МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
Мировоззрение является системой взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Субъектом, т.е. носителем его, являются отдельные индивиды, социальные группы, классы и общество в целом. Каждый из этих субъектов вносит нечто свое, неповторимое в мировоззрение, делая его своеобразным и оригинальным. Нет и никогда не было двух человек, абсолютно одинаковых по своему темпераменту, житейскому опыту, следовательно - и с абсолютно одинаковым мироощущением и миропониманием.
Мировоззрение зависит также от естественно-природных и социокультурных факторов, окружающих индивида, социальные группы, этносы. Специфика русской нации, сформировавшейся исторически, выраженная, в частности, в ее коллективизме (соборности, солидарности), зашла свое воплощение в Русской идее, пронизывающей труды крупнейших русских философов. Своеобразие немецкой, американской, итальянской и других наций также воздействует на их мироощущение и миропонимание. Само мироощущение может быть оптимистичным или пессимистичным, стимулирующим людей к труду и творчеству либо, наоборот, направляющим их на замыкание в своем личном мире, на отрешение от внешнего мира и от активной предметной деятельности в нем.
Итак, в структуре мировоззрения выделяются прежде всего два уровня: первый, исходный, соответствует чувственному постижению мира (мироощущение, мировосприятие, миропредставление; сюда же относится эмоциональное отношение к миру, миропереживание) второй уровень мировоззрения связан с наличием у человека понятийного мышления, источником которого являются рассудок и разум; осмысление мира и самого себя (в целостности и в отношении к миру) дает основание называть этот уровень миропониманием. И в первом и во втором случаях перед нами предстает мировоззрение как система взаимоотношений человека и мира.
Важно помнить, что эти две части мировоззрения отделяются условно: человек ведь есть частичка мира, человек “находится в мире”; но поскольку без человека нет никакого “взгляда на мир”, а этот “взгляд”, это отношение к миру нужны самому человек для его жизни и деятельности, постольку он автономен самостоятельно имеются две часта, две “субстратные подсистемы” - “человек” и мир .
Далее, человек имеет определенные отношения к миру; они подразделяются на 4 вида: 1) генезисные (по происхождению), 2) познавательные, 3) оценочно-ориентационные (или, иначе, аксиологические, ценностные), где сконцентрированы и разрабатываются представления о духовных ценностях, о добре, справедливости, об идеалах общества, семьи и т.п., и 4) духовно-практические, или праксиологические, включающие в себя систему требований, норм, направленную на регулирование взаимоотношений между людьми и на регулирование деятельности (практической и познавательной).
Основной, центральный вопрос любого мировоззрения - это вопрос об отношении человека и мира.
Главными формами мировоззрения являются: мифологическое, повседневное (или обыденное), религиозное, художественное, натуралистское, философское. Они главные потому, что наиболее широко распространены и играли в истории человека (или играют ныне) значительную роль в его духовном развитии.
Типы мировоззрения выделяются по разным основаниям: если брать средства, которые преобладают при постижении мира, его структур, отдельных систем, то таковыми мохуг быть чувственно-образные (как, к примеру, в религиозном и повседневном типах мировоззрения) либо понятийно-знаковые (как в философском или натуралистском мировоззрениях); по общей ориентации в мире (что брать за первичное: дух или природу) выделяются идеалистические или материалистические мировоззрения; если в основании мировоззрения лежит одна какая-либо субстанция, то перед нами - монистические, если две и более субстанции, то - дуалистические и плюралистические мировоззрения. Возможны разные всеобщие методы, используемые в мировоззрении при его применении; тогда мировоззрение оказывается либо “метафизическим” (в смысле: односторонне аналитическим), либо “диалектическим” (нацеленным прежде всего на поиск и решение противоречий, на выявление связей, развития, системного характера объекта); в зависимости от уровней понятия “человек”, или “субъект”, мировоззрения могут быть личностными, социально-групповыми, классовыми и мировоззрениями государства, нации, общества в целом. Имевшиеся в истории общества несколько общественно-экономических формаций (или “эпох”) также дают группу мировоззрений (“феодальное”, “эпохи Возрождения” и т.п.). Имеется много других типов мировоззрения (“сенсуалистическое” и “рационалистическое”, “сциентистское” и “антропологистское”,”националистическое”,“шовинистическое”, “тоталитаристкие” и т.п.). Типы входят в формы мировоззрений, расчленяя их на значительное число относительно самостоятельных направлении в решении крупных мировоззренческих проблем и оставляя возможность (в большинстве случаев) для взаимодополняемости этих направлений (или подходов) в пределах единой формы мировоззрения. Да и между, казалось бы, самыми противоположными формами можно обнаружить немало общего как в предмете, так и в средствах постижения объективной и субъективной действительности.
Во всех типах, как и формах, мировоззрения главным, основным вопросом является вопрос об отношении человека к миру.
Дата добавления: 2016-03-20; просмотров: 721;