Творчество И. Никитина.
В начале XVIII в. от парсуны до портрета остается один шаг. И этот шаг делаетИван Никитин (1680-1742). Имя Ивана Никитина – это первое имя художника, дошедшее до нас из глубины XVIII века.
Отец Никитина - московский священник, служивший в загородной резиденции Петра I - Измайлово. Он обучил своих детей грамоте и не возражал, чтобы его сын самостоятельно учился рисовать, копируя гравюры. Повзрослев, Никитин отправляется в Московскую Оружейную палату в ученики к голландцу Шхонебеку. Рядом с Никитиным в Оружейной палате работали замечательные парсунщики того времени. Они стали главными учителями Ивана Никитина. Скорее всего, среди парсун, выполненных тогда в Оружейной палате, есть и парсуны кисти Никитина, но вряд ли это когда-нибудь станет известно, ведь все они не подписаны по старорусской традиции.
В 1711 году обучение закончилось и Никитина отправляют в Петербург в школу рисования и гравирования учителем. Здесь-то и заметил его Петр. Тогда при дворе был лишь один художник-портретист - саксонец Таннауэр, он не успевал выполнять многочисленные заказы царя и его придворных, мечтавших иметь собственный портрет. Кроме того, Петр хотел, чтобы у него был свой русский портретист. Царь решает отправить Никитина на учебу в Италию. Однако перед отъездом Никитин выполняет пробный заказ Петра. Художник едет в Измайлово и пишет портреты племянниц царя, а так же портрет его сестры Натальи Алексеевны иневестки Прасковьи Федоровны. Затем, вернувшись в Петербург, - портрет Петра I.
С 1716 по 1719 гг. учеба в Италии. А в 1720 г. царь отзывает Никитина в Петербург и назначает гоф-малером (придворным художником). Начинается беспокойная жизнь. Никитин должен быть всегда рядом с Петром. Бесконечные поездки, жизнь на колесах. Требование к художнику всегда одно и то же – писать. Писать, когда пожелает Петр, в любое время, в любом месте. До самой смерти Петра художник и царь будут почти неразлучны.
Множество портретов написал мастер за пять лет служения императору. Это портреты царской семьи и ее иностранных родственников, портреты сподвижников царя и представителей столичной знати. Создано было много, но сохранилось не больше десяти работ. И все, кроме двух, без подписи. Безымянность – традиция древнерусских мастеров.
После смерти Петра I начались придворные интриги, в которые был втянут художник, по ложному доносу он был обвинен в хранении писем, чернящих Феофана Прокоповича, заключен на 5 лет в Петропавловскую крепость, потом бит кнутом и сослан на каторгу в Тобольск. Через 6 лет его помиловали, но по дороге в Петербург Иван Никитин умер.
Характерными особенностями творчества Никитина являются яркость, выразительность индивидуальных характеристик портретируемых. Художник блестящее владеет живописной техникой, стремится раскрыть наиболее существенное и яркое в человеке. Он пишет портреты людей того времени, а по сути – портрет эпохи. Бессмертная кисть мастера запечатлевает их облик, делает их живыми. Портреты Никитина сродни анализу ученого. Он спокойно и вдумчиво, без лишних эмоций анализирует личность портретируемого.
Задумчиво глядят с портрета черные глаза младшей сестры Петра – Натальи Алексеевны, («Портрет Натальи Алексеевны» 1714) одной из самых образованных женщин того времени. Царевна воспитывала, правда безуспешно, царевича Алексея, писала пьесы, занималась режиссурой, всячески способствовала появлению в России европейского театра. Художник передает величественность и душевный покой женщины, она некрасива, но не лишена прелести. Полнота - свидетельство физического нездоровья, скрыта под розово-золотистой мантией.
Благожелательно и мечтательно смотрит на нас Прасковья Ивановна, младшая дочь брата Петра царя Иоанна. ( «Портрет Прасковьи Иоанновны» 1714) Приветливо ее удлиненное лицо с легкой печальной улыбкой, затаившейся в уголках губ.
Совершенно иной характер – царевна Елизавета. Восторженно-легкомысленная с широко раскрытыми , жаждущими впечатлений прекрасными глазами. Перед нами чудное создание с лицом, полным чувства, огня, движения и непостоянства.
Портрет семилетней царевны Анны Петровны назвали «первым подлинно детским портретом в русской живописи». Никитин пишет детство, втиснутое во взрослые рамки. Девочка наряжена, как знатная дама, в горностаях и алых шелках, с высокой взрослой прической, но на губах играет шаловливая лукавая улыбка, а глаза смотрят внимательно и простодушно.
