Международные литературные связи 4 страница
[533]Эйхенбаум Б.М . Статьи о Лермонтове. М.; Л., 1961. С. 183–184.
[534]Шоу Б. О драме и театре. М., 1963. С. 68–77, 500.
[535]Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. С. 426.
[536]См.: Выготский Л.С . Трагедия о Гамлете, принце Датском // Выготский Л.С . Психология искусства. М., 1986. С. 356–366.
[537]См.: Робинсон А.Н . Творчество Аввакума в историко-функциональном освещении // Русская литература в историко-функциональном освещении. М., 1979. С. 160.
[538]Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М., 1986. С. 115, 118.
[539]См.: Степанов Ю.С . Язык художественной литературы // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
[540]Степанов Ю. С. Стилистика// Там же.
[541]См.: Чудаков А.П . В.В. Виноградов и его теория поэтики// Чудаков А.П. Слово — вещь — мир. От Пушкина до Толстого: Очерки поэтики русских классиков. М., 1992.
[542]См.: Томашевский Б.В . Теория литературы. Поэтика; его же. Стилистика и стихосложение. Л., 1959; его же. Стилистика, 2-е изд., испр. и доп. Л., 1983.
[543]Античные риторики. М., 1978. С. 19.
[544]Гиндин С.И . Риторика и проблемы структуры текста // Дюбуа Ж . и др. Общая риторика /Пер. с фр. М., 1986. С. 364.
[545]Аверинцев С.С . Древнегреческая поэтика и мировая литература //Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981. С. 8, 6.
[546]Белинский В.Г . Поли. собр. соч.: В 13 т. М„1956. Т. 10. С. 15.
[547]См.: Лотман Ю.М. Риторика // Лотман Ю.М . Избранные статьи: В 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. С. 181.
[548]Платон. Избранные диалоги. С. 83, 231, 246.
[549]Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М„1974. С. 112. См. также с. 92–93.
[550]См.: Гадамер Г.-Г . Неспособность к разговору //Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного /Пер. с нем. М., 1991.
[551]Гинзбург Л.Я. О лирике. С. 211. См. также с. 224–225.
[552]Человек читающий. М., 1983. С. 240.
[553]Ухтомский А.А . Интуиция совести. С. 287.
[554]Барт Р . Избранные работы. Семиотика. Поэтика. С. 539, 461.
[555]См.: Вайнштейн О.Б . Деррида и Платон: деконструкция Логоса // Мировое древо. 1992. № 1.
[556]См.: Якобсон Р. О . Поэзия грамматики и грамматика поэзии// Семиотика. М., 1983. С. 462, 469.
[557]Метафора (наиболее употребительный род словесных ассоциаций) рассматривается современными учеными как первостепенно важная форма человеческого мышления (путь проникновения в суть вещей), как проявление артистизма и игрового начала, как способ претворения условных вербальных знаков в иконические (образные). См.: Теория метафоры / Пер. с англ., нем., исп., фр., пол. М., 1990. С. 169, 173, 389, 422, 552 и др.
[558]Мандельштам О.Э . Слово и культура. С. 42.
[559]Шеллинг Ф . Философия искусства. С. 343.
[560]См.: Сабанеев Л. Музыка речи: Эстетическое исследование. М., 1923. С. 79–89.
[561]Пастернак Б. Л . Воздушные пути. С. 438.
[562]См.: Булгаков С.Н . Философия имени. Париж, 1953.
[563]См.: Вейдле В.В . Эмбриология поэзии. Введение в фоносемантику поэтической речи. Париж, 1980.
[564]См.: Григорьев В.П . Поэтика слова: На материале русской советской поэзии. М., 1979. С. 285–303.
[565]См.: Веселовский А.Н. Историческая поэтика. С. 118–122.
[566]Белый А . Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1966. С. 548.
[567]См.: Эйхенбаум Б.М . О поэзии. Л., 1969. С. 328–338.
[568]Тезисы пражского лингвистического кружка // Звегинцев В.А . История языкознания XIX–XX веков в очерках и извлечениях: В 2 т. М., 1965. Т. 2. С. 133, 136.
[569]Тодоров Цв . Понятие литературы// Семиотика. М., 1983. С. 367, 368, 363.
[570]Якобсон P.O . Лингвистика и поэтика// Структурализм: «за» и «против»: Сб. статей. М., 1975. С. 228.
