ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

“Проблема” есть разновидность “вопроса”. Если вопрос может быть отделен от поиска еще не известной никому информации (например, вопрос преподавателя ученикам начальных классов), то проблема есть такой вопрос, который тесно связан с поиском новой информации; ста­вится задача, зачастую трудная, требующая исследования, разрешения. Она лишь в некотором смысле есть знание, уже имеющееся, но это зна­ние - о незнании. Проблема неотрывна от поисковой ситуации, которая может дать положительный результат, но может и не дать. Проблемы могут быть существенными и несущественными, главными и второсте­пенными и т.п. Специфика проблем в философии: 1) их предельный характер (шире этих проблем: “что такое субстанция?” ‘Что такое при­чинность?” и др. в познании нет); 2) их вечность, инвариантность (с древнейших времен поставлены вопросы: что такое смысл жизни, в чем заключается счастье и т.п., а они остаются актуальными и сегодня).

В философии проблемы концентрируются вокруг основного вопроса мировоззрения и нацелены прежде всего на человека, точнее - на “проблему человека”. И. Кант отмечал, что сферу философии можно подвести под следующие вопросы: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен делать? 3) На что я смею надеяться? 4) Что такое человек? Все эти во­просы, указывал он, можно было бы свести к последнему, так как три первых вопроса относятся к последнему[4]. От центрального вопроса рас­ходятся радиально несколько групп вопросов (проблем), соответствую­щих структуре мировоззрения: это проблемы жизневоззреические (экзистенциальные), затем теоретико-познавательные, аксиологиче­ские, праксиологические (духовно-практические) и природио-космические. Названные группы проблем нередко пересекаются и взаимодо- полняют друг друга, как, например, в проблеме сознания. Все философ­ские проблемы, сколь бы “удалены” они ни были от центральной про­блемы мировоззрения (к примеру, проблема “части и целого"), являются все же так или иначе связанными с ней, конкретизируя ее и содействуя осуществлению интеграции всех проблем философии в единую целост­ность.

Информация, получаемая при постижении проблем, концентрируется в философских понятиях (категориях), законах и принципах/

Многообразие содержания философского знания и тесная зависи­мость этого содержания от человеческих потребностей и интересов обу­словливает и широкую полифункциональность философии. Можно выделять познавательные и идеологические ее функции, которые затем, в зависимости от уровня понятий “субъекта” и “объекта”, будут подраз­деляться на множество подфункций. Часто за основание делений функ­ций принимают теоретическую и методологическую стороны филосо­фии, и тоща у философии выделяют мировоззренческие и общеметодо­логические функции. В этом случае философии оказываются присуща следующие подфункции (или функции): в мировоззренческих — гумани­стическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительная (отражательно-обобщающая). Общеметодологические функции, в свою очередь, делятся на конструктивно-эвристическую, координирующую, синтезирующую и логако-методологаческую функции»

Место философии в системе культуры. Начиная с античности, фи­лософы отводили философскому знанию центральное место среди мно­гообразных сфер культуры. Некоторые из них даже ставили философию на самый высокий уровень обобщения знания, а отдельные направления культуры рассматривали как ее подразделения. Так, Аристотель (384- 322 гг. до н.э.) подразделял философию на теоретическую (умозритель­ную), практическую (знание о человеческой деятельности и ее результа­тах) и изобразительную (творческую). Первая охватывала метафизику, физику и математику, вторая - этику, экономику и политику, а третья философия - поэтику, риторику и искусство. С его точки зрения, фи­лософия есть такой род знания, который может быть определен как ‘'главная и главенствующая наука, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить. Творец “Великого Восстановления Наук” Ф. Бэкон (1561-1626) писал, что различные отрасли науки нель­зя уподобить нескольким линиям, расходящимся из одной точки, а ско­рее их можно сравнить с ветвями дерева, вырастающими из одного ствола, который до того, как разделиться на ветви, остается на некото­ром участке цельным и единым; необходимо признать одну всеобщую науку, которая была бы как бы матерью остальных наук и в развитии их занимала такое же место, как тот общий участок пути, за которым дороги начинают расходиться в разные стороны. Эту науку мы назовем

1 Аристотель. Соч. В 4 т. Т. J. М., 1976. С. 102.

“первая философия”, или же “мудрость”1. “Тот, кто в философии и в изучении общих законов видит пустое и бессмысленное занятие, не за­мечает, что именно от них поступают жизненные соки и силы во все отдельные профессии и искусства"2.

У Аристотеля и Ф. Бэкона, которых разделяют более полутора тысяч лет, нет принципиального расхождения в понимании сути философии как учения о всеобщем, хотя, как мы видим, имеется и своеобразие в ее трактовке. Да и отношение философии к культуре (или отдельным об­ширным ее сферам) тоже неодинаково: у Аристотеля оно скорее экзо­генного плана, а у Ф. Бэкона - эндогенного. Но в обоих случаях оказы­вается, что философия проникает все области культуры, являясь ее об­щим основанием (или “корнем”).

Философия, вернее, значительная ее часть, особенно онтология, или учение о бытии, о природе, а также учение о мышлении, обладает все­ми признаками натуралистского, естественно-научного знания: объек­тивностью, логической принудительностью, подчиненностью принципу достаточного основания, возможностью проверки на практике и т.п. Это не только сближает философию и естествознание, но и позволяет им воздействовать друг на друга в содержательном отношении: философ­ские представления (о причинности, о времени и т.п.) проникают в саму ткань различных естественно-научных теорий, выполняя конструктив­ную функцию; ни одна теория в науках не может возникнуть и функ­ционировать без тех или иных блоков философских понятий (преломляемых на пути к создаваемой теории в тот или иной комплекс общенаучных принципов). Конечно, ученый может выбрать не самое лучшее среди философских понятий и принципов, и тогда философия не приведет к успеху. Нужно научиться умению выбирать из многораз­личного философского материала то, что окажется эффективным в ре­шении частнонаучных проблем, т.е. в построении пшотез и теорий. С другой стороны, научные понятая, и прежде всего общенаучные, служат одним из источников развитая философии и способны порой перехо­дить в философские категории (пример - понятая “система”, “элемент”, “структура”). Аналогично и взаимоотношение философии с идеологией, с гуманитарным знанием, с искусством. Связь с искусством проявляет­ся, в частности, в том, что в философском творчестве большую роль играет субъективно-личностный момент, эмоциональность философа, сказывающаяся как на форме, так и на содержании произведения фило­софа. Проникая друг в друга, философия и наука, философия и идеоло­гия, философия и искусство в целом содействуют позитивному развитию всей культуры. Известный русский мыслитель и литературовед М.М. Бахтин справедливо отмечал, что философию “можно определить как метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания)”.

Философия есть ядро, синтезирующее все сферы культуры и в то же время мировоззренческое и методологическое ее основание.








Дата добавления: 2016-03-20; просмотров: 805;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.