В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта.

Онтологическое содержание общенаучных подходов отражает определенные законы, связи и отношения, свойственные объектам различной природы. Сами эти законы, связи и отношения должны выявляться определенной наукой. Нет нужды доказывать, что кибернетический подход основывается на закономерностях, установленных кибернетикой. Последняя, в частности, выявила закономерности, определяющие единство процессов управления и переработки информации, а также инвариантные аспекты во внеш-неповеденческих функциях качественно различных материальных систем. Системный подход к объектам различной природы также возможен благодаря такому объективному свойству действительности, как системность. Это в той или иной форме находит отражение в различных вариантах теории систем. Вряд ли можно было рассматривать различные процессы с позиций синергетики, если не была научно подтверждена универсальность феномена самоорганизации для качественно различных явлений.

В целом общенаучность подхода или метода обусловлена фактом отражения в них различных форм проявления единства мира -единства структур, законов, внешнеповеденческих функций и т.д. Экологический подход основывается на единстве принципов экологического, взаимодействия между любой выделенной системой и окружающей ее средой, независимо от принадлежности к тому или иному уровню организации и форме движения материи. Относительная самостоятельность экологического подхода вовсе не означает, что возможно его абсолютно независимое существование. Экологический подход - не отчужденная, от экологии автономная система знаний, а инструментальное воплощение экологического знания. И по мере развития отдельных направлений экологии происходит его обогащение и дальнейшее обобщение. Развивающаяся система экологического знания и претендует на роль теории экологического подхода.

Итак, в настоящее время наметилась тенденция к развитию глобальной и социальной экологии, экологии человека. Ни в коей мере не отождествляя их с традиционной экологией, можно в то же время говорить о наличии в экологических дисциплинах ряда общих черт, инвариантных аспектов. Это позволяет считать экологию комплексным научным направлением. Важнейшим результатом обобщения экологии является создание глобальной и социальной экологии. Первая из них рассматривает экологические взаимоотношения биосферы по преимуществу с внешними для нее воздействиями, а вторая -общества с 'природной средой. Объекты этих наук в общем-то различны, но в -ряд» аспектов они пересекаются. Общество взаимодействует, прежде всего с биосферой, и всякие изменения в последней в конечном итоге определенным образом отражаются на обществе, порождая различные социально-экономические коллизии. Поэтому та часть глобальной экологии, которая исследует изменения биосферы под воздействием антропогенных факторов, непосредственно связана с социальной экологией. Если глобальная экология рассматривает взаимодействие биосферы и общества «со стороны» биосферы, то социальная экология делает это «со стороны» общества. Данное обстоятельство нередко служит основанием для того, чтобы социальную экологию представить в качестве раздела глобальной экологии или даже их отождествить. Однако социальная экология изучает экологическое взаимодействие общества с природной средой в неограниченном пространственно-временном масштабе, поэтому ее проблематика не исчерпывается только вопросами взаимодействия общества с биосферой. В связи с освоением космоса область взаимодействия общества с природной средой реально вышла за пределы биосферы,и практически охватывает все околоземное космическое пространство.

Социальная экология привносит новые моменты в понимание как прошлого, так и современного состояния общества, в формирование экологобезопасной стратегии цивилизации. В то же время она ориентирована на будущее, создавая научно-теоретические предпосылки устойчивого развития, ноосферогенеза.

 

 

Лекция 2 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ

ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ

Мир предстает перед нами

как калейдоскопический поток впечатлений,

который должен быть организован нашим сознанием.

Б. Уорф

 

 

Исследование качественно различных процессов, имеющих место при взаимодействии общества и природы, необходимым образом предполагает определенное философское видение действительности, взаимодействие методов, подходов, представлений различных наук, Социальная экология вносит существенный вклад в процесс взаимодействия философии и науки, интеграции научных

знаний. Она становится своеобразным узлом, в котором объединяются различные направления человеческого познания и практики.

Методологическая основа социально-экологических исследований связана с современным научным мировоззрением, философскими принципами единства мира (единство общества и природы), всесторонности (системности), развития (самоорганизации), а также доминирующими ценностными установками эпохи. Концептуальную основу социальной экологии составляют общеэкологические понятия, положения биологической и геологической экологии, социологии, а также системный, информационный, ноосферный, синергетический подходы. Определяющее значение в социально-экологических исследованиях имеет метод моделирования в силу сложности, многомерности, пространственно-временной распределенное™ изучаемых процессов. *

Общеэкологические понятия. Экологические понятия - это совокупность знаний, В которой находят отражение наиболее существенные факторы взаимоотношения живых систем, с внешней средой. В каждом направлении экологии определяются свои специфические понятия.

