Психологическая антропология

Как уже говорилось, многие ученые не видят разницы между социологией и антропологией, считая вторую разновидностью первой. Так, классик антропологии Лесли Уайт, видевший в культуре только материальную систему объектов и символов, которая настолько сильно определяет поведение людей, что различия между индивидами отступают на второй план, отрицал принципиальную разницу между социологией и антропологией.

Разумеется, это крайняя и неверная точка зрения. У сторонников поглощения антропологии социологией есть непримиримые враги, так же не чуждающиеся экстремистских лозунгов. Представители психологической антропологии, в частности Ф. Бокк, полагают, что поскольку антропологии никуда не деться от изучения человека и его внутреннего мира и поскольку она относится, как и психология, к разряду поведенческих наук, то не следует разграничивать две науками и антропологию надо считать подотраслью психологии. Соединительным мостом между ними является психологическая антропология.

Психологическая антропология (Psychological anthropology) —междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д. [41].

Относительно времени зарождения этой дисциплины единого мнения не существует: одни авторы полагают, что она возникла во второй половине ХIХ в. на пересечении психологии и этнографии, другие уверены, что она возникла в 20–30-х гг. в США и первоначально именовалась «культура-и-личность». Первая точка зрения будет правильной, если считать создание особой дисциплины, «психологии народов», провозглашенное в 1860 г. М. Лацарусом и Х. Штейнталем, не историческим предшественником психологической антропологии, а ее ранней фазой. На основе сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры сторонники «психологии народов» пытались раскрыть природу «народного духа», выражающего психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно их самосознание. В начале ХХ в. свод подобных идей, концепций, эмпирических находок, а часто и домыслов нашел обобщение в 10-томной «Психологии народов» В. Вундта. Новый этап наступил в первой четверти ХХ в., когда благодаря книгам М. Мид, Р. Бенедикт, И. Халлоуэла, Дж. Долларда, Дж. Уайтинга, И. Чайлда, Дж. Хонигмана, Э. Хьюза идеи психологической антропологии приобрели не только широкую популярность, но и подлинно научную основу. Правда, современное название — психологическая антропология — новая наука получила только в 70-е гг.. В 20–50-е гг. в ней доминировало направление «культура и личность», которая разрабатывали М. Мид, А. Кардинер, Э. Сепир, Р. Бенедикт и др. Внимание этих авторов в основном было сосредоточено на процессах социализации и инкультурации, т.е. на приобретении человеком социально значимого культурного опыта. В 30–40-е гг. в моду вошли кросс-культурные исследования, в центре которых находились «национальный характер» и «модальная личность». В течение всего развития психологической антропологии в ХХ в. теоретическую тематику и концептуальную моду задавали не антропологи, а психологи, имевшие гораздо более мощные теоретические наработки. Вот почему в 1930–1950 гг. психологическая антропология практически отождествлялась с неофрейдистской теорией культуры и личности, пытавшейся вывести свойства национального характера из так называемой «базовой», или «модальной», личности, которая, в свою очередь, ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей. Одновременно с психоанализом в психологическую антропологию проникли идеи гештальтпсихологии, бихевиоризма, когнитивной психологии, а позже — теории информации и коммуникации, социолингвистики. Сегодня психологическая антропология стремится оправдать свое название междисциплинарной науки, выйти из тени психологии, интегрировать самые разные науки, создать фундаментальные концепции, отражающие ее собственный предмет и специфику.

Американский исследователь Ф. Бокк систематизировал основные школы, парадигмы и направления, сформировавшиеся в рамках психологической антропологии, в табличной форме (табл. 2.1.).

