Какую реальность описывает этнография?
Польский антрополог Бронислав Малиновский (1884–1942), который большую часть своей профессиональной жизни провел в Англии, считается отцом этнографии. Как и большинство антропологов его времени, он был убежден в том, что задача этнографии заключается в изучении и записи культурного многообразия народов, находящихся перед угрозой вестернизации. Такую этнографию называют еще «спасающей уходящие культуры» (salvage etnography). Его первая книга «Аргонавты Тихого океана» (1922) повествовала о неизвестных племенах, живущих в Меланезии (острова Тробриан, Новая Гвинея).
С научной тщательностью он фиксировал все отличия в образе жизни народов и племен. Именно Малиновский первым потребовал от этнографов «двойного стандарта» описания: отражать точку зрения западного ученого и точку зрения представителя местной культуры. Он указывал на то, что этнограф обязан «охватить точку зрения представителя местной культуры, его отношение к жизни для того, чтобы понять его видение его же мира». Его считают сторонником функционализма за то, что он стремился рассматривать разрозненные элементы культуры как тесно увязанные друг с другом.
Получившая широкое развитие в 70-е годы так называемая интерпретативная антропология видела свое призвание в описании и интерпретации культуры таковой, каковой ее видели и понимали прежде всего аборигены. Интерпретивисты типа Клифорда Гиртца рассматривали культуры как наделенные смыслом тексты, которые постоянно «читают» аборигены, а западные ученые только расшифровывают.
Современная наука отчасти пересматривает традиционные цели, методы и стиль этнографии. Получает признание так называемая экспериментальная антропология, сторонники которой, в частности Маркус и Кэшман, утверждают, что все культуры когда-то были уже открыты, а теперь они нуждаются в переоткрытии. Этнограф выступает в роли медиатора между аборигенами и читателями научной книги. И как медиатор, он привносит в книгу много субъективных интерпретаций.
Этнограф выступает медиатором в двух смыслах. В ходе полевого исследования он, во-первых, переводит местные культурные категории на понятийный язык западной науки, а, во-вторых, при написании книги или отчета делает так, чтобы его могли понять будущие читатели, т.е. еще раз интерпретирует данные.
С периодом ранней этнографии, называемой «спасающей уходящие культуры», связано понятие этнографическое настоящее. Оно обозначает период, предшествующий вестернизации, когда местные культуры достигали «истинного» расцвета. Благодаря такому подходу получают непреходящую ценность старые классические работы этнографов прошлого столетия, которые застигли «в живых» аборигенные культуры. Понятие этнографического настоящего запрещает ставить печать исторического прошлого на этнографической классике.
Культуры, которые удалось описать Б.Малиновскому, оказались как бы замороженными в историческом времени. Они являют этнографическое настоящее. Точно также получают вторую жизнь описания миссионеров, путешественников, историков прошлых эпох.
Однако современные антропологи напоминают, что последние описывали уже зараженные вестернизацией культуры либо привносили в описание западноцентристские взгляды и оценки. Сегодня антропологи склонны считать некоторой идеализацией понятие этнографического настоящего. Культуры всегда находились в контакте друг с другом и всегда изменялись на протяжении истории. Большинство аборигенных культур имели как минимум одну встречу с западной культурой перед тем, как ее навестили этнографы. Значительная часть их была даже втянута в орбиту западной цивилизации, поскольку они являлись колониями европейских стран.
Таким образом, классики-этнографы, по мнению современных антропологов, игнорировали историю, политику и социальные реальности общества.
Адаптировано по: Kottak Conrad Philip. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y: McGraw-Hill, Inc. 1994. Р. 28–32.