Вместе с тем во всех направлениях экологии можно выделить целый ряд общих понятий, позволяющих говорить о единстве экологии. Эти понятия определяют логику экологического познания. Рассмотрим их подробнее.

Взаимосвязь сообщества организмов и неживой среды на определенной территории, как уже отмечалось, образует некоторую целостность, экосистему. Это понятие всесторонне отражает предмет экологических исследований, его основные компоненты, связи и отношения. Экосистема характеризуется видовым разнообразием, цепями питания (трофической структурой), энергетическими, информационными процессами, круговоротом веществ. Все процессы в экосистеме связаны с накоплением энергии, ее передачей по трофическим цепям.

Понятие «экосистема» отражает тот факт, что на нашей планете живые организмы нераздельно связаны с их неживыми окружениями и находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. В результате жизнедеятельности организмов происходят миграция химических элементов, накопление солнечной энергии и другие процессы.

В каждом направлении экологии исследуются экосистемы разного уровня: глобальные, региональные и локальные, компонентами которых нередко являются и сообщества людей. Все экосистемы являются открытыми, самоорганизующимися, развитие и авторегуляция в которых осуществляются благодаря наличию положительных и отрицательных обратных связей.

Экосистемы являются открытыми, поскольку получают, преобразовывают и отдают вещество, энергию, информацию. В связи с этим различают среду на входе и среду на выходе экосистемы. Состояние экосистемы зависит от характера среды на ее входе и от уровня организации (сложности) самой экосистемы.

Имеется обратная связь между внешним воздействием и реакцией экосистемы на него. Если поведение экосистемы усиливает результаты внешнего воздействия, то это считается положительной обратной связью, если уменьшает - отрицательной обратной связью. Отрицательная обратная связь содействует сохранению стабильности экосистемы, положительная - ее изменению. Наличие отрицательной обратной связи предотвращает, например, полное выедание животными растений на лугах, абсолютное истребление хищниками своих жертв, замену всего кислорода атмосферы на оксид углерода и т. д. В определенных пределах положительная обратная связь способствует развитию экосистем. Но не ограниченная ничем положительная обратная связь может привести к разрушению экосистемы. Обычно действие положительной обратной связи в экосистеме ограничено во времени, рано или поздно начинает действовать отрицательная обратная связь и экосистема приходит в состояние динамического равновесия.

Действие «обратной связи» объясняется на основе принципа Ле-Шателье - Брауна, согласно которому изменение любых переменных в системе в ответ на внешние возмущения происходит в направлении компенсации производимых возмущений. Благодаря этому система возвращается в первоначальное состояние, есяи производимые возмущения не превышают пороговых значений.

Экосистемы можно классифицировать по пространственно-временному принципу и по характеру (природе) процессов, протекающих в них. Существенное значение имеет рассмотрение динамики экоси-стем. Возможности существования и развития любой экосистемы связаны с обменными процессами между главным объектом и ередой, потому взаимодействие живых систем со средой, как было отмечено в первой лекции, определяется как экологическое взаимодействие.

Содержание экологического взаимодействия определяется характером обмена между главным объектом и средой. Так, на уровне биоэкосистем энергетический обмен характеризует цепь питания в экосистеме (растения -г травоядные - хищники - паразиты). Вещественный обмен связан с биосферными круговоротами (круговорот углерода, азота и других веществ). Информационный обмен обеспечивает эффективность регуляционных процессов в эко­системе, опережающее приспособление главного объекта к изменяющимся условиям среды.

Итак, для существования главного объекта экосистемы необходим обмен веществом, энергией и информацией с внешней средой. В идеале этот обмен должен носить непрерывный характер. Однако в действительности он носит дискретный (прерывистый) характер, и всегда существуют различия между приходящими и уходящими потоками вещества, энергии и информации. Это создает предпосылки для появления экологических противоречий.

Экологические противоречия, возникающие в социоэкосисте-мах, порождают экологические проблемы. Анализ экологической проблемы возможен на основе знаний истории и причин возникновения экологических противоречий, способов их разрешения. (На этом вопросе мы подробнее остановимся в следующей лекции.)

Экологические противоречия, возникающие в экосистемах, определяют их изменение ц развитие. Экологическое развитие предполагает усиливающееся взаимодействие экосистемы с окружающей средой. В ходе развития возможно изменение структуры и функций экосистем. Особое место в характеристике экологического развития поэтому занимает прогноз.

