ОТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ К СОЦИАЛЬНОЙ
Еще недавно вряд ли можно было представить столь большое расширение понятия экологии, какое произошло в настоящее время в результате осмысления ранее неизвестных фактов и ситуаций. Интенсивно развиваются глобальная и социальная экология, экология человека. Предметы этих наук еще четко не установились и порой их отождествляют. Попытаемся определить основания эволюции экологии и особенности новых областей экологического знания.
Классическая (биологическая) экология. Первоначально понятие «экология» утвердилось в биологии как название направления, призванного изучать взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей их неорганической природой. Возникновение экологии стало возможным во второй половине XIX в., когда было накоплено достаточно сведений о многообразных организмах и особенностях их образа жизни. Стало очевидно, что не только строение и развитие организмов, но и их взаимоотношения со средой обитания подчинены определенным закономерностям.
В работе Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859) была осмыслена «борьба За существование» в природе; Под борьбой Ч. Дарвин Понимал все формы противоречивых связей вида со средой, которые приводят к естественному отбору и являются движущим фактором эволюции. По существу, именно эта работа Ч. Дарвина определила проблему всестороннего изучения взаимоотношений живых существ с окружающей средой.
Однако экология имеет длительную предысторию. Накопление сведений об образе жизни, зависимости от внешних условий, характере распределения животных и растений началось с освое ния человеком природной действительности. В трудах античных философов делаются первые попытки систематизации, обобщеэтих сведений. Так, Аристотелем описаны поведения свыше 500 видов животных. Ученик Аристотеля, «отец ботаники» 'Теофаст Эрезийский приводит достаточно подробные сведения о своеобразии растений в разных условиях, о зависимости их фор роста от почвы и климата.
В средние века под влиянием богословия и схоластики интерес изучению природы ослабевает. В эпоху Возрождения, вследствие хфических открытий и колонизации новых стран, сущегенно расширился круг описываемых растений и животных, появились новые основания их систематизации.
В XVIII в. французский естествоиспытатель Ж. Вюффон впервые стал непосредственно изучать проблему влияния внешних условий на строение животных. Считая возможным «перерождение» видов, он полагал основными причинами превращения од-ю вида в другой влияние внешних факторов. В это время Ж.Б. Дамарк, автор первого эволюционного учения, также при-ходит к выводу, что влияние «внешних обстоятельств» - одна из главных причин приспособительных изменений организмов, эволюции животных и растений.
Дальнейшему развитию экологического мышления способствовало появление в начале XIX столетия биогеографии. Труды Гумбольдта, К. Глогера, Т. Фабера и др. определили новое направление в географии растений. В науку было введено представ-te о том, что «физиономия» ландшафта определяется внешним обликом растительности. Было обращено внимание на то, sчто в сходных зональных и вертикально-поясных географических условиях у растений разных таксонометрических групп вырабатываются сходные «физиономические» формы, т.е. одинаковый внешний облик. По распределению и соотношению этих форм Можно судить о специфике физико-географической среды.
В сеете изложенного, упомянутый фундаментальный труд Ч.Дарвина следует рассматривать как определенный итог в изучении вопросов взаимоотношения живых существ с окружающей
«Экология» происходит от греческих слов oikos (жилище, местопребывание, убежище) и logos (учете). Термин был предлог жен немецким естествоиспытателем Эрнстом Геккелем в работах «Всеобщая морфология организмов» (1866) и «Естественная история миротворения» (1868).
Как самостоятельная наука экология оформилась к концу XIX в. В начале XX столетия уже были акологические школы гидробиологов, ботаников, зоологов. В каждой из них развивались определенные стороны экологической науки. В это время произошла дифференциация экологических знаний. Возникли экология особей (аутоэкология), экология популяций и сообществ (синжология). Выкристаллизовались основные теоретические идеи биоценологии: о границах и структуре биоценозов, степени устойчивости, возможности их саморегуляции.
К середине XX столетия в экологии возник принципиально Новый подход к исследованию природных систем. В 1935 г. английский ученый А. Тэнсли предложил понятие экосистемы, в 1942 г. академик В.Н. Сукачев обосновал представление о биогеоценозе. Эти понятия отражали идеи единства совокупности Организмов с абиотическим окружением, гармонической «вписанности» сообществ в неорганическую среду.
