Археологи переписывают историю
Ученые использовали радиоуглеродный анализ и дендрохронологию (датирование по годичным кольцам дерева), чтобы уточнить возраст первого Греческого алфавита, что позволило археологам более точно установить переход от Бронзового века к эпохе Железного.
Их последнее исследование включало анализ углерода-14 на срезах стволов деревьев, взятых с деревьев-долгожителей - турецких сосен и дубов Германии. В настоящее время, согласно общепринятым моделям, концентрации углерода-14 должны быть идентичны, и в соснах и дубах. Но турецкая сосна, оказалась старше, чем немецкий дуб на целых 17 лет. Части древесины, которые имеют тот же самый возраст по годичным кольцам, должны иметь и тот же самый результат концентрации С14, но в реальности этого совпадения не оказалось.
Выяснилось, что турецкая сосна, растущая в более теплом климате и на более низких широтах, абсорбировала меньшее количество углерода-14 в течение зарегистрированных периодов так называемых солнечных минимумов (когда происходило длительное похолодание в Северном Полушарии, - в восьмых и девятых столетиях до н.э. и в 15-ом - 16-ом столетии нашей эры). Немецкий дуб, который начинает свой вегетационный период позже, чем турецкая сосна, абсорбировал до какой-то степени большее количество углерода-14 в течение периодов похолодания. Деревья - подобны устройству, записывающему радиоактивность из Космоса, но они делают запись только тогда, когда растут, а не находятся в состоянии анабиоза (зимней спячки).
Предметами исследования были некоторые артефакты Древнего Восточного Средиземноморья, которые оказались старше, чем предварительно думали. Это говорит о том, что появление алфавита нужно рассматривать вне Финикии в пределах 740 г. до н.э.
Описавшие проблему в двух статьях выпуска журнала “Наука” от 21 декабря, археологи Корнелловского Университета, Университета г. Рединг (Англии) и физик из Университета Рупрехт-Карлс, Хайдельберг (Германия) дали новую оценку даты стыковки Бронзового и Железного веков районов Древней Греции и Ближнего Востока.
Более точная установка возраста артефактов показала, что объекты - мебель, текстиль, утварь и первый Греческий алфавит, найденные в могиле, расположенной в центральном районе полуострова Малая Азия (нынешней Турции) – более старше, чем предварительно думали, - примерно на 22 года.
Среди артефактов, обнаруженных в могильном кургане Мидаса в Гордионе, - столице Древней Фригии, район к западу от Анкары (Турция), были найдены бронзовый шар с заплатами из пчелиного воска по краям, которые несли на себе буквенную надпись. Это самое раннее свидетельство появления Греческого алфавита. В дополнение к формам письма, дошедшим до нас от древнего грека, имеется также и этрусская надпись (этруски - древние племена, населявшие в первом тысячелетии до н.э. северо-запад Аппенинского п-ва, древняя Этрурия, совр. Тоскана).
По новой хронологии, шар теперь независимо датирован приблизительно 740 г. до н.э., что делает надпись на нем столь же старой как самые старые из известных артефактов, на которых появляется Греческий алфавит: винный кувшин с кладбища в Афинах и чаша из Неаполитанской древнегреческой колонии.
Анализ возраста этих резервуаров обеспечили археологов только приблизительной хронологической датой для этих ранних алфавитных надписей. Ученые полагают, что место рождения всех Западных алфавитов, включая Греческий и Римский, было в Финикии (территория современного Ливана, Израиля и Палестины). Самая старая известная Финикийская надпись была найдена на территории современного Ливана и датируется приблизительно 11-ым столетием до н.э. Ученые считают, распространение алфавит получил повсюду благодаря морским торговцам Средиземноморья.
Источник: SciTecLibrary.com
Ключевые понятия археологии — «артефакт», «культурный слой» и «археологическая культура». Здесь артефактами называются материальные предметы, которые были созданы или видоизменены человеком: орудия труда и украшения, глиняные сосуды, отходы производства (например, пластинки, отколотые от каменного ядра при изготовлении орудия), обрезки ниток, оставшиеся после ткацких работ, кусочки шлака (стекловидного материала, остающегося при выплавке металлов) и т.д. Используя артефакты, в частности, можно узнать о происхождении ремесленных изделий — произведены ли они на месте или привезены из другой страны и, если они произведены на месте, то какое сырье добывалось, где именно и по какой технологии перерабатывалось. Такие находки археологов помогают определить способ производства, товарообмена и распределения доходов.
Термин «артефакт» дал название целому направлению — артефактной археологии, которая специализируется на классификации археологических данных и культурных типов. При отсутствии строго научных критериев невозможно сделать выбор из огромного количества характеристик, присутствующих в массиве эмпирического материала, в качестве основы для построения классификационной системы. В структуре научного знания понятие артефактной классификационной археологии занимает место после структурной археологиии и микротеории[37].
Занимаясь раскопками, археологи срезают один пласт земли за другим, которые называют культурными пластами. Основной объект исследования археологов — доисторическое население, не имевшее письменности. Данные археологии помогают антропологам формулировать законы развития человеческой культуры и общества. Совокупность культурных черт, в комплексе характеризующих жизнедеятельность того или иного народа в отдаленную эпоху, получил название археологической культуры. Она обозначает общность археологических памятников, относящихся к одному времени, одному народу (этносу), определенной территории, отличающаяся общими особенностями, например культура ямочно-гребенчатой керамики, черняховская культура (III–IV вв., степная область Днепра), городецкая культура (VII в. до н. э. — I тыс. н. э., в Поволжье), трипольская культура (IV–III тыс. до н. э., на Украина и Молдавия), фатьяновская культура (бронзовый век, Волго-окское междуречье), абашевская культура (Поволжье). Археологическая культура — это совокупность остатков человеческой деятельности, извлекаемая при исследовании археологических памятников и по ряду уловимых признаков отличимая от другой такой же совокупности[38]. По Л.С. Клейну, археологическая культура — совокупность археологических памятников, объединенных близким сходством типов орудий труда, утвари, оружия и украшений (особенно же сходством деталей в формах вещей, сходством керамической орнаментации и приемов техники), сходством типов построек и погребального обряда[39]. Археолог может оперировать понятием «археологическая культура» как некоей самостоятельной сущностью, которую в определенном смысле можно рассматривать отдельно от ее бывшего носителя — человеческого коллектива. Но антрополог, занимающийся изучением древнейших времен на основе археологических данных, поступить так не может. Он исследует свидетельства древних миграций зачастую очень больших коллективов людей, приносящих на новые территории обитания свою культуру в самых различных ее проявлениях, различным образом взаимодействующих с аборигенным населением этих территорий[40].
В России сложился мощный культурный пласт археологических традиций, куда входят анекдоты, байки, прибаутки, песенный фольклор археологических экспедиций. Приведем лишь некоторые образцы студенческой археологической субкультуры.
Врезка
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 595;