Экосистема, сохраняющая динамическое равновесие со средой и самотождественность при всех изменениях, считается устойчивой. Экологическая устойчивость - понятие, характеризующее сохранение качественной определенности экосистемы, неизменность ее организованности в течение неопределенно долгого времени. Устойчивость природных экосистем есть функция биологического разнообразия и количества живого вещества. Именно разнообразие видов в экосистеме, генетическое разнообразие внутри вида, разнообразие абиотических природных условий и соответствующих им природных сообществ обеспечивают устойчивость системы за счет многократного дублирования необходимых взаи­модействий.

Устойчивость социоэкосистем связана с мерой осознания обществом наличия дисгармонии и развертывания соответствующей экологической деятельности. Устойчивое развитие в данном случае понимается как длительное, непрерывное развитие системы «общество-природа». Нетрудно заметить, что концепция устойчивого (поддерживаемого) развития связывает идеи эволюции, историзма с прогностикой, приобщая к заботе о будущем.

Итак, основные понятия, обеспечивающие функциональную полноту описания экосистем различного вида, можно представить следующим образом (см. табл. 2)

Принцип системности и экологический подход. Высшим идеалом научного познания является стремление отобразить объекты действительности во взаимной связи и взаимодействии различных сторон, в движении и развитии. В зависимости от уровня теоретического и практического освоения мира этот идеал находил

определенное конкретно-историческое выражение. Еще в античности пытались целостно отобразить окружающий мир. Однако целостный подход античной науки имел существенную ограниченность. Верно схватывая общий характер всей картины явлений, он был недостаточен для объяснения тех частностей, из которых она складывается, а пока они оставались неизвестными, оставалась неясной и общая картина. Научному познанию древности недоставало дифференцированного подхода. Необходимо было предварительно разложить природу на ее отдельные части, вырвать из всеобщей связи различные явления и рассматривать их изолированно. Впоследствии именно этот аналитический, «элементарист-ский» подход привел к появлению экспериментального естествознания. Познание стало осуществляться на основе выделения из бесконечной сети явлений и процессов определенного среза действительности. Выделенный объект познания в принципе должен быть рассмотрен с точки зрения как его внешнеповеденческнх функций, так и его строейия. Тем не менее познание выделенного образования происходило долгое время на функциональном уровне. История естествознания показывает, что в хечение нескольких веков научное познание преимущественно ограничивалось исследованиями внешних связей объекта, без должного анализа его внутреннего субстрата. Раскрывался в основном внешний план причинности, и это считалось единственным реально возможным путем объяснения процессов природы. Переход от рассмотрения внешних проявлений вещей к внутренней их сущности порой казался граничащим с фантастикой. Своеобразной философской рефлексией на сложившуюся ситуацию в науке было кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе». Стиль мышления периода формирования экспериментального естествознания образно отразил в стихах известный физиолог XVII в. Галлера:«Природы внутреннюю суть Познать не в силах ум людской, Он счастлив, если видит путь К знакомству с внешней скорлупой».

«Функциональный период» в истории научного познания ознаменовался рядом выдающихся научных результатов. Объективно отражая определенный аспект действительности, функциональный подход позволял на основе конкретных экспериментов выявлять заранее неизвестные зависимости исследуемых объектов от различных внешних факторов. Достаточно напомнить, что классическая физика в основном представляет собой итог «функционального периода» познания объективной реальности.

В ходе развития теоретического познания стала осознаваться необходимость выявления внутренних закономерностей объектов науки, особенностей их стррения. Несомненно, что при этом фундаментальную эвристическую роль сыграло атомистическое учение, восходящее к древнейшим философским концепциям. Идеи атомистики оказали существенное влияние на творчество Бойля, Ньютона,Ломоносова, Дальтона, Авогадро, Менделеева и других выдающихся естествоиспытателей. Благодаря их усилиям на базе идей атомистического учения еще до экспериментального подтверждения существования атомов была разработана физико-химическая теория строения вещества. На ее основе в XIX в. были достигнуты разительные успехи в области химии.

Возникновение в XX в. атомной физики и других новейших областей естествознания оказалось подлинным переворотом в развитии методов структурного объяснения явлений природы. Все известные электрические, механические и химические законы стало возможным выводить из квантовой электродинамики, раскрывающей элементарное строение вещества на электронно-ядерном уровне. Современное естествознание стоит на пороге структурного объяснения данных физики элементарных частиц, химии и биологии в их единстве.

