ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА
Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значить, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы его развития.
Архитектура - весьма сложное и многостороннее явление.
Само слово архитектура родилось примерно две с половиной тысячи лет тому назад в Греции. В древнегреческом языке существовали два слова: «архи» - «старший», и «тект» – «строить». Из этих двух слов возникло третье: "архитектон" - начальник строительных работ. Древние римляне переделали его в "архитектор", а разные здания, возведенные по планам архитектора и под его наблюдением, стали называть архитектурой. В России это слово появилось только при Петре I, порядка трехсот лет назад. А до этого на церковнославянском говорили «зодчий», а в обиходе – «палатный мастер», «каменный или плотничий староста».
Архитектура это, прежде всего материальная среда в виде разного рода зданий, сооружений и их комплексов, предназначенных для удовлетворения практических потребностей человека. Вместе с тем архитектура является особым искусством, которое способно выражать большие общественные идеи и доставлять людям эстетическое наслаждение. Отсюда можно дать следующее определение этому явлению: архитектура – искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современным техническим возможностям и эстетическим воззрениям общества.
На каждом этапе истории человеческого общества архитектура развивалась в зависимости от материальных, социальных и климатических условий, а также в прямой связи с национальными особенностями быта и художественными традициями, высоко ценимыми всеми народами.
Архитектура всегда играла исключительно важную роль в жизни общества. Без жилых, общественных и производственных зданий и прочих сооружений человеческое общество не могло и не может нормально существовать и развиваться.
Функциональная сторона зданий и их эстетическаяформа в архитектуре находятся в тесной взаимосвязи между собой, отражая назначение зданий, их социальную функцию и градостроительную роль в системе застройки. Иными словами, в архитектурных сооружениях должны сочетаться современные для данного периода времени функциональные и идейно-художественные требования.
Следует отметить, что в понятие архитектуры входит не только отдельные, изолированные друг от друга здания, но и архитектурные ансамбли. Под ансамблями следует понимать совокупность зданий, объединенных художественно, гармонирующих друг с другом. Например, московский Кремль или дворцовая площадь в Санкт-Петербурге. Более того, в понятие архитектуры включается целый город. Город любой эпохи рассматривается как архитектурно-пространственное целое, как итог творческого процесса одного или многих поколений зодчих.
Есть и еще одна разновидность архитектурного творчества - садово-парковое искусство. Парк составляет тоже архитектурный ансамбль, но своеобразный, такой, в котором отдельные элементы представляют собой не здания, построенные из кирпича или камня, а группы деревьев и кустарников, аллеи, площадки, мосты, скульптуры. Все это задумывается и размещается архитектором в определенной художественной последовательности.
Функциональные, инженерно-конструктивные, экономические и эстетические требования предъявляются к архитектуре с древних времен. Так, еще две тысячи лет тому назад древнеримский теоретик архитектуры Марк Витрувий Поллион отмечал, что архитектурные сооружения должны обладать тремя качествами: пользой, прочностью и красотой.
Действительно, совершенно очевидно - здания должны быть полезны. Сооружения самых различных эпох имели определенное назначение, определенные, говоря сегодняшним языком, функции. Для удовлетворения этих функций они создавались. Ненужных зданий никогда не строили, уже хотя бы потому, что строительство каждого из них связано с большими материальными затратами.
Здания должны быть прочны. В подавляющем большинстве они создаются на длительное время. Поэтому первоочередной задачей строителя является обеспечение устойчивости, незыблемости сооружения посредством использования прочных материалов и выполняемых из конструкций.
Здания должны быть красивыми и по объему и по интерьеру, поскольку могут оказывать глубокое эмоциональное воздействие на человека.
Польза, прочность, красота не могут существовать в архитектуре отдельно. Чем теснее связаны между собой планировочные решения, конструкции и художественные формы сооружения, тем выше и значительнее его архитектурное качество.
Другой архитектор теоретик итальянец Андреа Палладио, но уже в XVI в. писал «В каждой постройке должны быть соблюдены три вещи, без которых ни одно здание не может заслужить одобрения: это польза, или удобство, долговечность и красота, ибо невозможно было бы назвать совершенным здание хотя бы и полезное, но недолговечное, равно как и такое, которое служит долго, но не удобно, или же то, что имеет одно и другое, но лишено всякой прелести».
Из этих слов великих архитекторов своего времени становится ясно, что польза, прочность, красота не мыслятся в архитектуре порознь. И чем теснее связаны они между собой, тем выше и значительнее архитектурное качество сооружения.
Однако в архитектуре определяющим требованиям во всех случаях должно быть полноценное функциональное решение. При этом конструкции и весь тектонический строй здания требуется выбирать с учетом функциональных и художественных требований. Под тектоникой (архитектоникой) в архитектуре понимают художественное выражение закономерностей строения, работы конструкций и материалов здания, соотношение нагрузки и опоры, а также ритмические членения, пропорции, масштабность, контрастное или нюансное сочетание объемов и их элементов, использование цвета и т.п. Художественные достоинства сооружения состоят не только в его украшении лепкой, орнаментом, скульптурой, колоннами, карнизами, но, прежде всего в выразительности всей композиции, т.е. общей, взаимоувязанной группировки наружных и внутренних объемов здания. Основу здания составляют так называемые общие формы (объемы). Именно они и являются главным художественным средством в руках архитектора. Изменением пропорций зданий и их частей можно добиться подчас различного результата.
