Четвертый закон. «Ничто не дается даром». 2 страница
Экологическое взаимоотношение общества с природой в каждый исторический период в значительной степени зависит от совокупности господствующих в обществе экономических, социально-политических, идеологических и других отношений. На данный процесс так или иначе влияют и доминирующие в социуме мировоззрение, ценностные ориентации. Это обусловлено наличием общего взаимодействия общественного сознания и общественного бытия, взаимодействия, которое включает, в частности, активность первого по отношению ко второму.
Система ценностей каждой эпохи имеет сложную структуру, определяемую, кроме всего остального, взаимоотношением различных элементов общественного сознания. При анализе значения ценностных ориентации в освоении действительности на первый план выступает характер господствующего в этом сознании отношения к природе, существенно зависящего от степени вовлеченности последней в сферу общественного бытия. Исторически социальная оценка природы в той или иной мере влияла на развертывание различных сторон человеческой деятельности. Этот факт рельефно отразился и в философии различных времен и культур, поскольку философия выступает как самосознание культуры той или иной исторической эпохи.
История человечества неразрывна от природы, которую она имеет в качестве «предпосылки и условия развития. Но особенно сильна и однозначна была зависимость человека от природы в древности. В эпоху палеолита, когда борьба за обеспеченность пищей охватывала всю деятельность человека и единственным способом добычи средств к существованию являлись собирательство и охота, жизнь людей была практически растворена в природе. В этих условиях человек одухотворял окружающую природную среду, наделял ее сверхъестественными свойствами. Для палеолитического миросозерцания были характерны целостное восприятие действительности, нерасчленение материального и духовного.
Анимистические представления в общем препятствовали выделению человека из природы, развертыванию преобразовательной деятельности. Первобытные обитатели гор и лесов, жители морских побережий и пустынь главным образом приспосабливались к окружающей среде. Тем не менее, как уже было отмечено, в конце верхнего палеолита первобытное общество было потрясено экологическим противоречием, обусловленным исчезновением крупных травоядных животных преимущественно из-за неумеренной охоты на них.
Появление земледелия и скотоводства значительно расширило поле экологического взаимодействия общества и природы, привело к подлинной революции в жизни древних людей, ознаменовало переход от палеолита к неолиту. Начался процесс активного преобразования окружающей природной среды, более разнообразного использования природных ресурсов, флоры и фауны отдельных регионов.
Первые проявления духовной жизни человека связаны с культом природы - тотемизмом. Это древнейшая форма религии, восходящая к раннеродовому уровню развития общества. Тотемизм характеризуется как совокупность верований и обрядов, связанных с мистическими представлениями о родстве людей, с так называемыми тотемами - отдельными явлениями природы, некоторыми видами животных и растений. Принятые в качестве тотема животные и растения нельзя было убивать и употреблять в пищу.
В этот же период начинают развиваться мифология, фетишизм, тотемизм. Утверждаются определенные этические каноны. И в зависимости от ценностно-мировоззренческой направленности общества, от того, что в ней считается добром, а что злом, справедливым и несправедливым, полезным и бесполезным, прекрасным и безобразным, формируется соответствующая оценка человеческой деятельности. Возникают определенные различия в системе ценностей отдельных культурно-исторических регионов, характере их изменений, обусловленные в конечном итоге спецификой экономической основы жизнедеятельности древних обществ.
В странах древнего Востока система ценностей тысячелетиями оставалась практически неизменной. Это было связано с консервативностью социально-экономической структуры восточных цивилизаций, производственные механизмы которых постоянно воспроизводили практически в одной и той же форме. Указанное обстоятельство закрепило зародившееся еще в первобытную эпоху анимистическое отношение к природе, препятствовало дальнейшему развитию природопреобразующей деятельности человека. В этих странах долгое время оставалось непреходящим этическим императивом обожествление и преклонение перед природой. Это нацеливало на восприятие природы преимущественно как предмета восхищения и эстетического освоения. Это же сужало сферу человеческих потребностей и интересов, ограничивало узкими пределами человеческий разум, делая из него покорное орудие суеверия.