Однако по мере развития научного познания все более четко стали обозначаться реальные возможности аналитического подхода. Прежде всего, было выявлено, что существует широкий класс объектов действительности, адекватное познание которых невозможно только путем простого «деления на части» и последующего суммирования полученных результатов. В таких объектах сам характер взаимосвязи составляющих элементов, структура этих связей обусловливают свойства всего целого, не присущие отдельным его частям. Наличие таких .специфических свойств у некоторых объектов было отмечено еще Аристотелем, когда он рассматривал своеобразие живых организмов. Современная наука, несмотря на впечатляющие успехи в области выяснения физико-химических механизмов биологических процессов, специфику живого также объясняет, прежде всего, своеобразием организации материи на этом уровне. Ныне стало общепризнанным, что познание живых образований, наряду со структурным физико-химическим анализом, должно осуществляться на основе методов, которые позволили бы отобразить самую суть живого.

Предпосылкой таких методов послужил принцип системности, исторически получивший развитие в философии. Уже из философских построений Шеллинга и Гегеля неявно следовал вывод, согласно которому предметное знание, или знание о предметах как таковых, есть лишь непосредственное, простое знание, от которого необходимо перейти к знанию субстанциональному или системному, когда предмет выступает как включенный в более широкую систему.

Эвристическая функция философского принципа системности на уровне общенаучной методологии выразилась в середине XX в. в широком развертывании системных исследований, становлении системного подхода, методов системного анализа и появлении различных теорий систем.

Разумеется, потребность в системных методах исследования далеко не ограничивается областью биологии. Она проявляется и в сфере физики элементарных частиц, где полученная огромная информация требует для теоретического осмысления принципиально нового концептуального аппарата, и во всех других областях, где в зависимости от количества анализируемой информации получаются качественно новые результаты.

Следует подчеркнуть, что появлению системных методов исследования способствовали причины не только теоретического, но и практического характера. И нынешнему состоянию системных исследований отвечает характеристика системного подхода, как одного из методологических направлений современной науки, связанного с представлением, изучением объектов как систем.

Важнейшая гносеологическая особенность системных методов исследования - это отражение взаимодействия рассматриваемых элементов в рамках определенного уровня целостности. Степень целостности исследуемого объекта определяет формы и методы его системного анализа.

В связи с развитием и обобщением экологии сформировался экологический вариант системного подхода, или экологический подход- Особенность экологического подхода определяется тем, что в представление об экосистеме имплицитно входит разделение ее структуры на две крупные подсистемы. Одна из них «помещается» в центре системы или рассматривается как «главный объект», а другая - как; окружающая среда. Все связи оцениваются, прежде всего, по их воздействию на установленный объект. Поэтому считается, что экологический подход представляет собой частный случай (центрированный вариант) системного подхода.

В системном исследовании имеют дело не с анализом системы самой по себе, а всегда с исследованием системы вместе с исследованием относящейся к ней среды. В исходном пункте нашего анализа мы в равной мере не знаем и систему, и среду. Экологический подход вносит некоторую определенность в данный вопрос. Выбирая по тому или иному критерию «центральный» объект, исследователь автоматически разграничивает систему и среду, выявляет контуры основных связей между ними.

Общенаучный характер экологического подхода определяется тем обстоятельством, что в качестве центрального объекта можно представить любой из компонентов природной и социальной действительности. Данное обстоятельство открывает качественно новые возможности для раскрытия структуры взаимодействия, например, технических и агросистем с окружающей средой. На этой основе возникли инженерная и агроэкология.

Ноосферный подход и социально-экологическое познание. Как было отмечено, социально-экологические знания выполняют существенную эвристическую функцию при объяснении причин многих исторических событий. Однако социальная экология, исследуя с «социоприродных» позиций исторический процесс, ориентирована в целом на будущее. Социальные программы обеспечения экологической безопасности, устойчивого развития, гармонизации взаимоотношений общества и природы, разрешая Наметившиеся ныне противоречия во взаимодействии общества и природы, имеют существенный футурологический контекст. Их методологическую основу в значительной мере определяет учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Это учение, основываясь На данных естествознания и логики глобального эволюционизма, предстает как доминирующий ориентир в социальной экологии, как универсальный методологический подход.

Бели человечество является частью природы, то на каком-то этапе развития, как полагал В. И. Вернадский, оно должно осознать свою глобальную функцию поддержания биосферных процессов и действовать с учетом законов биосферы.

Однако является ли человечество продолжением природы или оно представляет собой инородное тело - своего рода «раковую опухоль» в ее организме?

Человек появился на Земле в результате сложнейших эволюционных процессов, происходивших в течение миллиардов лет. Он, несомненно, находится на вершине прогрессивного развития материи (если прогрессом считать возникновение и развитие жизни). Много еще неясных страниц в этой удивительной истории, но если исходить из реальных фактов, то в человеке четко различаются организменный и личностный уровни. Считается, что организмен-ным уровнем он включен в связь природных явлений и подчиняется законам природы, а личностным уровнем он обращен к общественным, культурным явлениям.

