Геополитическое положение современной России
...Необходимо прежде всего четко представлять динамику совокупной геополитической мощи страны, т. е. суммы сильных и слабых сторон геополитического положения России на фоне ведущих государств мира и их группировок.
Я постараюсь по мере возможности отразить.свои представления о компонентах упомянутой мощи и дать оценку относительных геополитических преимуществ и недостатков России на сегодня и в обозримую перспективу.
<...> Прежде всего нынешнее геополитическое положение России нестабильно, что, впрочем, вряд ли является новостью. Важнее другое: сейчас нельзя судить о России как о стране, обреченной в Геополитическом плане на окончательное поражение, ремиссию или успех — в принципе, возможны все три варианта. Правда, вероятность их различна. Пока Россия демонстрирует отрицательную геополитическую динамику.
Основной причиной такой деградации обычно считают — и не без основания — экономику, которая не только сама находится в состоянии перманентного кризиса, но и пагубно воздействует на многие связанные с ней геополитические обстоятельства. Однако в долгосрочной перспективе все заметнее будет сказываться негативное воздействие еще одного, приобретающего самостоятельное значение фактора — демографического. России грозят острая нехватка (в соотнесении с ее территорией и размерами ее природных богатств) номинально дееспособного населения, прогрессирующее ухудшение его качества (в результате физической, психической и духовной деградации) и изменение этнонациональной структуры. Данные явления требуют отдельного исследования, но уже сейчас очевидно, что большинство российских ученых и политиков недооценивают характер и масштабы их последствий. Ограничусь лишь перечислением некоторых из них: невозможность освоения природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока (а, видимо, именно они могут стать локомотивом, способным вытянуть Россию из затяжного экономического кризиса и в дальнейшем гарантировать ее независимое развитие); нехватка людских ресурсов для подъема промышленности и сельского хозяйства во всероссийском масштабе; ненасыщенность и прерывистость информационного пространства; слабость коммуникаций; в долгосрочной перспективе — «обвал» численности и дальнейшее снижение качества социально-профессиональных групп интеллектуального труда; неспособность создать эффективную — достаточную по размерам (для защиты обширной территории) и качеству подготовки армию; фактическая «выдача приглашений» соседним перенаселенным странам так или иначе приглядываться к российским землям и ресурсам; радикализация русского этнобольшинства, озабоченного своей дегенерацией.
Таким образом, сегодня Россию но совокупным геополитическим параметрам вряд ли можно в полном мере отнести к глобальным державам или глобальным центрам силы. Тем более, что остается неясной судьба СНГ, которое в принципе способно превратиться в обширную зону недвусмысленного геополитического доминирования России. (Знаменательно, что большую активность в обустройстве находящегося под «остаточным», не более, влиянием России геополитического "пространства проявляют деятели тех государств, которые принципиально согласны стать его структурными компонентами, прежде всего президенты Казахстана и Белоруссии — Назарбаев и Лукашенко.) Конечно, большая или меньшая «ущербность», то есть неравномерность факторов геополитической мощи, характерна для всех великих держав. Отличие России состоит в степени неравномерности, но именно это отличие и определяет неглобальный уровень нынешней России.
Россия, однако, и не, региональная держава с субглобальными интересами. Такое определение неверно вне зависимости от нынешнего российского геополитического потенциала хотя бы потому, что страна расположена в двух частях света и имеет большие или меньшие выходы сразу на несколько крупнейших геополитических регионов. Поэтому правильнее, наверное, нынешний статус России определить как «трансрегиональная держава».
Нейтрализация негативных тенденций геополитического положения России, возрождение ее глобальных позиций предполагает опору на основные сохранившиеся внутренние факторы российской геополитической мощи. К ним прежде всего необходимо отнести традиционные геополитические ценности (природные ресурсы, территорию), оставшуюся военную мощь с упором на ядерное оружие, отдельные сферы промышленного, прежде всего военного и интеллектуального производства.
Особую важность в этих условиях приобретает вопрос о политическом режиме России, который формируется в ходе нынешнего переходного процесса. В Конституции заявлена демократическая система — тем самым государство взяло на себя обязательство воспринять, ввести в действие и уважать общепринятые нормы демократии. В определенном смысле демократия — самая экономичная (в сугубо материальном выражении) форма правления: периодическая организация тех же свободных выборов требует меньших затрат, чем поддержание внутреннего порядка с помощью силовых средств, как при всех вариантах автократии, или тотального полицейского контроля над обществом. Кроме того, стабильная демократическая Россия получила бы нормальный доступ в «клуб» богатых демократических государств, легче бы привлекала инвестиции из-за рубежа, вернула бы валютные вклады своих граждан в страну, по-деловому общалась бы с международными финансовыми, торговыми и прочими организациями. Это укрепило бы ее авторитет в мировом сообществе, явно ориентирующемся на демократические нормы и процедуры, соблюдение прав человека, о чем не раз давали понять России на самых разных уровнях. Многие современные сложности во внешней, военно-стратегической, экономической, и других направлениях политики России, а также со справедливой защитой ею своих позиций объясняется тем углубляющимся разрывом между конституционно-декларированной демократией и реальной государственной политикой. Вместе с тем наиболее дальновидные зарубежные аналитики справедливо полагают, что изолированная, постоянно попрекаемая за внутреннюю политику, нестабильная авторитарная Россия гораздо опаснее, чем та, в которой поощряется демократический процесс, соблюдаются права человека и которая активно вовлечена в решение мировых дел при соблюдении ею международных правил игры.
Внутренний потенциал сегодня все же не настолько велик, чтобы его можно было использовать во благо России наперекор любым внешним обстоятельствам. Отсюда и задачи — создать благоприятные международные условия, обеспечивающие, говоря словами классика, «передышку» для приведения в порядок внутренней силовой базы и максимальную реализацию имеющихся геополитических ресурсов. Какая же геополитическая стратегия более всего соответствует этим задачам? .
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 1099;