Украшения, декоративные детали зданий, которые называют в отличие от общих форм - частными, также имеют очень большое значение в архитектуре, но все же они не главное, а вспомогательное средство в палитре здания. Декоративная обработка должна обязательно вытекать из всей композиции здания и быть тесно связанной с его конструкцией. Это - золотое правило архитектуры.
В каждую эпоху существовали определенные виды построек, которые отвечали потребностям общества того времени. Наступала другая эпоха, и старые типы сооружений заменялись новыми, иногда совершенно иными, имевшими другие планы и составы помещений. То же касается и технической стороны строительства. В каждой из стран в то или иное время, в зависимости от географических условий и уровня производительных сил, использовались свои особые строительные материалы и конструкции. Конструктивная сторона архитектуры - важнейший и органический фактор при определении композиции здания. Конструкции сами по себе способны порождать значительный эстетический эффект, таким образом, они входят в эстетическую характеристику зданий. История архитектуры свидетельствует о постоянном изменении строительных материалов и создаваемых из них конструкций. Эти изменения обусловливались развитием производительных сил и теми новыми задачами, которые выдвигала жизнь. Изменения эти происходили не только от эпохи к эпохе, но и в более ограниченных приделах времени.
Изменялись также исторически понятия о красоте, о художественной гармонии. Развивались и изменялись эстетические критерии и в области архитектуры. То, что казалось выразительным и красивым в строительстве древним грекам и римлянам, совершенно не было понято зодчими средних веков; строители эпохи Возрождения, в свою очередь, отвергали готику - архитектурный стиль предшествующего времени (термин - готика итал. готский от названия германских племен готов) -по отношению к искусству был впервые применен в XVI и XVII столетиях в уничижительном смысле: так определяли искусство, в широком смысле доренессанское и неитальянское. По сути, он означал «варварский». Во времена возрождения готики в XVIII веке термин потерял оскорбительный оттенок и стал применяться в отношении средневекового искусства вплоть до эпохи итальянского Ренессанса. Поэтому в каждую эпоху присутствует различие в форме зданий, в их декоративном убранстве. Отсюда возникает еще одно понятие в архитектуре – стиль. В его понимание входят все основные элементы архитектуры – планировка, конструкции и художественные формы – общие и частные, т.е. типичная для данной эпохи планировка зданий, характерные для нее материалы и конструкции, и естественно, типичные средства художественного порядка, все это и определяет архитектурный стиль, его черты и признаки. Более емко, можно дать следующее понятие стилю. Стиль – совокупность основных черт и признаков архитектуры данного времени и данного народа, проявляющихся в особенностях ее функциональной, конструктивной и художественной сторон.
Архитектурный стиль складывается в определенную историческую эпоху, вместе с ней живет, развивается и вместе с ней же отмирает или переходит в иной стиль, во многом от него отличающийся и складывающийся еще в его пределах. Отсюда необходимо сделать вывод: угасший, отошедший в прошлое стиль не может быть возрожден вновь, как не может быть оживлена и создавшая его эпоха.
Но, несмотря на то, что архитектура минувших эпох не может быть возрождена, ее, тем не менее, надо изучать. Творческая переработка лучших приемов классического зодчества, не утративших своего назначения и сегодня, дает много полезного архитекторам современности. Изучая архитектуру прошлого, нельзя ограничиться знакомством лишь с внешними элементами тех или иных стилей. Для глубокого понимания архитектуры той или иной эпохи следует внимательно анализировать планы зданий, их объемную структуру, использованные в них конструкции и, разумеется, общий тектонический и пластический строй их фасадов и интерьеров.
Архитектура - одновременно и техника и искусство. Проектирование и возведение зданий ведется на основе инженерно-технических знаний. В месте с тем она является искусством, так как архитектор, проектируя будущее здание, мыслит художественными, эмоциональными образами.
Еще раз вернемся к трактату Витрувия об архитектуре. К сожалению, сами папирусные свитки, на которых он был написан, не сохранились до наших дней, однако сам труд дошел до нас благодаря монахам средневековья, которые его переписывали. Трактат Витрувия был очень ценен, ибо в течение долго времени это была единственная книга, из которой можно почерпнуть тайны зодческого мастерства. Во втором томе этого труда написано одно гениальное определение. На первый взгляд оно может показаться ни чем не примечательным, и многие, наверное, механически прочли бы его. Однако исследователи истории техники считают, что именно это определение стало одной из отправных точек развития строительства. Эта замечательная фраза гласит: конструкции здания делятся на две группы - вертикальные и горизонтальные элементы.
Действительно каждое здание состоит из совокупности взаимосвязанных элементов, выполняющих в нем различные функции: фундаментов, стен, каркаса, перекрытий, крыши и перегородок.
Фундаменты - подземные несущие конструкции, которые передают силовые воздействия от здания на грунт. Они устанавливаются под вертикальными несущими конструкциями здания - стенами или столбами (стойками каркаса).
Стены - разделяются на наружные и внутренние по их расположению в плане и на несущие и ненесущие по статической функции. Несущие стены воспринимают вертикальные и горизонтальные нагрузки и передают их на фундамент, ненесущие передают свой вес поэтажно на другие несущие конструкции зданий. Внутренняя ненесущая стена, имеющая только ограждающие функции, называется перегородкой. Перегородки делят внутреннее пространство здания на отдельные помещения, не имеют фундаментов и устанавливаются непосредственно на перекрытие.