[571]Гаспаров М.Л . Поэзия и проза — поэтика и риторика// Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С. 126.
[572]См.: Тынянов Ю.Н . Проблема стихотворного языка. М., 1965. С. 66, 121.
[573]Из числа современных пособий по стиховедению см.: Богомолов Н.А . Стихотворная речь. М., 1995; Гаспаров М.Л . Русские стихи 1890-х–1925-го годов в комментариях. М., 1993; Холшевников В. Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение, 3-е изд., перераб. СПб., 1996. Федотов О.И . Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика. М., 1997.
[574]Гаспаров М.Л . Семантический ореол метра: К семантике русского трехстопного ямба // Лингвистика и поэтика. М., 1979. С. 285. У истоков исследований семантического ореола стиховых форм — Тарановский К.О . взаимоотношении стихотворного ритма и тематики // American contributions to the V International Congress of Slavists. 1963. Здесь рассмотрена судьба пятистопного хорея в русской поэзии XIX–XX вв.
[575]Бахтин М.М . Вопросы литературы и эстетики. С. 89, 99.
[576]Лотман Ю.М . Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. С. 148.
[577]См.: Гиндин С.И. Что такое текст и лингвистика текста // Аспекты изучения текста: Сб. научных трудов. М., 1981.
[578]Лихачев Д.С. Текстология. На материале русской литературы Х — XVII веков, 2-е изд., перераб. и доп. Л., 1983. С. 129.
[579]Лотман Ю.М . Анализ поэтического текста. С. 24–25. См. также: Гей Н.К. Художественный образ как категория поэтики // Контекст-1982. Литературно-теоретические исследования. М., 1983. С. 92–93. См. также: Гореликова М.И ., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1983.
[580]См.: Долинин К.А . Интерпретация текста (Французский язык). М., 1985.
[581]См.: Кржижановский С.Д . Поэтика заглавий. М., 1931; Ламзина А.В . Заглавие литературного произведения// Русская словесность. 1997. № 3; Мильчина В.А. Поэтика примечаний// Вопр. литературы. 1978. № 11.
[582]См.: Винокур Т.О. Критика поэтического текста// Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М., 1991; Томашевский Б.В . Писатель и книга: Очерк текстологии, 2-е изд. М., 1959; Рейсер С.А . Палеография и текстология нового времени. М., 1970; Лихачев Д.С . Текстология. На материале русской литературы Х — XVII веков. 2-е изд., перераб. и доп. Л., 1983.
[583]Бахтин М.М . Эстетика словесного творчества. С. 281.
[584]Лотман Ю.М . Избранные статьи. Т. 1. С. 286, 284.
[585]Бахтин М.М . Эстетика словесного творчества. С. 282–285, 292, 304, 346.
[586]Лотман Ю.М . Избранные статьи. Т. 1. С. 134–136, 45, 144.
[587]Интервью с Жаком Деррида // Мировое древо. 1/92. М., 1992. С. 74.
[588]Тартуско-московская семиотическая школа глазами ее участников // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. С. 301.
[589]Барт Р . S/Z. М., 1994. С. 227.
[590]Барт Р . Избранные работы. Семиотика. Поэтика. С. 417, 515.
[591]Бахтин М.М . Вопросы литературы и эстетики. С. 112–113, 121.
[592]Бахтин М.М . Проблемы поэтики Достоевского. С. 340–341.
[593]Аничков Е.В. Традиция и стилизация // Театр. Книга о новом театре. СПб., 1908.
[594]Чуковская Л.К . Записки об Анне Ахматовой: В 3 т. М„1997. Т. 1. С. 173.
[595]Гете И.В . О пародии у древних (1824) // Гете И.В . Об искусстве. С. 473.
[596]См.: Тынянов Ю.Н . Поэтика. История литературы. Кино. С. 291.
[597]Тынянов Ю.Н . Поэтика. История литературы. Кино. С. 310, 294, 201.
[598]Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. С. 327.
[599]Каргашин И.А. Сказ в русской литературе. Вопросы теории и истории. Калуга, 1996. С. 12.
[600]Эйхенбаум Б.М . Лесков и современная проза // Эйхенбаум Б.М . О литературе: Работы разных лет. С. 419.