Преобладание в системе ценностей древних цивилизаций установок приспособления к условиям окружающей природной среды вместо их преобразования уменьшало, но не могло вовсе исключить возможности проявления разнообразных экологических противоречий. В силу заторможенности развития производительных сил при этом действительно имело место ограниченное развертывание и распространение природопреобразующей деятельности людей. Но никакой гармонии с природой без противоречий не было и не могло быть. Разрушительные процессы природопользования не только в той или иной мере сопровождали жизнь этих цивилизаций, но и приводили нередко к их полному исчезновению. Сейчас установлено, что среди причин, превративших многие, некогда процветавшие цивилизации древности в руины, важное значение имели разрушения естественного растительного покрова на больших территориях и обусловленные этим изменения климата, приводившие к частым засухам; засоление плодородных почв вследствие развития орошения; эрозия земель в результате вырубки лесов и т. п.
Влияние экологических кризисов на характер последующей деятельности древних цивилизаций в принципе могло быть двояким. Либо общество должно было, выяснив причину экологических противоречий, находить средства для их преодоления и с учетом опыта прошлого дальше развивать преобразующую деятельность, либо еще более «погружаться» в природу, обрекать себя на пассивную форму существования, «растительную жизнь». При социально-экономических условиях древневосточных цивилизаций, своеобразии их ценностных установок с преобладанием анимистических моментов спонтанно был реализован второй путь. Однако ограничение природопреобразующей деятельности общества могло осуществляться только за счет ограничения его собственного развития, стагнации материального и многих аспектов духовного производства.
Указанное отношение к природе нашло свое выражение и в философских учениях стран древнего Востока. Так, китайский философ Лао-Цзы, живший в VI в. до н.э., писал: «Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует дао, а дао следует естественности». Концепция «следования естественности», недопустимости вмешательства в развитие природных и социальных реалий является в целом инвариантной чертой большинства философских учений Китая от конфуцианства до дзэн.
В еще большей степени сказанное относится к философским учениям Индии, в которых человек уравновешивался со всеми живыми существами. Основу этих учений составляла глубокая мысль о едином жизненном круговороте, объединяющем все живое не только на Земле, но и во всей вселенной[3].
В целом, согласно положениям индийской философии (древности и средневековья), человек лишь звено в цепи вечного перехода жизни из одной формы в другую. В нем проявляется жизнь, которая неоднократно была и в будущем предстанет в форме того или иного растения или животного. Поэтому в индийской философии о превосходстве человека над остальной природой и необходимости активной преобразовательной деятельности не могло быть и речи.
Под впечатлением сложившихся экологических трудностей в настоящее время довольно часто абсолютизируются лишь положительные моменты системы ценностей древних цивилизаций. Важное значение поэтому приобретает всесторонняя оценка с учетом широкой исторической перспективы многообразных социальных последствий относительно неподвижной формы существования, «погруженности» в природу древних обществ.
В отличие от древневосточных обществ социально-экономическая структура античного мира была весьма динамичной. Происходило сравнительно быстрое развитие земледелия, ремесла, торговли, мореходства и т. д., чему способствовало и географическое положение Средиземноморья, где пересекались пути различных цивилизаций. В итоге ценностные ориентации в древней Греции и Риме претерпевали значительные изменения.
Так, в ранний период формирования материальной и духовной культуры древней Греции существенной была роль воззрений (не без сильного влияния восточных учений) об органическом единстве человека и природы, одушевленности природы. Философия того времени объясняла природные явления, строение мироздания по аналогии с человеком. Антропоморфизация природных явлений, преобладание анимистических взглядов в общественном сознании существенно влияли на характер деятельности людей. Не случайно в этот период истории античной культуры господствующей была установка - жить сообразно природе. В дальнейшем данная установка все более дополнялась другими и в конце концов перестала быть доминирующей.
С усилением хозяйственной деятельности в древней Греции природные явления переставали восприниматься как нечто сугубо божественное. В общественном сознании происходил процесс отделения богов от природы, которая все больше ценилась в качестве предмета утилитарного пользования. Возникает поиск норм человеческого поведения не в природных и даже не в божественных установлениях, а в мире самого человека. Все это так или иначе сопрягалось с довольно частыми и усиливавшимися социальными волнениями. Осознание нестабильности общественного бытия, ощущение неопределенности будущих судеб рабовладельческого общества, отсутствие в нем ясных социальных целей побуждали к философским размышлениям о смысле жизни. Индивидуальное сознание, противопоставляя себя «вечному космосу», драматически переживало свою собственную бренность, что, как и некоторые другие перипетии античного периода, нашло отражение в трагедиях Еврипида, Софокла и иных древнегреческих драматургов. Именно тогда Протагор выдвигает тезис: «Человек есть мера всех вещей». По существу, здесь впервые было обращено внимание на то, что ценность природы определяется ее (природы) включенностью в человеческую деятельность.
