А.. Термин "калам" - история развития
Калам (араб., букв. – речь, беседа) – термин, который в мусульманской литературе имел несколько основных значений:
· слово божье (в смысле «логоса»);
· способ рассуждения, основанный на разуме – логика или диалектика;
· «спекулятивная теология» (илм ал-калам).
Как особая дисциплина в мусульманской культуре «калам» понимался применительно к домутазилитской религиозной литературе для обозначения рассуждений, основывавшихся на аналогии и касавшихся антропоморфных атрибутов Бога, свободы воли, судьбы грешников в загробном мире и других проблем; к мутазилизму (начало IX в.), опиравшемуся на аналогии и силлогизм, и ашаризму, призванному противоборствовать мутазилизму.
Калам как способ рассуждения сопоставим с философскими доводами в защиту догматов ислама. Калам как «спекулятивная теология» – это одно из направлений арабо-мусульманской философии, сложившееся в начале IХ в. и опиравшееся на силлогизм и аналогию, в основе которых лежали философские положения, а не следование религиозным авторитетам.
В целом представители калама – мутакаллимы подвергались резкой критике со стороны догматиков-традиционалистов (салафитов): ханбалитов, которые отказывались обсуждать антропоморфистские стихи Корана; хашвитов, которые, напротив, отказывались обсуждать стихи, запрещавшие антропоморфическое представление о Боге.
В историко-философском плане калам можно рассматривать как третью попытку философизации «священного писания» после Филона Александрийского и представителей патристики.
В истории развития калама принято выделять три этапа: ранний, который представлен мутазилизмом (IX в.); поздний – ашаризмом (X-XII вв.); и, наконец, этап сближения калама с философией восточного перипатетизма (ХШ-ХУ вв.).
Общая тематика Калама-Возникновение общей тематики калама первоначально было связано с проблемами верховной власти, веры, предопределения и свободной воли, сущности Бога и его атрибутов.
Все эти проблемы были связаны с пониманием основных принципов новой религии (ислам), следовательно с интерпретацией значения и смысла «божественного откровения»(Корана).
В целом, можно выделить некоторые проблемы, по которым предмутакаллимы (и зрелые мутакаллимы) давали трактовку Корана в терминах философии:
Проблема атрибутов Бога. Начало разработки данной проблемы в каламе было положено спорами между мусульманами и христианами относительно Троицы вскоре после завоевания арабами Сирии (635 г.). С развитием калама вера в реальное существование нетелесных атрибутов Бога была воспринята большинством религиозных авторитетов, но отвергалось теми мутазилитами, которые утверждали абсолютную единосущность Бога, отрицая в нём всякую множественность и реальность приписываемых ему атрибутов и считая, что они лишь обозначают его имена.
Проблема извечности и сотворения Корана. Одни мутакаллимы утверждали, что Коран является воплощением Слова Божия и поэтому обладает и божественной, и земной природой, а другие считали, что Коран – это не более как выражение предшествующего Слова Божия или подражание ему.
Проблема сотворения мира. Концепцию творения ex nihilo в явной форме нельзя найти в мусульманском писании. Одни мутакаллимы трактовали творение мира «из не-сущего», т.е. из ничто, а другие (мутазилиты) рассматривали «не-сущее», как нечто реальное и, таким образом, утверждали, что мир был сотворён из некой предшествующей материи.
Проблема свободной воли и предопределения. Мутакаллимы толковали проблему человеческой воли по-разному: одни считали, что Бог наделил человека свободой воли с самого рождения и поэтому человек несет ответственность за свои поступки, другие же утверждали, что Бог наделяет человека перед каждым его действием соответствующей силой (концепция «касб» – «приобретение»).
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
| |
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1364;