[601]Мущенко Е.Г., Скобелев В.П., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа. Воронеж, 1978. С. 31.
[602]Эйхенбаум Б.М . Лесков и современная проза. С. 422.
[603]Мущенко Е.Г., Скобелев В.П., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа. С. 9.
[604]Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian literature. 1974. № 7/8. P. 71.
[605]Лихачев Д.С . Ахматова и Гоголь // Лихачев Д.С . Литература — Реальность— Литература. Л., 1981. С. 173. О реминисценциях в «Поэме без героя» см. также статьи В.Н. Топорова (Тезисы докладов IV Летней школы по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1970), Т.В. Цивьян (Ученые записки/ Тартуского ун-та. Вып. 284. Тарту, 1971), Д.Е. Максимова (там же. Вып. 680. Тарту, 1985), Л.К… Долгополова (Русская литература. 1979. № 4).
[606]См.: Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1994.
[607]Пушкин А.С . Поли. собр. соч.: В 10 т. М.; Л., 1949. Т. 10. С. 324.
[608]Подгаецкая И.Ю . «Свое» и «чужое» в поэтическом стиле. Жуковский — Лермонтов — Тютчев // Смена литературных стилей. М., 1974. С. 201.
[609]Цит. по: Карельский А.В . От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. М., 1990. С. 309.
[610]Минц З.Г . Функция реминисценций в поэтике А. Блока // Ученые записки Тартуского ун-та. Вып. 308. Тарту, 1973. С. 416.
[611]Арсеньев Н.С . О лирическом стиле и некоторых лирических темах Пушкина // Записки русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1975. Т. 9. С. 85.
[612]Ахматова А.А . «Самый непрочитанный поэт». Заметки о Николае Гумилеве // Хейт А . Анна Ахматова. Поэтические странствия (пер. с англ.). Дневники, воспоминания) письма А.А. Ахматовой. М., 1991. С. 310, 312.
[613]Кристева Ю . Бахтин, слово, диалог, роман (1967)//Вестник/МГУ. Серия 9. Филология. 1995.N» 1. С. 99, 97.
[614]Барт Р . Избранные работы. Семиотика. Поэтика. С. 486, 428.
[615]Цит. по: Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Европы и США. Концепции, школы, термины. М., 1996. С. 218.
[616]Письма Марины Цветаевой//Новый мир. 1969. № 4. С. 207.
[617]Смирнов И.П. Порождение интертекста (Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака), 2-е изд. СПб., 1997. С. 54.
[618]См.: Современное зарубежное литературоведение… С. 268–271.
[619]Вопр. литературы. 1993. Вып. 3. С. 42.
[620]Томашевский Б.В . Пушкин — читатель французских поэтов//Пушкинский сборник памяти С.А. Венгерова. М.; Пг., 1923. С. 210–213.
[621]Нирё Л . О значении и композиции произведения//Семиотика и художественное творчество. М., 1977. С. 150.
[622]Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М„1965. С. 425.
[623]См.: Жолковский А.К., Щеглов Ю.К . Работы по поэтике выразительности. С. 297, 25–31.
[624]Мазель Л.A . О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки//Интонация и музыкальный образ. М., 1965. С. 240.
[625]Якобсон P.O . Работы по поэтике. С. 124–125, 99.
[626]Шишмарев В.Ф . Этюды по истории поэтического стиля и форм. Припев и аналитический параллелизм//Журнал/Министерства народного просвещения. 1901. Декабрь. Ч. 188. С. 169–270.
[627]См.: Веселовский А.Н . Эпические повторения как хронологический момент//Веселовский А.Н. Историческая поэтика. С. 93.
[628]См.: Жирмунский В.М . Композиция лирических стихотворений//Жирмунский В.М . Теория стиха. Л., 1975.
[629]Там же. С. 492.
[630]См.: Холопова В. А . Музыкальный тематизм. М., 1983.
[631]Путилов Б.Н. Веселовский и проблемы фольклорного мотива//Наследие Александра Веселовского: Исследования и материалы. СПб., 1992. С. 84.
[632]См.: Веселовский А.Н . Историческая поэтика. С. 301.
[633]Веселовский А.Н . Историческая поэтика. С. 40.
[634]См.: От сюжета к мотиву. Новосибирск, 1996; Сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск, 1998; Тюпа В.И . Тезисы к проекту словаря мотивов//Дискурс. № 2. Новосибирск, 1996.