Термин «популяция» в экологии отображает группу особей любого вида, находящихся во взаимодействии между собой и совместно населяющих общую территорию. Экологическая популяция, таким образом, это население одного вида на определенной территории. Понятие «сообщество» охватывает все популяции, занимающие данную площадь. Сообщества организмов связаны с неорганической средой теснейшими материально-энергетическими, информационными связями и функционируют совместно как единая экологическая система или как биогеоценоз. В.совокупности биогеоценозы образуют особое геологическое тело - живое вещество, которое изменяет и придает Земле свойства, принципиально отличающие ее от поверхности других планет.
Жизнедеятельность организмов приводит к качественно новому биогенному (биологическому) круговороту вещества и энергии в природе - образованию биосферы. Живые организмы не могут существовать сами по себе без других организмов или среды обитания. Сообщество образует с неорганической природой определенную систему, в которой поток атомов, вызываемый жизнедеятельностью организмов, приводит к круговороту.
Следует отметить, что живые и неживые части экосистемы Настолько связаны в одно целое, что разделить их трудно. Так, шинство биогенных веществ (С, Н, О, N, Р и.т.д.) и органических соединений (углеводороды, белки, жиры и.т.д.) образуют непрерывный поток между живым и неживым веществом. Согласно определению Э. Геккеля, экология - это наука об экономии, домашнем быте животных.'Она, как считал ученый, должна изучать общие отношения животных к неорганической и органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые и непрямые контакты. Одним словом, все те запутанные взаимоотношения, которые Ч. Дарвин условно назвал «борьбой за существование».
Сегодня существует ряд определений биологической экологии. Их объединяет характеристика экологии как науки, изучающей условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, где они обитают. Основное поде исследований биологической экологии - это рассмотрение в различных по уровню организации экосистемах потоков энергии, пищевых цепей, биогеохимических круговоротов, а также вопросов развития, эволюции и управления.
Можно сказать, что биологическая экология изучает:
· • связи отдельных организмов (биосистем) или отдельных видов (популяций) со средой, (при этом особое внимание уделяется жизненным циклам и поведению как способам приспособления к среде);
· связи группы организмов (сообществ), составляющих определенные единства с внешней средой.
В первом случае это подобно тому, как, рассматривая рисунок, можно сконцентрировать внимание на каком-то отдельном элемен-те. Во втором случае Делается попытка охватить картину в целом, изучить как бы всю композицию.
Между тем обменные процессы со средой любой открытой системы, необходимые для ее существования и развития, обобщенно можно представить как некоторый тип взаимодействия. Данный тип взаимодействия считают экологическим взаимодействием. Последнее не есть особый вид взаимодействия наряду с физическим, химическим, биологическим и т.д., а включает в себя весь комплекс взаимодействий некоторой системы (принимаемой за «центральный» объект), с совокупностью других факторов, составляющих среду и определяющих условия ее существования.
Экологическое взаимодействие имеет место на уровнях клетки, организма, популяции, биоценоза (сообщества), экосистемы (биогеоценоза) и биосферы. Степень сложности и формы его проявления на каждом из этих уровней организации живой материи отличаются друг от друга, Наряду с общими принципами, характеризующими единые черты экологического взаимодействия вообще, существуют и особые закономерности, отображающие специфику отдельных уровней. Это обстоятельство определяет наличие целого ряда относительно самостоятельных разделов биологической экологии, В настоящее время биологическая экология делится на общую экологию, изучающую закономерные связи со средой, присущие всем группам организмов, и на частные направления, по специфике отдельных групп (экология микроорганизмов, растений, млекопитающих, птиц, рыб и т.п.). Физиологическая экология выявляет закономерности физиологических изменений, лежащих в основе адаптации организмов. В последние годы развивается биохимическая экология, внимание которой направлено на молекулярные механизмы приспособительных преобразований в организмах в ответ на изменение среды. Палеоэкология изучает экологические связи вымерших групп, эволюционная экология - экологические механизмы преобразования организмов, Морфологическая экология - закономерности строения органов и структур в зависимости от условий обитания. Экологической наукой является гидробиология. Выделяют экологию» наземных экосистем, ландшафтов и т.п.
Глобальном экология (экология биосферы). Развитие экосис-темного анализа привело к возрождению на новой экологической основе учения В.И. Вернадского о биосфере. Биосфера предстала как глобальная экосистема, стабильность и функционирование которой основаны на экологических законах обеспечения баланса вещества и энергии.
