Электронные ресурсы 5 страница
понимать и видеть общее направление и интенсивность изменений, а не пытаться спрогнозировать математически точный результат. И также нельзя питать слишком больших надежд на единожды прекрасно разработанную рекламу. Изменения в обществе все время требуют новых рекламных решений, новых подходов, нового креатива. Для того чтобы управлять рекламным воздействием, необходимо регулярно исследовать целевые аудитории и обновленными методами воздействия поддерживать нужное отношение. Будущее — за теми топ-менеджерами, которые не просто следуют за изменениями, а создают системы, чтобы этими изменениями управлять.
Чтобы говорить об эффективности рекламы и о том, как сделать рекламу успешной, сначала следует описать сегодняшний рынок рекламы, показать его проблемы и противоречия и только после этого говорить о вариантах решения проблем, достижении результатов и эффективности или неэффективности креатива. Часто встречающиеся проблемы можно разделить на четыре типа:
(1)проблемы недостаточного взаимопонимания, возникающие в процессе взаимодействия между агентством и заказчиком;
(2)организационная неготовность агентств не только к устранению глубинных причин проблем заказчиков, но и к решению поверхностных (ситуационных) проблем, в том числе и своих собственных;
(3)организационная и психологическая неготовность заказчиков к решению проблем;
(4)недостаточный профессиональный (в области креатива, PR, имиджа) уровень образования участников рынка.
Проявления перечисленных проблем могут быть различными. Заказчики рекламы жалуются, что агентства их не понимают, рекламисты — что у заказчика внутри его фирмы нет единого понимания и подхода к рекламе, есть множество различных мнений топ-менеджеров, каждый из которых, будучи профессионалом в своем деле, имеет отличное от других представление отом, что нужно его фирме. Очень часто заказчики рекламы не могут сформулировать техническое задание агентству, говоря, чтореклама должна понравиться им, понравиться руководству и увеличить продажи, но конкретизировать все эти позиции не могут. Наиболее часто встречающаяся причина появления пропнем — отсутствие в начале работы четко сформулированных
критериев ее оценки или нерешенные разногласия в этом вопросе между агентством и заказчиком.
Критерии оценки творческих стратегий
Так же как сущность рекламного креатива отличается от художественного творчества, рекламный продукт отличается от произведения искусства. Реклама существует для того, чтобы служить сугубо прикладным целям маркетинга. Рекламные идеи нацелены в первую очередь на продажу и лишь затем претендуют на художественную ценность. На этих особенностях и основываются критерии оценки творческих стратегий:
(1) отсутствие «эффекта вампира» — реклама должна способствовать эффективному восприятию основного сообщения о выгодах ТМ, а не занимать все внимание безраздельно;
(2) соответствие позиции ТМ — многие творческие решения рекламы могут эффектно демонстрировать продукт, но лишь единицы из них отражают реальное торговое предложение марки, не допуская лишних ассоциаций, т.е. творческая стратегия должна быть достаточно проработанной и представлять собой единое целое;
(3) новизна — реклама обладает новизной, если она демонстрирует новые концепции, стили, способы и формы рекламы;
(4) универсальность — творческая стратегия, построенная на хорошей идее, способна воплощаться в различных средствах, форматах. Чем больше ошибок сделано при формулировании идеи, тем более трудоемкой будет ее реализация;
(5) оригинальность — наиболее общая характеристика для оценки продукта интеллектуального творчества. С практической точки зрения творческая стратегия считается оригинальной, если подобной ей нет среди уже известных в данной товарной категории;
(6) гибкость — обладая этим качеством, творческая стратегия дает новый взгляд на марку. С течением времени она может модифицироваться, чтобы соответствовать новейшим требованиям рынка;
(7) эффективность — рекламное творчество должно служить маркетинговым целям ТМ;
(8)адекватность — выражается в достаточности идеи, на которой построена вся творческая стратегия. Стратегия адекватна, если отвечает степени сложности поставленных заявлением о позиции ТМ задач;
(9)ценность — любая идея, применимая к решению даже некоторых проблем, обладает определенной ценностью. Чем шире круг решаемых с ее помощью задач и чем они сложнее, тем выше ценность всей творческой стратегии марки;
(10)привлекательность — идея обладает привлекательностью, если она обращает на себя внимание целевой аудитории. В дополнение к пониманию коммуникативного сообщения творческая стратегия может также вызывать удивление, радость и готовность принять ее безоговорочно;
(11)степень сложности — творческая стратегия должна соответствовать интеллектуальному уровню целевых потребителей;
(12)изящество — проявляется в способе изложения идеи. Изящная идея характеризуется простотой, доступной формой представления сложных понятий;
(13)выразительность — это ясность изложения сути идеи. Выразительная идея лучше и легче воспринимается. Очевидно, даже ценная идея может быть отвергнута, если она не представлена в соответствующей форме.
Независимо от системы критериев оценки творческих стратегий любая нетривиальная (как и тривиальная) идея оценивается по одному основному признаку: насколько она эффективна для решения проблемы. Если необходимо кратко оценить идею, представьте, во сколько раз приход от реализованной творческой стратегии будет больше расхода на реализацию данной идеи. Чем больше выгода, тем сильнее идея и соответственно творческая стратегия. Идеальный вариант — когда вы, не затрачивая особенных усилий, получаете результаты. Полный провал рекламной кампании — когда при больших затратах ресурсов эффекта нет или он отрицательный.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение понятию «рекламный креатив».
2. Какие атрибуты отличают креативную рекламу от некреативной? Может ли некреативная реклама быть эффективной?
3. Что отличает рекламное творчество от других форм (научно-
техническое и художественное)?
4. Какова структура рекламной концепции? Расскажите о характере взаимоотношений между творческой стратегией и рекламной
концепцией.
5. Какие барьеры творческого мышления наиболее выражены в среде специалистов в области рекламного производства?
6. В чем заключается необходимость повышения объективности при критической оценке рекламных материалов?
Библиографический список
1. Анатомия рекламного образа / Под общ. ред. А.В. Овруцкого. СПб.: Питер, 2004.
2. Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. науч. ред. А.А. Грицанов. М.: ACT, 2001.
3. Голова А. Принципиальный консолидатор // Наружная реклама России. 1999. № 10.
4. Левипит А. Заметки по социологии и антропологии рекламы //Новое литературное обозрение. № 22.
5. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000.
6. Менегетти А. Система и личность. М.: Серебряные нити, 1996.
7. Огилви Д. Откровения рекламного агента. М., 1994.
8. Ожегов СИ. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 21-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. язык, 1989.
9. Павловская Е.Э. Дизайн рекламы: Поколение NEXT: Стратегия творческого проектирования. М.: Питер, 2004.
10.Росситер Дж.Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров: Пер. с англ. / Под ред. Л.А. Волковой. СПб.: Питер, 2001.
11.Трик Х.Е. Основные направления экспериментального изучения
творчества // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.; Изд-во Моск. ун-та, 1981.
12.Учёнова В.В. Философия рекламы. М.: Гелла-принт, 2003.
13.Учёнова В.В., Старых Н.В. История рекламы. М., 2002.
14.Шенерт В. Грядущая реклама. М.: Интерэксперт, 1999.
15.Шрагина Л.И. Логика воображения: Учеб. пособие. Одесса: Полис, 1995.
16.Энциклопедический словарь по культурологии. М.: Центр, 1997.
17.Ястребова Н.А. Поиски современной социологии и методологи
ческие проблемы эстетики // Методологические проблемы современного искусствознания.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 495;