[635]См. статьи под заголовком «Мотивы» в: Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.
[636]Блок А.А. Записные книжки. 1901–1920. С. 84.
[637]Гаспаров Б.М . Литературные лейтмотивы. М., 1994. С. 301.
[638]Гаспаров М.Л . Предисловие//Жолковский А. К., Щеглов Ю.К . Работы по поэтике выразительности. С. 5.
[639]Цит. по.: Там же. С. 34.
[640]Цит. по: Сергеенко П . Толстой и его современники. М., 1911. С. 228–229.
[641]Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. С. 413.
[642]См.: Аристотель. Об искусстве поэзии. Гл. 11 и 16.
[643]См.: «Чайка» в постановке МХТ. М., 1938. С. 112.
[644]Хемингуэй Э . Избр. произв.: В 2 т. М., 1959. Т. 2. С. 188.
[645]См.: Корман Б.О . Опыт описания литературных родов в терминах теории автора (субъектный уровень)//Проблема автора в художественной литературе. Вып. 1. Ижевск, 1974; его же . Лирика Некрасова, 2-е изд., перераб. и доп. Ижевск, 1978. Гл. 2.
[646]Успенский Б.А . Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционных форм. М., 1970. С. 5, 16.
[647]Толстой Л.Н . Полн. собр. соч.: В 90 т. М., 1953. Т. 62. С. 269.
[648]См.: Веселовский А.Н . Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля//Веселовский А.Н. Историческая поэтика. С. 107–117.
[649]Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. С. 427.
[650]Кулешов Л.В. Искусство кино (мой опыт) Л., 1929. С. 16–18.
[651]Эйзенштейн С.М . Избранные статьи. М., 1956. С. 253.
[652]Подробнее об этом см. статьи Вяч. Вс. Иванова и А.Г. Раппопорта в: Монтаж: Литература, искусство, театр, кино. М., 1988.
[653]См.: Корман Б.О . Лирика Некрасова. С. 137–143.
[654]Манн Т. Собр. соч.: В 10. т. Т. 9. С. 163–164.
[655]См.: Толстой Л.Н . Полн. собр. соч.: В 90 т. Т. 62. С. 377.
[656]Блок А.А . Соч.: В 8 т. М., I960. Т. 3. С. 297.
[657]Толстой Л.Н . Поли. собр. соч.: В 90 т. Т. 30. С. 131.
[658]См.: Лесскис Г.А . Синтагматика и парадигматика художественного текста //Известия /АН СССР. Отд. лит. и яз. 1982. № 5.
[659]Грехнев В.А . Словесный образ и литературное произведение. С. 123–125 (разд. «Начала и концы»).
[660]Ежегодник МХАТ. 1953–1958. М., 1961. С. 165.
[661]Мазель Л.А. Эстетика и анализ//Советская музыка. 1966. № 12. С. 26.
[662]Бехер И . Любовь моя, поэзия: О литературе и искусстве. М., 1965. С. 62.
[663]А.П. Чехов о литературе. М„1955. С. 292, 205.
[664]Петровский М.А . Морфология новеллы (1927)//Вопросы литературоведения: Хрестоматия. М., 1992. С. 67.
[665]Тагор Р . Религия художника//Восточный альманах. М., 1961. № 4. С. 96.
[666]Бернштейн С.И. Эстетические предпосылки теории декламации//Поэтика III. Л., 1927. С. 34–37.
[667]Скафтымов А.П . Нравственные искания русских писателей. С. 431.
[668]Твардовский А.Т . Василий Теркин. М. 1976. С. 261.
[669]Гораций Ф.К. Послание к Пизонам (Наука поэзии)//Гораций Ф.К . Поли. собр. соч. М., Л., 1936. С. 341–343.
[670]Дидро Д. Разрозненные мысля//Дидро Д . Собр. соч.: В 10 т. М., 1946. Т. 6. С. 564.
[671]В XX же веке высказывались и противоположные суждения. Так, глава итальянских футуристов Ф.Т. Маринетти писал: «Сплетать образы нужно беспорядочно и вразнобой» (Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М., 1986. С. 165).
[672]Пушкин А.С . Полн. собр. соч.: В 10 т. М.; Л., 1949. Т. 7. С, 67, 41.
