Чай как подношение в эпоху Сун
Императоры Сун очень любили чай, и некоторые из них были знатоками чайной церемонии. Император Сун Хуэйцзун даже написал трактат под названием «Размышления о чае». Из-за особого положения императора производители чая придавали особое значение природным и вкусовым свойствам чая, привозимого ко двору императора в качестве даров.
С давних времен повелась традиция делать брикеты из чайных листьев для того, чтобы сохранить лучшие свойства чая. Когда наступил период расцвета культуры чаепития, жители Сун начали придавать этим плиткам оригинальную форму, чтобы оттенить красоту чая, и часто на этих плитках делался оттиск с изображением императорского дракона или птицы феникс. Такой чай для подношений ко двору в основном производился в префектуре Цзянь– чжоу, и чайные брикеты делались по эскизам двух знаменитых чиновников Дин Вэя и Цай Сяна.
Префектура Цзяньчжоу (первоначальное название – Цзянъань) располагалась на территории нынешней провинции Фуцзянь. Это была живописная местность с многочисленными буддийскими храмами, там процветало чаеводство, и там же делались чайные плитки для поставки ко двору еще до эпохи Сун.
Во время правления императора Сун Тайцзуна Дин Вэй был управляющим на чаеводческих плантациях Фуцзяни, где производился императорский чай. Это был человек, обладавший самыми разнообразными талантами: он писал стихи, рисовал, играл в шахматы, играл на многих музыкальных инструментах, хорошо знал буддизм и даосизм. Чтобы завоевать благосклонность императора (или более высокую должность и жалованье), Дин Вэй приложил много сил, чтобы создать новые формы и виды плиток чая. В эпоху Тан в этих плитках в центре делалось отверстие, чтобы через него можно было пропустить веревку и накрепко связать вместе несколько плиток. Дин Вэй распорядился больше не делать отверстий в плитках и разработал новые формы плиток и новые штампы для них.
Цай Сян, писатель и лучший каллиграф своего времени, который по характеру и убеждениям отличался от Дин Вэя, любил развлекать императора. Цай Сян часто спорил с императором и советовал ему быть проще в быту и больше заботиться о простом народе. Во время двух сроков пребывания на посту правителя Фуцзяни он очень много сделал для жителей провинции: построил дамбы, ирригационную систему и посадил сосны для защиты от разрушения дорог протяженностью 700 ли. Человек благородный, с незапятнанной репутацией, он воплощал в себе добродетели, которые были присущи истинному ученому – любителю чая. Он написал трактат о чае, в первой части перечислил критерии, по которым следует определять качество напитка: цвет, аромат и вкус. Во второй части он рассуждал о чайных принадлежностях, обращая внимание на необходимость гармонии между цветом чайных приборов и самим чаем. Цай Сян также внес свой вклад в развитие производства чайных плиток в форме дракона: эти плитки были меньше и изящнее, чем более ранние.
В отличие от других видов готового чая, чайные плитки в форме дракона и феникса были настоящим произведением китайского искусства со всеми присущими ему особенностями. Помимо специально разработанных форм для плиток в виде дракона и феникса, имелись пресс-формы и других видов – они делались в форме квадратов, цветов, больших и малых драконов и были очень изящными. Было очень трудно делать такой чай для подношения императору, поскольку чайные листья надо было собирать на рассвете перед началом Хлебных дождей[2]. Эти листья тщательно отбирались, обрабатывались на пару, прессовались, шлифовались, укладывались в формы и сушились, а затем отправлялись ко двору императора. Некоторые пресс-формы, диаметром в один дюйм, использовались только для производства ста чайных плиток в год. Нечего и говорить, что эти чайные плитки помещались в роскошную упаковку, сначала их заворачивали в листья особого дерева, затем – в желтый шелк, потом их укладывали в красные лакированные ящички с золотыми замками и официальными печатями и, наконец, эти ящички помещали в специальные короба, сделанные из бамбука. Такой сорт чая, как «Почка», похожая на язык птицы, имел самое большее три почки на каждом листе. Говоря современным языком, одна плитка такого чая стоила 400 000 медных монет. Такой дорогой чай мог появиться только на столе императора, императрицы и его наложниц. Чиновники, если вдруг император награждал их такой плиткой чая, никогда не пробовали его, а в свою очередь дарили его какому-нибудь близкому другу или просто оставляли себе на память.
Оуян Сю, выдающийся литератор и государственный деятель эпохи Сун, за все 20 лет своей службы получил только одну такую плитку чая; а обычные люди практически не могли даже и взглянуть на нее. Эта традиция уходила своими корнями в представления о духовном начале чая и главенстве простоты, пропагандировавшиеся Лу Юем. Но с другой стороны, она свидетельствовала о великом искусстве и просвещенности людей, которые делали этот чай.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 656;