Однако в недрах греческой философии зародилось и другое направление мысли, начало которому положило нарастающее осознание объективности окружающего мира, независимости существования его законов от деятельности людей. Соответственно, при сравнении человека и природы за исходное стали брать последнюю, а человека рассматривать лишь как одно из проявлений. Данное обстоятельство усилило преодоление анимизма в античной культуре. Впоследствии оно в преломленном виде отразилось в философии орфико-пифагорейцев и Платона, у которых восхищение мирозданием перешло к обожествлению космического порядка. Лейтмотивом платоновской философии становится принижение реального мира в противовес идеальному. Смысл и назначение человеческой деятельности при этом видится в необходимости ее подчинения идеям справедливости, добра, прекрасного, которые, согласно этой философии, объединяют природные и социальные реалии. Платон пытался вывести нормы человеческого поведения из сопоставления индивидуального сознания и «мировой души», «божественного разума». Отсюда, кроме всего прочего, вытекал антипротагоровский тезис «Бог, а не человек - мера всех вещей».
На практическую сторону античной культуры приведенное положение не оказало существенного влияния. Ценностная установка, господствовавшая в поздней античности, особенно в период Римской империи, во многих отношениях была созвучна тезису Протагора. В этот период широкое распространение получили моральное учение эпикуреизма с его основным принципом наслаждения и более соответствующий данной философии прагматический подход к действительности. Лишь с появлением христианства возродился вышеприведенный тезис, вытекающий из философии Платона, правда, в новой, монотеистической интерпретации.
В эпоху средневековья прагматическое отношение к природе, процветавшее в Римской империи, было придавлено целым рядом обстоятельств, среди которых немалую роль сыграло господство церкви и христианской идеологии. Духовная жизнь в Европе в этот период в значительной мере определялась теми положениями библии, которые утверждали идею необходимости жить на земле в самоотречении, чтобы попасть в рай. И действие этой установки явилось не последней причиной того, что эпоха Возрождения получила в наследство от средних веков в основном лишь многочисленные церкви и угасшие центры культуры.
Однако начавшееся после длительного перерыва оживление социально-экономической жизни в Европе, связанное с зарождением капиталистического производства, неизбежно должно было привести к смене господствовавших ценностных ориентации. Стала формироваться система ценностей, отразившая и во многом определившая особенности материальной и духовной культуры эпохи Возрождения.
Здесь следует отметить значительное влияние арабо-мусульманской культуры на становление новой системы ценностей в Европе, в частности на эмансипацию человека от библейского «первородного греха». Эта культура возникла в VII—VIII в. н.э. в странах Ближнего и Среднего Востока на «стыке» восточных и античной культур и расцветала вплоть до наступления Нового времени в Европе. В условиях господства ортодоксального христианства она сыграла важную роль в сохранении и дальнейшем развитии культуры античности. Если в Риме в средние века сжигали шедевры древности, то в это время от Севильи до Самарканда переводили и изучали творения античных философов. На Ближнем и Среднем Востоке не было церковных соборов - хранителей и интерпретаторов священного писания - и единой системы инквизиции, призванной насильственно утверждать «истины» теологии. Толкование ислама и наблюдение за выполнением его предписаний возлагались на отдельных законоведов и богословов. Последние организационно не были объединены, и их учениям не придавалась та степень «святости» и непогрешимости, какой наделялись учения теологов христианства. Все это в совокупности с некоторыми другими социальными причинами способствовало распространению в мусульманском мире своеобразного допущения независимости истин философии и богословия, которое впоследствии получило четкое выражение и оформление в учении Ибн-Рушда и других мыслителей средневековья о двойственной истине. В арабо-мусульманской культуре в снятом виде сохранялось древневосточное преклонение перед природой и в то же время ей было присуще относительно активное (по сравнению с древними цивилизациями) использование природных реалий. Эта культура отличалась определенным динамизмом и в какой-то степени прагматическим подходом к действительности. В целом, однако, в ней доминировала установка бережного отношения к природе. Последняя рассматривалась в качестве «собственного дома», в котором предстоит жить, а не как чужая страна, которую следует разорять». Такое отношение к природе бытовало в определенном плане вопреки