Каркас состоит из вертикальных (стойки или колонны) и горизонтальных (балки или ригели) стержневых элементов, концентрированно воспринимающих внешние нагрузки и воздействия и сосредоточенно передающих их основанию через фундаменты колонн. Каркас применяется вместо несущих стен или в сочетании с ними при необходимости раскрытия большого внутреннего пространства или его многократной трансформации.
Перекрытия - горизонтальные несущие и ограждающие конструкции. Они воспринимают вертикальные и горизонтальные силовые воздействия и передают их на несущие стены или каркас. Перекрытия разделяют внутреннее пространство здания по горизонтали.
Крыша - наружная несущая и ограждающая конструкция здания, которая воспринимает вертикальные и горизонтальные нагрузки и воздействия. В качестве ограждающей конструкции крыша имеет основную функцию - гидроизоляцию внутреннего пространства от атмосферных осадков.
Лекция 3, 4 (4 часа)
2. Архитектура Древнего Египта
2.1. Архитектура Египта
2.2. Египетский ордер
2.1. Архитектура Египта
С разложением первобытнообщинного строя возникли государства, основанные на использовании рабского труда.
Древние рабовладельческие государства сложились на территории Египта и Передней Азии.
Египет расположен в северо-восточной части Африки, по течению реки Нил. Название Египет. Название Египет происходит от древнегреческого названия страны Айгуптос. Древние египтяне называли свою страну Кеми, что по-египетски означает «Черная», так как илистая почва долины Нила была черного цвета. Нил берет свое начало в горах Центральной Африки, течет на север, преодолевая путь в шесть тысяч пятьсот километров, и впадает в Средиземное море, разделяясь на рукава и образуя огромную дельту, (рисунок 001).
рисунок 001
Благоприятные природные условия способствовали раннему появления человека в долине Нила.
Единое государство Египет, объединившее северные и южные районы долины Нила, было создано около 3000 г. до н.э. История страны делится на Додинастический период (V -IV тыс. до н.э.), Раннее царство (начало III тыс. до н.э.), Древнее царство (около 2800 - 2400 гг. до н.э.), Среднее царство (конец III тыс. до н.э. - XVIII в. до н.э.), Новое царство (XVI -XI вв. до н.э.), Поздний период (1050 - 332 гг. до н.э.), Эллинистический период (332 - 30 гг. до н.э.).
Архитектура Раннего царства. Период I - II династий (начало III тысячелетия до н.э.). Ранним царством в истории Египта называют время, непосредственно следующее за созданием около 3000 г. до н.э. единого государства. В связи с разложением в период энеолита родовой общины и частыми междоусобными войнами за овладение отдельными земельными участками, сильные общины подавляли более слабые и включали их в состав своей территории. Процессу объединения страны способствовал и характер земледельческого хозяйства, основанный на искусственном орошении. Большие строительные работы по сооружению дамб и каналов могли осуществляться только при объединении усилий всей страны. В результате длительной борьбы в долине Нила образовались два царства: Верхнего (южного) и Нижнего (северного) Египта. В конце IV тысячелетия до н.э. царь Верхнего Египта Нармер покорил царя Нижнего Египта и создал единое централизованное государство. Столицей государства был Мемфис, расположенный в начале дельты Нила. Мемфис рано стал главным религиозным и художественным центром страны, оказавшим огромное влияние на формирование египетской культуры и искусства. В настоящее время от древнеегипетской столицы почти ничего не сохранилось, и судить о ее величии можно лишь на основании письменных источников.
От периода Раннего царства сохранились главным образом культовые сооружения. Жилые строения, сделанные из дерева, тростинка, глины и кирпича-сырца не дошли до нас, и их облик восстанавливается лишь на основании открытых при раскопках остатков, а также по изображениям на стенах гробниц и по моделям домов, найденным в погребениях. Культ мертвых, существовавший в додинастический период, в период Раннего царства в связи с развитием классового общества получил еще большее значение. Именно в этот период сформировались основные принципы египетской религии, выработались культовые обряды, сохранившееся на протяжении длительного времени. Так египтяне верили, что человек и после смерти продолжает существовать, они стремились сохранить тело (вместилище души) и обеспечить покойного всем необходимым для продолжения жизни: едой, питьем, одеждой, утварью, орудиями труда.
Для того чтобы предотвратить тление, тело бальзамировали. Но способы бальзамирования в начале III тысячелетия были несовершенны, тело разрушалось, и, следовательно, душа, лишенная пристанища, не могла обеспечить человеку вечное существование. Желая предохранить умершего от гибели, египтяне ставили в гробницу статую - двойник покойного, в котором в случае исчезновения тела должна была пребывать душа. Гробницы мыслились вечным домом человека, поэтому формы их были близки к формам жилища.
Первоначально гробницы Раннего царства напоминали могилы додинастического периода. Умершего погребали в яме, над которой насыпали холм из камней и гальки. В дальнейшем для сохранения насыпи и придания ей правильной формы ее стали обмазывать илом и обкладывать кирпичом. Форма и размеры гробницы зависели не только от времени ее создания, но и от имущественного положения владельца. В одном и том же некрополе встречаются и простые могилы с одним помещением, принадлежащие рядовым общинникам или чиновникам, и большие гробницы приближенных и родственников царя с множеством наземных и подземных помещений, богато декорированные, снабженные многочисленным инвентарем и припасами.
Стены гробниц были массивными; для большей прочности им предавали небольшой наклон. Так по своему внешнему облику она напоминает лежащий брус с наклоненными к центру стенами. Арабы называют такую гробницу мастабой, что буквально переводится с арабского каменная скамья. Это название утвердилось за гробницей и в египтологической науке.
