к решению государственных дел на парламенте. Сын Генриха Эдуард I в 1295 г. созвал парламент, который считают образцовым по полноте, с какой в нем были представлены сословия страны (Образцовый парламент). В его составе помимо духовной и светской знати (пэров) находилось по два рыцаря от графства и по два горожанина от города, имевших право присылать депутатов. В середине XIV в. парламент разделился на две палаты: палату лордов, которая представляла сословие пэров, и палату общин, где заседали представители графств (рыцари или другие фригольдеры) и представители городов. Закон 1430 г. установил имущественный ценз для фригольдеров, участвовавших в выборах депутатов (активное избирательное право) – не менее 40 шиллингов годового дохода.
В конце XIII–XV вв. оформляются полномочия парламента. Они касались законодательной, финансовой и судебной сфер. В XIV в. король издает свои законы – статуты вместе с верхней палатой парламента и иногда вследствие петиций палаты общин. В XV в. уже ни один статут короля не мог быть издан без одобрения его в обеих палатах парламента. Законопроекты, которые обсуждались в парламенте, получили название биллей. Одобренный парламентом билль после его утверждения королем принимал силу статута.
Уже в 1297 г. был издан королевский статут «О неналожении податей», согласно которому ни один налог в королевстве не мог взиматься без согласия парламента. Этим законом устанавливалась важная прерогатива парламента – вотирование налогов. Действие статута, однако, не распростра-нялось на «древние пособия... следуемые по закону и обычаю». Серией актов XIV в. парламент получил безусловное право контроля над установлением прямого и косвенного налогообложения в государстве. В 1407 г. был установлен принцип, согласно которому инициатива в налоговых вопросах принадлежала нижней палате.
В судебной сфере особое значение приобрела палата лордов. Она стала высшей апелляционной инстанцией для всего королевства и судом для пэров. Кроме того, парламент приобрел право импичмента. Импичмент (англ. impeachment – «обвинение») – это особая судебная процедура, проводимая в парламенте и имеющая своей целью отстранение лица от должности. Обвинение против королевского должностного лица возбуждала палата общин, дело по этому обвинению рассматривала и выносила решение палата лордов. Первый импичмент был проведен в парламенте в 1376 г., когда от должности был отстранен камергер короля лорд Латимер. Парламент имел также право на принятие Билля об опале (Bill of Attainder), предполагавшего наказание королевского должностного лица за измену без судебного разбирательства и без особых формальностей.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1503;