Прекрасен портрет совсем маленькой четырехлетней Елизаветы Петровны с круглыми щечками и пухлыми губками, серьезно глядящей на зрителя.
Гавриил Иванович Головкин на портрете Никитина легок, изящен, уверен в себе («Портрет канцлера Г.И. Головкина» 1716 ). Перед нами высокопоставленный чиновник, государственный канцлер, дипломат, дальний родственник Петра, приближенный к нему человек, единомышленник. Печать холодной приветливости на его устах, вытянутое лицо обрамлено длинным французским париком, исполнено настороженного внимания, рука касается голубой муаровой ленты ордена Святого Андрея Первозванного.
«Портрет напольного гетмана» (20-е годы) - полная противоположность портрету Головкина. Человек изображен без парика и парадного костюма. Тяжелые, покрасневшие веки. Всклокоченные седоватые волосы. Дряблость старческой шеи. Он небрежно одет, внешне не ухожен, волосы всклокочены. Неотвязная дума лежит на лице, недоуменно изогнута бровь, воспалены глаза. Во всем его облике и испытующем взгляде читается долгая и суровая жизнь, внутреннее достоинство, обаяние и сила. Можно сказать, что это не столько портрет человека, сколько портрет его душевного состояния. Портрет не закончен. Кто изображен на нем неясно. Среди многих предположений называется имя наказного гетмана Украины Павла Полуботка, восставшего против произвола русских чиновников. Петр заточил гетмана в Петропавловскую крепость, где тот и погиб.
В «Портрете напольного гетмана» - Никитин демонстрирует нам человека петровской эпохи, познавшего взлеты и падения своего времени. Личность состоявшуюся, завершенную, отчеканенную. Тот самый мужской характер, который так ценил художник.
Главное желание Никитина, чтобы человек на его портрете был живым и незаурядным. Мастер старается избежать условности и статичности, придать фигуре движение. Ткани, одежды, украшения второстепенны, самое главное – лицо. Свет, искусственно падающий сверху слева, ярко выделяет лицо и фигуру. В глазах блики, которые делают их живыми. Художник еще не умеет передавать воздушное пространство, поэтому фон плотный. На этом темном фоне цвет становится более интенсивным, что характеризует деятельную и энергичную личность.
Единственный из русских художников, Никитин рисовал «его величества персону» с натуры, «с живства». Он рисовал Петра победителем. Парадный портрет молодого царя на фоне Гангутского сражения. Петр в рыцарских латах, рука с адмиральским жезлом указует путь к победе. На фоне темного неба и черных волос светится сильное, молодое лицо с веселыми глазами, в которых читается торжество и уверенность в том, что «и небывалое бывает».
Рисовал Петра работником. Портрет в овале (1715) Немолодой, очень волевой человек в преображенском мундире. Нет царственной недосягаемости. Петр – один из офицеров царской армии. Время отложило отпечаток на его энергичное лицо: морщины, складки, отеки. В зрелом, внимательном взгляде усталое раздумье. Сочетание энергии и усталости, спокойствия и напряжения.
Писал Петра в круге (1721) – тондо./9/. На портрете Никитина нет ни тени глянца. Портрет беспощаден как история болезни. Возраст – самые последние годы царствования. Физическое состояние – нечеловеческая усталость. Душевное – удовлетворенность совершенным, но с тенью разочарований, сомнений, сознание одиночества…
28 января 1725 года Петр больше не принадлежит ни земному времени, ни земному пространству…Никитин прощался с умершим императором и в волнении спешил занести на холст его гигантскую уснувшую фигуру: "Петр I на смертном ложе". (1725 ) Застыли вокруг шеи Петра складки на рубашке. Впадины измятой подушки исчезли в бесконечности. На синем бархате одеяла вспыхнул холодный, странный свет. В этом беззвучном движении спокойно только лицо Петра, уже оставленное жизнью, но еще не отданное смерти. Никитин запечатлел момент перелома от жизни к смерти. Этот портрет - собственный голос Никитина, где сила, скорбь, слезы - все настоящее.
Значение творчества Никитина для русской культуры огромно. Среди художников своего времени Никитин - явление, вершина, совершенство. Его психологические портреты весьма реалистичны. Любой портрет Никитина – это в первую очередь лицо. Одежда, украшения, фон – лишь дополнение. Итальянская академия преподала ему классические приемы идеализации, но школа русской парсуны оказалась крепче. Благодаря Никитину мы видим «живые» лица эпохи.
В силу обстоятельств он не создал школы, не оставил учеников. Но миссия его была иной: поднять русский портрет на европейский уровень. И эту миссию он выполнил блестяще.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 5499;