Архитектура Древнего царства. Период III - VI династий (около 2800 - 2400 гг. до н.э.). Древнее царство охватывает период III - VI династий, т.е. 2800 - 2400 гг. до н.э. Объединение Египта, начатое фараонами I династии, было окончательно завершено при фараонах III династии. Территории прежних свободных общин, подчиненные центральной власти, превратились в административные округа, известные под греческим названием «номы». Во главе нома стоял номарх. Значительное распространение получило рабовладение. Наряду с обращением в рабство покоренных чужеземцев, посредством долговой кабалы и другими способами порабощали и своих соплеменников.
Для удержания в повиновении угнетенных слоев населения был создан сложный государственный аппарат. Царская власть в Египте периода Древнего царства была колоссальной силой, фараону воздавали большие почести, его называли большим богом. Для погребения фараона возводились специальные сооружения. Гробница считалась местом пребывания духа умершего царя. Для сохранения тела покойного фараона и возвеличивания живого сооружались гигантские усыпальницы - пирамиды. Все наиболее грандиозные пирамиды были воздвигнуты в период Древнего царства.
Гробницы фараонов Раннего царства отличались от гробниц знатных вельмож только большими размерами. Гробницы же фараонов Древнего царства выделяются своей формой. Именно в это время в результате длительных поисков была найдена наиболее впечатляющая форма для вечного дома умершего царя-бога – пирамида.
Важнейшим этапом в развитии царской гробницы явилась идея здания по вертикали. Впервые она была осуществлена при постройке гробницы фараона III династии Джосера около 2800 г. до н.э. (рисунок 002). Ступенчатая пирамида Джосера представляет собой если не первое, то, во всяком случае, одно из первых цельнокаменных сооружений во всей истории человеческой культуры, отличающееся к тому же более чем впечатляющими размерами. Так называемые доисторические постройки (дольмены, кромлехи) возведены существенно позже пирамиды Джосера. В соответствии с письменными свидетельствами и скупыми археологическими данными, пирамиде предшествовал каменный храм, построенный при отце фараона, но попытки его реконструкции очень условны. Одна из двух небольших пирамид в Завьет-эль-Эриан (между Саккара и Гизе) именуемая многослойной, может оказаться предшественницей пирамиды Джосера. Однако ее конструкция более примитивна, а произвести датировку до настоящего времени пока не удалось.
Первое - значить, не было образца для подражания, не было умения и опыта возводить такие сооружения, и соответственно, сам способ постройки создавался вместе с нею.
История сохранила нам имя самого древнего архитектора. Его звали Имхотеп. У него был титул «Визирь, первый после царя, хранитель печати, ..., начальник всех строительных работ царя Верхнего и Нижнего Египта».
По характеру кладки видно, что первоначально архитектор предполагал придать гробнице фараона традиционную форму мастабы. В ходе строительства возникла идея увеличить наземную часть гробницы по вертикали. На первую мастабу поставили еще три мастабы. В дальнейшем пирамиду повысили еще на две ступени; при этом для сохранения пропорциональности всего сооружения увеличили общие размеры пирамиды. В итоге пирамида Джосера имеет высоту 60 м и основание размерами 109.2 ´ 121 м.
Пирамида Джосера явилась первым монументальным каменным сооружением Египта, и ее роль в истории Египетской архитектуры огромна. Комплекс погребальных сооружений Джосера имеет важнейшее значение еще и потому, что здесь впервые в египетском зодчестве сложилась система ансамбля, все части которого связаны друг с другом (рисунок 003).
рисунок 002
Итак, ступенчатая пирамида с сияющими плитами внешней облицовки стала главным акцентом колоссального храмового комплекса в Саккара. Казалось, был создан образец, который оставалось только воспроизводить, разве что с незначительными изменениями. Однако, вопреки представлениям о консервативности мышления египтян, ничего похожего не наблюдается.
Около 2700 г. до н.э. фараон Снофру воздвигав Медуме, в двенадцати километрах от Саккара, свою пирамиду - двухступенчатую (рисунок 004). По конструкции пирамида в Медуме близка сооружению Джосера. Однако фараон и его архитекторы не были удовлетворены формой пирамиды. То ли сразу, то ли уже в самом процессе строительства было принято решение объединить ступени пирамиды по три, уложив дополнительные ряды камней. В результате возникла башнеподобная постройка, и сегодня производящая грандиозное впечатление. Высота пирами 75 м, длина стороны основания 60 м.
рисунок 003
Для фараона строительство пирамиды было главным делом его жизни с момента воцарения. Снофру утратил симпатию к сооружению в Медуме и внезапно изменил решение. Строители начали возводить для него вторую пирамиду, вошедшую в историю под названием «ломанной» (рисунок 005). При стороне основания 188.6 м грань пирамиды поднимается под углом 54°31/до почти пятидесяти метровой высоты, после чего резко уменьшается наклон (43021/). Для этого феномена невозможно найти иное объяснение, чем спешка, вызванная необходимостью достроить пирамиду в кратчайший срок, что могло случиться из-за смерти владыки. Резко увеличив крутизну уклона граней, строители сэкономили значительный объем работ, к чему должен был стремиться наследник, жаждавший немедленно приступить к процессу созидания собственной пирамиды. При расчете подъема граней под первоначальным углом мы получим 133 м – на 32 метра больше реальной высоты.
рисунок 004 рисунок 005
Форма пирамиды, развивающаяся на протяжении столетий, выкристаллизовалась и достигла своей кульминации в пирамидах, воздвигнутых в Гизе.