В России, в силу особенностей ее развития, крестьянский и первобытный миры не просто сосуществовали, но и взаимопроникали. Поскольку граница между ними носила относительный характер, для обозначения двух дисциплин обходились одним термином — «этнография». Применительно к первобытности этнографы называли объекты своего исследования народами или племенами, применительно к цивилизованным обществами — просто народами, что и дало им основание назвать свою науку этнографией, или этнологией (от греч. ethnos — народ). Часто описание этносов, или народов дается в этнографии по всему миру и в сравнительном ключе: народы Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Южной Америки и т.п., в результате чего постепенно наметилось сближение этнографии с географией. Начиная с середины 30-х гг., в СССР был взят курс в основном лишь на геоэтнографию. Остальным разделам этнологической науки уделялось все меньше и меньше внимания, что нашло, в частности, отражение в структуре Института этнографии АН СССР, который весь состоял из региональных секторов: Западной Европы, Кавказа, Средней Азии и др. Этнография как наука о первобытных обществах получила меньшее развитие, при Институте этнографии АН СССР до 1991 г. существовал сектор истории первобытного общества, подготовивший фундаментальные работы по потестарной системе, экономической этнологии, истории брака и семьи, проблемам войны и мира в первобытном, предклассовом и раннеклассовом обществах и т.д. В этой области отечественными учеными получены серьезные результаты (труды С.А. Арутюнова, С.П. Толстова, А.М. Золотарева, М.О. Косвена, А.К. Байбурина, А.И. Першица, С.А. Токарева и др.). Географический принцип является ведущим в систематизации этнографических знаний в рамках этногеографии. Сохранение понятия «первобытная культура» в составе этнографии позволило предложить теорию, построенную на идее развития, эволюции. Так возникла эволюционистская теория первобытной культуры Э.Б. Тэйлора «Первобытная культура» (1871), где системообразующим фактором в развитии первобытного общества, как и у М. Вебера при анализе эволюции капиталистического общества, была религия. Со временем специалисты стали разделять два родственных понятия — этнографию и этнологию. Под этнографией понимают изучение первобытной и/или крестьянской культуры преимущественно методом сбора эмпирической информации, а под этнологией — изучение тех же объектов и процессов, но преимущественно теоретическим методом. Обе науки (разделы) не противоречат, но дополняют друг друга. Развитие теоретического слоя знаний в этнографии (этнологии) связано с концепциями Э. Тэйлора, Л.Г. Морган, Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, Б. Малиновского, А. Радклифф-Брауна, К. Леви-Стросса и др. В конце XIX — начале ХХ в. некоторые ученые (Л. Фробениус, Ф. Гребнер, В. Шмидт, Ф. Боас и др.), отказавшиеся от старых эволюционистских подходов, утверждая, что объектом исследования должны быть не народы, а культуры, отвергли термин «этнография», объявив о создании новой науки, которую они назвали культурной антропологией. Другая часть этнографов из Великобритании и США (Б.К. Малиновский, А.Р. Рэдклифф-Браун, Л.Э. Уайт, Дж. Стюард, Э.Р. Сервис и др.) продолжали считать главным предметом исследования общество, а не культуру. Но и они отказались от термина «этнография», заменив его другим — «социальная антропология» и понимая под ней науку о живых первобытных обществах. В результате в середине ХХ в. сформировалось три науки вместо одной: 1) этнология, которая занималась сбором эмпирических данных об обычаях и традициях разных народов и их «географическим» распределением; 2) культурная антропология, на первое место выдвинувшая полевое исследование культуры живущих ныне примитивных племен; 3) социальная антропология, интересовавшаяся социальной стратификацией, семейными структурой, хозяйственным укладом тех же примитивных племен. Изучая один и тот же объект, культурная антропология исходила из первичности культуры, а социальная — из первичности социальной структуры общества. Но поскольку культура и социальная структура составляют неразрывное единство, специалисты часто говорят о существовании не двух, а одной науки — социальной и культурной антропологии. В этой паре наук лидирует социальная антропология, разделом которой иногда считают культурную антропологию. В рамках социальной антропологии в ХХ в. выделились в качестве самостоятельных направлений, в частности, антропология права (anthropology of law), изучающая первобытные законы и правовые нормы, антропология семьи (anthropology of family), изучающая системы родства и родственные организации, антропология войны (anthropology of war), исследующая конфликты и войны в первобытном обществе и др.[28]
Современная этнография изучает малые народы и сельское население, сохранившее традиционный уклад жизни, во всех цивилизованных и индустриальных странах Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Южной Америки и т.п. Описание народов, их традиций, культуры, образа жизни ведется на сравнительном материале. Географический принцип при этом часто является ведущим в систематизации этнографических знаний, которая опирается на эмпирические данные, собранные, обработанные, классифицированные и интерпретированные после проведения полевой работы. Этнографы изучают местные нравы и обычаи, язык и ритуалы, экономику и политику, социальную организацию и институты, занимаются сбором эмпирических данных о разных народах мира и их «географическом» распределении по планете.