Биогеохимические функции биосферы многообразны, но это многообразие имеет единую сущность: в своем глобальном косМинском проявлении «сфера жизни» (биосфера) выступает как гитантский аккумулятор и уникальный трансформатор энергии Солнца». Благодаря биосфере - приемнику космического излучения
- на всей нашей планете осуществляется активная связь Землис Космосом. Схватывание солнечного излучения осуществляется растительным миром, но в удержании и преобразовании энергии Солнца принимает участие все живое вещество планеты. |v"' Биосфера является мощной геологической силой, непрестанно ;(гворящей и преобразующей лик планеты. Исследовав химический Достав и химическую эволюцию земной коры, убедившись в том, :что последние не могут быть объяснены чисто' геологическими причинами без учета роли живого вещества в миграции атомов, В.И. Вернадский пришел к выводу о биосфере как закономерном продукте эволюции Земли.
В биосфере происходят процессы самого различного характера, теоретическое освоение которых невозможно одними лишь методами биологической экологии. Не определилась окончательно наука, которая всесторонне рассматривала бы эти вопросы. Можно предположить, что они станут предметом глобальной экологии. Последнюю обычно ограничивают вопросами, связанными с взаимодействием общества и биосферы. Однако подобная трактовка учитывает только один (хотя и очень важный) аспект взаимодействия биосферы с внешней средой. Попытаемся обосновать эту точку зрения.
Согласно учению В.И. Вернадского, биосфера представляет собой земную ободочку (часть атмо-, гидро- и литосферы), охваченную или преобразованную жизнью и обладающую вследствие этого своеобразной геологической и физико-химической структурой. В результате жизнедеятельности организмов в биосфере про-исходят миграция элементов, биогеохимическая трансформация, накопление солнечной энергии и другие процессы, направленные в целом на поддержание ее в состоянии динамического равновесия. Видоизменение (развитие) живых зеществ,: отмечал В.И. Вернадский, в течение всего геологического времени охватывает биосферу и различным образом, менее резко, но сказывается на ее косных природных телах. Благодаря эволюции видов, непрерывно идущей и никогда не прекращающейся, резко меняется отражение живого вещества на окружающей среде. Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы. При рассмотрении биосферных процессов на первый взгляд возникает представление об их хаотичности. На самом же деле в биосфере происходят процессы самоорганизации, в ней все учитывается и все приспособляется с подчинением мере и гармонии.
Биосфера находится в сложном экологическом взаимоотношении с явлениями и процессами, происходящими в космическом окружении и в недрах Земли (вулканы, землетрясения, естественные радиоактивные излучения, вариации геомагнитного поля и т.д.), не говоря уже о взаимоотношениях с обществом, последствиями производственной и другой природопреобразующей деятельности человека. В.И. Вернадский в своих работах неоднократно подчеркивал относительную автономность биосферы, ее органическую связь с внешними, факторами. Особое значение он придавал влиянию космического окружения на становление и эволюцию биосферы и возрастающей роли человечества в ее преобразовании.
Наиболее известным фактором космического окружения, влияющим на состояние и развитие биосферных процессов, является энергия солнечного излучения. Она, прежде всего, определяет тепловой режим биосферы и соответствующую глобальную циркуляцию атмосферы и гидросферы. С резкими изменениями теплового режима были связаны ледниковые периоды в истории нашей планеты, качественно менявшие состав и строение биосферы. Благодаря энергии Солнца и активной природопреобразующей деятельности живых организмов в биосфере происходят круговороты воды, кислорода, углерода, азота и минеральных веществ. В биологический круговорот солнечная энергия включается посредством реакции фотосинтеза, происходящей в растениях. Фотосинтез является как бы энергетическим входом в биосферу. В продуктах этой реакции - органические вещества и свободный кислород -собирается часть поступающей на Землю солнечной энергии. Эволюция биосферы шла в направлении расширения возможностей фиксации и удержания различными путями и средствами связанной энергии. Этим объясняется разнообразие экологических систем, пищевых сетей, трофических уровней, образование гумусовых горизонтов почв и залежей горючих ископаемых.
В течение продолжительного времени считалось, что влияние Солнца на биосферу ограничивается процессами фотосинтеза и поддержанием определенного термического режима на Земле.