В Гизе сооружены пирамиды фараонов IV династии Хеопса, Хефрена и Микерина (рисунок 006). Возле пирамид расположены поминальные храмы, культовые строения; каждая из пирамид окружена комплексом мастаб. Здесь находятся священные ладьи, высеченные в скалах, гробницы вельмож IV династии и много других памятников, но самые главные среди них - три пирамиды: они подчиняют себе все и господствуют над всем.
рисунок 006
Самая большая из них пирамида Хеопса высотой 146 м 59 см со стороной квадрата основания – 233 м. Архитектор Хемиун (родственник и министр фараона), возвел абсолютно гладкую, геометрически четкую пирамиду и уникальную во множестве черт. Эта пирамида на протяжении 4500 лет была самым высоким сооружением в мире. Пока в 1889 году не завершили в Париже сооружение Эйфелевой башни высотой 300 м. Не случайно древние говорили: «Все на свете боится времени, а время боится пирамид». Всего на 8 м ниже ее пирами Хефрена и значительно ниже (почти вдвое) - пирамида Микерина. Кроме того, в ансамбль входили три малые ступенчатые пирамиды, ряд связанных с пирамидами заупокойных храмов, многочисленные мастаба, колоссальный сфинкс высотой 20 м, длиной около 40 м и ряд памятников и других сооружений.
Пирамида Хеопса - самая ранняя и самая грандиозная из пирамид в Гизе. Пирамида сложена из тщательно отесанных и плотно пригнанных известняковых блоков. На сооружение пошло 2 300 000 блоков, весом 2.5 т каждый; отдельные блоки весят до 30 т. Снаружи пирамида облицована плитами известняка. По свидетельству древнегреческого историка Геродота, пирамиду вместе с ведущей к ней дорогой строили около 30 лет, причем на строительстве было занято 100 000 человек. Вопрос о технике строительства пирамид пока еще не решен окончательно. Наиболее правдоподобной теорией является теория подъема блоков камня по насыпе устраиваемой возле пирамиды, под углом 150, которая по мере роста пирамиды удлинялась и росла.
Наряду с пирамидами, заупокойными храмами, мастабами Древнего царства, сооружались святилища, не связанные непосредственно с загробным культом. Во время V династии появляются храмы, посвященные богу солнца Ра, так называемые солнечные храмы. Солнечный храм, построенный фараоном Ниусера в Абусире, носил название «Тот, кто радует сердце» (рисунок 007).
рисунок 007
От пристани, расположенной внизу на Ниле, к храму вел мощеный коридор с верхним светом. Коридор продолжался в толще стены, окружающей святилище. В центре двора стоял гигантский культовый обелиск. Постамент обелиска, достигавший в ширину 40 м, в нижней части был сложен из базальтовых, а в верхней - из известняковых блоков и облицован полированным гранитом, блестевшим в ярких лучах солнца. Около храма стояла каменная священная ладья, посвященная солнечному богу.
Древнее царство занимает важное место в истории египетской архитектуры: в это время были созданы грандиозные пирамиды и прекрасные ансамбли царских заупокойных святилищ, солнечные храмы с обелисками, величественные мастабы знатных вельмож. В период древнего царства египтяне научились обрабатывать камень, использовать все его конструктивные и декоративные возможности. В это время были выработаны пропорциональные соотношения; сложились типы колонн, сохранившееся потом на протяжении тысячелетий.
Архитектура Среднего царства. Период VII - XVII династий (конец III тысячелетия до н.э. - XVII в. до н.э.). Среднее царство охватывает период около 300 лет - от конца III тысячелетия до вторжения в Египет в ХVII в. до н.э. чужеземных кочевых племён гиксосов.
В последний период Древнего царства, т.е. в конце III тысячелетия до н.э., Египетское государство пришло в упадок. Грандиозные строительные работы, предпринятые фараонами Древнего царства, истощили материальные ресурсы страны. Отвлечение на сооружение пирамид большого числа людей пагубно отразилось на сельском хозяйстве, которое основывалось на искусственном орошении, связанном с большими затратами труда.
Периоду Среднего царства предшествовал длительный период междоусобной борьбы. В конце концов, это привело к распаду страны на полузависимые от фараона области. При VII династии, по свидетельству древнего греческого историка Манефона, за 70 дней сменилось 70 царей. Следующие династия пытались объединить страну. Окончательное объединение произошло при XI династии.
Период XII династии характеризуется большими ирригационными работами. Восстанавливаются старые каналы и дамбы, пришедшие в упадок во время смут. Было осушено много болот, которые превратились в плодородные земли, используемые для сельского хозяйства. Создавались водохранилища. Благодаря постройке шлюз и плотин стало возможным направлять воду из Нила во время разлива в водохранилища, а затем использовать ее для орошения. Строились новые города и расширялись старые. Основным строительным материалом был высушенный на солнце кирпич.
Хорошее представление о монументальном зодчестве Среднего царства дает заупокойный храм Ментухотепа I, четвертого фараона XI династии, при котором и произошло окончательное объединение страны. Он был построен на западном берегу Нила недалеко от Фив, у подножья высоких скал (рисунок 008).