Рис. 1. Предмет изучения социологии, антропологии и этнографии
Как правило, этнографы подолгу живут в небольших общинах, изучая местные нравы и обычаи, язык и ритуалы, экономику и политику, социальную организацию и институты.
В последнее время российские специалисты восстановили традиции нашего великого соотечественника Миклухо-Маклая и после векового перерыва впервые отправились изучать обычаи и традиции не народов севера России, а диких племен, живущих далеко за ее пределами, в частности около берегов Австралии.
Врезка
Л. Круглов
Новые амазонки
Автор этого материала — журналист Леонид Круглов, руководитель программы «Исчезающая планета». Во время экспедиции в Папуа-Новая Гвинея группой Круглова был собран уникальный этнографический материал и найдено племя лесных женщин — воинов-амазонок.
…Амазонки более дикие и агрессивные, чем речные крокодилы. Быть такими их вынуждают обстоятельства. Им приходится прятаться не только от всего нового и непонятного, что несет цивилизация, но и то таких же диких, как они, «нормальных» племен, где есть мужчины. Женщины в этих местах — величайшее богатство и ценность, из-за них идут постоянные войны между племенами, и захватить амазонок силой при возможности не откажется ни один уважающий себя мужчина. Амазонки стали суперосторожными, великолепно владеют мужским оружием — луками и копьями. Они бдительно охраняют свою территорию и безжалостны к любому пришельцу. Их дома спрятаны в самых глухих и труднодоступных уголках джунглей. Об этих лесных женщинах говорят, что у них так сильно развит слух и все другие органы чувств, что они знают о приближении врага за многие километры.
Когда-то очень давно они жили гораздо ниже по реке. Очень часто совсем близко от деревень с мужчинами. Почему же эти женщины решили жить обособленно? И почему добровольно согласились взять на себя все тяжелые мужские обязанности — охота, война?.. Ответ на этот вопрос мы получили после того, как пожили в нескольких «нормальных» племенах. С женщинами там обращаются хуже, чем с домашними животными, они имеют вид узниц, обреченных на пожизненное заключение. Их держат под постоянным неусыпным надзором, дерутся из-за них, часто даже внутри племени. На них смотрят только как на единственное развлечение и как на рабочую силу.
Скорее всего много лет назад какая-то первая небольшая кучка женщин просто сбежала и обосновалась где-то в глухом уголке. Уникальная женская община начала развиваться, обретать свои традиции и обычаи.
Агрессивность мужчин, их частые нападения и попытки захватить себе наложниц заставляли уходить все выше по реке и глубже в лес. Известны истории из тех мест, откуда теперь ушли племена амазонок. Захваченная женщина рожала ребенка для своего нового мужа и затем воспитывала его в ненависти к отцу, принуждая убить его, когда вырастет. Был случай, когда выросшая девочка в 12 лет убила своего отца и затем ушла в джунгли, забрав как пропуск ожерелье матери. Специальное ожерелье, которое носят только лесные женщины.
Но совсем спрятаться и не показываться никому в мире они не могут. Им нужны мужчины для продолжения рода. Поэтому раз в году, когда цветет пальма саго, часть племени отправляется в долгий поход к ближайшим племенам, где живут мужчины. Они незаметно подходят к деревне, используя все свои лесные навыки, и несколько дней присматриваются из кустов. Затем амазонки оставляют возле домов избранников небольшие букеты из лесных цветов — знак, говорящий о том, что «мы здесь».
