Причина и метапричина.

Проблема о причинности. Вопрос о причине и первопричине. Что значит разумная, рациональная деятельность? Процесс развития деятельности идет за счет непредвиденной, по отношению к общей схеме деятельности, добавки. Возникает парадокс: сама деятельность исходит из того что цель и результат совпадают, что работает причинно-следственная связь, которая предусматривает однозначную связь между причиной и результатом. А развитие деятельности идет за счет случайной добавки. Т.е. мы работаем на основе принципа причинности а развитие идет за счет случайности. Это говорит о том что наша деятельность не очень управляема. Причины задают однозначные отношения, а реально нет однозначности – мы живем в мире в котором мы не все понимаем. Получается что мы игнорируем многозначность, а на практике она присутствует. Как же эту случайность привязать к принципу причинности? Принцип причинности (любое явление имеет причину и связь между явлением и следствием однозначна) нельзя отбросить. Может можно ввести дополнительную информацию об этой случайности? Видимо кроме принципа причинности есть еще какой-то принцип который что-то говорил бы об этой случайности.

Проблема случайности. Случайным называют то что не вытекает из природы данного процесса. Случайность тоже имеет причину, но она лишняя для данного процесса. Но она влияет на этот процесс. Случайность не абсолютна а относительна. Проблема случайности не в том что случается что-то случайное, а в том что это конкретная случайность в конкретном месте в конкретное время. Почему именно такая случайность возникает здесь и теперь? Стремление объяснить случайность тоже полезная вещь. Случайность всегда нарушает порядок. Это может быть очень небезопасно – в мире что-то не так. Случайность можно рассматривать как предвестник. Это сейчас и в науке часто используется. Многие авторы отмечают серийность случая, особенно парность часто наблюдается. Почему существует такая серийность? Существуют явления совпадений которые не объяснимы с принципом причинности, но они интересны для изучения случайности. Мало просто удивляться случайностям, надо их понять. Почему случайности проходят именно так а не иначе? Почему существуют эти серии? Можно сказать что случайности существуют, но они каким-то образом упорядочены, значит надо искать фактор который их упорядочивает. Эти методы начали сильно работать когда начали в физике применять вероятностные методы. Сами случайности оказываются упорядоченными (из статистических методов). Вероятностный способ мышления проник почти в каждую область нашего мышления. Статистическая совокупность состоит из независимых явлений, но само вероятностное распределение однозначно. Что-то связывает независимые явления. Статистическая закономерность дает однозначную картину, но каждый элемент – неоднозначен. А есть ли какое-то объяснение? Вся социология строится на статистике. План Гомейера – ландшафт связан с отдельными точками. В отличии от причинных связей где действует силовая компонента, существует фактор связанный с планом Гомейера, этот фактор носит организующий характер. Т.е. есть фактор который находиться выше причины – метапричина. Всегда любое причинное действие попадает под план Гомейера, подвластно какому-то влиянию. Кроме причинной детерминации существует детерминация за счет метапричин. Причина в данных условиях имеет какой-то результат. Условия задают структуру причинных действий и это надо учитывать. Была попытка свести причины к условиям (конденционализм), но между ними есть разница – это разные детерминирующие факторы. Причина влияет на событие как целое, а условие влияет не силовым образом. Например ландшафт влияет на путь человека не силовым действием. Поппер приводит такой пример: вероятность выпадения одной стороны игральной кости 1/6. Если мы сделаем кости с утяжеленной стороной, мы изменили условия и распределение изменилось. Распределение меняется в зависимости от условий. Как декодировать полученные данные чтобы получить начальные условия? Причина и метапричина необходимы обе – они не заменяют друг друга. Принцип причинности не объясняет устойчивости распределения – нужен метаструктурный подход. Метапричина не объясняет разброс каждого отдельного явления (распределения электронов на мишени после щели например).

Сегодняшняя рациональность должна учитывать и причины и метапричины. Если человек действует на объект – причинное взаимодействие, если объект на человека – это метапричинная ситуация. На самом деле есть и то и другое, значит рациональность должна быть сизигическая – включать и то и другое. Человек, действуя рационально, должен действовать метарпичинно или причинно? Если человек действует в соответствии с принятым решением – он действует причинно, когда он просто принимает решение – метапричинно. В реальной ситуации что-то в нас есть метапричинное но действуем и как причина. Как это все делать оптимально? Есть 2 типа принципов которые раскрывают принцип сизигической рациональности. Одна – технологическая, как надо делать; а другая часть связана с сущностью процесса – почему надо это делать?

Принцип причинности сам по себе недостаточный. Необходимо понятие метапричинночти, которое говорит что случайности ведут к самоорганизации, которая не сводиться к духовному началу. Почему явления организуются? Случайно это не может происходить. Почему жизнь зародилась? Метапричина – ландшафтная структура бытия. Весь мир имеет одну и ту же архитектуру, но она разнообразна в своих проявлениях. Ландшафтность бытия поддерживает этот порядок дальше. Бытие ландшафтно. Для объяснения ландшафтности не нужна гипотеза бога.

 


Лекция 13 (04.02.2004)

 








Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 802;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.