рисунок 008
От расположенной в долине молельни вела вверх дорога, огражденная с обеих сторон белыми известняковыми стенами; она имела в длину 1200 м, а в ширину 33 м. Вдоль стен по обеим сторонам дороги были посажены деревья и установлены статуи фараона. От массивной стены ограждающей двор шла широкая аллея, обрамленная колоссальными статуями фараона. Переднюю, часть комплекса храма образовывал многоколонный (гипостильный) зал, перед которым находился открытый портик с двумя рядами колонн. Посередине портика находился пандус, который вел к расположенному на более высоком уровне второму портику, окружающему колонный зал. Посередине зала на открытой площадке возвышалась пирамида, сложенная из каменных глыб. За залом располагалось вырубленное в скале темное святилище с алтарем и наосом. При этом в отличие от пирамид Древнего царства и пирамид фараонов последующей, XII династии, пирамида в комплексе Ментухотепа I лишена погребальных функций и является памятником, символизирующим величие фараона. Гробница фараона была вырублена в скале под гипостильным залом. Архитектурная композиция ансамбля пирамиды и храма чрезвычайно интересна. Здания расположены на разных уровнях и для их обозрения требуется постепенный подъем. Главное внимание зодчего было направлено на построение внешнего объема и фасада сооружения, и хотя по сравнению с Древним царством роль интерьера усилилась, но внешний вид еще доминирует. Снаружи памятник представляет собой единую цельную композицию, чего еще нет в интерьере. Можно отметить уменьшение общей величины сооружения и усложнения его архитектурной композиции. Храм Ментухотепа сыграл большую роль в истории египетского зодчества. Но на архитектуру непосредственных преемников комплекс Дейр-эль-Бахри почти не повлиял, и они продолжали возводить ансамбли в традициях Древнего царства.
Усыпальницы фараонов XII династии имели традиционную форму пирамиды, но конструкция их иная, чем у пирамид Древнего царства. Фараоны Среднего царства не имели средств, чтобы воздвигнуть для себя гигантские каменные усыпальницы. В это время в качестве основного материала применялся не камень, а кирпич-сырец; дорогой камень (гранит) использовался только для наружной и внутренней облицовки. Основу пирамиды составляли восемь капитальных стен, сложенных из известняковых плит и расходившихся в виде звезды от центра сооружения. Образованные ими восемь отсеков перегораживали поперечными стенами и заполняли щебнем и кирпичом.
Архитекторы Среднего царства не воздвигали таких грандиозных сооружений, как пирамиды Древнего царства. Постройки этого времени характеризуются разработкой внутренних пространств, увеличением длины здания, усилением роли колонны в наружном и внутреннем оформлении здания. Все эти черты получили дальнейшее развитие в архитектуре Нового царства.
Архитектура Нового царства. Период XVIII - XX династий (XVI - XI вв. до н.э). В первой половине XVI в. до н.э. египетский фараон Яхмос, окончательно изгнав гиксосов из пределов страны, положил начало периоду Нового царства. Египет вновь стал мощной державой и достиг небывалой доселе мощи.
Превращение Египта в мировую державу меняет характер быта египтян. Изменения, происшедшие в экономике и политике Египта периода Нового царства, оказали влияние на мировоззрение этого времени и в первую очередь на религию. Стремление распространить египетскую религию среди покоренных народов привело к большому монотеизму (единобожию) и выделению среди огромного, малопонятного для иноплеменников пантеона египетских божеств культа бога Амона. Культ Амона проникает в религию Сирии и Палестины. Но, конечно, наибольшее значение он приобретает в самом Египте. Фараон провозглашается сыном Амона. В честь Амона воздвигаются грандиозные святилища. Именно храмы Нового царства, также как Великие пирамиды Древнего, прославили египетское зодчество навеки.
Наиболее значительным храмом начального периода Нового царства является храм царицы XVIII династии Хатшепсут, сооруженный в конце XVI в. до н.э. в Дейр-эль-Бахри (рисунок 009). Хатшепсут воздвигла свой заупокойный храм рядом с заупокойным храмом Ментухотепа, и во многом повторила его. Стремление приблизить храм к памятнику основателя фиванской династии Ментухотепа было вызвано желанием Хатшепсут подчеркнуть преемственность своей власти от великих предков. Хатшепсут, прославленная женщина-фараон, была владычицей Египта 27 лет. Принципиальное отличие архитектуры этого храма от сооружений Среднего царства заключается в том, что в нем не было погребений. По сравнению с храмом Ментухотепа он менее суров и более декорирован. Очень большое вниманиев оформление храма было отведено скульптуре. Около четырехсот скульптур украшали дворы и святилища. Особую декоративность скульптуре и всему храму придавала полихромия. Статуи и рельефы были раскрашены, яркая роспись покрывала потолки. Наружные двери храма были сделаны из черной меди с инкрустациями, а внутренние - из кедра, наосы для статуй из золота и серебра. Золото и серебро использовалось также для отделки полов.