В страхе находятся обе стороны. Женщины боятся нападения, поэтому никогда не расстаются с оружием, а мужчин пугает агрессивность совершенно диких, как лесные звери, женщин. Молодые женщины, которые вообще никогда не видели мужчин, могут не совладать с собой и ткнуть в избранника копьем, если он будет слишком быстро приближаться к ней. Поэтому подолгу, очень осторожно и медленно они принюхиваются и присматриваются друг к другу. После этого уходят на несколько дней в джунгли, где строят себе специальные шалаши и в них занимаются любовью, чтобы после этого, возможно, не увидеться уже больше никогда. Известен случай, когда мужчина ушел вместе со своей избранницей к ней в племя и ему было даровано право заниматься любовью со всеми женщинами деревни.
Плод любви — девочек — оставляют жить в племени, а мальчиков убивают, принося в дар лесным зверям. Они оставляют их на специальных помостах в лесу.
Источник: МК. 1996. 22 марта.
Этнология
Однозначного понимания данного термина в литературе не существует, поэтому в разных источниках можно встретиться с разными его трактовками. Все специалисты согласны лишь в том, что этнология находится на стыке нескольких дисциплин, основные из которых — социальная и культурная антропология, фольклористика, социолингвистика и семиотика.
За рубежом этнология понимается как наука о народах (преимущественно «примитивных»), в то время как этнография рассматривается как совокупность эмпирических данных о них. Э. Дюркгейм рассматривал этнологию как описательную дисциплину, материалы которой обобщает социология. Согласно К. Леви-Строссу, этнология XX в., — это область познания новых культур и новых проблем, она в большей степени, чем этнография ориентирована на теорию и методологию, объяснение и понимание социокультурных процессов. «Это — сравнительная дисциплина; ее цель описать культурные (а изначально, и физические) различия между народами и объяснить эти различия посредством реконструкции истории их развития, миграций и взаимодействий. Термин «этнология» происходит от греческого слова этнос, народ, связанный общими обычаями, нация”[29].
В русской науке этнографию и этнологию преимущественно считали синонимами (наряду с «народоведением»), хотя в последнее время наметилась тенденция к их размежеванию. В одном из недавних словарей этнологических терминов утверждается, что «в узком понимании, этнология — теоретическое народоведение, в отличие от описательного — этнографии», а «основным предметом изучения этнологии является находящаяся в постоянном развитии теория этноса, определение принципов классификации народов и их субординации, а также методов и способов обработки эмпирического, фактологического материала»[30].
Этнология рассматривает этнографию как материал для своих выводов и обобщений, дает ей необходимые для фактов объяснительные механизмы, вырабатывает способы систематизации, обобщения и истолкования этнографических данных. «Современная этнология дает этнографии концептуальный аппарат. Этнография как таковая является в большой мере описательной наукой. Этнология является ее теорией»[31]. По всей видимости, этнологияизучает и сравнивает результаты работы этнографов — эмпирические данные, собранные из разных обществ. Этнологи строят научные обобщения и выводят тенденции, устанавливая универсальные, общие и специфические черты у разных обществ.
Несмотря на значительное сходство, антропология и этнология — разные науки. Как следует из их названия, основу первой составляет отдельный человек (антропос), основу второй — целый народ (этнос). «Этнология шире, чем антропология, по своему предметному полю. Проблемы этногенеза, проблемы этничности и этнических групп, расселения народов, демографических процессов в поле зрение антропологии никогда не попадали и исследователей, изучающих эти проблемы, антропологами как правило не называют. А раз так, то антропологию условно можно рассматривать как часть этнологии»[32].
Сопоставляя различные точки зрения, можно заключить, что этнология — это 1) то же, что и этнография, 2) самостоятельная научная дисциплина, изучающая и сравнивающая результаты работы этнографов — эмпирические данные, собранные из разных обществ; 3) теоретическая часть этнографии, 4) то же, что и социальная (культурная) антропология.