Однако в результате развития космической биологии предстала несколько иная картина. Оказалось, что различные части спектра излучения Солнца оказывают и непосредственное воздействие на все живое. Это воздействие сказывается в ходе физико-химических превращений, происходящих во всех биологических системах и проявляется в значительном изменении активности микроорганизмов, растений и животных. На основе многочисленных данных была установлена определенная статистическая связь между циклами солнечной активности и такими явлениями в биосфере, как миграция животных, изменения численности популяций, сообществ и т.п. Выяснилось, что солнечные перетурбации оказывают влияние и на сердечно-сосудистую, нервную сеть и другие жизненно важные системы человека. С точки зрения одного из основателей космической биологии А.Л. Чижевского, рассматривая влияние космического окружения на биосферу, нельзя ограничиться лишь учетом роли Солнца. «Было бы совершенно неверным считать - пишет он, - только энергию Солнца един-ственным созидателем земной жизни в ее органическом и неорга-наческом плане. Следует думать, что в течение очень долгого вре-мени развития живой материи энергия далеких космических тел, таких, как звезды и туманности, оказала на эволюцию живого вещества огромное воздействие... Жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики космоса... она живет динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца— этой грандиозной совокупности туманностей, звезд, Солнца и планет»1.
В настоящее время общепризнанно, что возникновение биосфе-I, установившиеся в ней качественно определенные явления, не найти полного объяснения при рассмотрении вне контек-га формирования современного мироздания и физических усло-яй Ближнего и Дальнего Космоса. Все более обоснованным ставится положение, утверждающее синхронную связь многих из-зений в ней с космическими факторами и диахронную связь ее эзникновения и формирования с космическими предпосылками. Таким образом, экологическое взаимодействие биосферы с кос-пческим окружением, проявляется не только в энергетической ни Солнца в поддержании динамического равновесия и эволю-т биосферы но и во влиянии многих других аспектов солнеч-эй деятельности и разнообразных процессов, происходящихво Вселенной, на саму возможность биосферы, ритм и активность функционирования составляющих ее подсистем.
Сложно и во многом своеобразно экологическое лзаимодействие биосферы с обществом, разнообразными последствиями человеческой деятельности., Человек, как и всякий живой организм, неразрывно связан с биосферой. Но его воздействие на биосферу принципиально отличаете» от воздействия других организмов, поскольку обусловлено общественной природой человека, совершается в ходе и в результате, прежде всего трудовой, производственной деятельности.
Воздействие человека на отдельные подсистемы биосферы начало сказываться еще в глубокой древности. Оно проявлялось в основном в изменении растительного покрова и истреблении отдельных видов животных. Установлено, что уже в эпоху верхнего палеолита первобытные люди полностью уничтожили многих крупных травоядных животных (мамонта, гигантских оленей, шерстистых носорогов и других), продукты охоты на которых были главным источником питания людей и основным сырьем для хозяйственных целей; вызвали существенные изменения в видовом составе животного мира в зонах обитания в целом. Начиная с эпохи неолита, с развитием земледелия и скотоводства общество стало оказывать сильное влияние на биосферу вследствие заметного уменьшения площади зеленого покрова планеты.
В результате вырубки лесов, распашки лугов и выпаса домашнего скота огромные территории в различных регионах нашей планеты постепенно превратились в песчаные пустыни и скалистые горы. Как показывают археологические, палеоботанические и этнографические исследования, в таких безлюдных сейчас пустынях, как Гоби, Каракумы, Кызыл кум, Сахара и других, когда-то процветала жизнь древних цивилизаций. Люди, которые выкорчевывали леса, чтобы получить таким путем пахотную землю, и не представляли, что они этим кладут начало запустению этих территорий, лишив их вместе с лесами центров скопления влаги. Можно полагать, что уже в древние времена уменьшение площади зеленого покрова планеты вносило определенные изменения в круговороты воды, углерода, азота в биогеоценозах и в какой-то степени сказывалось на глобальном круговороте этих элементов в биосфере. Несколько должно было уменьшиться и продуцирование кислорода. Однако методы геологии и палеонтологии не позволяют сейчас с достаточной точностью определить это. По мере развития промышленности и развертывания других аспектов технической деятельности человека воздействие общества на биосферу приобрело совершенно новые черты, которые
Обусловили и особое название этого антропогенного воздействия - «техногенное».
На первых порах, когда масштабы и темпы развертывания
технической деятельности общества были сравнительно невелики, дело ограничивалось относительно небольшими изменениями в биосфере.