рисунок 009
В период Нового царства культовое строительство велось по всей стране, но наибольшее количество храмов было воздвигнуто на восточном берегу Нила - в Фивах и самым главным, самым знаменитым был среди них храм бога Амона-Ра. Царя богов всего Египта. Храм назывался Ипет-Исут. Теперь, по расположенной рядом деревне, его называют Карнак, или Карнакским. Возник он в XX в. до н.э. Его продолжали строить вплоть до XI века до н.э. Но основное здание возвел архитектор Инени в XVI веки до н.э. Потом каждый правитель считал своим долгом что-то достроить, что-то украсить в храме. Грандиозный ансамбль занял 40 гектаров. Храмовый участок, имевший форму вытянутого прямоугольника, был обнесен мощной стеной (рисунок 010). К расположенному на фасаде входу вела широкая дорога, обставленная по сторонам статуями сфинксов. Ряд повторяющихся скульптур направлял движение молящегося, создавал настроение торжественности перед входом в храм. Вход в храм оформлялся в виде пилона - двух высоких башен с узким проходом между ними. Башни эти были очень велики и массивны, их боковые стороны имели легкий наклон. Египетский мастер, учитывая своеобразие зрительного восприятия, по которому абсолютно прямая высокая стена вблизи кажется падающей вперед, скашивал поверхности пилона, благодаря чему пилон при рассмотрении вблизи кажется идеально прямым. По обеим сторонам пилонов стояли гигантские 20 метровые статуи фараона. Посетитель, переступая порог первого пилона храма Амона, оказывался в большом дворе шириной 103 м и длиной 84 м. По обеим сторонам двора колоннады под крышей - портики. Движение через большой двор направляла аллея из десяти колонн с завершением в виде огромных цветов папируса. Аллея заканчивалась каменной террасой, в конце которой высился второй пилон. Ворота второго пилона ведут в огромный (самый большой в Египте) зал колонн. Его создал архитектор Менхеперрасенеб в XV веке до н.э. 144 мощных каменных ствола поддерживают каменные плиты потолка (рисунок 011). Такой зал, заполненный лесом колонн, древние греки называли «гипостильным». Замыкают гипостильный зал снова могучие пилоны сорокаметровой высоты. А за ним - открытый двор, который вел в новый зал, где 14 папирусоподобных колонн были снизу до верху окованы золотом. Далее он переходил в зал «анналов». Так тысячелетия спустя его назвали историки и археологи за надписи и барельефы на стенах. Из зала анналов - вход в святая святых храма, место обитания бога солнца. В центре, на высоком постаменте, - ладья бога Солнца. Завершался храм огромным юбилейным залом, где фараоны в окружении жрецов и придворных праздновали знаменательные события своего царствования.
рисунок 010
рисунок 011
2.2. Египетский ордер
Под ордером той или иной архитектуры понимают характерное для данной страны и эпохи художественное истолкование архитектурной (стоечно-балочной) конструкции.
За 3000-летнюю историю своего развития - от плетеных хижин и вырытых в песке ям-могил до грандиозных пирамид Древнего царства и храмов-исполинов Нового царства - египетская архитектура пережила несколько периодов, из которых каждый имел наличие общих признаков, характерных для всех периодов развития. И вместе с тем для египетской архитектуры может быть в большей степени, чем для архитектуры какой-либо иной страны, свойственно наличие общих признаков, характерных для всех периодов развития.
Один из этих признаков - монументальность. Пирамида поражает и подавляет своей грандиозностью. Однако сами по себе размеры пирамиды не определяют еще целиком ее монументальность. Монументальность пирамиды выражается всеми особенностями ее композиции: геометризмом формы, величественным спокойствием, лаконизмом, отсутствием декора. Гладкие полированные плиты известняка, покрывающие всю ее наружную поверхность, создают впечатление монолита идеальной геометрической формы.
Монументальность храмов Нового царства проявляется в грандиозности их размеров, величественности их пропорций, обязательном введении масштаба. Деталь, повторяющая в меньшем размере форму, доминирующую в сооружении, подчеркивает величину сооружения. Небольшая дверь между башнями пилонов акцентировала величину пилона. Статуя в человеческий рост, помещенная возле 20-метровых колоссов Рамсеса в Абу-Симбеле, подчеркивала его сверхчеловеческую сущность. Тысячи мелких фигурок поверженных врагов возвеличивали высившуюся над ними фигуру фараона-победителя.
Введение масштаба позволяло создать иллюзию грандиозности даже сравнительно небольших памятников: небольшие фигурки людей, помещенные между лапами сфинксов, ведущих к карнакскому храму, способствовали зрительному увеличению размеров.
Симметричность, выраженная в равномерном распределении массы по отношению к центральной оси в пирамиде и в тождественность граней в храме, воплотилась в размещении всех помещений на одной продольной оси.
Архитектура сооружения сливается с его декоративным убранством - с колоннами, имеющими капители в форме цветов и бутонов лотоса, папируса, пальмовых листьев, с расписными потолками в виде звездного неба, со статуями, стоящими во дворах и залах святилища, с рельефами, украшающими пилоны и стены. Египетский рельеф, плоскостной по своему характеру, сливается с плоскостью стены и еще больше подчеркивает ее монументальность.
Колонны египетского ордера можно разделить на две группы: группу геометрически правильных колонн и группу «изобразительных» колонн (рисунок 012).
рисунок 012
Первая группа появилась в период Древнего царства. Эти опоры преобладали в скальных гробницах и портиках Среднего царства, но позднее, с изменением художественного мировоззрения, они применялись все реже и в Новом царстве почти совсем исчезли. Она включает в себя несколько типов колонн:
- столб квадратного сечения - наиболее часто применявшийся тип этой группы. Его
пропорции: высота равна четырем-пяти сторонам основания. В большинстве случаев столб
не имел капители и часто был покрыт рельефами. В позднее время перед квадратными
столбами ставили скульптурные изображения; скульптуры обычно прислонены к столбу и не
несут нагрузки. Этот прототип несущих кариатид имелся уже в ансамбле Джосера в Саккаре;
- колонны в виде граненого цилиндра с 8 или 16 (реже 18 и 20) плоскими поверхностями и каннелюрами (вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры). Египетская
каннелюра имеет неправильную кривизну, увеличивающуюся к граням. Пропорции колонн:
высота равна 5-ти нижним диаметрам;
- колонны в виде суживающего к верху цилиндра, обычно с каннелюрами, но без энтазиса (утолщение ствола колонны в средней его части, создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола). Пропорции: h = 5.5D. Граненные и каннелированные колонны этого типа имели чаще всего капитель в виде квадратной плиты - абаки.