Проблемное поле современной этнологии очень широкое — она, в частности, изучает ритуалы, обычаи, верования различных народов; системы родства и родственных кланов у различных народов; социальную и политическую структуру народов (семейные отношения, отношения власти); системы воспитания и динамику культурных черт того или иного народа (культурные изменения); психологические особенности народов; систему ценностей и картины мира различных народов; особенности межкультурных контактов; этногенез, причины возникновения и распада народов, их расселение и возникающие у них демографические процессы, и т.д.[33] Многое названого изучается и другими науками, в том числе этнографией, культурологией, социологией, антропологией. А это означает, что предметные области указанных наук пересекаются. Такое в мировой науке происходит постоянно, ничего пагубного в том нет. Плохо лишь то, что научное дублирование размывает территориальные границы, не позволяет четко отделить одну дисциплину от другой. В результате между терминами «этнология» и «антропология» в современной науке исчезли всякие границы. Одних и тех же ученых, работающих в разных направлениях антропологии, называют то антропологами, то этнологами. Две науки почти слились, а значит стали взаимозаменяемыми. В конечном счете от этого теряется их актуальность, новизна, значение. В первой половине XIX в. этнология включала в себя физическую антропологию, во второй половине ее считали составной частью социальной антропологии[34].
В нашей стране отношение к этнологии было различным. Так, в конце 1920-х гг. в СССР преобладало отрицательное отношение к этнологии. На совещании этнографов 1929 г. было высказано мнение о том, что «поскольку этнология претендует на звание отдельной от социологии дисциплины, она должна быть признана не чем иным, как буржуазным суррогатом обществоведения»[35]. Однако этнологию «наказали» не за то, что она попыталась провозгласить свою самостоятельность от социологии. Самой социологии при советской власти жилось нелегко, над ней, как домоклов меч, постоянно висел исторический материализм, от имени которого социологам заявляли: для чего вам самостоятельная наука, если есть философия марксизма-ленинизма. Советские идеологи боялись другого: как бы те теоретические обобщения о развитии народов и культур, которые сделают этнологи, не противоречили историческому материализму. Поскольку этот «всевластный господин» занял все господствующие высоты в социальной теории, еще кого-то допускать на них он не мог. Все другие науки должны были располагаться ниже, занимаясь исключительно сбором эмпирических фактов. Именно такую роль исполняли социология и этнография, но никак не этнология. Вот почему ее решили заменить этнографией — наукой описательной и неопасной.
Немаловажен такой факт: нынешний лидер в области антропологической науки, созданный в 1933 г. и являющийся одним из старейших гуманитарных институтов в России (напомним: Институт социологии основан только в 1968 г.), на протяжении 60 лет именовался Институтом этнографии АН СССР. Лишь в конце ХХ в. ситуация изменилась, и он был преобразован в Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. Неприятие социальной теории, открыто заявленное советской властью, сказалось на названии центрального органа социологической науки, который в момент своего образования назывался Институтом конкретных социальных исследований АН СССР (1968 г.) и только в 1990-е гг. был преобразован в Институт социологии РАН. Таким образом, и социология, и антропология в лице этнографии занимались сбором и обобщением эмпирических фактов, но никак не осмыслением фундаментальных тенденций человеческого существования и открытием новых закономерностей, разработкой общих теорий.
Сегодня этнология внедряется в научно-исследовательские институты и центры, занимает почетное место в учебных курсах и на университетских кафедрах. Иными словами, с опозданием на много десятилетий в стране формируются прочные институциональные и организационные основы этнологии. Европейский университет в Санкт-Петербурге имеет в своем составе факультет этнологии, где обучаются по трем направлениям: культурная антропология; фольклористика; социолингвистика. Штат Институт этнологии и антропологии РАН состоит из более чем 200 высококвалифицированных исследователей в области этнологии, истории, социологии, религиеведения, культурной и физической антропологии. Исследовательская работа сосредоточена на изучении этнической истории и культуры народов бывшего СССР и других стран, проблем межэтнических отношений и этнических конфликтов. Институт ежегодно публикует более 50 научных монографий, журнал «Этнографическое обозрение» и серию исследований по теме «Прикладная и неотложная этнологии». С 1992 г. ИЭА РАН проводит исследования в области предотвращения и урегулирования конфликтов. В 1997 г. в ИЭА образован Центр по изучению религий и этно-конфессиональному картографированию.
