Чайная церемония, пропагандировавшаяся одним из принцев династии Мин, и живопись эпохи Мин, посвященная чаю

 

Основанная на закате китайского феодализма, династия Мин (1368–1644) неизбежно столкнулась с многочисленными социальными проблемами, такими, как стремление монголов остаться у власти, борьба за власть при дворе императора и многочисленные крестьянские восстания. Правители Мин вынуждены были действовать очень жестко, чтобы укрепить собственную власть, и первыми жертвами этой политики пали образованные люди. Им было запрещено собираться и проводить свои традиционные встречи и собрания, и они были первыми, кого можно было обвинить в оппозиции к существующей власти. В этих условиях многие ученые нашли в чае способ выразить свои благородные устремления и презрение к «властям предержащим».

Чжу Цюань, семнадцатый сын первого императора Мин, помог своему брату Чжу Ди (который был четвертым сыном) захватить трон. Однако, к несчастью, новый император стал подозревать Чжу Цюаня и отправил его в ссылку на юг страны. Чувствуя себя столь же подавленным и разочарованным, как многие ученые того времени, Чжу Цюань, хорошо знавший буддизм и даосизм, стремился к уединению и начал живо интересоваться тонкостями чайной церемонии. Он написал «Руководство по употреблению чая», в котором предлагал очистить ум и душу человека с помощью чая и изменить саму процедуру чаепития, которая сформировалась после отказа от использования плиточного чая. Его предложения легли в основу чайной церемонии эпохи Мин. В то время ученые люди обычно жгли благовония перед началом чайной церемонии, чтобы освежить воздух в комнате и воздать должное силам земли и неба; затем они ставили на стол чайные принадлежности и кипятили воду, толкли чайные листья, готовили чай и щеточкой разгоняли пузырьки воздуха (Чжу Цюань сделал себе чайник в форме даосского сосуда и накрывал его веткой ротанговой пальмы, как это делали в древности. Позже кто-то начал использовать для этой цели бамбук, символ духовной цельности.)

В эпоху Сун появилось много книг об искусстве чаепития. Например, Гу Юаньцин также написал «Руководство по приготовлению чая», а Сюй Сянчжун составил «Полный атлас вод». Эти книги, как и «Канон чая» Лу Юя, обобщали многовековую историю развития культуры чая и описывали новые черты этой культуры, появившиеся в начале правления императоров Мин.

Художники тоже внесли свою лепту в популяризацию культуры чая. В качестве примера можно привести такие картины, как «Чайная церемония на горе Хуэйшань», «Лу Юй и его чай» и «Дегустация чая» кисти Вэнь Чжэнмина, а также «Приготовление чая, игра на цитре и дегустация чая» и «Аромат зеленого чая» кисти Тан Иня наглядно изображали приятную жизнь ученых династии Мин – возле журчащих горных источников и бурных рек; внутри древних павильонов они играли на цитре и пили чай, излагая свои чаяния зеленым склонам гор и белым облакам и собирая силы отстаивать свою целостность перед лицом врагов.

В поздней Мин активная составляющая чайной церемонии постепенно отмерла из-за жесткой внутренней политики, проводившейся императорским двором по отношению к образованным людям. Они были вынуждены удалиться в свои дома, чтобы проводить там чайные церемонии, и все природные и благородные черты ее постепенно оказались утраченными. С другой стороны, чайная церемония пополнилась новыми элементами: например, появилось «100 образов чая». При этом имелись в виду волны, возникающие в чашке при помешивании напитка.

 








Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 661;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.