Чай как забава в эпоху Сун
Чайные соревнования существовали еще в Древнем Китае для тех, кто стремился оценить качество разных сортов чая в компании своих друзей и знакомых. Этот вид чаепития был широко распространен еще в эпоху Тан, а во время правления императоров Сун он стал обычным явлением во всех слоях общества.
Чайные соревнования впервые появились в Цзянъане, где производился подарочный чай. В это время в горах Бэйюань было 1336 государственных и частных предприятий по производству чая. Поэтому вполне естественно, что возник такой способ чаепития, при котором можно было попробовать чай разных производителей и оценить его качество. Фань Чжунъянь, знаменитый писатель эпохи Сун, написал «Песню о байховом чае», в которой он писал: «Перед тем как привезти чай в плитках императору, производители чая в Бэйюане собирались и устраивали состязание. Повсюду стояли формы для сушки чайных листьев, в котлах кипела чистейшая вода из реки Чжунлинь, в ступках клубилась чайная пыль, а чашки собравшихся пенились белоснежной пеной – в целом это было грандиозное зрелище. Воздух был наполнен нежным ароматом чая, более приятным, чем любой другой запах, и этот аромат обострял чувства и ум людей. Когда соревнование заканчивалось, победитель ощущал себя на седьмом небе от восторга, а проигравший чувствовал себя как потерпевший поражение солдат. Вскоре такие соревнования стали обычным явлением как среди простых людей, так и среди ученых и писателей, а позднее они стали проводиться при дворе, в семье императора. «Чай и игорные дома», картина, написанная художником Сунской эпохи Лю Суннянем, очень точно передает атмосферу подобных состязаний.
Чайные соревнования открыли новую страницу в искусстве чая, которое было описано еще Лу Юем в его «Каноне чая». Традиционно, пока чайные листья настаивались в чайнике, собравшиеся на чаепитие сидели в стороне, наблюдая за изменениями, происходившими с водой, и размышляли над вечной тайной природы. Однако в эпоху Сун люди стали наливать кипящую воду в чашки, куда был насыпан чайный порошок, и перемешивали воду бамбуковыми щетками, чтобы чай и вода соединились в одно целое и на поверхности воды появилась пена, подобная пене в стакане с пивом. Выигрывал обычно тот, кто своим помешиванием взбивал самую большую шапку пены. Фактически главную роль в соревновании играло качество чая и мастерство участника. В современной японской чайной церемонии чай, как и раньше, получают из чайного порошка, однако искусство взбивания пены давно утрачено. В последние годы, однако, после долгих исследований в Доме чайных церемоний в Фучжоу было возрождено это древнее искусство.
По мере того как чайные соревнования распространились по всей стране, большое значение стали придавать форме и качеству чайных приборов, особенно чашек. В эпоху Сун люди любили светлый чай, поэтому чайные приборы стали делать из черного фарфора и селадона, которые лучше могли оттенить цвет чая.
По мнению древних китайских мыслителей, во время чайных соревнований главный упор делался на мастерство соревнующихся, а природные свойства чая отходили на второй план. Образованные люди больше внимания уделяли обстановке и атмосфере чайной церемонии. Например, Фань Чжунъянь, великий мыслитель того времени, готовя чай в павильоне на берегу реки, любил декламировать стих и играть на цитре. Вокруг павильона росли многовековые деревья, а слух его услаждали своим пением диковинные птицы. Знаменитый поэт эпохи Сун Дунпо говорил, что природную гармонию чая можно почувствовать, только взяв воду из реки и готовя чай на природе лунной ночью, когда звон колокольчиков из древнего монастыря и бой часов из старого города эхом отдаются среди деревьев.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 631;