База граненого столба представляет собой простую прямоугольную прокладку, сравнительно мало выступающую из тела столба (столб мог не иметь капители, но базу имел почти всегда). В другом случае база колонны, круглая в плане, сильно выступает за периметр ствола колонны (иногда почти до двух диаметров колонны) и часто расширяется к низу.
Колонны, имитирующие формы растительного мира («изобразительные» колонны), почти не применялись в Среднем царстве, но затем, в период Нового и Позднего царства, совершенно вытеснили колонны геометрически правильной. Встречаются следующие типы колонн:
- папирусообразная (папирус - высокий гладкий тростник), с открытым и закрытым
бутоном - основной тип колонны Нового царства;
- лотосообразная (лотос - большая белая лилия) - редко применявшаяся колонна;
- пальмообразная;
- со сложной, или композитной, капителью (появилась в поздний период);
- с капителью в виде перевернутого колокола - встречается редко (Карнак).
В египетской архитектуре был ряд прогрессивных элементов, имевших значение в дальнейшем развитии мировой архитектуры. К ним относятся:
- большие ансамблевые композиции;
- разработка проблемы монументальности;
- сильное развитие в композиции продольной оси с использованием эффектов перспективы и освещения;
- перистильный двор в храме и жилом доме (прямоугольный двор сад, площадь, окруженные с четырех сторон крытой колоннадой);
- базиликальный разрез;
- ордерная система;
- разработка системы пропорциональной закономерности;
- использование стенной поверхности как основного мотива художественного образа
сооружения;
- появление небольших, интимных храмов, близких по форме к периптеру, обнесенных с трех сторон открытыми портиками;
- синтез искусств, с полным подчинением живописи и скульптуры архитектуре.
Важным моментом в архитектуре египетских зодчих была разработка пропорций припостроении сооружений. Вообще в построении пропорций возможны два основных метода:
1. Арифметические системы, где пропорции вычисляются абстрактным методом (по
числам). Разновидность этого способа является модульная система, при которой размер какой-либо части здания (например, диаметр колонны) принимается за единицу (модуль) и по
отношению к нему все остальные размеры выражаются в простых числах.
2. Геометрические системы пропорций, где все три проекции сооружения определяются путем геометрических построений (чаще всего на основе квадрата или круга). Наибольшую роль здесь играет принцип подобия частей.
Система пропорций, применявшаяся в архитектуре Древнего Египта, построена на квадрате и его производных (второй способ), (рисунок 013). Эту систему построения ряда последовательно увеличивающихся производных квадрата называют системой диагоналей.
Эти четыре фигуры, связанные между собой общим построением, обладают интересными свойствами. Первая фигура - квадрат - одна из простейших фигур, имеющая равные стороны. Она является основной формой в ранней архитектуре Древнего Египта, также как и связанная с ней вторая фигура - прямоугольник с соотношением сторон, равным отношению стороны квадрата к его диагонали, (рисунок 014). Отношение сторон в нем Ö2/1 = 1.4142 или 1/Ö2 = 0.7071.
Третья фигура, (рисунок 015), имеет отношение сторон 1/Ö3 = 0.5773 или Ö3/1 = 1.7321. Половина этого прямоугольника образует прямоугольный треугольник с меньшей стороной, равной половине гипотенузы, и с углами 300 и 600. Хорошо знакомый всем угольник с такими углами является, вероятно, самым ранним вспомогательным прибором в работе архитектора, наравне с угольником, имеющим угол 450 и равным половине квадрата. Отношение большего катета к гипотенузе в треугольнике с углом 600 равно Ö3/2 = 0.866.
рисунок 013 рисунок 014 рисунок 015
Четвертая фигура представляет собой прямоугольник, составленный из двух квадратов, (рисунок 016). В нем примечательно часто встречающееся в Египте отношение диагонали к большей стороне Ö5/2 = 1.11805, совпадающее с «функцией» золотого сечения. Отношение малого катета к диагонали 1/Ö5 = 0.4472.
Эти шесть связанных между собой величин:
1. квадрат;
2. его диагональ;
3. прямоугольный треугольник с углом 600;
4. прямоугольник, состоящий из двух квадратов;
5. и 6. отношения его диагонали к сторонам Ö5/2 и Ö5/1
лежат в основе пропорций большинства сооружений Древнего царства.
Иногда вместо квадрата применяли равносторонний треугольник, (рисунок 017). Он имеет уже знакомое отношение высоты к стороне Ö3/2:1=0.866 или стороны к высоте 1: Ö3/2 = 1.155.
рисунок 016 рисунок 017 рисунок 018 рисунок 019
Все эти фигуры могут быть построены в натуре при помощи простой веревки. Даже прямоугольник с таким иррациональным и, казалось бы, сложным отношением сторон, как Ö5/2 = 1.11805, которое является отношением диагонали двух квадратов к стороне, (рисунок 018), может быть построен этим простейшим способом.
Это же отношение может быть получено при помощи диагонали полуквадрата, (рисунок 019), так как половина квадрата составляет прямоугольник в два малых квадрата.
Лекция № 4, 5 (4 часа)
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 5305;