Ситуации, выявляющие произвольность и творческую активность старших дошкольников
Предлагаемые методические приемы выявляют уровень развития произвольного поведения и творческих возможностей ребенка 5—6 лет. Они, с одной стороны, позволяют выявить способность ребенка к управлению своим поведением, сдерживанию непосредственных, импульсивных движений, с другой стороны, эти приемы создают возможность для свободных, самостоятельных действий в естественных для детского учреждения условиях. Все ситуации максимально приближены к реальным интересам детей и охватывают уже сложившиеся к концу дошкольного возраста типы деятельности.
Ситуация 1. «Сон»
Взрослый подходит к ребенку, когда тот уже лежит в кровати, готовясь к дневному сну, и спрашивает: «Ты знаешь, что нужно делать, чтобы быстро уснуть?» Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого формулирует следующие очевидные «правила»:
1) лежать не двигаясь и не разговаривая;
2) закрыть глаза;
3) лечь на бок и положить руку под щеку.
При этом ребенку предлагается думать, о чем он захочет (вспоминать что-то или сочинять сказку), только не открывать при этом рот, а рассказать все потом, когда проснется.
После такого «уговора» взрослый отходит в другой конец комнаты и наблюдает за ребенком в течение 15 мин, отмечая все его движения и характер выполнения правил.
Ситуация 2. «Конструктор»
Эта ситуация представляет собой игру, н которой принимает участие два ребенка. Взрослый показывает обоим конструктор и предлагает что-нибудь из него построить. Когда дети выражают готовность начать строительство, взрослый вводит следующие ограничительные правила: строить будем но очереди —сначала один, а потом другой. Тот кто сейчас не строит, а ждет своей очереди, должен работать «сторожем», он будет охрани п. детали и выдавать их по одной, когда строи гель их попросит.
В результате обсуждения взрослый вместе с детьми формулируют следующие правила поведения «сторожа»:
1) не трогать детали конструктора, пока тебя не попросят дать их;
2) не вмешиваться в постройку товарищи — не помогать и не мешать ему, не давать советов;
3) детали выдавать только по просьбе «строители»;
4) выдавать детали конструктора только по одной. Определенные требования предъявляются и к «строителю».
Он может строить все, что хочет, но при чтом должен использовать все детали конструктора и просить их у с мое со партнера по одной, а не хватать самостоятельно. Детей просит не только выполнять все правила игры, но и следить, правильно ли действуют их партнеры.
После 5 мин такой игры дети меняются ролями и сторож становился строителем.
Ситуация 3. «Рисунок»
В этой ситуации может участвовать 6—7 детей. У каждого из них должен быть свой листок бумаги, набор карандашей один на всех. Взрослый предлагает детям нарисовать, что и как они хотят, но так, чтобы вовремя начать и вовремя закончить свой рисунок (показателем времени могут служить песочные часы
или какой-либо сигнал). Каждому ребенку отводится на рисунок 1 мин. Рисуют дети по очереди (последние в очереди ждут дольше всех —5-6 мин).
Таким образом, дети должны соблюдать следующие правила:
1) не трогать листок бумаги, который лежит перед ними;
2) не брать раньше времени карандаши;
3) не мешать тем, кто рисует, не торопить и не давать советы;
4) начать рисовать сразу, как только подойдет очередь;
5) закончить рисунок сразу, как только прозвучит сигнал (или весь песок в часах кончится).
Затем дети рассматривают свои рисунки и рисунки товарищей, обсуждают, кто что нарисовал. После чего порядок очереди меняется и рисование можно продолжить.
Ситуация 4. «Игрушка»
В этой ситуации также может участвовать 6—7 детей. В центре большого стола помещается 6-7 различных игрушек (по I числу участников). Взрослый помогает с помощью считалки | установить порядок очереди, согласно которому каждый будет • брать свою игрушку. Ребенок может выбрать любую игрушку; когда все игрушки разберут, он должен показать всем, любое забавное, оригинальное игровое действие со своей игрушкой. Объяснив суть предстоящей игры, воспитатель формулирует следующие правила:
1) игрушку брать только по сигналу и в соответствии с тем номером, который достался по считалке;
2) выбрав игрушку, положить ее возле себя и подумать, что собираешься с ней делать;
3) не показывать и не рассказывать раньше времени, что собираешься делать со своей игрушкой;
4) когда подойдет очередь, показать, как ты умеешь играть со своей игрушкой;
5) действие с игрушкой должно быть новое, интересное, которое еще никто не показывал.
