Определение страсти.
В новой философии и психологии говорится о страсти, как об усиленном и привычном желании (эпитимия!), как о склонности (Кант), диспозиции (Гербарт), связанной с представлением (помысл), аггрегате склонностей к наслаждениям и желаниям (Бенеке), аффекте (И. Г. Фихте) эмоции (Рибо), волевой привычке (Иодль). Вундт не отличает аффект от страсти, как и многие другие. Хотя и этих определениях и есть некоторые указании на модификацию душевных движений, но ничего не говорится о генезисе страстей.
Определение страсти должно иытекать из понимания сущности страсти, как это вытекает на процесса комплексообразовании страсти. Сущность страстности заключается в повышенной, гипертрофированной чувственности тела и души (внешней и внутренней чувственности), при гипертрофии воображения (фантазии). Страстность есть гиперэстетизм и фантазиплексия 580. В чисто душевной сфере страсть есть гиперэпитимизм и гипертимизм при пониженной функции рассудительности. В духовной сфере страстность есть эмпатия ума с клинически выраженными формами гипонойи и гипобулии (спутанность сознания и связанность воли).
Неизменным спутником страстности является плотскость, преципитация (противоположность сублимации, то-есть утончения) всех духовно-душевных свойств, дебелость. По Максиму предосудительность и противоестественность страсти заключается в беспокойстве, в смятении души и есть болезнь, а бесстрастие есть мир души (Патр. М. т. 90/1» 968). По Иоанну Лествичнику страсть есть дурное, злое применение чувств, а это применение - от ума (Патр. М. т. 88, 920).
В своем определении страсти Исаак исходит из понятия мира и отождествляет мир и страсти:
«Мир есть имя собирательное, обнимающее собою страсти... И когда хотим наименовать страсти, называем их миром, а когда хотим различить их, то называем их страстями... Страсти же суть части преемственности течения мира» (Сл. 2, 22-23).
Мир сей немыслим без страстей и прекращение страстей означало бы конец сего мира и наступление нового века, мира иного. Поэтому аскетическое отрешение от мира есть отрешение от страстей, и наоборот.
На основе древнецерковного учения о страстях можно дать следующее определение страсти. Страсть есть тримерический (духовно-душевно-телесный) комплекс, есть смешение катастатически измененных, метасхематизированных (извращенных), противоестественно приложенных, гедонически-аффективно устремленных сил человеческой тримерии, соединенных по законам ассоциативной и условно-рефлективной деятельности.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 677;