ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, НОРМЫ, ЦЕННОСТИ

Человеческая жизнь немыслима без целеполагания. Основой формировання, зарождения и полагания целей являются интересы, потребности человека. Эти интересы распространяются на всю его жизнь на определение ее смысла, отдельных жизненных этапов, средств достижения конкретных целей. Целеполагание - преимущество человека. Тахо- вой нет в неорганической или органической природе. Иногда, правда, говорят о компьютерах, считают, что есть Искусственный интеллект”, Однако такие машины созданы человеком, в них он вложил цель, и машины эту цель реализуют. Деятельность машин целеисполнительна, и только деятельность человека целеполагающа. В религиозном мировоз­зрении можно обнаружить иную, чем в философии, трактовку целеполагання: лишь Бог является единственным полагателем основных целей, а человек исполнитель воли Божьей, его деятельность подобна деятельности машины - она (эта деятельность) целеисполнительна. Если и есть у него какие-то особые цели, им сформулированные, то они производны от главных, не им определенных, не им предначертанных; он в конечном счете - Божье творение.

При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Норма социальна; это образец, правило, принцип деятельности, признанные социальной организацией и в той или иной форме заданные дня исполнения ее членами. Норма — это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы их деятельности. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимо­действия индивидов и групп. Различают юридические, моральные, логи­ческие и другие нормы. Каждая норма формируется на основе опреде­ленных законов и включает 4 основных элемента: 1) содержание - дей­ствие, являющееся объектом регуляции (познание, практика); 2) харак­тер - то, что данная норма разрешает (предписывает) или запрещает;

3) условия приложения - обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие; 4) субъект или группа людей, которым адресована норма. Типы и виды норм весьма многообразны. Эго всевоз­можные нормативы, правила, предписания - от норм, с которыми человек сталкивается буквально на каждом шагу, до норм, регулирующих взаимоотношения между народами и государствами.

Нормы вытекают из принятых в обществе, государствах, нациях; регионах, макрогруппах, микрогрушах, у отдельных людей представленниях о ценностях.

Философ О.Г. Дробницкий следующим образом определяет ценность. “Ценность", пишет он, это понятие, обозначающее, во-первых, положи­тельную или отрицательную значимость какого-либо объекта в отличие от его экзистенциальных н качественных характеристик (предметные ценности); во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону тений общественного осознана (субъективные ценности, или ценно­сти сознания). К предметным ценностям О.Г. ДробницкиЙ относит ес­тественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихий­ных бедствиях, потребительную стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальное благо и зло, содержащиеся в общественных явле­ниях; прогрессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в вике предметов богатст­ва современников; полезный эффект или теоретическое значение науч­ной истины; моральное добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектах и произведениях искусства; предметы религиозного поклонения. К ценностям сознания он относит общественные установки и оценки, императи­вы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных пред­ставлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, нормы и принципы действия). данная точка зрения на ценность во многом верна. Вызывает сомнение лишь отнесение к ценностям “отрицательных" значимостей. К таким значимостям относятся, к примеру, болезнь, инвалидность или смерть, вряд ли кто скажет, что для того, кто заболел неизлечи­мой болезнью, сама эта болезнь есть “ценность". Мы полагаем, что прав философ а.М. Коршунов, который обратил внимание на то, что не вся­кая значимость есть ценность. “Ценность, — отмечает он, - есть поло­жительны значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека... Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии (и в жизни человека, скажем мы), могут интерпретироваться как отрицательные значимости... Ценностным является все то, что включается в общественный прогресс, служит ему”. Для индивида ценно то, что служит его интересам, развитию. Хотя, конечно, бывают и исключения, когда, например, в определённой ситуации некий индивид предпочтет инвалидность здоровью. Все больше сторонников появляется у тех, кто утверждает, что главной ценностью является человек.

Возникает вопрос: правильно ли выдвигать предметные ценности на передний план, считая, например, товары основополагающими ценностями, а представление о субъектной ценности, о назначении человека, добре, справедливости и т.п. производной ценностью? На наш взгляд, отношение между этими группами ценностей нужно перевернуть и трактовать материальные ценности производными от ценностей человечески жизненного плана. По убеждению И.С. Нарского (нам оно предсгавляется важным), материальные блага являются лишь средством дви­жения к подлинным ценностям - счастью человека, свободе, добру и справедливости.

Итак, ценность - это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы.

ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ

Частично этот вопрос был только что затронут, когда мы для пояснения понятия “ценность” коснулись предметных ценностей и ценносгей субъективных. Но данный вопрос не исчерпывается ответом только на существование отмеченных видов ценностей. Исследователи указывают ряд оснований для выделения относительно обособленных друг от руга групп ценностей. В книге “Философия” под редакцией В.И. Кириллова выделены такие их группы: по содержанию — экономические, политические, социальные и духовные ценности; по субъекту — субьективно-личностные ценности (они формируются в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта индивида) и надиндивидуальные - групповые, национальные, классовые, общечеловеческие (являющиеся результатом развития общества и культуры); по их роли в жизни человека и человечества: утилитарные ценности (жилище, питание и т.п.) и духовные; в отличие от утилитарной ценности духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее (ежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то духовные ценности — ее, смысл.

Личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций. “Ценностные ориентации - это отношения личности к социальным ценностям, выступающие в качестве регуляторов ее поведения.. Совокупность типичных ценностных ориентаций, свойственных какой-либо социальной группе, называют “социальным характером".

У человека, как и у коллектива, общества имеется много ценностных ориентаций. Одни из них менее, другие более существенны, среди них есть мелочные и возвышенные и т.п. Большое значение имеют ориентации на высшие ценности - идеалы (идеалы личностные, классовые, идеал лидера, идеалы доброты, красоты, справедливости и т.д.). Идеал - этo образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений. Идеал - идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природных предметов сообразно идеалу представляет собой специфически челове­ческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное создание образа цели деятельности до ее фактического осуществления".








Дата добавления: 2016-03-20; просмотров: 2305;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.