ортодоксальной исламской теологии, согласно которой человек лишь путешественник на земле и предназначен другому миру. Особенности отношения к природной среде в арабо-мусульманской культуре были обусловлены в конечном итоге своеобразием ее экономического базиса, главными составляющими которого являлись скотоводство и земледелие и соответствующие им кочевой и оседлый образ жизни. Ограниченные возможности развития производительных сил, материального производства были не последней причиной тщательной экономии используемых природных ресурсов в данной культуре. Это наиболее рельефно проявлялось в устройстве мест обитания людей независимо от того, было ли оно маленькой деревней или большим городом. При планировке и в архитектуре городов учитывались естественные факторы - рельеф местности, роза ветров, расположение Солнца. Дома строились с таким расчетом, чтобы обеспечить незначительный расход материалов, облегчить их отопление и т. д. Для самых различных целей (вентиляция помещений, в качестве источника движения мельниц, устройств орошения и т. п.) эффективно использовалась энергия ветра. Конечно, и при таком «экономичном» подходе к природе, ее ресурсам не могло быть предотвращено возникновение экологических противоречий. Уничтожение лесов, истощение почв и т. п. происходили и при этой культуре. Но темпы и масштабы подобных изменений обычно были незначительны, и экологические противоречия преимущественно не приводили к кризисам на обширных территориях.
Однако закоснелость социально-экономической структуры арабо-мусульманской культуры никак не увязывалась с ее «римскими амбициями» к экстенсивному развитию, овладению новыми странами и т. д. Этот фактор наряду с другими обстоятельствами привел к ее упадку. Но она «успела» выполнить важную историческую миссию: передала аккумулированные и обогащенные в течение многих веков знания человечества возрождающейся западной культуре.
Сейчас во всех религиях происходит новое осмысление отношений человека и природы в связи с необходимостью решения стоящей перед обществом экологической проблемы. Намечается сближение библейских и природных религий в вопросах природы, бережного отношения к ней.
В начальный период эпохи Ренессанса, когда происходило в основном возрождение античной культуры и философии, наиболее сильное влияние на интеллектуальный климат оказывали идеи стоицизма. Они, в частности, явились основой широко распространенных тогда романтических, гуманистических воззрений, в соответствии с которыми природа объявлялась высшей ценностью, независимо от меры ее использования, включенности в практическую деятельность. Вновь стало превозноситься эстетическое освоение природных явлений, любование природой и т. п. Все это нашло яркое отображение в философии Франческо Петрарки, его размышлениях об «искусстве жизни». Но под давлением зарождающихся капиталистических общественных отношений романтическое мировосприятие стоиков пережило относительно недолгий подъем. Дальнейшее развитие культуры эпохи Возрождения приобрело качественно иное направление. В противовес средневековому аскетизму и романтической этике стоиков богатство и наслаждение становятся основными идеалами времени. Характерной для этого периода является философия Лоренцо Баллы, в которой возродились этические и некоторые другие стороны эпикуреизма.
Последующий период формирования буржуазного общества в социально-экономическом плане характеризовался расцветом коллективного, мануфактурного и в дальнейшем машинного производства, все более усиливающимся разделением труда. Возрастала потребность в людях, которые могли бы свободно продавать свою рабочую силу, что привело к уменьшению, а впоследствии и ликвидации предопределенного формального социального неравенства - неотъемлемого атрибута феодальной структуры общества. Соответственно, происходит невиданное в прошлом возрастание творческой активности людей, проявляющейся в самых различных сферах деятельности. «Человек стал доверять самому себе, своему мышлению и чувственной природе вне и внутри него. Ему интересно, ему доставляет удовольствие делать открытия в области природы и искусства». Обращается все большее внимание на идеи пользования природой в их христианской интерпретации, согласно которой Бог предназначил человеку владычествовать над всей землей и над всем живым на земле. Короче говоря, формировалась установка на господство над природой, и эта установка, в свою очередь, оказывала растущее воздействие на развитие теоретического и практического, в частности технического освоения природы. Социальное бытие, сквозь призму которого человек Нового времени смотрел на природу, отбросило, как ненужный, романтический идеал природы и свело отношение к ней как к объекту, основанному на трезвом расчете практического использования.