Тот ребенок, который действовал последним, дожидается своей очереди примерно 5 мин.
Как можно видеть, ситуации предъявляются в порядке нарастания сложности. Если первая из них («Сон») не содержит
никаких специальных отвлекающих воздействий, вызывающих ситуативную активность ребенка и требует лишь выполнения традиционных для детского сада режимных моментов, то следующие ситуации подразумевают преодоление непосредственной ситуативной активности (вмешаться в игру партнера, начать рисовать на бумаге, которая лежит перед тобой и пр.). Особенно трудной является для детей последняя ситуация, где нужно не только дождаться своей очереди и не брать привлекательную игрушку раньше времени, но и, взяв ее, сначала придумать с ней новое интересное действие и только потом его осуществить.
Организация данных ситуаций позволят выявить, с одной стороны, уровень развития произвольности и осознанности поведения, а с другой — уровень творческой активности и самостоятельности.
Для оценки развития произвольности центральными моментами являются время, которое ребенок способен сдерживать свое непосредственное желание, и число нарушений правил действия. Если дошкольник 5—6 лет не может в течение 5 мин удержать простые правила и часто нарушает их (вмешивается в постройку товарища, не успевает завершить рисунок, демонстрирует свою куклу «без очереди»), значит он не умеет управлять своим поведением и сдержи нить непосредственные желания.
Уровень творческой активности и самостоятельности ребенка выявляется в процессе выполнение творческой, ненормированной, части заданий. Это сочинение сказки или рассказ о себе (ситуация «Сон»), характер постройки (ситуация «Конструктор»), оригинальность рисунки (ситуация «Рисунок») и оригинальность движений с куклой (ситуация «Игрушка»). Полное отсутствие самостоятельных творческих проявлений—ребенок не знает, о чем рассказывать, что строить, как рисовать, ждет указаний взрослого или воспроизводит действия сверстников — свидетельствует о дефиците самостоятельности и творческой активности.
На основе выполнения данных заданий можно выявить две группы детей с трудностями в общении, о которых шла речь.
В первую группу входят дети с низким показателем произвольности, но достаточно высокими или средними показателями осознанности и творческой активности. Для этих детей характерна сильная эмоциональная включенность в ситуацию. Они постоянно выражают нетерпение и заинтересованность в самой игре: включаются в нее, недослушав объяснение, живо наблюдают за действиями партнеров и бурно реагируют на их ошибки. Они часто нарушают правила, при этом способны заметить нарушения сверстников, а иногда и свои собственные ошибки. Но это обычно не помогает, и они вновь действуют импульсивно. Чаще всего их отличает непонимание собственных ошибок и безразличие к ним. Они не пытаются исправить свои ошибки и не стараются выполнить правила. Предметы и действия с ними увлекают их гораздо больше, чем выполнение правил.
Вторую группу составляют послушные дети с низкой творческой активностью. Они старательно выполняют все задания взрослого, но не проявляют никакой инициативы. Они как бы ничего вокруг не замечают, кроме взрослого, на которого они часто оглядываются, ожидая дальнейших указаний. Главное, что отличает таких детей, — их полная неспособность выполнить творческую часть предложенных методик. В тех случаях, когда нужно что-то придумать, построить и как-то проявить себя, они напряженно ждут указаний взрослого либо воспроизводят действия сверстников.
Если для детей первой группы ожидание своей очереди и другие правила, ограничивающие их спонтанную активность, требует значительных усилий, то для детей второй группы эти правила не представляют трудностей и не требуют особых усилий. Значительно труднее даются им действия, требующие самостоятельности и активности.
Показательны также различия этих групп детей в их отношении к взрослому. Взрослый выступает как центральная фигура в каждой ситуации для абсолютного большинства детей. Но для детей первой группы отношения с ним содержательно опосредованы игровыми действиями: взрослый для них —партнер и источник новых игр, правил и заданий. Для
детей второй группы отношения с взрослым имеют непосредственный характер: они ожидают его указаний и ориентируются на его непосредственную реакцию, о чем свидетельствуют частые взгляды в его сторону, растерянность, когда нужно действовать самостоятельно и пр.
Поскольку за поведением этих двух групп детей стоят разные психологические основания, очевидно, что эти группы требуют различных педагогических стратегий и нуждаются в различных стилях общения с взрослым.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 2184;