Творчество А. Матвеева.
Не менее значимым для нового искусства было творчествоАндрея Матвеева (1701 – 1739), гордо называвшим себя «первым русским живописцем».
Происхождение и отчество Матвеева не известны. Как и Никитин, в числе первых пенсионеров, он был отправлен за границу, в Амстердам по указу Екатерины I, которая хотела и при своем дворе иметь портретиста. Матвеев учился у известного голландского портретиста Арнольда Боонена. Позже, по указу Екатерины, захотевшей иметь при своем дворе и исторического живописца, Матвеев направляется в Академию художеств города Антверпена. Но едва художник стал учиться «истории писать», произошли значительные изменения в Петербурге. Умирает Екатерина I, и всех пенсионеров возвращают назад, на родину.
Из Голландии ежегодно Матвеев отправлял в качестве отчета о своей учебе собственные живописные работы, за одиннадцать лет было отослано множество холстов, но сохранилось лишь три: копия портрета Петра I с оригинала Моора, «Аллегория живописи» (1725) и «Венера с амуром» (1726).
Приехав в Петербург, Матвеев обнаруживает, что его никто не ждет и не помнит, художнику приходится начинать все сначала. По протекции Меншикова и после испытаний, которые провел придворный художник портретист Людовик Каравакк, с 1727 г. Матвеева назначают руководить Живописной командой Петербургской Канцелярии от строений.
Живописная команда, под руководством Матвеева, занималась росписями строившихся в Петербурге и его окрестностях дворцов и храмов, ею оформлены множество прекрасных строений: Петропавловский собор, здание Двенадцать коллегий, Летний дворец Петра II, церковь Симеона и Анны, зал Синода и т.п. Кроме того Матвеев и его команда занимаются украшением города к различным праздникам, строят и украшают гигантскими картинами трое роскошных триумфальных ворот, возведенных в кратчайшие сроки в честь торжественного въезда императрицы Анны Иоанновны в Петербург.
Почти у каждого ведомства в Петербурге были свои живописные команды, но ни одна не могла сравниться с командой Матвеева, ее отличали высокое мастерство и отлаженность действий, надежность и универсальность. К тому же Матвеев был отличным педагогом, при живописной команде им была открыта живописная мастерская, которую многие современники называли «малой» академией художеств.
Однако, несмотря на свою страшную занятость, Матвеев не забывает и портретное искусство. Портретов кисти Матвеева сохранилось всего три. Но каких!
В 1728 г. князья Голицины заказывают Матвееву парные парадные портреты. Наиболее удался женскиий портрет. Настасья Петровна Голицина была любимой статс-дамой при дворе Екатерины I, однако любовь эта была весьма своеобразна, по сути Голицина была одной из любимых шутих Екатерины. Матвеев пишет Голицину, когда ей было 63 года, по правилам того времени делая ее значительно моложе, но отнюдь не приукрашивая модель. Художник безжалостно подчеркивает упрямство и ограниченность, тяжесть взгляда ее маленьких глаз, демонстрирует нам характер сложный и противоречивый. Матвееву удалось передать в лице Голициной недоумение, обиду, кажется она спрашивает зрителя: “за что?” Взгляд ее не надменный, а грустный и усталый. Мягкое, доброжелательное отношение, по-видимому, было основной чертой характера Матвеева. Это мы ощущаем и в портрете Голициной. Не осуждение, а сочувствие к модели передал нам художник.
Второй портрет менее интересен, может быть, потому что неинтересна была сама модель. Недаром Петр I замечал по поводу Ивана Андреевича Голицина: «князь Иван Андреевич, муж светлейшей княгини, вместо которого всегда его жена служила». Ни ратных подвигов, ни значительных успехов на государственном поприще. В год, когда Голицин позировал Матвееву, ему было 70 лет. Матвеев пишет парадный портрет по правилам портретного искусства XYIII в., поэтому старается несколько романтизировать модель. Отсюда рыцарские латы на груди семидесятилетнего старца, горделивость и мужественность позы, гордо посаженая голова в парике и упрямо сжатый рот, но… сквозь воинственный облик проступают черты душевной слабости, ординарности, доброты.
Самым известным произведением художника является его «Автопортрет с женой» (1729). В 1728-1729 году Матвеев женится, художнику тогда было около двадцати семи лет, а его жене, Ирине Степановне, дочери кузнеца С. Антропова, - пятнадцать-шестнадцать. Сразу после свадьбы Матвеев пишет свой шедевр. Это произведение единственное не только в творчестве Матвеева, но и во всей русской портретной живописи эпохи Петра.
До этого портрета русская живопись не смела касаться темы любви. Матвеев первым из русских художников создает поэтический образ любовного союза, взволнованно художник рассказывает о самом сокровенном. Радостно он заявляет о чувствах к любимой. Впервые в русской живописи возникает образ простой женщины, любящей и любимой. Смело и открыто художник прославляет любимую женщину – верную спутницу, очаровательную хозяйку и красавицу, достойную любви и уважения. С каким любованием Матвеев пишет плавную линию шеи своей возлюбленной, чуть приметную улыбку на губах, блеск прекрасных глаз. Портрет пронизан ощущением земной человеческой радости. Радостью дышит трепетный жест соединившихся рук, легкое касание плеч, еле уловимый поворот навстречу друг другу. В позах фигур передается ощущение предыдущего мгновения, когда супруги смотрели друг на друга. Задушевность и простота, доверчивость и открытость, необыкновенное целомудрие и душевная чистота, главные качества этого изысканного и богатого по колориту портрета.
Художественными особенностями творчества Матвеева является эмоциональная выразительность и одухотворенность его работ, точность и выверенность композиций. Матвеев привнес тонкость, изящество и лиризм в русский портрет.
В 1739 году Матвеев умирает в полной нищете, его вдове приходится писать прошение, чтобы ей выделили деньги для погребения мужа.
Так закончилась жизнь одного из самых талантливых людей своего времени.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 3403;