Битва археологов с землеустроителями
В 30-х годах английские археологи обнаружили крупную стоянку Homo erectus у берегов р.Иордан, в районе современного поселка Гешер-Бенот-Яааков (север Израиля). Эта находка, как и стоянка около селения Убейдия, расположенного неподалеку, - важнейшее свидетельство первой миграции древнейшего предка человека из Северной Африки в Европу. С тех пор раскопки в этом месте вели специалисты из различных стран. По мнению одного из них, английского археолога К.Гэмбла, здесь находился великий перекресток путей доисторического человека. Именно на этих стоянках можно установить, насколько развит был Homo erectus, каковы были его способности к выживанию.
Во время последних раскопок в Гешер-Бенот-Яаакове, которые велись под руководством Н.Горен-Инбар, в слоях возрастом 780 тыс. лет обнаружено множество каменных топоров, сходных с ранее найденными на стоянках древнего человека в Африке. Однако теперь слои этой уникальной по степени сохранности стоянки доисторического человека безнадежно повреждены или лишены временного контекста: землеустроители провели осушительные работы, даже не предупредив археологов (необходимость работ вызвана частыми затоплениями, приносящими значительный ущерб сельскому хозяйству). Управление по изучению древностей Израиля настаивает на введении строгих мер, направленных на предотвращение подобных случаев.
(Science. 2000. V.287. №5451. P.206. США).
Равноправный обмен доминирует в отношениях между чужими, малознакомыми или неродственниками. В общине, к примеру, мужчина может вручить подарок какому-либо другому жителю деревни. Этот человек может быть его двоюродным братом, торговым партнером или его дальним родственником. Тем не менее, вручивший подарок всегда будет ожидать получения чего-либо взамен. Если это не произойдет немедленно, это осложнит характер отношений между ними. Члены общины также могут быть участниками негативного взаимообмена, который относится к виду обмена между людьми разного социального статуса. Для людей, постоянно проживущих в так называемом мире близких людей, обмен с посторонним человеком проникнут недоверием и подозрительностью. В таком случае обмен - один из путей построения дружественных отношений с незнакомым партнером. Фактически он является чисто экономической сделкой, не принятой среди родственников. С ростом социальной дистанции между обменивающимися сторонами, взаимообмен будет равноправным либо негативным.
Стратегия межобщинной взаимопомощи приобретает важность, когда прежде преуспевающая деревня переживает экономический спад. Жители этой деревни начинают принимать помощь от более благополучных соседей. Таким образом, временно богатые становятся временно бедными, и наоборот. Новые нуждающиеся принимают продукты питания и материальные ценности, необходимые для поддержания нормального уровня жизни. Принимая подобную помощь, они теряют свой престиж и если деревня переживает дальнейший спад, ее жители обменивают материальные ценности на еду, например, сельдь и т.д.[48] В деревне или племени, находящихся на пике экономического подъема, антропологи наблюдали излишки продуктов питания, которые обменивались на другие, чаще всего материальные, ценности. Чем больше накоплено богатств, тем выше престиж общины среди соседей. Однако члены общины знают, что такое состояние временное, и на следующий год может случиться неурожай. В благополучные годы богатые помогают бедным, ожидая, что те помогут им в соответствующее время.
Подобная экономическая стратегия, именуемая стратегией выживания, совершенно противоположна капиталистической. При капитализме люди охотнее вкладывают свои средства в развитие производства, умножают капиталы, стремятся получить дополнительную прибыль, но не тратят накопленное на помощь нуждающимся. В результате в индустриальном обществе социальная дифференциация возрастает, а в доиндустриальном - снижается. Примитивные общины готовы скорее растратить накопленный излишек продуктов, нежели использовать его для увеличения социальной дистанции между сородичами. Таким образом, региональные системы межобщинного сотрудничества ориентированы больше на адаптивные ценности. Примерно также ведут себя современные банки. Для тех и других основной источник богатства – престиж в общественном мнении, благодаря которому все большее количество людей становится их клиентами. Антропологи полагают, что важнейшей чертой традиционных обществ является погоня не за прибылью, а за престижем. Между общинами даже разворачивается настоящая конкурентная борьба за престиж, которая, правда, ограничивается скудостью ресурсной базы традиционного общества. Установлено также, что древние племена и общины тратят значительную часть своих ресурсов на социальные и церемониальные нужды. Право на труд в общинах всех типов, в том числе и в русской поземельно общине, приобретается посредством родственных отношений. Работа становится всего лишь одним из множества аспектов социальных отношений, но независимой сущностью.
Продолжающаяся дифференциация наук о труде порождает тенденцию к их интеграции, когда на стыке смежных дисциплин возникают новые науки, например, эргономика труда, изучающая взаимодействие человека с техническими системами, и физиология труда, исследующая состояние человека в процессе труда, влияние на него вредных или неблагоприятных факторов.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 676;