Она в ходе естественных процессов саморегуляции справлялась в той или иной мере с техногенными воздействиями, успевала приспособиться к вносимым в нее возмущениям. Но в дальнейшем, с возрастанием масштабов и темпов технической деятельности, возможности самовосстановления биосферы оказались уже недостаточными. Стали наблюдаться заметные изменения в химическом составе и физическом состоянии важнейших ее составляющих. В ходе научно-технического развития данное явление достигло своей кульминации.
В настоящее время одной из актуальных задач науки становится изучение возможных глобальных сдвигов в биосфере под воздействием
техногенных факторов. Экологическое взаимодействие биосферы и общества должно поэтому стать важнейшей частью глобальной экологии. Последняя, вопреки распространенному Мнению, не ограничивается рассмотрением последствий антропогенных воздействий
на биосферу. По нашему мнению, предметом глобальной экологии должны служить также экологические связи биосферы с процессами, происходящими в недрах Земли и в космическом окружении.
Для выяснения причин наблюдаемых биосферных явлений и их динамики необходимо учитывать взаимную корреляцию различных воздействий на биосферу. Глобальная эко-яогия должна стать единым учением об экологических взаимоотношениях биосферы с факторами различного происхождения, комплексно исследовать влияние на нее антропогенных, космических, геофизических, геохимических и других воздействий.
Экология человека. Чем выше организация системы, взаимодействующей с внешней средой, тем в большей мере интегративной и комплексной становится задача выяснения характера соответствующего экологического взаимодействия. В этом плане при-мечательно рассмотрение экологического взаимоотношения человека с окружающей его средой. В ходе общественной деятельности человек изменяет, но не отменяет, не уничтожает в себе прилюдное, биологическое. Благодаря этому не исчезает, а исторически развивается взаимосвязь, преемственность между биологическим и социальным.
Как известно, законы биологии неоднократно пытались экстраполировать на социальные явления. Так, в философии Ф. Ницше человек предстает как биологическое существо,
живущее инстинктами, бессознательными Побуждениями, а «борьба за существование»
выдается за главную движущую силу социального развития. В ней все живое, начиная с клетки и кончая человеком, рассматривается как иерархия сил, соперничающих друг с другом в борьбе за господство. Г. Спенсер на основе закона «выживания наиболее приспособленных» и «уподобления общества живому телу» создал «органическую» теорию общества, согласно которой в нем неизбежно должна быть классовая градация, дифференциация, чтобы оно могло существовать и развиваться.
Наконец, следует отметить такое направление в социологии, как социальный дарвинизм, представители которого пытались объяснить взаимоотношения различных
социальных групп и классов в обществе законами естественного, отбора и борьбой за существование. Во всех этих случаях сложнейшие социальные явления и процессы рассматриваются в основном посредством концептуальной системы, приемлемой лишь для объяснения динамики жизни в популяциях и
сообществах животных. Попытки некритического распространения понятий и законов биологической экологии на область социальных явлений завершились вульгаризаторскими интерпретациями сложнейших процессов.
Метод познания не может быть выбран по субъективному усмотрению, ибо этот выбор должен исходить из учета закономерностей
движения и организации рассматриваемого объекта. Рассмотрение проявлений
экологического взаимодействия на уровне человека требует гораздо более глубокого и всестороннего подхода.
Во главу угла здесь выдвигается социальный характер процессов, а вследствие этого - качественное отличие от биоэкологических связей.
Однако при этом недопустима и другая крайность - отрицание всякого влияния природного, биологического на социальном уровне. Как считал академик И. Т. Фролов, «неверно было бы полагать, что биологические факторы неиграют никакой самостоятельной роли в жизнедеятельности человека и его будущего. Напротив, дни приобретают порой такое существенное значение и так видоизменяют, трансформируют социальную сферу личности, что не видеть этого - значит быть попросту слепым»
Диалектическое единство природного и социального в человеке выражается посредством тезиса о биосоциальной природе человека, что признаётся сейчас в качестве общего методологического основания при исследовании человека как целостного существа.
Это положение можно рассматривать как ориентирующую установку и при определении, разграничении предметов экологии человека и социальной экологии.