Вечным вопросом остается связь этих уровней, взаимоотношение материального и идеального, духовного в человеке. Именно от характера этих связей зависит ответ на вопрос: является ли человечество этапом в эволюции материи или материя Породила в нем уничтожающее себя существо. i

В.И. Вернадский попытался ответить на этот вопрос путем выяснения возможных биосферных функций человечества.

Эволюция биосферы шла в направлении увеличения запаса ее устойчивости относительно окружающей среды. В ней протекает цепь процессов, последовательно утилизирующих энергию Солнца. Запас устойчивости экосистем и всей биосферы зависит от ее накопления.

Человек с того момента, как научился добывать огонь, все активнее стал использовать аккумулированную в растениях энергию Солнца, а впоследствии и энергию горючих ископаемых. Главным отличительным свойством человека, таким образом, оказалась его способность использовать энергию, накопленную в былых биосферах. Расточительное использование ресурсов природы при этом сопровождается загрязнением природной среды. До сих пор деятельность человека, как ни странно, объективно направлена на ослабление устойчивости биосферы, на уменьшение ее разнообразия. Человечество продолжает стихийно размножаться, истребляет богатство природы, отравляет окружающую среду.

Однако при этом исторически все больше увеличивается потенциальная возможность человека совершенно другим путем повышать устойчивость биосферы, обеспечивать длительное ее развитие. Обладая разумом, человек способен познать закономерности биосферных процессов и действовать в направлении, повышающем разнообразие биосферы, а следовательно, и ее устойчивость. В этом, возможно, и заключается эволюционно обусловленная биосферная функция человечества.

В.И. Вернадский считал появление у человека способности к научному познанию не случайным, а закономерным, космическим явлением. Возникновение подобной способности связано непосредственно с эволюцией человека. Получается, что в человеке природа посредством научного мышления познает самое себя и определяет свое будущее.

Биосферная функция человечества при оптимистическом взгляде на будущее должна заключаться в поддержании и целенаправленном развитии биосферы. Осознание и реализация человечеством этой функции непосредственно связаны с развитием научного познания, экологического образования, наличием соответствующих социальных, экономических, политических предпосылок и, самое главное, с доминированием в общественном сознании гуманистических и экологических убеждений.

Процесс реализации биосферных функций человека можно считать становлением ноосферы. Ноосфера, в таком случае, предстает как такой этап в истории нашей планеты, когда научное познание, а не стихийные силы и темные страсти направляют развитие системы «общество - природа».

Термин «ноосфера» (греч. noos - разум и sphera - шар) был предложен французским естествоиспытателем Э. Леруа в середине 20-х годов прошлого столетия: По мнению Э.Леруа, -ноосфера характеризует процесс перехода биосферы в новое эволюционное состояние под воздействием человека.

На творчество Э. Леруа оказала сильное влияние работа В.И.Вернадского «Автотрофность человечества», опубликованная

на французском языке в 1925 г. В ней обращалось внимание на особую роль человека в преобразовании биосферы, превращении ее в качественно новое состояние. В биосфере, как считал В. И. Вернадский, существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетарное действие которой обычно не принимается во внимание. Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного.

Концепция ноосферы получает развитие в работах другого французского ученого П. Тейяр де Шардена, особенно в его книге «Феномен человека». Он выделяет в развитии нашей планеты следующие, последовательно сменяющие друг друга стадии: пред-жизнь (предбиосфера), жизнь (биосфера) и «феномен человека», т.е. собственно ноосфера.

Ноосфера в его трактовке возникает и развертывается вне биосферы. Это пласт мыслей, обволакивающий планету.

Новое содержание понятию «ноосфера» придал В.И. Вернадский в последние годы своей жизни. Для него ноосфера такое же материальное образование, как и биосфера. В этой связи рн писал: «Наблюдается интенсивный рост влияния одного вида живого вещества — цивилизованного человечества - на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу»1..

В наше время благодаря науке человек становится решающей силой в эволюционном процессе и круговоротах биосферы. При этом имеются в виду не только естественные взаимоотношения человека с природой, но и связи, обусловленные деятельностью человека. Эти идеи все в большей степени входят в способы решения проблем социальной экологии. -

Основные предпосылки перехода биосферы в ноосферу можно свести к следующему.

• высокий уровень развития науки, всесторонняя обоснованность любой человеческой деятельности;

• политическое единство человечества, исключающее войны из жизни людей;

• высокое качество жизни людей в самых различных частях на­шей планеты;

• социальное равенство людей на Земле, исключающее расизм, нищету, эксплуатацию;








Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 1607;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.029 сек.