В этнологической науке систематизирован обширный эмпирический материал о народах мира, России и сопредельных стран, накоплены значительные теоретические знания. Вместе с тем современная отечественная этнология переживает переломный период: по мнению экспертов, ее отличает концептуальный плюрализм, методологический эклектизм, остро критическое отношение к теоретическому наследию советского периода и активная адаптация зарубежных теорий. Важное значение имеет также тот факт, что в последние десятилетия в мире, особенно в России, значительно усложнилась этническая ситуация и межэтнические отношения, а этнология, долгое время находившаяся под запретом, оказалась не готовой к их осмыслению.
Археология
Археологическая антропология, илиархеология — это исследование прошлого человечества по материальным свидетельствам. Археология изучает следы деятельности человека, главным образом в напластованиях грунта, образовавшихся в результате этой деятельности (культурный слой), а также на поверхности и на дне водоемов (архитектурные памятники, петроглифы, следы древней ирригации, кораблекрушений и т.д.) для получения историко-культурной информации. Российские специалисты, так же как и британские, считают археологию частью истории, а потому преподают ее на исторических факультетах университетов. Напротив, американские археологи видят в археологии отрасль антропологии и включают курс археологии в программу антропологических факультетов. Однако среди археологов широко распространено мнение, что археология — прежде всего самостоятельная дисциплина, обладающая собственными методами, концепциями, теориями и научными открытиями.
Научные гипотезы
Археологические находки окаменелостей позволили ученым сделать смелое предположение, что прародители гоминидов первоначально обитали в Европе, а не в Африке. Антрополог Дэвид Беган совместно с Европейскими коллегами переписывает книгу по истории эволюции человекообразных обезьян и людей, доказывая, что их эволюционное развитие происходило главным образом в Евразии, а не в Африке.
В Журнале Эволюция Человека Беган со своими соавторами описывает две окаменелости, которые были найдены в Европе. Одна из них – это окаменелые останки самого древнего представителя человекообразных обезьян (орангутанов и Африканских человекообразных обезьян); другая окаменелость - хорошо сохранившийся череп, по сравнению со всеми прежними находками останков Африканских обезьян и древних людей.
В ноябрьском (2001 г.) выпуске журнала Беган и Елмар Хеизманн из Штутгартского Музея Естествознания описывали самые древние из ранее известных окаменелые останки человекообразной обезьяны, которая была явно родственна всем современным человекообразным обезьянам. Эта окаменелость была найдена в Германии 20 лет назад, возраст образца оценивается приблизительно 16.5 миллионов лет. Ученые выяснили, что европейская находка на 1.5 миллиона лет древнее аналогичной окаменелости из Восточной Африки. Это доказывает, что человекообразная обезьяна и потомки человека сначала появились в Евразии.
В декабрьском (2001 г.) выпуске журнала Беган и Ласзло Кордос из Геологического Музея Венгрии описывали череп Dryopithecus, обнаруженного в Венгрии пару лет назад. Окаменелость идентична ныне живущим человекообразным обезьянам по размерам головного мозга, а также очень схожа с африканскими обезьянами по форме черепа, лица, строению челюсти и зубов.
Большинство ученых считает, что первые предки гоминидов (семейство больших человекообразных обезьян) мигрировали в Евразию из Африки приблизительно 17 миллионов лет назад, как раз перед тем, как два континента были отрезаны друг от друга трансгрессией Средиземного моря.
Беган же утверждает, что большие человекообразные обезьяны процветали в Евразии, и что они стали родоначальниками африканских обезьян и древних людей - Dryopithecus – мигрировавших с юга Европы или Западной Азии в Африку, где популяции распались на различные родословные линии, ведущие к человекообразным обезьянам, гориллам и шимпанзе. Одна из этих линий, в конечном счете, привела к развитию прародителей древних людей приблизительно 6 миллионов лет назад.