Обычно право «экологии человека» на существование или отрицается, или ее представляют медицинской наукой, или же отождествляют с социальной экологией. Такая неоднозначность, на наш взгляд, во многом обусловлена различными подходами к проблеме человека в современной философии. Если в западной философской литературе акцент нередко делается на природной, биологической стороне человека, то в нашей до последнего времени человек рассматривался как носитель общественных отношений, как выражение и проводник объективно-закономерного движения истории. Вне поля зрения оставалась проблема человека как относительно самостоятельного и активно творческого фактора общественной жизни, как субъекта социально-исторического и культурного творчества, как условия и цели' общественного развития и, наконец, как целостного биосоциального существа.
В свете изложенного представляется, что рассмотрение экологического взаимодействия на социальном уровне следует начинать с анализа взаимоотношений отдельного индивида (как представителя человеческого вида) с внешней средой. Известно, что на человеческий организм воздействуют геофизические, геохимические,
биологические, социально-бытовые, техногенные и другие факторы. Сейчас ведутся интенсивные исследования по выяснению механизмов загрязнения отдельными химикатами природной среды и последующего его влияния на здоровье людей. Существенное значение приобретает рассмотрение физических воздействий (радиоактивных, тепловых, электромагнитных, шумовых и т.д.) на человека. В данном случае преимущественно исследуются разнообразные Патогенные реакции человеческого организма на воздействия внешней среды. Такие исследования в целом ведутся на основе принципов экологии, хотя широко используются методы естественных и медицинских наук. Применение экологического метода в патологии человека не только правомерно, но и совершенно необходимо. Какие-либо колебания в этом начинании могут быть продиктованы либо фидеистическими воззрениями на совершенно особое, т.е„ божественное, происхождение человека, либо непониманием существа экологии как науки.
В подлинном смысле об экологии человека можно говорить тогда, когда рассматривается и воздействие человека на окружающую среду, которое всецело зависит от особенностей человеческого отношения к природе, определяется «родовой» сущностью человека. Поэтому рассмотрение экологических связей человека должно предполагать и выяснение основных форм его отношения к природе.
Можно выделить следующие взаимосвязанные формы отношений человека как общественного существа к природе: практическое, эстетическое* этическое. Практическое отношение к природе включает в себя процессы, обеспечивающие производство и воспроизводство человеческой жизни. Через него осуществляется раскрытие человеческих сущностных сил, формируется теоретическое отношение к действительности.
Эстетическое отношение к природе проявляется в потребности человека созерцать красоту естественных явлений, отдельной местности, художественном отображении наблюдаемых форм, пространства, света и т. д. Природные факторы обогащают изобразительные средства, методы художественного освоения действительности. В свою очередь, эстетическое отношение к природе способствует формированию идеи разумного подхода к природе в сознании широких масс людей.
Значительно возросло в последние годы значение этического отношения к природе. Проблема бережного отношения к растительному и животному миру, воспитание любви к природе ныне становится одной из важнейших задач в нравственном воспитании современного человека. Преступна не только политика геноцида, но и политика биоцида. Речь здесь идет вовсе не о возрождении анимистических чувств, а об осознании необходимости для человека (как для его физического существования, так и для духовного обогащения) окружающей флоры и фауны и соблюдения определенной меры в преобразовании природы. Этический индифферентизм по отношению к природе должен смениться ясным представлением о недопустимости разорения и уничтожения при-|юды, об аморальном характере подобных действий. Природа для Человека - источник жизни, красоты и добра, fe Специфика и характер перечисленных форм отношения чело-Шта к природе существенно зависят от социально-экономической рйруктуры общества, сложившихся в данной исторической ситуа-разнообразных общественных отношений, ценностных уста->к. Ограниченное отношение людей к природе обусловливает ограниченное отношение друг к другу, а их ограниченное от-шение друг к другу - их ограниченное отношение к природе, целом посредством системы социальных связей окружающая «родная среда, приобретает универсальное значение для чело-удовлетворяя самые различные его потребности — от непо-едственно физических до духовных.
Следует особо подчеркнуть важность рассмотрения воздействий на отдельного индивида, его психику социокультурных факторов. Человек адаптируется не только к природным условиям, но |и к днешней для него социокультурной среде. Это обстоятельство имеет определяющее значение при анализе, например, явлений неадаптируемости (маргинальности) иммигрантов к новым для |иих социальным, экономическим, политическим или культурным условиям. .
Итак, в настоящее время экология человека развивается как отрасль медицинской науки. Предметом ее исследования являются вопросы сохранения и развития здоровья людей с учетом связей человека с окружающей его природной и социальной средой.