[673]Бахтин М.М . Вопросы литературы и эстетики. С. 403.
[674]Грабарь И.Э . В.А. Серов: Жизнь и творчество. Б/г. С. 147.
[675]Пушкин А.С . Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. 7. С. 244.
[676]Жирмунский В.М . Теория стиха. С. 434.
[677]См.: Баткин Л.М . Зрелище мира у Джаноццо Манетти. К анализу ренессансного понятия «varietas» // Театральное пространство: Материалы научной конференции (1978). М. 1979.
[678]Хогарт В. Анализ красоты. Л.; М., 1958. С. 167, 144.
[679]Бахтин М.М. Вопросы литературы и искусства. С. 47.
[680]Томашевский Б.В . Теория литературы. Поэтика. С. 26.
[681]Тынянов Ю.Н . Поэтика. История литературы. Кино. С. 272.
[682]См.: Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
[683]Самосознание европейской культуры XX века. С. 332.
[684]Скафтымов А.П. К. вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы (1923)//Русская литературная критика. Саратов, 1994. С. 139, 142.
[685]Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. С. 362. О неизменном присутствии в литературоведческих штудиях их субъекта как «носителя» определенных ценностных ориентаций, менталитета, культурных традиций см.: Есаулов И.А. Литературоведческая аксиология: Опыт обоснования понятия//Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1994. См. также: Мальчукова Т.Г. О философской филологии//Мальчукова Т.Г. Филология как наука и творчество. Петрозаводск, 1995.
[686]Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. М.; 1996, Т. 5. С. 7.
[687]См.: Лихачев Д.С. Еще о точности литературоведения//Лихачев Д.C. Литература — Реальность — Литература. С. 198–200.
[688]Шеллинг Ф.В. Система трансцендентального идеализма. М., 1936. С. 383.
[689]См., например: Смирнов А.А. Пути и задачи науки о литературе//Литературная мысль. 1923. № 2.
[690]Тодоров Цв. Поэтика//Структурализм: «за» и «против». М., 1975. С. 41.
[691]Лотман Ю.М . Анализ поэтического текста. С. 5–6.
[692]Шкловский В.Б . Гамбургский счет. С. 125.
[693]Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Мир автора и структура текста. Нью-Йорк, 1986. С. 10.
[694]Эта мысль в разговоре со мной была высказана С.Г. Бочаровым.
[695]См.: Мейер А. А. Философские сочинения. Париж, 1982.
[696]См.: Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 2.
[697]См.: Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1981.
[698]Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971 Т. 3. 4.1. С. 174–176.
[699]Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 45.
[700]См.: Шеллинг Ф.В. Философия искусства. С. 396–399.
[701]См.: Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 3. С. 419–420.
[702]Подробнее об истории рассмотрения литературных родов см.: Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М., 1986. С. 22–38.
[703]См.: Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М., 1993. С. 34–38.
[704]Staiger Е. G. rundbegrifle del Poetik. Zürich, 1951. S. 9.
[705]См.: Веселовский А.Н. Историческая поэтика. С. 190, 245, 230.
[706]Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. М., 1960. Т. 6. С. 8.
[707]Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.; Л., 1959. С. 200.
[708]Шеллинг Ф.В. Философия искусства. С. 399.
[709]Манн Т. Собр. соч.: В. 10 т. Т. 10. С. 273, 277, 278.
[710]О многообразии форм повествования в русской литературе XIX в. см.: Манн Ю.В. Автор и повествование //Известия/АН СССР. Отд. литературы и языка. 1991. № 1; его же. Об эволюции повествовательных форм (вторая половина XIX в.) //Известия/РАН. Отд. литературы и языка. 1992. № 2. Завершая вторую статьи, автор говорит о Чехове следующее: «<…>сливая сферу рассказчика с субъективной сферой героя, он с особой тонкостью и тщанием развивает ту персональную повествовательную ситуацию, которая заняла столь видное место в литературе XX в.» (с. 58).
[711]Гете И.В. Об искусстве. С. 350.
[712]Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. Т. 9. С. 386.
[713]Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. М., 1957.Т. 6. С. 58.
[714]Пушкин А. С. О народной драме и драме «Марфа Посадница»// Пушкин А. С. Поли. собр. соч.: В. 10 т. Т. 7. С. 214, 213.
