ЦЕННОСТИ И ОЦЕНКА. ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ
Процесс ориентации на ценность неразрывно связан с оценкой, которая есть средство осознания ценности. Оценка складывается из акта сравнения собственной оценки и рекомендации к отбору того, что признаётся ценностью. Тот, кто оценивает, формулирует суждение о полезности или вредности, необходимости или ненужности того, что оценивается. Оценка связана с практикой в широком смысле этого слова (как общественно-исторической практикой человека). Оценка означает решение по выбору, а выбор ведет к действию. Оценка, таким образом, организует практическую деятельность.
Оценки одного и того же явления у разных индивидов, социальных групп и наций, государств бывают различными. Вспомним, к примеру, оценку атомных взрывов в Индии и Пакистане весной 1998 г.: лидеры этих стран не скрывали своего восторга по поводу произведенных взрывов, в то время как подавляющее большинство стран, все мировое сообщество были возмущены взрывами и оценка с их стороны была крайне негативной.
Переоценка тех или иных исторических событий, например, происходивших в нашей стране в 30-е годы, связана тоже с тем, что оценка производится изменившимся субъектом или другим субъектом; немалую роль в переоценке играет то, что, в отличие от официальных оценок того времени, теперь раскрыт многие факты, и они вынесены на суд широкой общественности. Не следует смотреть на переоценку как на некую вольную переориентацию, как на произвол, конъюнктурщину, Конечно, в переоценке событий, как и некоторых ценностях, имеется а субъективный компонент. Однако переоценка основывается на действий в целом объективных факторов. Если говорить о развитии научного познания, то изменение оценки тек или иных концепций, особенно если их авторитет навязывался силой, является вполне закономерным и обоснованным.
Во второй половине XX столетия происходит глубокая переоцени ценностей. На смену традиционного общества приходит “компьютерная” цивилизация, индустриальное общество сменяется постиндустриальным, модернизм - постмодернизмом. Основы цивилизации потрясает экологический кризис. Все это ведет к переоценке наших представлений о критериях прогресса, о средствах решения национальных и межгосударственных конфликтов и т.п.
Большая ломка в представлениях о ценностях идет в нашей стране. Диапазон этих переоценок велик - от государственного устройства до структуры образования и здравоохранения, от осознания, есть ли у нас рыночная экономика, до выбора - хорош или плох метод забастовок в борьбе за существование, от размышлений о российском менталитете до сверхактивной рекламы жевательных резинок... Но главное состоит в том, какие ценности победят в будущем. Видный учёный А. Тоффлер в предисловии к книге “Ценности н будущее” писал, что перед человечеством сегодня открыты богатые и разнообразные возможности дальнейшего развития, но какое будущее оно выберет, будет зависеть, в частности и в конечном счете, от ценностей, которые определят процесс принятия им решений.
Работы современных российских философов, социологов, этиков. культорологов (С.Ф. Анисимова, М.С. Кагана, Л.H. Когана, Л.A. Микешиной, Б.В. Орлова, М.М. Решетникова, В.Н. Сагатовскаго, Л.Н- Столовича и яр.) представляют собой поиск ответа на вопрос, какие ценности можно и нужно положить в основу осмысления будущего России.
Дата добавления: 2016-03-20; просмотров: 759;