Социальная экология (экология общества). Необходимость особой отрасли знания, исследующей закономерности взаимодействия общества и природы, стала очевидной со второй половины ХХстолетия. Этому способствовали как беспрецедентное возрастание масштабов и темпов практического освоения природы, такинаучно-теоретическое осмысление глобального статуса человеческой деятельности. Для науки, которая должна объяснять и прогнозировать основные тенденции развития, взаимодействия общества и природы, т.е. сформировать «общую теорию взаимодействия общества и природы», были предложены различные названия. Но большее признание получил терми» «социальная экология». Аргументом в пользу утверждения данного термина послужило наличие моментов сходства (при существенном качественном различии) общества с открытыми органическими системами в характере процессов,обмена веществ, энергии и информации с внешней ■
Однако к использованию термина «социальная экология» иногда относится с некоторым предубеждением. Возникают опасения, связанные с биологизацией социального. Но биологизация обусловливается не самим по себе понятием, а тем, какой смысл в него вкладывается.
Впервые понятие «социальная экология» было использовано американскими социологами Р. Парком, Э. Берджесом и Р. Макензи в середине 20-х годов при Изучении социологических аспектов развития большого города. Ныне понятие «социальная экология» приобрело соответствующее своему смыслу значение.
Объектом социальной экологии являются многообразные связи между обществом и природной средой. Характер этих связей весьма сложен и необычен. Они имеют многоуровневую Структуру, в известной мере разнородный материальный субстрат, а закономерности, которым они подчиняются, нелинейны, носят вероятностный характер. Вместе с тем вся совокупность этих связей образует единое целое, обеспечивая обмен веществ, энергии и информации между обществом и природой.
Социальная экология - это междисциплинарная наука, изучающая закономерности взаимодействия общества и природы в пределах социоприродных систем (социоэкосистем) различного уровня организации и разрабатывающая методологию гармонизации данного взаимодействия. Другими словами, социальная экология -это наука о социоэкосистемах, закономерностях и их функционирования и путях оптимизации.
Таким образом, объектом изучения социальной экологии являются социоэкосистемы различного уровня и масштаба: глобальная, региональная и локальная. Под глобальной социоэкосистемой
понимается сформировавшаяся в пределах биосферы система «общество-природа», включающая географическую оболочку Земли и все человечество. В отличие от этого региональные и локальные социоэкосистемы -это территориальные системы, объединяющие человеческие популяции с определенными пространствеными зонами, выделенными на основании общности географических, биологических и других факторов.
Социальная экология призвана определять методологическую основу программ устойчивого развития, содействовать ноосферной ориентации исторического процесса.Вместе с тем социально-экологические знания содействуют •вниманию многих исторических событий, объясняют, например, Причины исчезновения древних цивилизаций после появления земледелия и мелиорации. Единство исторического, географическо-и экологического подходов в систематической форме реализо-ю, например, в трудах Льва Н. Гумилева1. Наряду с комплексным подходом к взаимодействию общества | природы, наметившимся в социальной экологии, развертываются испециальные исследования, направленные на экологическое обоснование новых принципов технологии, градостроительства личных природопреобразующих мероприятий и т.п. Исследования этих вопросов в ряде случаев перерастают в относительно самостоятельные дисциплины экологического цикла. Например, возникли «инженерная экология», «агроэкология» и т.д. Космические аспекты взаимодействия общества и природной среды рассматриваются космической экологией. Последняя сейчас преимущественно изучает вопросы экологического обеспечения космических постов. Однако космическая экология призвана решать вопросы оптимизации экологических связей человека с космической средой. Большое значение имеет не только изыскание возможностей создания необходимых благоприятных условий для жизнедеятельности человека в необычной, чуждой для него среде, но.и в разумном отношении к космическим объектам и процессам, законы поведения которых еще недостаточно познаны и необдуманные воздействия на которые могут привести к совершенно неожиданным, непредвиденным последствиям. Уже сейчас перед космической экологией возникают, например, проблемы изучения изменения атмосферы космических тел от продуктов сгорания ракетных двигателей, засорения космического пространства техническими объектами, прекратившими свое функционирование, и т.д.