[715]Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. С. 282.
[716]Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. М., 1959. Т. 5. С. 370.
[717]Цит. по: Хрестоматия по истории западноевропейского театра / Сост. и ред. С. Мокульский: В 2 т. 2-е изд. М.; Л., 1953. Т. 1. С. 679.
[718]Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М., 1950. Т. 35. С. 252.
[719]Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. 7. С. 212.
[720]Гете И.В. Об искусстве. С. 410–411.
[721]Тургенев И.С. Собр. соч.: В. 12 т. М., 1956. Т. 9. С. 542.
[722]Островский А. Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. М., 1978. Т. 10. С. 63.
[723]Прибегнув к этому термину (Zustand — состояние), охарактеризовал природу лирики немецкий ученый Ю. Петерсен; сферу же эпоса и драмы, по его мысли, составляет действие (Handlung) (cm.: Petersen I. Die Wissenschaft von der Dichtung. Bd 1. Weik und Dichter. Berlin, 1939. S. 119–126).
[724]Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. Т. 2. С. 62.
[725]Об «образе переживания» в лирике см.: Сквозников В.Д. Лирика//Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964. С. 175–179.
[726]Гинзбург Л. Я. О лирике. С. 7.
[727]Гоголь Н.В. В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность//Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 9 т. М., 1994. Т. 6. С. 160.
[728]См.: Поспелов Г. Н. Лирика среди литературных родов. М., 1976. С. 32.
[729]Сурат И.З. Пушкин как религиозная проблема//Сурат И.З . Жизнь и лира. М., 1995. С. 175.
[730]Гинзбург Л.Я . О лирике. С. 8.
[731]Сильман Т.И . Заметки о лирике. Л., 1977. С. 33.
[732]Типы организации лирических произведений тщательно рассмотрены в: Поспелов Г.Н . Лирика среди литературных родов. С. 62–177.
[733]Там же. С. 158.
[734]Ларин Б.А. О лирике как разновидности художественной речи (семантические этюды)//Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя: Избранные статьи. Л., 1974. С. 84.
[735]Мусатов В.В . Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. От Анненского до Пастернака. М., 1992. С. 160.
[736]Каган М.С . Морфология искусства. Л., 1972. С. 394.
[737]Тынянов Ю.Н . Поэтика. История литературы. Кино. С. 118. О лирическом герое см. также: Степанов H.Л . Лирика Пушкина. М., 1959. С. 106–110.
[738]Ходасевич В.Ф . Собр. соч.: В 4 т. М., 1996. Т. 1. С. 449, 417, 416.
[739]См.: Бахтин М.М . Эстетика словесного творчества. С. 148–149.
[740]См.: Бройтман С.Н . Русская лирика XIX — начала XX века в свете исторической поэтики. Субьектно-образная структура. М., 1997.
[741]Гегель Г.В.Ф . Эстетика: В 4 т. Т. 3. С. 501.
[742]Гинзбург Л.Я . О лирике. С. 12; см. также: Левин К).И. Заметки о лирике//Новое литературное обозрение. № 8. (1994).
[743]См.: Корман Б.О. Опыт описания литературных родов в терминах теории автора (субъектный уровень)//Проблема автора в художественной литературе. Вып. 1. Ижевск, 1974. С. 223
[744]Шеллинг Ф.В . Философия искусства. С. 380.
[745]Обзор подобных суждений зарубежных ученых дан в: Hernadi P . Beyond Genre. New Directions in Literaiy Classification, llhaca and London, 1972. P. 34–36.
[746]См.: Бочаров С.Г . Пруст и «поток сознания» //Критический реализм XX века и модернизм. М., 1967.
[747]Эпштейн М.Н . На перекрестке образа и понятия (эссеизм в культуре Нового времени)//Эпштейн М.Н . Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX–XX веков. М., 1988. С. 334, 380, 365, 369.
[748]Белецкий А.И . Избранные труды по теории литературы. С. 342.
[749]Жирмунский В.М . Байрон и Пушкин (1924).Л., 1978. С. 227.
[750]Тынянов Ю.Н . История литературы. Поэтика. Кино. С. 275.
[751]Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. С. 207.
[752]Стенник Ю.В . Системы жанров в историко-литературном процессе // Историко-литературный процесс. Л., 1974. С. 173.
Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 807;