Таблица 4.
ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ В РЕЛИГИЯХ
Язычество | Христианство | |
За свято почитаемая башкирцами * (гора) Тура-Тау принудила нас ... возбуждать башкирскую неустрашимость вином: ибо никто из них на сию гору с нами идти не хотел, отговаривался разными обетами, которыми они горе должны, и которые еще не исполнены; ибо без исполнения обетов влазить на гору никто не может, разве кто хочет сам себе быть злодеем.. Мы были на конце горы, как ... один башкирец ... прибежав спрашивал: на какую потребу сучья артыш агачи (можжевельника), с какими обетами? Но как мы ему сказали, что мы берем его только для любопытства, ... то они нам отвечали с выговорами, что мы их принудили войти на гору против их воли, притом делам другое преступление, что берем с горы дерево без всякой надобности и без всякого обета: ибо сие им даром пройти не сможет. (Лепихин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1770 г. 4.2, с.31-32). | И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил. И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом, и над всею землею), и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. (Библия. Бытие. I. 27-28, 31) | |
Ислам | Буддизм | |
Аллах тот, который дал вам землю... Он вас взрастил из земли и поселил вас на ней. Не производите расстройства на земле после устроения ее... И не повинуйтесь приказам распутных, которые распространяют порчу на земле. Поистине, Аллах не любит сеющих порчу. (Коран. Суры: 40-66; 11-64; 26-151/152) | Пусть он (последователь Будды) не убивает и не причиняет смерти живым существам... Да будут счастливы все существа, да живут все они в радости и довольстве! Все существа, которые только находятся на свете, и слабые, и сильные, и длинные, и короткие, и большие, и средние, и великие, и малые. Видимые и невидимые, живущие близко и далеко, рожденные или только носимые в утробе - все они да будут счастливы. Пусть никто не обманывает других, пусть никто и нигде не обижает других, пусть никто ни гневом, ни злобою не вредит другим. (Сутта-Нипата. Кн.1, с.8, 73) | |
Таблица 5
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ И ДРЕВНИЕ НАРОДЫ О ПОТРЕБЛЕНИИ
Религия/народ | Основной тезис |
Американские индейцы | «Какими бы жалкими мы ни казались в твоих глазах, мы считаем себя гораздо более счастливыми, чем ты, потому что мы довольны тем малым, что у нас есть». Вождь Микмак |
Буддизм | «Тот, кто в этом мире преодолеет свои желания, с того спадут его печали, как капли воды с цветка лотоса». «Джамманада», 336 |
Христианство | «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное». «Евангелие от Матфея», гл. 19 |
Ислам | «Берите свои украшения у каждой мечети; ешьте и пейте, но не излишествуйте: ведь Он не любит излишествующих». Коран. Сура 7 |
Древние греки | «Ничего в избытке». Надпись на Дельфийском оракуле |
В философии позднего Возрождения и Нового времени указанный подход к природе получил соответствующее обоснование и дальнейшее развитие. Фрэнсис Бэкон указывает реальный путь для удовлетворения все более расширяющихся потребностей человечества к овладению миром, природой. Бэкон решительно выступает против схоластической философии средневековья и господствовавшего дотоле античного идеала науки с его принципом «познания ради познания». Главное назначение науки он видит в увеличении власти человека над природой.
Для достижения этой цели он создает основы принципиально новой методологии науки, «естественной философии». К числу главных заслуг Бэкона сейчас справедливо относят то, что он со всей определенностью подчеркнул - научное знание проистекает из целенаправленно организованного опыта, эксперимента, и наука не может строиться просто на непосредственных данных чувства.