Источник: SciTecLibrary.com
Археология — единственная отрасль изучения человека, использующаяся в большей мере оставленные людьми материальные остатки, чем непосредственные наблюдения над человеческим поведением или письменные свидетельства. Археологи, занимающиеся воссозданием и постижением жизни людей прошлых эпох, используют самые разнообразные методы и приемы. Некоторые из них присущи только археологии, другие заимствованы из физики, биологии, геологии и других наук. Процедура археологического исследования — одна из самых трудоемких в гуманитарных науках. Она включает, по Л.С. Клейну, три основных этапа: вскрытие и фиксация в полевых условиях; лабораторно-камеральная обработка (консервация, реконструкция, технологические анализы); теоретическое осмысление полученных данных, т.е. уточнение хронологии, систематика (классификация, эволюционная типология) вещей, реконструкция процессов и явлений по их следам и отдельным элементам. Некоторые ученые видят в археологии всего лишь совокупность методов, применяемых в исторических, антропологических, искусствоведческих, географических и некоторых иных исследованиях. Для них границы археологии определяются способами получения и анализа материальных свидетельств. Археологическая методика изменяется в зависимости от периода, что привело к появлению специализации археологии классическая, средневековая, индустриальная археология и др. По предметным критериям выделяют поселенческую, процессуальную, структурную, теоретическую археологию и др.К общедисциплинарным отраслям археологии относятся археоботаника, археозоология, экспериментальная археология, этноархеология, контрактная археология и др.
Новые направления в археологии — военная археология, морская, подводная, археологический туризм, «черная» археология и кладоискательство.
Именно археология дала человечеству основной массив информации, относящиеся к ранним эпохам, вплоть до позднего средневековья. Бесценным является ее вклад в изучение дописьменных обществ, о которых не сохранилось никаких свидетельств, кроме археологических памятников. Методы археологии используются также и для исследования некоторых событий XVII–XX вв., о которых имеется мало документальных свидетельств. Так, предметы православного культа XIV–XIX вв. изучает церковная археология, промышленные объекты XVII–XX вв. — промышленная археология, памятники индейцев после прихода европейцев — нативистская археология. Термин «нативизм»[36] обозначает взгляд на какую-либо культуру, например раннесредневековую кельтскую, как архаичную, изолированную от поздних влияний и сохранившую значительное количество элементов язычества. В частности, кельтскую культуру с относящимися к ней обрядами друидов и поэтическим творчеством филидов, о которой практически не сохранилось никаких письменных источников, кроме записок Ю. Цезаря, можно исследовать только при помощи археологической антропологии.
Археология реконструирует, описывает и интерпретирует человеческое поведение и культурные образцы на основании добытых ими в процессе раскопок материальных предметов. Главным образом археологи занимаются предысторией (периодом, предшествующим открытию письменности). Для археологов первичными данными являются остатки материальной культуры. На их основе ученые реконструируют образ жизни древних городов и поселений, потребительскую и досуговую культуру, традиции и обычаи, особенности быта и трудовой деятельности предков. Находками археологов не всегда являются хорошо сохранившиеся могильники и религиозные храмы, часто это хозяйственные ямы, где находятся и фрагменты кухонной посуды и домашней утвари, и орудия труда, и останки животных, и музыкальные инструменты. Их классификация и точная датировка позволяет ученым по сохранившимся фрагментам восстановить образ жизни и социальную организацию наших предков. Археологическая антропология в отличие от традиционной не ограничивается научной атрибуцией культурного памятника (техническим описанием времени, места, исторических деталей, культурной спецификацией), техническим описанием, а идет гораздо дальше, используя памятники не как самоцель, а как средство раскрытия общественных отношений, существовавших в отдаленную эпоху. Анализируя памятники, археологи отвечают на множество вопросов: питалась ли изучаемая группа людей мясом диких или одомашненных животных? что представляют собой остатки найденной на стоянке первобытных людей пищи — дикорастущие растения или плоды земледельческого труда? и т.д.
Врезка
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1288;