Экология: наука или мировоззрение? Довольно широко в последнее время распространена точка зрения, согласно которой по мере обобщения экологии она теряет научное качество и становится определенным воззрением или идеологией- Нередко в таких случаях, ставится под сомнение объективное содержание новых направлений экологии, смешиваются и противопоставляются различные функции экологического знания. Получается, что научным качеством могут обладал» лишь узкоспециализированные дисциплины со строго определенными, устоявшимися методами кпринципами. Такой взгляд на науку в современных условиях можно считать историческим анахронизмом, навеянным духом позитивизма,
В данном случае, однако, это имеет также негативные практические последствия, отражается на развитии экологического образования. Считается, что» экологическое мировоззрение надо формировать не на основе преподавания экологии, а иными способами, опираясь, например, на средства массовой коммуникации, литературу, искусство и т.д. Не отрицая существенную роль последних в экологическом просвещении, совершенно неоправданно уничижительное отношение к научно-теоретическому основанию экологического образовайия - экологии.
Неоправданно также сводить экологию к этике, хотя они и тесно связаны. Экологические знания зачастую обосновывают-определенную альтернативу для принятия решений относительно при-родопреобразующей деятельности человека, конечный выбор которой зависит от этических установок, господствующих в обществе. Но это не дает оснований для утверждения, что такие Вопросы, как - сохранить тот или иной вид животных или нет, -относятся только к области этики.
Социальная функция экологии выражается наиболее рельефно в регулятивном, нормативном характере экологических знаний по отношению к практическому освоению действительности. Последний базируется на отображении объективных законов экосистем и всестороннем исследовании возможных последствий антропогенного воздействия на природную среду. Поэтому нет никаких оснований противопоставлять социальную функцию экологии ее гносеологической функции. Подлинный смысл и назначение науки заключается в выполнении определенных социальных функций, которые, в свою очередь, невозможны без объяснительной, прогностической и других функций научного познания.
Экология, обретя некоторые черты мировоззрения, не отчуждается от науки. Напротив, именно в силу своего объективного характера она оказывает все. более существенное влияние на мировоззрение и поведениелюдей. Деятельность человека по отношению к природе, конечно, коррелируется и этическими, и эстетическими мотивами, но только-на первый взгляд может показаться, что альтернатива уничтожить или сохранить, например, леса, только этический (или эстетический) вопрос. Является научно установленным фактом, что леса, помимо
других своих многообразных функций, важнейшие производители кислорода на нашей планете. Не так все просто и в отношении Якивотных. Каждый его вид выполняет определенные функции в Сообществе, и их исчезновение в принципе может нарушить устои всей экосистемы со всеми вытекающими отсюда последствиями. В целом от определенного решения экологических вопросов зависит не только жизнь человека, но и состояние отдельных компонентов биосферы, в принципе также физических, астрономичес-ких параметров нашей планеты и ее космического окружения. Вместе с тем любое мировоззрение, как духовное явление, может быть научным или ненаучным, поэтому его нельзя a priori противопоставлять науке. Каждая наука в зависимости от меры отображения реальности и особенно от социальной значимости ее положений и результатов в той или иной степени влияет на взгляды и идеи людей, на их отношение к действительности. Собственно, в этом выражается одна из важнейших функций науки, ее социальная ценность.
Является пи экология только общенаучным подходом? Наконец, следует выделить точку зрения, согласно которой экология перестает быть самостоятельной наукой вследствие распространения ее идей на другие области научного познания. Считается при этом, что правильнее толковать экологию не как самостоятельную науку, а как специфический общенаучный подход к изучению различных объектов природы и общества наряду, скажем, с системным, синергетическим и кибернетическим подходами. В данном случае экология как наука противопоставляется экологическому подходу как средству (методу) познания. Правомерно ли такое противопоставление?
Каждый метод познания имеет онтологические и гносеологические стороны. Онтологическая характеризует объективное содержание метода и определяется достигнутой мерой отображения реальности. Выявленные закономерности могут выполнять роль средства познания, если на их основе выработаны некоторые понятия, приемы, принципы, правила и т.д. Последние составляют гносеологическую сторону метода и предстают как компоненты «относительно самостоятельной системы знаний. Непосредственным инструментом познания являются именно они. Это обстоятельство создает иллюзию независимости того или иного метода и подхода от объективных закономерностей, отображением и определенным перевоплощением которых они, собственно, и являются. Иногда метод представляют чуждым объекту, субъективной
процедурой. Но если бы это было так, то метод не мог бы вести познание и практическое действие к овладению объектом.
Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 1947;