 

Таблица 2.1

Основные школы в психологической антропологии[42]

Школа Подход и годы его существования Лидеры и ведущие представители
Психоаналитическая антропология Ортодоксальный (1910 – Фрейд, Рохейм, Флюгель, Ференци
  Поздний фрейдизм (1930 – Фромм, Эриксон, Беттлхейм, Лебарр, Деверье
Культура и личность Конфигуралисты (1920–1940) Бенедикт, Сепир, M. Mид, Барноу, Холлуэл
  Базисная и модальная личность (1935–1955) Кардинер, Линтон, Дюбойс, Уоллес, Гладвин
  Национальный характер (1940 – Клакхоун, Бейтсон, Горер, Каудхилл, Инкельс
  Кросс-культурный (1950 – Вайтинг, Спайро, Левайн, Спиндлер, Эдгертон, Манро, Д'Андраде
Социальная структура и личность Материалистический (1848 – Маркс, Энгельс, Бухарин, Годелье
  Позиционалисты (1890 – Веблен, Вебер, Мертон
  Интеракционисты (1930 – Дж.Мид, Гоффман, Гарфинкель
Когнитивная антропология Примитивный менталитет (1870 – Тайлор, Леви-Брюль, Боас, Леви-Страусс
  Девелопментальный (1920 – Пиаже, Кули, Прайс-Уилльямс, Виткин
  Этносемантический (1960 – Гонклин, Фрейк, Кей, Берлин, Ханн
Поведенческая Гуманистическая экология (1970 – Эркман, Макгрей
  Социобиология (1975 – Вильсон, Бараш
Самость и эмоции (1947 – Мэрфи, Швейдер, Левайн, Лутц

 

Психологическая антропология отличается от смежных дисциплин — общей и социальной антропологии — скорее предметом, нежели методами исследования. В общей психологии главным являются закономерности психических процессов, обусловленность врожденными свойствами; в социальной психологии в центре внимания находятся психические и социопсихические процессы, обусловленные непосредственным социальным окружением, прежде всего малой группой; в психологической антропологии интерес вызывают личностные черты, обусловленные не врожденными чертами и не принадлежностью к малой группе, а принадлежностью к более широкому контексту — к конкретной культуре. Для большинства психологических антропологов люди разной культуры имеют разную психологию. Они пытаются объяснить значение культуры для таких психологических процессов, как восприятие, познание, запоминание.

Психологическая антропология во многом выполнила наказ К. Леви-Стросса — ограничить предмет антропологии бессознательными действиями. Но, выполнив его, психологическая антропология в 70-е гг. оказалась в методологическом тупике: оказалось, что культурное и психологическое невозможно изучать в неразрывном единстве. «Если вычесть постмодернистскую критику, которая была скорее публицистикой, беллетристикой, но не наукой, то антропология раскололась на две составляющие: символическую антропологию и когнитивную антропологию»[43]. В самом деле, психоанализ увлекает антропологов в сферу аффектов, иррационального, либидо, бессознательного опыта детства. Иными словами, как пишет Т. Шварц, «он заставляет нас искать сексуальные проявления и проявления агрессии, удовольствия, страдания, стремления к смерти. Он предлагает теорию культуры, которую он понимает как причину и как результат действия психологических защитных механизмов»[44]. Но культура, как и общество, вовсе не сводятся к бессознательным действиям.

Психологическая антропология в неоценимом долгу перед психиатрией и психоанализом. Такие клиницисты, как З. Фрейд, А. Кардинер, Э. Эриксон, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Рохейм оказали на ее теорию и практику серьезное влияние. Однако психологическая антропология не является клинической наукой, она имеет дело с большим числом индивидов, которые являются нормальными, не страдающими определенными болезнями представителями общества. Сравнивая различные общества и народы, этой науке так или иначе приходится прибегать к кросс-культурным методам, которые выводят ее за рамки психологии. По мнению некоторые авторы, психологическая антропология не должна сводиться к психологии индивида, ей следует избегать психоанализа при интерпретации культуры[45].

В рамках психологической антропологии получают сегодня право на существование такие направления и тематические разделы, как антропология эмоций, антропология личности, психоаналитическая антропология, психиатрическая (клиническая) антропология, символическая антропология, когнитивная антропология и др.

 








Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 3024;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.