Рене Декарт, отталкиваясь от философии Бэкона, и под влиянием работ Галилея создал содержательно иную методологию естествознания, главную роль в которой отвел рационалистическим средствам познания. Однако целевое назначение науки он, как и Бэкон, видел в обеспечении господства человека над природой. Взгляды Бэкона и Декарта на принципы научного познания и назначение науки были созвучны потребностям времени, и они послужили философским основанием и главным ориентиром в создании классической методологии естественных и технических наук, обеспечившей в дальнейшем беспрецедентный в истории человечества научно-технический прогресс. Общими гносеологическими установками данного направления философской мысли были дискретное и независимое рассмотрение объектов действительности, ориентация на аналитический, дифференцированный подход в научном познании.
Гносеологическая односторонность в теоретическом и практическом освоении природы способствовала в дальнейшем возникновению целого ряда непредвиденных последствий, в том числе экологических. Следует обратить внимание на то, что схоластическое противопоставление человека и природы не было преодолено ни в философии Бэкона, ни в философии Декарта. Более того, сама возможность и необходимость познания и преобразования природы нередко обосновывалась положениями священного писания, пронизывающими еще интеллектуальный климат той поры. Так, Бэкон в своих рассуждениях исходит из того, что власть над сотворенной природой перешла к человеку, когда «Адам дал вещам название по их свойствам», которая, однако, была утрачена после грехопадения. Соответственно, получение новых знаний ему представлялось как восстановление «языка» Адама и одновременно обретение господства над природой.
По мере развития естествознания и различных аспектов практической деятельности становилась все более очевидной бессмысленность противопоставления человека и природы. Но борьба против абстрактной субъективности христианства привела философию XVIII в. к противоположной односторонности: субъективности была противопоставлена объективность, духу - природа. Единство человека и природы представляется в виде полного подчинения человека законам природы как части целому. Целостный, монистический подход к природе и человеку как ее порождению последовательно проводится Спинозой и французскими материалистами - Ламетри, Дидро, Гельвецием, Гольбахом.
Однако рассмотрение человека только как части природы оставляло в тени объективный характер целенаправленной человеческой деятельности и принижало его возможности. Деятельной стороной, или фактором, предопределяющим все аспекты деятельности человека, считалась природа. Такой взгляд давал основание возникновению сомнений относительно возможности освоения природной действительности человеком, содействовал фаталистическому осмыслению хода событий и т. п. Все это противоречило реально происходившему в тот период нарастанию познавательной и преобразовательной деятельности общества. Данное обстоятельство явилось в значительной степени причиной того, что философия Спинозы и французских материалистов не смогла оказать такого действенного влияния на методологические основания теоретического и практического освоения природы, какое оказала философия Бэкона и Декарта. В дальнейшем этого не смогла сделать и философия Канта, Фихте и Гегеля, поскольку у них «деятельная сторона» рассматривалась идеалистически, а человека и природу в лучшем случае (например, у Гегеля) «связывала» абсолютная идея, порождениями и моментами развития которой они представлялись. Поэтому совершенно справедливо классиками философии индустриальной эпохи считаются Бэкон и Декарт. Овладение силами природы и подчинение их потребностям человека были главными велениями времени, и духу этого времени больше всего отвечали методология «естественной философии» и картезианская гносеология. Призывы Руссо- «Вернись к природе!..», обращенные к человеку, активно преобразующему действительность, не имели никакого практического резонанса.
Однако девиз великих философов-гуманистов Нового времени — овладевать силами природы для блага человека - в условиях капитализма был грубо искажен. Практическое и в какой-то степени теоретическое освоение природы было нацелено прежде всего на максимальное производство прибавочной стоимости. При социально-экономических условиях зарождающегося капитализма по мере научно-технического прогресса происходило не только усиление эксплуатации наемных раочих, но и все более хищническое использование природных ресурсов. Отражением и в то же время оправданием этого обстоятельства выступает идеология волюнтаризма технически вооруженного человека по отношению к природе. Понятно, что совокупное действие отмеченных факторов неизбежно должно было вызвать и действительно вызвало все более усиливающееся ухудшение экологической ситуации, достигшее своей кульминации в наше время.
Сейчас дискутируется вопрос - в состоянии ли человек и дальше преобразовывать природу или ему следует отказаться от этого вообще? Особенно остро встала необходимость дополнительного, более глубокого обоснования перспектив практического освоения природы.
Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 810;