Современная отечественная (укр.) философия
(постнеклассические исследования)
(#78)
Название из истории философии – были этапы классический и неклассический. Третий этап – постклассика. Классическая методология (подход) предполагает что объект определяет действие субъекта. Например в науке ученый изучает например природу, с точки зрения классической науки природа является источником знаний, все определяется объективной реальностью, мы познаем объективные законы природы, человек вторичен – он часть природы. Классический подход означает что любую проблему мы решаем исходя из тезиса что объект первичен а субъект вторичен – например человек это часть общества. Такой подход хорош для естественных наук, но для гуманитарных наук это плохо – человек не свободен, он полностью зависим от окружающей среды. Неклассический подход: субъект определяет специфику объекта. Субъект – активное начало (человек, общество и т.п.). Для общественной жизни это понятно т.к. человек влияет на общество. Когда наука пришла к изучению микропроцессов начались поползновения неклассического подхода даже в физику – мы задаем объект который мы не видим. Опыты по дифракции электронов показали что электрон – волна, в фотоэффекте электрон – частица; так что такое электрон? Получается что сущность электрона зависит от того какой прибор мы используем. Т.е. постановкой опыта мы сами задаем сущность объекта. В философии неклассический подход начался еще в 19 веке с иррациональными течениями. Эта методология оказалась достаточно продуктивна – мы создаем новые объекты сами. Соответственно идет индустриализация, человек преобразует природу. И классический и неклассический подходы сыграли важную роль. Революционная деятельность – неклассический подхода. Неклассический подход ведет к тому что мы нарушаем природные законы и наша активность привела к противодействию – возникли экологические проблемы. Почему недостаточно обоих подходов? Надо новая методология которая бы учитывала оба подхода и адекватно описывала ситуацию. Сейчас много связей и любая ситуация может влиять на весь мир. Субъект, который действует на объект влияет на сам субъект, получается что субъект находиться в объекте – человек является частью природы. Обратная связь сразу работает. Реально оказывается что существует единство субъекта и объекта.
Отношения субъект-объектное все время развивается, это отношение называется тотальностью (целостностью). Оказывается задача анализа тотальности, как тотальность себя ведет? Понятие тотальности использовал Гегель. Для него тотальность – это развертывающееся в самом себе, но сохраняющее себя, единство. Тотальность – специфическая целостность. Во первых она развертывается – все может меняться, нет цельных элементов. Но при этом оно составляет единство. Например общество – все время меняется, много противоречий, но оно целостное. В диалоге двух людей кто субъект а кто объект, кто ведущий а кто ведомый? Нельзя это выяснить. Характерной чертой тотальности есть то что субъект и объект постоянно меняются местами. Тоталогия – учение о тотальности. Субъект и объект – дискреты, не надо выделять их отдельно. Отношения постоянно меняются в отличии от системы. Тотальность – гибкая форма, может появляться что-то новое и исчезать старое. Три принципа тотологии:
1. Принцип диверсизации – любая часть тотальности может разворачиваться в самостоятельную, качественно иную тотальность. Любая ситуация чревата порождением новой реальности.
2. Принцип самодетерминации тотальности – изменение отношения части к целому (тотальности) одновременно означает изменение влияния целого на часть. Субъект действует на объект и ощущает его воздействие. Как только мы изменили свою диспозицию мы ощущаем изменение влияния целого на нас. Диалог продолжается пока мы чувствуем эту диспозицию.
3. Принцип сизигии (соответствия) – в процессе тоталогинеза происходит постоянное усответствование всех частей тотальности друг другу (целого и частного например). Постоянно перетекает одно состояние в другое, при этом соблюдается приемственность предыдущего.
Развитие тотальности (тоталогинез) выступает как структурированный процесс. Если сделать срез в данный момент мы увидим структуру. Если рассмотреть срезы в разные моменты – совершенно разные структуры. В любой тотальности всегда существует 2 стороны, они получили название тоталогии. В первом случае тотальность получила название генералогии, с другой стороны – парсическая (парс – часть) сторона. В любом состоянии в тотальности есть нечто завершенное, самодостаточное, жесткая система отношений благодаря которым держится эта структура – генералогическая структура. Но любая вещь участвует в генералогических отношениях представлена только определенной стороной, но любая вещь имеет другие стороны которые в этой генералогической структуре не задействованы. Те отношения которые не входят в генералогию они переходят в другую генералогию, имеют изменчивую структуру – эти отношения носят названия парсических. Но реально и генералогическая структура может меняться, например идет специализация – все большее вытеснение наших потенций в парсическую сферу. Значит плотность парсических связей растет. Парсические элементы начинают замыкаться друг на друга – возникает новая генералогическое состояние. Процесс тоталогинеза связан с тем что одна парсическо-генералогическая целостность переходит в другую и т.д. В тоталогинезе объединяется и системный и структурный и эволюционные подходы. Перенос акцентов называется трансфером доминант. В процессе развития тотальности существуют на определенных этапах развития возникают критические точки – ситуация где трудно провести грань между парсикой и генералогией – уже нет старой генералогии, но и новая генералогия тоже не очень крепка. В этих точках развитие может идти либо в одном направлении либо в другом. Через воздействие на критические точки можно управлять тоталогинезом. Практический выход из этой ситуации – сизигическая рациональность. Развивается новая рациональность.
Есть на Украине кроме тоталогии еще 2 направления которые можно отнести к сфере постнеклассики. Одно из них достаточно общее, аморфное, не имеющее позитивного момента – отрицает и классику и неклассику. Это направление близко к постмодернизму. Постмодернизм отрицает все что было раньше критике и сомнению, все ценности. Второе направление – реляционный холизм. Основной представитель проф. Цехмистро. В мире есть единство а не множество – любое событие кореллирует с любым другим событием, нет причинного взаимодействия, а просто все едино. Есть еще направление – психонетика. Автор – Бахтияров, психолог. Психонетика – область технологий которая выйдет на первое место в постинформационном обществе.
Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 624;